Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для шарикоподшипника
, (7.36) где динамическая нагрузка на подшипник, Н; = 0, 5; = 7008 ч.; и , – см. расшифровку параметров формулы (7.35); динамическая грузоподъемность шарикоподшипника, Н [см. 1, таблица 24.10, стр. 459]. Примечание. При расчетах по формулам (7.35) или (7.36) сначала проверяется грузоподъемность подшипника легкой серии, и только при невыполнении соотношения берется подшипник средней серии. Для выбранных по разделам 7.4.1 или 7.4.2 подшипников указываем обозначение по ГОСТ и выписываем следующие данные: для роликоподшипника – ; для шарикоподшипника – . Для обеспечения построения роликоподшипника на чертеже выполняем расчет размеров элементов внутренней конструкции подшипника по методике, изложенной на рис. 7.3: . Примечания: 1. Размеры и на рис. 7.3 определяем при построении роликоподшипника на чертеже. 2. Примеры обозначения подшипника серии диаметров 2 (легкая серия) при (d) = 90 мм: · роликоподшипник – «Подшипник 7218А ГОСТ 27365–87»; · шарикоподшипник – «Подшипник 218 ГОСТ 8338–75». По конструктивной схеме №1 внутреннее кольцо роликоподшипника (или шарикоподшипника) через распорную втулку поджимает ступицу зубчатого колеса к буртику на валу с диаметром (см. ниже). Вращающий момент от зубчатого колеса передается валу с помощью шпоночного соединения (см. рис. 7.5). – диаметр вала под зубчатое колесо, мм: , (7.37) при этом конструктивная добавка (5…15) мм варьируется в зависимости от значения : · (5…7) мм для ; · (8…12) мм для ; · (13…15) мм для . Примечание. Желательно, чтобы значение было кратным 2 или 5. Для диаметра по таблице 7.7 производим выбор призматической шпонки исполнения 1 (с закругленными краями) ГОСТ 23360–78 и выписываем следующие параметры: ; ; ; ; . Рабочую длину шпонки рассчитываем из условия прочности на смятие, мм: , (7.38) где – см. расшифровку формулы (7.34); = 100 МПа – допускаемое напряжение смятия; и – параметры шпонки (см. выше). По формуле (7.25) находим длину шпонки, мм: . Полученное значение округляем в бó льшую сторону до ближайшей стандартной величины (см. «Примечание» к таблице 7.7). Пример обозначения шпонки – там же. Конструктивная схема зубчатого колеса представлена на рис. 7.6, а также на конструктивной схеме №1. Подробнее конструкцию цилиндрических зубчатых колес см. в учебном пособии [1, раздел 5.1]. – длина ступицы зубчатого колеса, мм: = + 10, (7.39) где принятое (стандартное) значение длины шпонки. При этом для должны быть выдержаны соотношения (7.3), рекомендуемые в разделе 7.1.2: > и =(0, 8…1, 5) . В случае, если не входит в диапазон (0, 8…1, 5) , необходимо увеличить диаметр на (5…8) мм, заново определить параметры шпонки (; ; ; ; ), по формуле (7.38) рассчитать рабочую длину шпонки , принять (при необходимости) новое стандартное значение длины шпонки и заново рассчитать длину ступицы по формуле (7.39), добиваясь выполнения соотношений (7.3). диаметр ступицы зубчатого колеса, мм: , (7.40) при этом бó льшие значения – для шпоночного соединения колеса с валом (меньшие значения принимаются в случае применения шлицевого соединения). Примечание. Значение округляем до величины, кратной 2 или 5 (см. пример в разделе 7.1.1). Ширину торцов зубчатого венца (см. рис. 7.6) принимаем, мм: , (7.41) где и – см. раздел 7.1.2. Толщина диска, мм: , (7.42) где . (7.43) В случае, если соотношение (7.42) не выдерживается, допускается принимать: , (7.44) при этом значение округляется до величины, кратной 2 или 5. Рис. 7.6 На торцах зубчатого венца (зубьях и углах обода) выполняют фаски: , которые округляют до стандартного значения по таблице 7.9.
Таблица 7.9
На прямозубых зубчатых колесах фаску выполняют под углом , на косозубых колесах при твердости менее 350 НВ – под углом , а при более высокой твердости – . Острые кромки на торцах ступицы также притупляют фасками, размеры которых принимают по таблице 7.9 в зависимости от диаметра вала под зубчатое колесо . диаметр буртика для упора зубчатого колеса, мм: , (7.45) при этом минимальные значения конструктивной добавки – для мм, средние значения – для мм, максимальные – для мм. Для определения длины буртика находим расстояние между боковыми внутренними стенками корпуса редуктора , мм: , (7.46) где – торцовый зазор (см. раздел 7.1.2); – ширина зубчатого венца шестерни (там же); – длина ступицы червячного колеса (см. раздел 7.3, формула 7.26); – длина буртика промежуточного вала (см. раздел 7.3, формула 7.29). – длина буртика между торцом ступицы зубчатого колеса и торцом внутреннего кольца подшипника, мм: а) для роликоподшипника ; (7.47) б) для шарикоподшипника , (7.48) где см. формулу (7.46); – торцовый зазор (см. раздел 7.1.2); – длина ступицы зубчатого колеса (см. формулу 7.39); – высота выступа крышки подшипникового узла на выходном валу (см. раздел 7.5, поз. 4, параметр ); – параметр роликоподшипника (см. выше данные подшипника, размер ); – параметр шарикоподшипника (см. выше данные подшипника, размер ). высота прилива на корпусе редуктора и крышке корпуса для гнезда подшипникового узла, мм: а) для роликоподшипника ; (7.49) б) для шарикоподшипника , (7.50) где толщина стенки корпуса редуктора (см. раздел 7.6); и – см. выше. – рекомендуемое расстояние от поверхности прилива под подшип-никовый узел до наружной поверхности корпуса редуктора в зоне расположения болта крепления крышки редуктора к корпусу: = 33 мм для = М12; = 39 мм для = М16; = 48 мм для = М20. Величина диаметра резьбы болта определяется в разделе 7.6. – длина распорной втулки между торцом ступицы зубчатого колеса (совпадает с торцом зубчатого венца колеса) и торцом внутреннего кольца подшипника, мм: а) для роликоподшипника ; (7.51) б) для шарикоподшипника , (7.52) расшифровку – см. выше к формулам (7.49) и (7.50).
|