Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чудеса Елисея.






Священный автор много внимания уделяет чудесам Елисея, который представлен человеком, обладающим сверхъестественной властью и силой, которой не имели другие члены общины пророков. Елисей обладал этой силой бла­годаря своему особому статусу человека Божьего, и все истории имеют одну об­щую цель – подчеркнуть смысл и значе­ние этой фразы. Человек Божий – это не просто благочестивый человек, который служит Богу, но тот, который имеет особые отношения с Богом.

Оздоровление источника в Иери­хоне (II, 19-22). Иерихон был одним из старейших городов мира, и своей известностью город был обязан богатому источнику, который обеспечивал влагой всю близлежащую область, делая ее пло­дородной. Однако вследствие того проклятия, которое возложил на го­род Иисус Навин (Нав. 6: 25), вода в ис­точнике стала плохой. Елисей использует соль, конечно же, в символическом смыс­ле, ибо, брошенная в проточную воду, она никак не могла повлиять на источник под землей. Истинным очистителем стало Бо­жье слово, сказанное через Елисея. В этом случае мы видим также, что последствия того проклятия, которое возложил на го­род Иисус Навин (Нав. 6: 25), были сняты словом Елисея, нового Иисуса Навина. Это было первое чудо Елисея.

Происшествие в Вефиле (II, 23-25). Когда Елисей проходил мимо Вефиля, группа подростков начала оскорблять его. В ответ Елисей проклял их, и вскоре вышли из леса медведицы и разорвали детей. Эта история может показаться дикой, однако нужно учесть, что оскорбление «плешивый» было унижением пророческого статуса Елисея. Возможно, дети, сравнивая Елисея с Илией, который был косматым, подчеркивали, что Елисей недостоин быть преемником Илии. Другое толкование: представители пророческой общины, в том числе и Елисей, брили голову, что было отличительным знаком членов общины. В любом случае важно отметить, что подростки оскорбили Елисея не как человека, но как пророка, и потому понесли наказание. Также толкователи обращают внимание на то, что дети эти выросли уже в период язычества, были носителями языческой культуры, и потому так отнеслись к пророку.

Случаем наказания детей за оскорбление и насмешку над Елисеем как человеком Божиим Священное Писание подчеркивает, что оскорбление служащих Богу и ходящих пред Ним Господь не оставляет ненаказанным. «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» (2 Фес. I, 6). Следует отметить, что наказаны были дети, которым не простилось их незнание или неверие из-за малости возраста. Также скорбь понесли и родители, потому что была их вина в том, что они не воспитали в детях своих хотя бы почтительного отношения к взрослым, не говоря уже о страхе Божием.

Некоторые экзегеты в этом наказании видят предостережение для всех израильтян: как две медведицы растерзали детей, которые проявили непочтение к человеку Божию, так и «две медведицы» (Ассирия и Вавилон) за нечестие растерзают весь израильский и иудейский народ.

Умножение запасов масла (IV, 1-7). В Израиле был обычай отдавать одного из членов семьи в рабство тому человеку, долг которому семья не могла выплатить иным способом (Лев. XXV, 39-41). В таком положении оказалась вдова одного из про­роков, и двум ее сыновьям угрожало раб­ство. Ситуация была серьезной, ибо в этом случае на земле самой вдовы некому было бы работать. Если бы Елисей не помог, ей предстоял бы новый круг долгов. Оливковое масло, удивительным обра­зом не кончавшееся в сосуде, напоминает чудесное снабжение маслом и мукой той вдовы, которая приютила Илию (3 Цар. XVII, 13-16), но здесь вдова продала масло, чтобы расплатиться с долгами.

Сын женщины из Сонама (IV, 8-37). Сонам находился где-то недалеко от Изрееля (Нав. XIX, 18). Сонамитянка (12), женщина, проживавшая в Сонаме, всегда оказывала Елисею гостеприимство. Ее имя в пове­ствовании не приводится. Обещание сына сонамитянке сходно с обетованием о сыне, которое Бог дал Ав­рааму и Сарре, а скептичес­кая реакция сонамитянки напоминает от­вет Сарры в подобных же обстоятельствах. Но слово пророка оказалось верным. Затем говорится о смерти и возвращении к жизни сына со­намитянки. В этой истории много аналогий с воскрешением Илией сына вдовы из Сарепты (3 Цар. XVII). В обоих случаях ис­целение произошло на постели пророка в верхней горнице, действия пророков так­же очень похожи. Но эта история расска­зывается с большими подробностями и напряженностью. То, что женщина положила ребенка на постель пророка и отправилась на его по­иски, показывает, что она верила в его способность воскресить сына. Священный автор подчеркивает, что ребенок действительно умер, и Елисею прищлось приложить много усилий, чтобы воскресить ребенка. Через человека Божьего Бог еще раз продемонстрировал Свою власть над жиз­нью и смертью.

Отравленная похлебка (IV, 38-41). Этот случай произошел во время голода (38), возможно, того самого, о котором расска­зывается в VIII, 1 и который продлился семь лет. Здесь действие происходит в одной из пророческих общин, которая находилась в Галгале. Поскольку продуктов уже не было, один из пророков собрал какие-то дикие плоды, которые оказались ядовиты­ми. Добавление Елисеем в похлебку муки носило символический характер. Оздоровление похлебки стало возможно только потому, что это сделал человек Божий.

Насыщение ста (IV, 42-44). Сто человек были, скорее всего, из той же общины про­роков. Двадцать хлебцев были, должно быть, маленькими плоскими лепешками, и потому их было явно недостаточно для стольких людей. Но Елисей получил обетование Божье, что этого количества хлеба будет вполне достаточно, и даже часть останется. Так оно и оказалось. Это чудо предвосхищает чудо умножения хлебов, совершенное Христом.

Исцеление Неемана (V). Войны Из­раиля с Сирией сменялись периодами мира между этими двумя государствами (напр.: 3 Цар. 22: 1). История с Нееманом произошла в один из таких мирных перио­дов. Через всю эту историю красной ни­тью проходит одна тема: Бог Израиля – это Бог всех людей. Он единственный Бог, Его власть не ограничена ни­чем, но простирается на весь мир.

Нееман был сирийским военачальником, причем он был успешным полководцем, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам. Болезнь Неемана, скорее всего, не была проказой, так как соответствующее еврейское слово означает множество кожных заболеваний. Более того, до IV века до Р. Х. проказа в современном значении этого термина не была известна на Ближнем Востоке. Так что болезнь Неемана была незаразной. Но в то же время все кожные болезни считались в древности наказанием богов, так что только Бог мог исцелить человека от этой болезни. Тем более что кожа больного была внешне похожа на разлагающуюся кожу трупа, так что кожные болезни ассоциировались со смертью.

Слава Елисея как исцелителя достиг­ла слуха Неемана через девочку-израиль­тянку, служанку его жены. Несмотря на то, что Нееман нанес поражение ее род­ному народу и захватил ее в плен, она про­являет искреннюю заботу о его здоровье. Ее простая вера, что Елисей может изле­чить болезнь Неемана, резко контрасти­рует с реакцией царя Израиля. В соответствии с нормами того времени Нееман обращается к царю Иораму, но того охватывает пани­ческий страх, когда он слышит просьбу Неемана об исцелении. Он расценил это как повод к началу новой войны, и ему и в голову не пришло послать Неемана к че­ловеку Божьему, к Елисею, через которого Бог уже не раз являл Свою милость.

Елисей велит Нееману омыться семь раз в во­дах Иордана (10-12), которого охватывает гнев, когда он получил это повеление. Однако слуги его благоразумно замети­ли, что он готов был выполнить и более сложные требования пророка, так почему бы не выполнить столь легкие? Повино­вавшись повелениям Елисея, Нееман по­лучил исцеление.

Реакция Неемана на исцеление гово­рит о его смирении и благодарности. Что бы он ни думал об израильском Боге рань­ше, теперь он провозгласил Его единствен­ным Богом (15). С этих пор он намерен поклоняться только Господу (17). Просьба Неемана об израильской земле не означа­ла, что, по его мнению Бог ограничен толь­ко израильской территорией. Скорее, она отразила его веру, что Божья земля была святой, а потому именно эта земля нужна для святого места поклонения Господу в Сирии. Просьба Неемана в стихе 18 со­всем не означает, что он намеревался по­клоняться Риммону (название арамейско­го бога Адада или Адду) наряду с поклоне­нием Господу. Это бы противоречило его заявлению в стихах 15 и 17. Его проблема заключалась в том, что в качестве члена царского двора он обязан был присутст­вовать при всех церемониях поклонения Риммону несмотря на то, что теперь он был верен только Господу. Благословение Ели­сея сообщило ему уверенность, что он по­лучил то прощение, о котором просил. Этот отрывок дает представление о тех трудно­стях, с которыми сталкиваются люди, жи­вущие и служащие Богу среди иноверцев.

Попытка Гиезия обмануть (10-27) за­канчивает эту историю печальной и нази­дательной нотой. Как высокопоставлен­ный чиновник, Нееман привез с собой очень ценные подарки, но Елисей отка­зался от них. Искушение заполучить хотя бы некоторые из них было непосильным для Гиезия, и он решил воспользоваться благодарностью и щедростью Неемана. Елисей, узнав об этом от Бога, обличил Гиезия, который в наказание был поражен еще более лютой болезнью, чем та, которой болел Нееман.

Утонувший топор (VI, 1-7). Здесь необходимо учитывать, что топор, сделанный из железа, стоил дорого, и бедные члены общины не имели своего топора, но взяли топор на временное пользование. Хотя действия Елисея похожи на магические (один предмет «притягивает» другой), все же топор всплыл потому, что именно Елисей хотел этого.

Смерть Елисея и последнее чудо (XIII, 20-21). В отличие от Илии, Елисей прошел обычный путь: смерть, погребение и разложение. Описываемый случай про­изошел, по меньшей мере, года через два после его смерти, поскольку сохранились только его кости. Это чудо, случившееся после смерти человека, не имеет аналогов в Библии. Автор, видимо, хотел этим чу­дом еще раз подчеркнуть уникальную силу и власть Елисея, показывая, что даже кро­хи той силы, что осталась в его костях, было достаточно, чтобы возвратить умер­шего человека к жизни. И, что более важ­но, случившееся символически указыва­ет на то, что деяния Елисея дали Израилю новую жизнь.

Переворот Ииуя (4 Цар. IX – X).

Елисей, как уже было сказано, активно участвовал в политической жизни Израиля. Одним из таких вмешательств в государственные дела стало помазание в 841 г до Р. Х. на царство Ииуя, совершенное учеником Елисея. Тем самым Елисей исполнил повеление, данное еще пророку Илии. Кроме того, он надеялся на позитивные изменения в религиозной политике Северного царства, которые могли произойти после свержения нечестивой династии Ахава.

Священный автор подробно описывает события, сопровождавшие приход к власти Ииуя. Можно полагать, что подобным образом происходили все государственные перевороты в Израиле и уничтожение всех родственников бывшего царя было обычаем (вспомним Ваасу и Замврия), однако Ииуй превзошел всех предшественников в жестокости и коварстве. Кроме того, автор намеренно подробно цитирует летопись, показывая тем самым как были наказаны потомки нечестивого Ахава и как исполнилось пророчество Илии об уничтожении династии Ахава.

Итак, шел 841 г. до Р. Х. и израильский царь Иорам вел очередную войну с Сирией за Рамоф Галаадский. Прот. А. Мень полагает, что Иорам осаждал Рамоф, захваченный сирийцами, однако в IX, 1, 4 говорится, что израильские войска уже находились в Рамофе и потому более вероятным выглядит заключение, что Иорам ранее взял этот город и теперь оборонял его от сирийцев. Вместе с Иорамом в войне участвовал его племянник и союзник Охозия, царь Иудеи. Во время перестрелок Иорам был ранен и уехал вместе с Охозией в город Изреель залечивать рану.

Командование войском принял Ииуй (Иегу), старый военачальник, служивший еще при Ахаве. Когда цари покинули стан, к Ииую явился неизвестный юноша, оказавшийся учеником Елисея, и наедине помазал Ииуя царем над Израилем. Тотчас об этом стало известно военачальникам и они поспешили поддержать Ииуя. Вскоре вся армия перешла на сторону узурпатора. Видимо, причиной недовольства были долгие и изматывающие войны с Сирией, которые привели к падению авторитета правящей династии.

Трудно сказать, почему Господь и пророк Елисей помазали именно Ииуя. Скорее всего, как глава армии он был единственным в стране человеком, обладавшим реальной силой.

Подобного рода военные бунты часто имели место на Древнем Востоке, и в подобных случаях узурпаторы нередко уничтожали не только самого царя-предшественника, но и всех его близких и дальних родственников. Ииуй не только не стал исключением, но взялся за уничтожение родственников Ахава с особой жестокостью. Он последовательно убил самого Иорама, затем Охозию Иудейского (Охозия по матери был внуком Ахава), мать царя Иезавель, 70 детей Ахава от разных жен и всех его вельмож и родственников (X, 11) и 42 брата Охозии. После этого он обманом собрал всех пророков, жрецов и служителей Ваала и истребил их. Также Ииуй разрушил храм Ваала в Самарии, а то место, на котором находился храм, превратил в «место нечистот». Это должно было предотвратить возможность восстановления капища, так как обычно храмы строили вновь на тех местах, где они находились. Посредством таких мер Ииуй уничтожил культ Ваала в Северном царстве и Господь обещал, что его потомки будут править Израилем до 4-го рода.

Несмотря на то, что Ииуй исполнил волю Божию относительно дома Ахава, все его действия заслуживают решительного осуждения. Да, он был орудием Божьим, но это был, по сути, жестокий и коварный воин, который руководствовался, прежде всего, собственными корыстными интересами. В конце концов, в такой массовой бойне не было необходимости, да и такая жестокость не могла быть угодна Богу. Косвенным свидетельством в пользу этого является отсутствие дальнейших упоминаний о Елисее, который, видимо, разорвал все отношения с Ииуем. Впоследствии пророк Осия, предрекая падение династии Ииуя, возвестит, что это будет наказанием за кровь Изрееля (Ос. I, 4), т. е. за те убийства, которыми Ииуй проложил себе дорогу к трону. В этом контексте можно провести аналогию между Ииуем и Навуходоносором II, который разрушил Иерусалим. Последний также был орудием Господа, однако нес и ответственность за свои действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.