Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фигурный вальс






ШАКОН

(Музыкальный размер 4/4)

Шаконна — название старинного не столько бального, сколько балетного танца. Существует предположение, что вме­сте с сарабандой шаконна родилась не в Европе и не в Испа­нии, откуда они разнеслись по Европе, а в американских коло­ниях. Первые упоминания о шаконне относятся к концу XVI и началу XVII века. В быту этот танец не удержался, как и сарабанда; он считался эксцентричным, несколько вульгар­ным. Зато в придворном балете он сохранился на протяжении двух веков. Однако здесь шаконна приобрела совершенно иное содержание и форму.

Но эта шаконна и описываемый нами танец шакон не имеют между собой почти ничего общего.

Шакон один из немногих танцев конца XIX века, сумевший найти себе место и среди той волны фокстротов, которая, каза­лось, поглотит все, что было хорошего в старом бальном танце. Эта живучесть шаконна объясняется тем, что танец содержит в себе много изящной простоты, грации и хорошей танцовальности, и это легко находит своих приверженцев. В классной работе шакон является незаменимым своеобразным упражнением для развития мягкости и плавности движений. Будучи построен на элементах гавота и менуэта, шакон может считаться образцом бального танца конца XIX века.

Танец состоит из шестнадцати тактов музыки в 4/4- Кавалер встает рядом со своей дамой и держит правой рукой левую руку дамы-; у кавалера III позиция, правая нога впереди, у дамы — левая.

 

Pas demi-coupé

1-й такт. Кавалер правой ногой, дама левой делают один шаг вперед, слегка разворачиваясь корпусом: кавалер влево, а дама вправо (1-я четверть). Приподнимаясь на полупальцах правой ноги, кавалер проводит мимо пятки левую ногу вперед, слегка приподняв ее от пола и очень немного согнув в колене (2-я четверть). Потом опускает левую ногу на пол и переносит на нее тяжесть корпуса (3-я четверть), приставляет сзади стоящую правую ногу к левой назад в III позицию (4-я чет­верть). Дама делает то же, но с другой ноги.

2-й такт. Во втором такте оба исполняют движения пер­вого такта, но начинают — кавалер левой, а дама правой ногой. На первой и второй четвертях такта оба слегка поворачиваются друг к другу.

 

Chassé, et pas marché

3-й тaкт. На первые две четверти третьего такта кавалер делает chassé вперед с правой ноги, а дама с левой ноги. На вторые две четверти третьего такта оба исполняют два ма­леньких шага вперед на низких полупальцах; кавалер начи­нает левой, а дама правой ногой. (1 В книге Н. Л. Гавликовского, который является и автором этого танца, сказано: на третью четверть третьего такта кавалер делает шаг левой ногой вперед (дама правой), на четвертую четверть такта кавалер приставляет правую ногу к левой назад в III позицию, дама левую к правой. Это, конечно, изящнее и логичнее, так как следующее движение начинается той же ногой, которая находится уже впереди. К сожалению, эти авторские требования почему-то не привились. Сам Н. Л. Гавликовскйй тоже преподавал так, как указано выше в первом описании.)

4-й такт. Полное повторение третьего такта, но с другой ноги.

5-й—8-й такты. Оба повторяют первый, второй, третий и четвертый такты.

 

Balancé de Menuet

Оба поворачиваются лицом друг к другу; кавалер берет пра­вой рукой правую руку дамы. У обоих III позиция, правая нога- впереди.

9-й такт. Кавалер и дама делают навстречу друг к другу шаг с npaiBofi ноги, левая сзади в IV позиции; при этом дви­жении соединенные руки поднимаются наверх (balancé вперед). Головы слегка наклонены к левому плечу. Обводные руки от­ведены от корпуса (1-я четверть). Стоящая сзади левая нога придвигается к правой (2-я четверть). Стоящая сзади левая нога отставляется назад (balancé назад). При этом соеди­ненные руки опускаются (3-я четверть). Придвигают правую ногу к левой (4-я четверть).

 

 

Demà -tour, chasse et pas marché

10-й такт. Первые две четверти этого такта кавалер и дама, не отпуская рук, делают chassé, меняясь местами, начинают одинаково с правой ноги. После исполнения chassé оба, опустив руки, делают одновременно шаг вперед с полупо­воротом вправо (полутур), чтобы встать вновь лицом друг к другу (3-я четверть). Оба приставляют правую ногу сзади левой в III позицию (4-я четверть).

11-й—12-й такты. Исполняются так же, как девятый и десятый такты. Кавалер и дама начинают левой ногой и по­дают друг другу левую руку.

13-й—16-й такты. Полностью повторяются девятый—две­надцатый такты.

 

 


ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС

Первоначально он назывался довольно странно — «фигур­ный вальс Людовика XV». В конце XIX века он получил на­звание — фигурный вальс, которое и удержалось по сей день. Исполняется неограниченным количеством пар. Все тан­цующие встают в позу вальса, лицом к центру круга.

 

Первая фигура — 16 тактов

2 такта. Танцующие исполняют два pas glissé вперед к центру круга; кавалер два glissé с левой, дама — с правой ноги; соединенные руки танцующих поднимаются наверх. Го­лова и корпус слетка наклонены к партнеру.

2 такта. Танцующие делают два glissé назад из центра круга; кавалер с правой, дама с левой ноги. Соединенные руки опускаются. Голова и корпус наклонены вперед к опущенным рукам. На последнюю четверть этого такта также в позе вальса, кавалер встает спиной к центру круга, дама — лицом.

4 такта. Вальс в три па вправо. На последнюю четверть первоначальное положение.

8 тактов. Повторение первых восьми тактов. При окончании этой фигуры танцующие встают лицом друг к другу. Ка­валер снимает правую руку с талии дамы и берет правой ру­кой левую руку дамы, левой рукой кавалер продолжает дер­жать правую руку дамы.

Вторая фигура — 8 тактов

2 такта. По направлению круга два glissé: кавалер оба glissé с левой, дама с правой ноги. Голова и корпус у кавалера слегка отклонены к правой руке, у дамы к левой.

2 такта. Отпустив руки, один тур вальса кавалер делает соЛ" о влево, дама вправо.

2 такта. Лицом друг к Другу кавалер и дама подают пра­вые руки и округло поднимают их наверх. Голова и корпус

 

слегка наклонены влево. В таком положении кавалер делает левой ногой два glissé назад спиной к центру круга, дама с правой ноги—лицом к центру круга.

2 такта. Два pas glissé из центра круга кавалер делает правой ногой вперед, — дама левой ногой вперед.

Третья фигура — 8 такто:

6 тактов. Вальс в три па вправо. На последнюю чет­верть шестого такта кавалер снимает правую руку с талии дамы и отводит ее в сторону, дама снимает левую руку с плеча кавалера и придерживает ею платье.

7-й и 8-й такты. Дама тур вальса делает соло вправо, кавалер держит левой рукой наверху правую руку дамы. Во

время соло дамы кавалер вальсообразно продвигается вперед.

Эта фигура заканчивается первоначальным положением первой

фигуры.

 


ГАВОТ

«Книги имеют свои судьбы», — гласит латинское изречение, но его можно в какой-то степени отнести и к некоторым танцам прошлых веков. Один из которых сразу же по своем появлении завоевал всеобщее признание и любовь — это менуэт. Другие продолжали жить, благодаря поддержке и влиянию придворных кругов и короно­ванных танцоров, почему-либо особенно хорошо исполнявших именно данный танец. С прекращением этого влияния и под­держки танец отмирал, делался музейной реликвией далекого танцевального прошлого. Такова судьба куранты. И, наконец, были. танцы, появление которых можно назвать преждевремен­ным. Не одержав при своем первом появлении победы, они дол­гие годы ждали своего второго рождения и только много лет спустя приобретали мировое признание, становились подлин­ными историческими танцами. К таким дважды рождавшимся танцам, в первую очередь, нужно отнести гавот, а затем, спустя 200 лет, его судьбу разделил вальс, появившийся впервые в 1770—1780 годах. Как не XVIII, а ХГХ век принес на­стоящую славу вальсу, так не XV—XVII, a XVIII век принес мировую популярность гавоту. Судя по ряду источников (выше мы приводили слова Новерра), гавот происходит из француз­ского народного танца.

Туано Арбо настолько точно описал гавот XVI века в своей «Ортесографии» (1588 г.), что его можно полностью восста­новить. Но музыка, приложенная им к этому танцу, весьма далека от совершенства. Она отнюдь не украшает танец, да и сам танец не имеет тех черт, которые будут свойственны1 ему в конце XVII века и главным образом в XVIII веке.

Гавот fXVI века так же уныл и бесцветен, как и целый ряд •танцев того времени, построенных на однообразном церемо­ниальном хождении и приветствиях — поклонах.

В XVII веке гавот существует главным образом' как форма музыкальной композиции. Как танец он не имеет и половинной доли успеха менуэта. Лишь когда крупнейшие компози­торы эпохи упорно стали обращаться к форме гавота, мастера танца вложили новое танцевальное содержание в выдающиеся образцы музыки гавота. Гавот занял первое место среди других танцев. Отныне благодаря сочетанию превосходной музыки с танцевальным содержанием гавот по праву может считаться историческим танцем. Живопись, поэзия, скульптура, стремясь передать дух «галантного» XVIII века, часто обращались к изображению этого характерного для эпохи танца.

Основные элементы гавота следующие:

Pas glissé. Pas chassé. Pas marché à demi-points. Pas de zephire. Pas glissade. Pas emboî té. Pas balancé. Pas assemblé. Pas jeté. Changement de pied. Entrechat quarte. Pas coupé.

Из этих основных элементов слагается композиция простей­шего танцевального рисунка гавота XVIII века.

Второй гавот, характерный для начала ХГХ века, основан на более сложных танцевальных комбинациях; он будет описан

и объяснен ниже.

 

ГАВОТ XViII ВЕКА

(Музыкальный размер 4/4)

(Четыре танцующих пары размещены в четырех точках зала. Первая пара в точке № 2, вторая пара в точке № 4, третья пара в точке № 6, четвертая пара в точке № 8, вое лицом к„центру зала._)

Исходное" положение танцующих: кавалер стоит слева от своей дамы. Правой рукой он держит правую руку дамы над ее головой. Левая рука кавалера держит левую руку дамы, впереди своего корпуса на уровне талии. Оба стоят в III позиции, пра­вая нога впереди. Перед началом танца (на затакт) подъем на полупальцы. Все танцующие обращены лицом к центру зала. Корпус у танцующих имеет легкий наклон вперед, головы слегка повернуты друг к другу.

Первый и второй такты — движение к центру зала.

Первая фигура - - 8 тактов

1-й и 2-й такты. Кавалер и дама делают с правой ноги chassé вперед и поворот вправо, опуская правые руки и подни­мая левые руки наверх. После поворота, спиной к центру зала, — chassé левой ногой назад и два pas é levé (см. рис. 63).

 

3-й и 4-й такты. Возвращение к своим точкам тремя chassé, с поворотом налево и с шагом назад. Во время поворота левые р.уки опускаются, а правые поднимаются в исходное положение. Все движения и все повороты начинаются у всех пар, у всех кавалеров и дам с одной ноги и в одну сторону. Дви­жения, рук плавные и округлые.

5-й — 8-й такты. Полное повторение первых четырех тактов.

Вторая фигура — 8 тактов

Исходное положение - III позиция, правая нога впереди.

Все пары, сохраняя первоначальное положение рук и кор­пуса и оставаясь по-прежнему лицом к центру, двигаются левым плечом по кругу.

- 1-й такт. Маленькое pas glissade на левую ногу с легким наклонением корпуса и головы в сторону движения. Правая нога остается впереди. Pas sissonne simple на правую ногу, левая) слегка согнута в воздухе, и корпус и голова возвращаются и исходное положение. Полностью повторить pas glissade и pas sissonne.

2-й т а к т. Все пары делают очень небольшое движение назад, спиной к стенам зала. Pas chassé левой ногой назад, pas assemblé правой ногой вперед и changement de pied, y всех левая нога остается впереди.

3-й такт. Все пары продолжают легкий отход к стенам зала. Руки и корпус в первоначальном положении. Шаг назад на правую ногу (на полупальцах), левая — назад на низком арабеске; шаг назад на левую ногу, правая назад на арабеск.

4-й такт. Все пары маленькими шагами на полупальцах двигаются вперед к центру, начиная правой ногой, потом левой и правой, а заканчивают движение в III позиции впереди левой ногой. Во время этих четырех шагов все кавалеры переходят сзади своих дам на их места, а все дамы впереди своих кавале­ров на другую сторону. При переходе дамы и кавалеры не отпу­скают рук, а переводят правые руки вниз и плавно поднимают левые руки наверх.

5-й—8-й такт ы. Полное повторение первых четырех та­ктов-, но в другую сторону, с возвращением всех пар к своим исходным точкам.

Третья фигура (позы гавота - 8 тактов)

При начале движения пары стоят в четверть оборота на­право так, чтобы быть лицом не к центру зала, а по кругу дви­жения. На первые шесть тактов третьей фигуры все пары делают ход по кругу, причем к концу шестого1 такта каждая пара должна успеть пройти путь до угла, лежащего по диаго­нали от исходного угла. Таким образом первая пара, танцевавшая в точке № 2, займет место в> точке № 6 и т. д. Два последних такта третьей фигуры танец происходит уже на новых углах.

1-й такт. Все пары делают вперед три маленьких шага на полупальцах, начиная правой ногой. Остановка на правой ноге, левая на низком арабеске. На четвертую четверть этого тамга движения нет — позировка. Во время шагов и позировки кавалеры находятся несколько сзади своих дам.

2-й такт. Такой же ход, начинают левой ногой и переводят левые руки наверх.

3-й такт. Такой же ход, начинают правой ногой и перево­дят обе.руки в»из (см. рис. 65).

4-й такт. То же с левой ноги

5-й так т. То же с правой ноги, переводя левые руки наверх.

 

й ноги, переводя правы© руки

6-й такт. То же с левой ноги переводя правую руки наверх.

7-й такт. Дамы отпускают руки своих кавалеров и делают четыре маленьких шага на полупальцах — правой, левой, правой, левой — к центру круга. Руки немного ниже II позиции, ладонь вниз, кисти приподняты. Кавалеры — лицом к своим дамам отступают четырьмя шагами назад.

8-й т а к т. Все 'пары одинаково и одновременно — дамы в центре круга, кавалеры по углам — делают реверанс друг другу. Реверанс: шаг левой ногой назад в IV позицию, plie, поднимаются и переносят тяжесть корпуса на левую ногу, а на четвертую четверть такта акцентировано ставят правую ногу в IV позицию вперед с вытянутыми пальцами и подъемом. Кор­пус у всех слегка наклонен вперед и влево. Головы кавалеров и дам обращены друг к другу. К началу четвертой фигуры пра­вая нога, находившаяся в IV позиции, подтягивается в III пози­цию вперед.

Четвертая фигура — 8 тактов

1-й такт. Кавалеры и дамы делают одно chassé с правой ноги вперед, навстречу друг другу, подавая при этом правые руки. Третья и четвертая четверти этого такта — два pas é levé, во время которых дамы встают спиной к углам, а кавалеры — спиной к центру.

Руки продолжают оставаться наверху в П позиции в тече­ние первых четырех тактов.

2-й такт. Кавалеры делают одно chassé левой ногой назад, дамы правой ногой вперед, а потом два pas é levé — кавалер назад, а дама вперед.

3-й такт. Все делают chassé и два pas é levé ' — кавалеры лицом к углам, дамы лицом к центру. Во время pas é levé, как и в первом такте, меняются местами: кавалеры встают лицом к центру, дамы спиной к центру.

4-й такт. Все делают chassé и pas é levé: кавалеры лицом к центру, дамы спиной к центру. Pas é levé без перемены местами, как во втором такте. В продолжение этих четырех тактов правые руки танцующих все время находятся наверху в Ш позиции, а левые отведены от корпуса на II позицию.

5-й такт. Balancé -gavotte — кавалеры подают левые руки своим дамам. Все одинаково делают маленький шаг правой ногой вправо, левая приставляется в III позицию, вновь малень­кий шаг вправо, и левая нога мягко выносится вперед в IV воз­душную позицию. В это время танцующие поднимают левые руки в III позицию, головы наклонены к правому плечу.

6-й такт. Полное повторение balancé -gavotte влево, подавая друг другу правые руки.

7-й такт. Balancé -menuet — вперед под правую руку, а при шаге назад кавалер отпускает правую руку дамы.

8-й такт. Кавалеры и дамы делают два маленьких шага навстречу друг другу и становятся в первоначальное положение гавота.

Пятая фигура — 8 тактов.

1-й такт. Пары стоят левым плечом к центру и одинаково исполняют три pas de bourré e, начиная попеременно левой ногой, потом правой и снова левой; заканчивают правой ногой вперед.

 

2-й такт. Все одинаково дегажируют на левую ногу, а пра­вую акцентирование ставят в IV позицию. Пальцы и подъем вытянуты. Вое делают небольшое plié на левую ногу.

3-й такт. Все пары делают, по кругу вперед четыре малень­ких шага на полупальцах. Руки (правые) продолжают оста­ваться наверху.

4-й такт. Все пары, продолжая движение вперед по кругу до своих мест, с которых начался танец, делают четыре pas emboî té или четыре маленьких jeté, начиная правой ногой. Пра­вые руки при окончании pas emboî té опускаются, и каждый кава­лер берет правой рукой левую руку дамы.

5-й такт. Все пары из своих точек лицом к центру делают три маленьких шага вперед, начиная с правой ноги. На четвер­тую четверть такта пауза в IÏ I позиции на полупальцах.

6-й такт. Реверанс в положении dos a dos, опускаются с полупальцев. Дамы проводят правую ногу через I позицию в IV, дегажируют на нее и делают plié; левая нога в IV пози­ции вытянута вперед. Корпус слегка откинут назад к левому плечу. Кавалеры полностью повторяют то же, ко с левой ноги. 7-й т акт. Дамы делают вперед к центру, начиная левой ногой, три маленьких шага, потом assemblé soutenu с правой ноги с поворотом налево, спиной к центру. Кавалеры делают

назад к своим углам четыре маленьких шага на полупальцах, начиная с правой но­ги и не очень отда­ляясь от своих дам.

8-й такт. За­ключительный реве­ранс. Дамы спиной к кругу и центру, а ка­валеры ЛИЦОМ К СВОИМ дамам и спиной к своим углам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.