Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 8.4. Модели развития венчурной деятельности






 

Модели развития венчурной деятельности определяются совокупностью средств, методов и мер государственного стимулирования венчурной деятельности в стране. В зависимости от формы финансового участия государства Нехорошева Л. Н. и Егоров С. А. делят эти модели на четыре группы:

1) прямое инвестирование государственных средств в инновационные компании;

2) инвестирование государственных средств через венчурные фонды;

3) смешанные программы развития венчурной деятельности;

4) гарантийные программы развития венчурной деятельности.

Рассмотрим данные модели более подробно.

1. Государство в лице различных региональных или центральных органов на основе конкурсного отбора выделяет наряду с частными инвесторами финансовые ресурсы в инновационные предприятия и проекты в обмен на долю акций в уставном фонде таких компаний или путем предоставления им кредитов. Вместе с другими инвесторами государство выступает владельцем инновационных компаний и в перспективе рассчитывает на долю прибыли Недостатком данной модели является потребность в значительных финансовых ресурсах, возможность поддержки бесперспективных фирм и хищения государственных средств чиновниками.

2. Государство создает либо государственный венчурный фонд, осуществляя прямое инвестирование в инновационные предприятия, либо фонд фондов, который размещает свои средства в венчурные фонды наряду с другими инвесторами. Государственные фонды пользуются всесторонней поддержкой правительства и дополнительными льготами. Однако, данные фонды, как правило испытывают дефицит квалифицированных управленческих кадров и ориентированы на прибыль в меньшей степени, чем фонды других типов. Хотя формально фонды этого типа являются коммерческими, правительство часто беспокоится о целях использования средств, отличных от достижения приемлемой отдачи от инвестиций. Создание фонда фондов, выступающего в роли посредника при передаче финансовых ресурсов от государства к частным венчурным фондам, позволяет избежать этих недостатков.

3. Государство создает смешанный государственный венчурный фонд, участвующий в создании иных венчурных фондов наряду с другими инвесторами (банками, предприятиями и др) и осуществляющий прямое инвестирование в инновационные фирмы.

4. Государство дает венчурным инвесторам гарантии по возмещению возможных убытков, связанных с венчурными инвестициями в малые инновационные предприятия. Они могут быть реализованы как в форме гарантий по кредитам, займам, так и в форме возмещения потерянных инвестиций путем предоставления венчурным инвесторам определенных налоговых льгот.

На рисунке 8.2 показаны основные модели развития венчурной деятельности и используемые в их рамках методы ее поддержки. Государственные модели прямого инвестирования в инновационные компании в основном характерны для развитых рыночных экономик, а развивающиеся или близкие к этому статусу экономики добивались успеха благодаря моделям инвестирования государственных средств через венчурные фонды.

Модель государственной финансовой поддержки венчурной деятельности в Республике Беларусь, разработанная Нехорошевой Л. Н. и Егоровым С. А. представлена на рисунке 8.3. В соответствии с предложенной моделью, на первом этапе создается государственный фонд фондов, средства которого будут направляться не напрямую в венчурные проекты, а на финансирование вместе с другими инвесторами (банками, предприятиями, страховыми компаниями и социальными фондами) частных и региональных венчурных фондов.

В основу модели положены следующие положения:

1) источниками финансирования государственного некоммерческого фонда фондов являются средства государственного и местного бюджетов;

 

Управляющие воздействия

 

Рисунок 8.3- Модель государственной финансовой поддержки венчурной деятельности Республике Беларусь

2) фонд фондов участвует в формировании частных и региональных венчурных фондов наряду с другими инвесторами, причем его доля не должна превышать 50%;

3) государственная конкурсная комиссия проводит конкурс и выбирает управляющие компании, которые будут распоряжаться государственными и частными средствам, направляемыми для участия в венчурных фондах, и формировать портфель перспективных венчурных проектов;

4) для экспертизы, оценки и отбора венчурных проектов с целью включения их в портфель венчурного фонда управляющая компания создает экспертную комиссию из специалистов, имеющих соответствующие знания и квалификацию, и привлекает научных консультантов из тех сфер науки и технологий, куда предполагается направлять средства;

5) управляющая компания создает один или несколько венчурных фондов (по количеству сформированных инвестиционных портфелей), открыто привлекая средства других потенциальных инвесторов взамен на долю (пай) в одном из венчурных фондов данной управляющей компании.

На начальном этапе реализации модели венчурные фонды создаются с помощью государственных средств, но как свидетельствует мировой опыт, по мере развития в стране венчурной деятельности управляющие компании будут способны формировать венчурные фонды полностью за счет частных инвесторов, без использования бюджетных средств.

Результатом реализации данной модели государственной финансовой поддержки венчурной деятельности должно стать создание в стране сети венчурных фондов с учетом специфики институциональной среды в Республике Беларусь.

1., отношений венчурной деятельности.

2. Какие вы знаете модели развития венчурной деятельности?

3. Охарактеризуйте модель государственной финансовой поддержки венчурной деятельности в Республике Беларусь.

 

,

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.