Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2.3. Теория инноватики: понятие об инноватике как о науке






 

Актуальность исследований в области науки об инновациях привела к разработке различных концепций, в конечном счете, сформировавшихся, как теория инновационных процессов или инноватика.

Инноватика – это наука, которая изучает теоретические и практические аспекты нововведений, в том числе процессы формирования новшеств и их распространения, факторы противодействия нововведениям, методы и формы стимулирования научно-технического развития.

Предмет инноватики в узком смысле изучение теории и практики инноваций, закономерностей развития инновационных процессов и механизма управления инновациями.

В широком смысле можно выделить два уровня инноватики: операционный и стратегический.

Операционная инноватика подчинена реализации текущих краткосрочных целей организаций – получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций – отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах, изменения в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Назначение ее – поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные негативные проявления окружающей среды, а также способствовать снижению издержек.

Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребителей.

Здесь мы имеем дело уже не с функцией, а с проектом. Поскольку, стратегическая инноватика требует значительных ресурсов организации, исполнители проекта конкурируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих стабильных процессов.

Управление инновациями является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

В то же время – это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Как наука и искусство, управление инновациями базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента.

Как вид деятельности, управление инновациями – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями в организации, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями.

Как аппарат управления – это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, специалисты по инновациям.

Инноватика — новая, зарождающаяся наука. Это крайне актуальная область знаний, направленная на изучение, объяснение и эффективное осуществле­ние нововведений. Стержень инноватики как науки — организационная теория инноваций. Объектом исследования является процесс проведения инноваций, предметом — теоретические, методические и организационные принципы реали­зации этого процесса, продуктом — система научных и практических положе­ний, обеспечивающих разработку, проведение и сопровождение нововведений, а также их объяснение и предсказание.

К базовым вопросам организационной теории инноваций относятся: клас­сификация нововведений, констатация их целей, выявление условий и способов проведения инноваций, прогнозирование и планирование, оценка риска, преду­преждение ошибок. Теория охватывает следующие группы проблем: управлен­ческие, технологические, информационные, правовые, организационные, финан­сово-экономические, а также социально-психологические и кадровые. Последняя группа имеет особое значение и выливается в основной принцип инноватики.

Принцип инноватики должен быть сформулирован следующим образом: эффективность инновационного проекта (процесса) обеспечивается человеком - руководителем проекта, его творческим потенциалом, энергией, талан­том. Обслуживающие руководителя аппаратно-программные комплексы, инфор­мационные технологии освобождают руководителей инновационных проектов от рутинных элементов в работе, сокращают затраты на обработку и анализ данных. Прямой доступ к данным, быстрая проверка их огромного количества (введение новых переменных), в том числе с помощью компьютерного моделирования, ме­няют всю структуру деятельности руководителя.

Сформулированный принцип имеет три дидактических следствия.

Следствие 1. Аппаратно-программные социо-технические комплексы, об­служивающие руководителя проекта должны быть обучаемыми и настраиваемы­ми на работу с конкретным руководителем.

Следствие2. Процесс обучения обслуживающих компьютерных комплек­сов должен проходить с обязательным участием конкретного руководителя про­екта, проходящего обучение на комплексе.

Следствие 3. Подготовка менеджеров инноватики требует создания и развития индивидуальных систем образования с адаптацией к обучаемому.

Инноватика – наука, которая направлена на изучение теорий создания новшеств, активизацию деловой активности предприятия за счет адаптации к инновационным процессам, обеспечение устойчивых темпов роста на основе научно-технологического развития.

Инноватика делает акцент не только на новизну принимаемых решений, но и на их практическое использование. Она отвечает на следующие вопросы: как необходимо регулировать инновационное развитие; как сделать, чтобы предприятие имело обоснованную инновационную стратегию; что должен знать экономист-менеджер, чтобы предприятие было конкурентоспособным; как разработать и реализовать инновационный проект.

,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.