Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2.2. Виды инноваций и их классификация






 

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при ус­ловии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и классификации.

Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видо­изменения в продуктах и технологических процессах (так называемые псевдоинновации), например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.; незначительные технические или внешние изме­нения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение но­менклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся преж­де на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Классификацию инноваций можно осуществлять по степени новизны, областям применения, характеру удовлетворения потребностей и инновационной активности, их эффективности и другим параметрам. Классификация инноваций по сфере применения приведена на рисунке 2.1.

 
 

 

 


Рисунок 2.1- Классификация инноваций по сфере применения

 

Следует остановиться на некоторых видах инноваций:

¾ технологические появляются обычно с применением новейших способов изготовления продукции или производством продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

¾ управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

¾ социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры;

¾ информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации.

 

 


Рисунок 2.2- Классификация инноваций по значимости и степени влияния на эффективность экономики

По значимости и степени влияния на эффективность экономики инновации подразделяются на базисные, улучшающиеся и псевдоинновации (рисунок 2.2). Базисные инновации направ­лены на освоение новых поколений техники на принципи­ально новых технологиях. Они имеют мировую новизну. Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт. Эти инновации связаны с внедрением значитель­но усовершенствованных методов производства и служат распространению и совершенствованию осво­енных поколений техники и технологии. Псевдоинновации, как правило, имеют местную новизну. Это рационализаторс­кие предложения, которые предполагают незначительные тех­нологические или внешние изменения в продукте, при этом конструктивное его использование остается неизменным.

В зависимости от технологических параметров и поставленных целей различают следующие виды инноваций (таблица 2.2).

Таблица 2.2- Виды и цели инноваций

Виды инноваций Цели инноваций
Продукт-инновация Обеспечение выживания Увеличение прибыли Увеличение доли рынка Независимость Интересы клиентов Повышение престижа Создание новых рабочих мест Рост оборота и сбыта
Процесс-инновация Рост прибыли (в результате роста производительности, экономии сырья и энергии) Уменьшение загрязнения окружающей среды
Социальные инновации Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу Рост престижа фирмы Независимость Улучшение положения на рынке труда

 

Существует также следующая классификация инноваций, которая рассматривается большинством авторов.

По факторам общественного производства: рабочая сила, средства производства, предмет труда, продукт труда, процесс труда.

По уровню разработки и распространения: государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные.

По инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицированные.

По новизне: принципиально новые, частичные, локальные, имитационные.

По сферам разработки и применению: промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научные, правовые и т. д.

По происхождению: экзогенные, эндогенные.

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

• инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

• инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

• инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).

 

 
 

 

 


Рисунок 2.3- Классификация инноваций по причинам возникновения

По причинам возникновения инновацииможно разделить на реактивные и стратегические (рисунок 2.3). Реактивная инновация – это обеспечивающая выживание фирмы инновация как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т. е. реактивные инновации фирма вынуждена осуществить вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегическая инновация – это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По роли в процессе производства можно выделить основные и допол­няющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые — расширяют рынок в соответствующих областях.

По уровню управления выделяют народнохозяйственные, отраслевые, территориальные и первичные звенья управления инновациями.

С точки зрения циклического развития инновации бывают крупными, средними и мелкими.

По способу применения инновации подразделяются на экспериментальные и прямые.

По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные и межорганизационные.

В. С. Рубашный предложил классифицировать инновации с позиции интеллектуальной собственности или на основании универсальной десятичной классификации всех публикаций.

 

 

Рисунок 2.5- Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности

Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволит: осу­ществлять «привязку» к типу инноваций тот или иной тип стратегии (иными словами, тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преоблада­ющего типа инноваций); конструировать экономические механизмы и органи­зационные формы управления в зависимости от типа инноваций (организаци­онно-экономический механизм является подсистемой инновационной страте­гии); определить положение, формы реализации и продвижения на рынке, ко­торые также будут неодинаковы для различных типов инноваций.

Многообразие классификационных признаков инноваций свидетельствует о том, что формы организации нововведений, их масштабы позволяют предприятию опре­делить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью, создать предпосылки для экономического развития. Например, отраслевая принадлежность инноваций определяет их значимость, пути и возможности применяемых управленческих решений, параметры достижения экономической выгоды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.