Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Тело как жизненная задача






Мама, это что дядямальчик (Суждение четырехлетнего о вас, молодые люди)

 

Как бы вы не чувствовали себя взрослыми, все равно, скорее всего этот период в жизни для вас еще не наступил. Образцом взрослого тела (заметьте, именно тела) является тело человека в возрасте 25 лет. Именно его берут за образец физического развития, когда обсуждают различные проблемы, связанные со здоровьем человека. Так что вы еще растете и этим доставляете немало хлопот сами себе, так как осваивать приходится свое растущее, меняющееся часто очень быстро, такое родное и одновременно незнакомое тело. Это и есть задача — жизненная задача молодого человека, которую можно бы сформулировать так: найти средства и способы понимания изменений, которые происходят в моем теле, и научиться ими пользоваться.

Какие изменения происходят в теле молодых людей? Остановлюсь подробнее на их описании, разделяя существующее в литературе мнение о том, что эти изменения являются поворотным этапом в жизни человека, поворотом к себе, к своему «Я», которое приобретает в развивающемся теле новые формы для проявления всей полноты своих качеств.

Физическое созревание человека происходит по законам природы и связано с естественными потребностями человека, их еще называют органическими — это потребность в пище, воздухе, тепле, выделительных процессах, кровле и т.п. Одной из самых важных человеческих потребностей является потребность в продолжении рода, которая появляется и дает о себе знать новыми переживаниями в с половым созреванием человека..

Изменения, которые происходят в связи с этим во всей жизни человека, настолько велики, что многие исследователи человеческой жизни называют это вторым рождением человека, когда по-настоящему рождается и его человеческий облик и человеческая перспектива. Это— непростая пора в жизни человека, как пишет один из наиболее ярких отечественных исследователей юности М.М. Рубинштейн: «Природа с необычайно: костью подчеркнула многозначительность и основоположность процесса совершающегося в этот период и с внешней, и с внутренней стороны… Масштаб колебаний, взволнованности и критического характера этого периода подчеркивается также тем, что далеко нередки в наших условия болезненные формы течения процесса зрелости. Именно в этот период часто дает свои печальные плоды наследственная отягощенность, ненормально проведенное детство, тяжелые материальные и социальные условия. Огромное количество всяких недомоганий, истерии, нервозности и т.д. берет свое начало из этого периода. Факт этот нисколько не ослабляется в его значении тем, что нередко некоторые проявления не требуют обяза­тельного участия врача, что при спокойном выдержанном отношении проходят сами собой... целый ряд некоторых временных ненормальностей может наступать в порядке самого процесса роста, и это не должно давать повод для тревоги и экстравагантных мер. Такие ненормальности вообще вполне естественны: ведь в жизнь юного человека входит теперь — частью скрыто, частью явно — новый, необычайно важный фактор, половое вле­чение; несомненно, он подготовлялся и зрел постепенно, заранее, но самое выявление у огромного большинства людей представляет толчок и резкий сдвиг, которые не могут пройти незаметно и гладко, во всяком слу­чае в душевной жизни человека» (29, с. 90-91). Я позволила себе привести длинную цитату из книги М.М. Рубинштейна и В.Е. Игнатьева, так как считаю, что по точности описания, глубине понимания проблем юности равных этой книге, по крайней мере пока, я не встретила.

Темп полового созревания человека обусловлен его природой. Одна­ко в современных условиях цивилизации, когда на человека действует огромное количество неприродных факторов, а тех, которые называют неорганической природой человека, можно привести множество факто­ров, которые влияют на этот естественный в своей основе процесс. В число таких факторов входят социальные и материальные — питание, одежда, сон, воздух, информационная нагрузка, занятия спортом, при­ем лекарств и т.п. В общем все это в индивидуальной жизни молодого человека воздействует на параметры его созревания. Обычно считается, что темп созревания девочек выше, чем темп созревания мальчиков.

В психологии были и остаются идеи относительно того, что темп по­лового созревания существенно влияет на школьную успеваемость, на обучаемость вообще. Эти идеи далеко не бесспорны, хотя, думаю, зас­луживают внимания в свете обсуждаемой жизненной задачи человека.

Представляют интерес, например, данные, приводимые Э.А. Голубевой, изучавшей способности индивидуальности: «...психологи­ческие черты темперамента (активность и эмоциональность) и их фи­зиологическая, типологическая основа (безусловнорефлекторные об­щие свойства нервной системы — сила — слабость, лабильность — инертность, активированность — инактивированность), обусловли­вающие энергетический уровень поведения и его регуляцию, и у под­ростков, и у взрослых обнаружили закономерную связь с учебной ус­певаемостью как самым общим показателем способностей» (7, с. 94). Другими словами, энергетические характеристики человека опреде­ляют успешность его деятельности, но сами они являются продуктом созревания организма человека, его природным свойством.

Проявление природных свойств организма в молодые годы связано и с рождением новых качеств психической реальности. При всем многообразии их индивидуальных вариантов все-таки есть возможность выделить наиболее типичные. Попробую это сделать.

Прежде всего половое созревание и физический рост молодого человека связаны с неровностями, резкими переменами в его с состоянии. Это отмечают как сами юные люди, так и наблюдатель. Читаем в дневниках:

«С утра состояние подавленности, безразличия, разбитости. Встала с трудом. Было ощущение, что мне ничего не надо... как биоробот. Ни себя не чувствую, ни людей.

Не знаю, как себя вести, какой быть? Слишком много я себе придумываю. Требую от себя совершенства, наделяю себя несуществующими качествами, не замечая существующих».

И через несколько страниц:

«Странное ощущение выпадения из времени и пространства, но я это не я, а «здесь» и «теперь» не имеет смысла. Сейчас во мне проснулся отшельник, пустынник. Люди приходят и уходят, а меня трогает — они проходят мимо. Моя мечта — сидеть около окна. Окно - это великая тайна мира, за ним всегда — другое. Люди — окна, картина — окна, мысли — окна. И я окно. Окно преследует меня все мои жизни: отрывает от суеты, пробуждает вечное. Мне хочется создать молитву Великому Окну, молитву благодарности. И сейчас меня снова лечит окно, и я снова, как проснувшийся ребенок, полюбивший окно больше на свете. Символ окна, идею окна. Я живу, когда вижу, замечаю окна…»

«Как трудно справиться со своим низшим я! Мне иногда кажется, что раньше я не раз была особой легкого поведения и мне очень просто стать ею вновь — столько этой силы во мне наработано. Я с детства претворяю ее в верность и любовь к тому, Единственному, но сколько же в ней еще животного: взгляд, песня, прикосновение— и неимоверная борьба с собой. Такие как я — Клеопатры или фанатичные монашки. Или поэты. Я спасаюсь стихами. Иду по проволоке над пропастью только благодаря тому, что смотрю вверх. Или я просто опасаюсь неведомого? И это тоже».

Все эти строчки принадлежат Ирине В., которая меньше через три месяца пишет о себе:

«День прошел в сильнейшем напряжении. Я уже утром еле встала: кружится голова и трепещет сердце. То холод, то пот. В голове гудит слабость. Опять во мне идут какие-то процессы. А к вечеру сил осталось все меньше и меньше. Мне сказано спать. Но я не могу заснуть. Мне хочется писать. Я понимаю, что еще не пришло осознание. Что во мне опять что-то зреет и что это я еще не понимаю. Но я хочу писать. Хотя даже не представляю о чем».

Вот другой автор дневника:

«Не могу понять, что со мной происходит — всего и всех боюсь, закрылся и сижу дома, на звонки не отвечаю, никого не хочу видеть. Себя просто ненавижу, а за что и сам не знаю. Ничего не знаю» (Алеша К.).

Он же:

«Выдумали слова про лучшую пору жизни — юность, когда слышу чьи-то суждения об этом, не знаю, что и сказать. Им бы такое пережить, как со мной. Ежедневный ужас от всего — от себя самого не убежишь...»

В других дневниках встречаю такие описания состояния:

— Был как в полусне...

— Ничего не задевало...

— Обостренно все чувствую, стала слезливой какой-то, вечно по пустякам хочется плакать...

— Накатывает беспричинное веселье, а потом такая тоска, что ни­кому и не скажешь...

— Боль во всем теле и сны такие страшные, спать боишься...

— Иногда сделаешь что-то неожиданное, словно кто-то за руку тебя дернет, например, покупку какую-нибудь, а потом думаешь — зачем она тебе...

— Целый день спал и не просыпался даже есть, то ли устал, то ли в природе что-то не так...

— Я знаю, что могу долго работать, но не всегда, мне надо настроиться... Думаю, что опытный глаз и опытное ухо могли бы увидеть и услышать

в этих словах те состояния, которые называют юношеской депрессией или апатией, или снижением уровня активности. Это естественное состояние молодых людей, которым надо освоиться с изменениями, происходящи­ми в их организме. Освоение этих изменений протекает в форме реактив­ной сгущенности. Этот термин позволяет описать преувеличенную реак­цию молодого человека на любой, относящийся к нему раздражитель. Крайности этой реактивной сгущенности дают о себе знать в немотиви­рованной стыдливости, когда молодой человек просто не знает, куда ему девать свои собственные руки и ноги. Он без причины заливается краской стыда, бывает, что даже наедине с собой он переживает острый стыд от мысли или возникшего внезапно чувства! Причиной этого являются пере­живания, вызванные физическим созреванием организма.

Тесно связана с этими состояниями и повышенная обидчивость юно­сти на каждое слово, взгляд, даже прямо не обращенный к ней. Молодые люди усматривают обиду даже там, где ее просто не может быть. Мудрые взрослые знают как надо реагировать на это — чаще всего никак, не реа­гируют же на дождь, который путает отпускные планы. Его просто пере­жидают. Озлобленность в характере молодого человека можно взрастить пристрастным отношением, особенно повышенным вниманием к его обидчивости. Тогда у нее есть шансы превратиться в средство манипули­рования другим человеком. Молодой человек научится лелеять свою оби­ду, выращивать ее до неимоверных размеров, создавая в фантазии свое идеальное «Я» как воплощение только этого своего свойства.

Обидчивость молодых людей порождается тем, что физического созревание, которое мало зависит от «Я»-усилий самого человека создает особый фон тревожности. Он определяет чувства, особенно настроение, можно сказать, что в молодости человек стоит перед неизбежностью собственного роста; граница тела, его структура неопределенны, «Я» не имеет четких — даже телесных — контуров. Это— «роковая» неизбежность, она и вызывает то бессилие, которое проявляется в обидчивости.

Оно как проявление глубинных структур психической реальности в полную меру дает о себе знать в этих переживаниях. Недаром в дневниках много написано о существовании сил, действие которых переживается, но не понимается, хотя человек и делает такие усилия.

Из дневника Ирины В.: «Весь день проспала. Чувствую, действует что-то из вне, из атмосферы. Но еще идет колоссальная работа в снах. Назрело, наболело в душе, накопилось, и теперь могу как-то анализировать, сделать выводы. А сны дают непроизвольную, подсознательную реакцию и намного правее яви. Вчера начали выходить на новый уровень наши отношения. Сегодня снова перерождаюсь и уже внутри себя изменяюсь опять. Несу перемену в жизнь. Что из этого получиться? Еще не знаю, но меньше слабости и сомнения. Больше силы и решительности. День не прошел зря. Реальнее становится теперь и то, что жизнь не пропадет. Стоит ли подходить к бездне? Стоит! Лишь преодолением растем. Крепнет моя вера в себя, и это главное.

Вот и удержи тут состояние покоя. Но все-таки внутренний, очень глубокий покой есть. А вверху еще набегают волны и порой ненастье.

Господь, удостой меня быть орудием мира твоего! Помоги стать нужным миру! Помоги разбудить все свои силы и применить их там; где они нужны...»

Юного человека нередко охватывают самые разнообразные опасения, которые усиливают его тревожность, доводят подчас до мучительного состояния. Оно сопровождается неуверенностью в себе, сомнениями в ценности жизни вообще. В то же время нарастающие силы организма требуют их структурирования, одной из форм, в каких это проявляется наиболее часто, является работа со своим телом. Все, что молодой человек делает в этом направлении — закаливание, занятия спортом, планирование дня, ограничение своих потребностей или, наоборот, искусственное выращивание новых потребностей (в алкоголе, курении и т.п.), — формы реагирования на неопределенность переживаний собственного тела. Часто такие занятия сопровождаются стремлением к уединению, которое обычно бывает временным и сменяется типичным для юности стремлением к общению, дружбе, любви. Существенным для переживаний физического созревания тела является изменение чувствительности — появляется новое кожное чувство. Наблюдатель может увидеть это в особых формах поведения, которые типичны для юности, — это выраженная любовь к прикосновениями, хлопкам, поглаживаниям, пощипываниям. В литературе встре­чаются даже слова о том, что человек в юности приобретает новое кожное сознание. Эти слова принадлежат Ст. Холлу, который одним из первых описал многие симптомы переживаний тела в юношеском возрасте.

Переживания, вызванные состоянием кожи, бывают предельно ос­трыми, особенно в тех случаях, когда появляются юношеские угри. Борьба с ними отнимает у многих молодых людей много времени и сил, но практически всегда оказывается безрезультатной. Признаться в этом самому себе, принять положение дел таким, какое оно есть, — это сложнейшая задача, связанная с физическим созреванием. Реаль­ные переживания и их внешнее проявление могут не совпадать.

Из письма молодой девушки: «...и еще одно из дел, правда, по сути второстепенное — вылечить свою физиономию. Но сегодня меня «утешили», сказав, что оно дает неизлечимые последствия (рубцы мои милые и прочее). Ладно, спасибо и на этом. А вообще-то ужасно не­удобно: все это так мешает чувствовать себя равной среди равных. Всегда это непроизвольное «но» во всех отношениях. (Расписалась как дурочка. А вы посмейтесь!)»

Многие молодые люди предпринимают отчаянные и мучительные по­пытки борьбы за чистоту своей кожи— выщипывают волоски, выдавли­вают прыщики, причиняя себе боль, вызывая воспалительные процессы. Кожное чувство очень сильно и может проявляться в стремлении к ого­лению своего тела, рассматривать его самому и демонстрировать другим. Оно сочетается с чувством естественной мышечной радости от напряже­ния, которое может дать использование силы растущих мышц, вообще увеличение размеров тела и изменение его структуры. Изменяется отно­шение в водным процедурам. В отличие от подростков, юноши уделяют им большое внимание, и часто это становится своего рода ритуалом. В юношеском возрасте можно отметить и перемены, связанные с вкусовыми ощущениями. В период физического созревания можно от­метить появление избирательного отношения к пище или особая при­страстность к какому-то виду пищи. Иногда это приобретает характер стойкого отвращения к пище вообще или к какому-то ее виду. Можно наблюдать, что юные люди стремятся к совершенно невероятным вку­совым сочетаниям, при этом мальчики подчас обнаруживают удивительную прожорливость, которая сочетается с развитием избирательного отношения к пище. Причем избирательность проявляется по отношению к разным свойствам пищи — ее консистенции, вкусу, виду и т.п.

Даже неискушенный наблюдатель может отметить, что в юности обостряется чувствительность к запахам. Особенно у девочек. Не ме­нее чувствительны к запахам и юноши. Это существенно влияет на их отношения. Возникающий в юности дурной запах изо рта может мно­гое изменить в отношениях, даже расстроить их.

Исследователи юности отмечают, что у молодых людей появляется особое отношение к цвету. Цветовые восприятия приобретают особую эмоциональную окраску. Молодые люди становятся чувствительными к оттенкам цвета, у них развивается чувство формы. Это особенно бывает заметно, когда получаешь возможность анализировать рисунки молодых людей (не обучавшихся специально рисованию) при поступлении в университет и через два-три года, когда они уже немного повзрослели, но еще не стали взрослыми. Слабые, невыраженные формы сменяются четкими, завершенными, контуры форм часто специально выделяются, композиция рисунков становится сложнее осмысленнее осмысление. Вот несколько примеров.

Значение цвета в жизни молодых людей также меняется. Знаменитый «язык цветов» становится им просто необходим. Цвет выражает состояние, он становится специальным предметом осознания. Начинаются эксперименты с цветом, которые часто выглядят как крайние формы — отказ от цвета и любовь к черному или использование сверх ярких вариантов множества цветов. Это находит свое отражение в выборе одежды, предметов быта, в убранстве комнат...

Особые отношения в процессе решения задач физического созревании устанавливаются у молодых людей с собственным голосом. Они словно открывают его существование и качества. Нет ни одного молодого человека, который бы хотя бы раз в жизни не упражнялся в орании, воплях, выкриках, даже вое. О пении мы еще поговорим позже. Голосовые упражнения дают молодым людям непередаваемое наслаждение, они получают особый тип удовольствия, который часто не осознается, удовольствия от возможности использовать свои свойства — голос — как проявление качеств «Я». Причина этого удовольствия, как думают многие исследователи, в биологической природе человека. Известно, что именно в это время многие молодые люди приобретают великолепные возможности звукоподражания. Так проявляется способность к проявлению качеств «Я».

Все эти переживания, связанные с растущим телом, с формированием его целостного образа и отдельных качеств — кожи, голоса, рук, не волос, глаз и т.п. — приводят к повышенной эмоциональности. Предмет, который вызывает определенное отношение, — собственное тело. От него как это ни банально звучит, нельзя никуда спрятаться. У девочек появляется и особенно остро проявляется новое свойство их активности - ориентация на мир телесных переживаний, которая еще должна приобрести форму качеств «Я». Возникает ситуация, когда «Я» как проявление жизни уже есть, оно создается естественно во времени и пространстве, оно требует — настойчиво и внятно — проявления в соответствующей ему форме. Но один из главных парадоксов человеческой жизни, одна из главных тайн состоят в том, что, подчиняясь законам природы в проявлении этих свойств, тело человека само по себе не создает формы проявления свойств. Они существуют вне его как культурные знаки, их надо найти надо воплотить в них то, что будет составлять уникальность «Я». Именно это несоответствие обшей природы тела и уникальности «Я», которое открывается человеку в юности, создает новые чувства, новые страсти, ко­торые определяют жизненную задачу — задачу физического созревания. Она связана с появлением интереса к себе, который перерастает в интерес к миру, а затем — к противоположному полу. Так решается эта задача. И итог ее решения — принятие своего тела как ценности, принятие жизни своего тела как данности своего «Я», как его неотъемлемого качества.

Психологи много рассуждают на тему взаимосвязи качеств психической реальности человека и свойств его тела. Это называется психосома­тическими отношениями — отношениями души и тела. Сегодня суще­ствует множество точек зрения по этому вопросу. Мне наиболее интерес­на точка зрения, позволяющая рассматривать тело человека и отношение его к своему телу как проявление той опосредованности, которая связана с применением знаков, существующих в культуре, тех знаков, которые выглядят как социальные нормы и правила, входят в Сверх-Я и влияют на динамику психической жизни. Об этом можно прочитать, например, у А. Лоуэна в книге «Язык тела» (16), где он описывает эти отношения в психоаналитических терминах. Напомню читателям о существовании Сверх-Я (Суперэго) и «Я» (Эго) и о том, что между ними существуют отно­шения взаимозависимости в психической реальности человека.

А.Лоуэн пишет: «Эго — сила растущая. Увеличивается не только его мощь, но и скоординированность всех его частей и приспособляемость... Всю жизнь мы стараемся повышать координацию разнообразных дей­ствий, нас интересующих. И если в среднем возрасте может наблюдаться спад чисто физической силы, то способность развивать и выполнять бо­лее тонкие движения сохраняется очень долго. Этим может объясняться то, что с годами у большинства людей Эго становится сильнее.

Усиление Эго может происходить только в пределах, допускаемых Суперэго. Многие, например, так и не выучиваются танцевать из-за недостаточной подвижности ног. У других, что гораздо серьезнее, из-за постоянного напряжения голосовых связок сильно ограничена возможность публичных выступлений. Проблему Суперэго и вызыва­емых им ограничений подвижности можно попытаться решить через душу и тело... Задача в том, чтобы ввести в Эго осознание чувств, подавленных Суперэго» (с. 47-48)71,

Итак, физическое созревание как жизненная задача позволяет чело­веку использовать ту систему знаков, которая в конкретных социальных условиях его развития опосредует отношение к телу. Благодаря освое­нию этих знаков «Я» приобретает форму. Человек может пытаться ис­пользовать знаки и не совпадающие с содержанием его «Я». Тогда он попадает в травмирующую «Я» ситуацию, что может стать началом тех болезненных переживаний, которые еще называют расщепленным или раздробленным «Я», которому, чтобы избавиться от них, надо будет об­рести целостность. Иногда на это уходит вся жизнь человека.

Знаки, которые связаны с фиксацией в них отношения к телу, is юно­шеском возрасте ориентированы на то содержание, которое отражает сексуальную идентификацию, т.е. отождествление себя с тем или иным полом. В любой культуре существуют знаки как обобщения признаков половой принадлежности. Думаю, что читатель без особого напряжения найдет среди приведенного списка таких обобщений те, которые больше соответствуют женскому полу, и те, которые соответствуют мужскому:

 

нож стремя решение
автомат лук просьба
пила пашня настроение
топор тесто борьба
граната соска согласие
конь стирка разум
пряжа носок чувство
платок подол сила
бусы молоток стойкость

 

Конечно, при выполнении данного задания, если оно показалось вам нужным, вы встретили такие знаки, назначение которых трудно сразу определить однозначно или вообще не представляется возмож­ным это сделать, что вполне естественно. Ведь в современной куль­туре мужское и женское знаковые пространства очерчены очень не­четко — существует взаимопроникновение знаковых образований, которые в сочетании с другими могут выражать и мужчину, и женщи­ну. Существование проблемы соотношения биологического и психо­логического пола человека показывает, что в психической реальнос­ти человека нет прямого отображения свойств тела как организма, оно переживается по особым законам, один из которых связан с ре­шением человеком вопроса своей половой идентичности.

Люди — молодые люди — прежде всего определяют и фиксируют свою половую принадлежность через содержание интереса к другому человеку. Этот другой человек и является тем знаком, который будет отражать пол (думаю, что точнее - половую роль) человека. Особенность природы че­ловека такова, что, обладая определенным строением тела, с выраженны­ми органическими и функциональными признаками пола, человек может стремиться осуществлять социальную половую роль, не соответствующую строению организма. В предельном случае он может стремиться изменить пол на противоположный, так как его отношение к другому человеку -интерес к другому человеку- не компенсируется только социальной половой ролью. Эту особенность человеческой природы во многих совре­менных обществах принимают как неизбежное в природе человека про­явление индивидуальности и законодательно регулируют отношения лю­дей не только в гетеросексуальных браках, но и в гомосексуальных.

Решениё жизненной задачи физического созревания осложняется у " тех молодых людей, которые ориентируются в отношении к своему телу на понятие нормы. Любое отклонение (по их мнению) от этой нормы воспринимается как трагедия, разрушающая и без того несформированные контуры «Я». Надо напомнить читателям, что понятие нормы само является знаковым образованием культуры, и его назна­чение может быть весьма четко определено — оно создано для регули­рования отношений в группе, для управления группой как обоснова­ние санкций разного рода за несоответствие групповым правилам. Использовать его по отношению к себе, конечно, можно, но зачем... Если отнести его к строению своего тела, то каким бы оно ни было — оно ваше, ваше отношение к нему говорит о вас как о хозяине, если хоти­те, как о собственнике. Умеете ли вы им быть, хотите ли вы им быть...

В психологических исследованиях накоплен богатый материал наблю­дений и исследований отношения людей к своему телу, что позволило со­здать много стандартизированных (проверенных на точность с помощью специальных процедур) методик исследования отношения человека к сво­ему телу. Методика — это всегда задание, которое надо выполнить, а пси­холог знает, как можно объяснить результаты выполнения этого задания. Одной из наиболее распространенных методик является методика «Рису­нок человека», которую обычно человек получает как инструкцию: «На­рисуйте человека. Нарисуйте так, как умеете». При всех возможных вари­антах этой инструкции ее главная цель — побудить человека к рисованию.

Суть этой методики состоит в том, что в ней используются механиз­мы проекции и интроекции. Человек должен использовать всю систему своих психологических возможностей, отражающих опыт его пережива­ний, которые, естественно, протекали в его теле. Представление об органах тела, его восприятие, как это сложилось в личном опыте чело­века, регулируют процесс изображения фигуры человека. Понимание, объяснение рисунка основываются на предположении, что нарисован­ная фигура связана со свойствами психической реальности так же тес­но, как и его походка, почерк или экспрессивные — выразительные — движения. В исследованиях показано, что рисунки людей остаются до­статочно постоянными длительное время — при повторении задания воспроизводятся с большой точностью. В приложении есть несколько рисунков молодых людей, которые характеризуют разные типы реше­ния задачи физического созревания. Их объединяет одно — это все здо­ровые люди, имеющие разный опыт переживания своего тела, который приобретает знаковый характер при изображении фигуры человека.

Интерес к другому человеку связан с принятием своего тела, через - знаковое оформление этого принятия в новых формах «Я» — прежде всего в одежде, в опрятности, в стремлении воздействовать на свое тело с целью его переживания. Тело становится своим, оно знак «Я», и его форма — новая форма, наполненная, наполняемая новыми переживаниями. Появляются, таким образом, новое основание для организации активности, новые переживания силы «Я». Помните, Ирина В писала в дневнике, что силы в ней достаточно, чтобы победить смерть

Активность стимулируется повышенной эмоциональностью, способствующей открытию новых миров — мира других людей, своего нового мира, мира природы. Это— прямое следствие решения задачи физического созревания. Сила выросшего, созревшего тела, ставшего формой «Я», требует реализации. Читаем в дневниках:

«Потянуло чистить, мыть, готовить. Но не в этом суть, а в том, что сегодня почти за каждым делом стояла мысль о других. Не натужная, естественная. Причем многоуровневая: делаю для людей и мира (преобразила себя и окружающее). Люди конкретные и мир. И не paди тщеславия делала, не чтобы облагодетельствовать, а просто все время было чувство единства. Даже не знаю, как это описать. Бытовые мелочи, а на душе становится легче, светлее, свободнее. Ведь любовь, она во всем. Это пришло на уровне чувства, на уровне дела. Любить все. До смешного: мою кастрюли, чтобы чистенькими стояли, чтобы мира не портили, чтобы глаз человека радовали. С полом разговариваю, с вещами, с тарелками. И как-то от этого хорошо. Я могу думать о чистоте — и ничего, а подмела пол — и хорошо. Только если не автоматически (чтобы не позориться), а с мыслями» (Ирина В.).

«Я только научилась учиться, очень хочется работать — делать то, что уже умею (или думаю, что умею). Такие силы чувствую, что потом спохватываюсь — на что замахнулась...» (Алена А.).

«Стал замечать, что меньше думаю о себе, мне интереснее наблюдать за другими, понимать их. Бывает, что неожиданно чувствую та кое родство с человеком, которого первый раз вижу, что даже обнять его хочется» (Владимир П.).

«Начала бояться, что ничего не успею в жизни сделать, что все пройдет напрасно— я столько еще не прочитала, не видела, столько людей интересных вокруг...» (Вера Д.).

«Я знаю, что в жизни есть свои законы, но почему-то одним людям выпадает все, а мне — одни мучения с этим лицом, но я стала думать, что, наверное, так надо, чтобы я острее чувствовала, как плохо может быть людям и помогала им, как могу» (Марина И.).

Итак, другие люди входят в жизнь молодого человека через интерес к ним, через обретение силы «Я» в форме выросшего, созревшего тела. Сексуальные переживания, связанные с созреванием репродуктивной системы, становятся качествами «Я». Это — работа, которая совершается при решении задачи физического созревания через освоение знаков своей половой роли.

При здоровом развитии молодого человека проявлением сексуальности в юношеском возрасте будет интерес к другому полу, который далеко не всегда выявляется в ясной форме. Большей частью он носит форму физического возбуждения, сопряженного с напряженным недиффе­ренцированным чувством, которое реализуется в сновидениях. Надо сказать, что авторы всех дневников описывают свои впечатления о сно­видениях. Часто описывают то необыкновенное чувство значительности событий, которые происходят во сне, но не останавливаются на деталях события. Сон в жизни молодых людей имеет огромное значение — в дневниках есть страницы, где их авторы негодуют по поводу своей сон­ливости или высказывают опасение, что спят слишком много или не удается поспать необходимое для восстановления сил время.

Молодые люди стремятся самостоятельно разобраться в символике снов, в их назначении для решения их жизненных задач. Так, в дневнике одной из девушек встречается неоднократное упоминание о повторяющемся сне, где воспроизводится одно и то же событие: она должна взлететь над небольшим городком, но когда уже подня­лась в воздух, увидела, что небо затянуто невидимой с земли сеткой, и она может летать только под этой сеткой. Она пытается понять сон как знак ограничений, которые есть в ее жизни в связи с болезнью.

Молодой человек неоднократно описывает в своем дневнике кос­мические сны: полеты на другие планеты, видение Земли издалека, встречу с людьми, которые владеют тайной жизни. Другой молодой человек неоднократно отмечает, что ему уже давно ничего не снится. Пристрастное отношение к содержанию сновидений, актуальность сна как проявления своей частной жизни, жизни «Я» связаны с тем, что сон поставляет человеку его индивидуализированные знаки, без которых невозможно проявление новых чувств, обусловленных физическим созреванием, становлением сексуальности.

В современной литературе широко обсуждается проблема становления мужской и женской сексуальности с разных научных и этических позиций. Существует большое разнообразие идей относительно того, кто, как и когда должен сообщать растущему человеку необходимую информацию о переживаниях, которые у него могут появиться или появляются. Думаю, что индивидуальная жизнь человека должна сопровождаться максимально возможным количеством информации о человеческой жизни, из которой он сам выберет необходимое, когда будет готов — созреет — для ее восприятия, когда возникнет его жизненная задача, требующая решения.

В жизни и в психологии известно, что сексуальность мужчин и жен­щин развивается по-разному. Это очевидный факт, объяснение и понимание которого практически входит в любую теоретическую конструк­цию, в любое объяснение того, что и почему происходит с человеком. Как сам человек может объяснять и понимать события своей жизни (хочет ли это делать) — это уже другой вопрос, вопрос о его самосознании, о соотношении «Я» и других образований психики.

Бесспорно одно, что в юности и у молодых людей, и у девушек по­является интерес друг к другу, который ищет соответствующего проявления в действии. Таким образом, возникает желание обратить на себя внимание представителей другого пола, делаются попытки покрасоваться, что приводит к особому самовосприятию — стремлению видеть себя как бы со стороны, это еще называют позерством. (Помните, искусственность своего поведения отмечали и авторы дневников.) Формы, в каких юность стремится привлечь к себе внимание, — самые разнообразные Они носят тот знаковый характер, который приписывается каждому полу** в культуре. Отчасти поэтому молодые люди стремятся демонстрировать свою силу (в том числе силу ума, что проявляется в особом интересе к, юмору), а девушек привлекает их собственная внешность, красота. Часто появление этих форм поведения еще не до конца осознается, и если интерпретируют другие люди и интерпретируют неадекватно, проецируя на молодых людей свои проблемы, то это может привести не только к раз­рушению отношений, но и к созданию у молодых людей неадекватны); форм самовосприятия. В моей практике работы психологом-консультантом была встреча с женщиной, которая долгие годы переживала слова, сказанные ей однокурсницей в ситуации, когда она занималась своей внешностью, готовясь к танцам. Слова были злые: тебя такую (имелась виду внешность девушки) никто никогда не полюбит.

Явление красования — стремление понравиться другим и себе, как отмечают исследователи юности, это проявление переживаний, которые связаны с решением задач физического созревания. Юные люди ищут формы проявления своего «Я». Поиск приводит к переоценке! многих материальных предметов — они наполняются новым смыслом, становятся собственностью, воплощением качеств «Я». Ни в каком другом периоде жизни человек не бывает так чувствителен к личным! вещам, как в юности. Дверь своей комнаты (если она есть), закрыта на ключ от родных, — один из вещественных знаков юности. В таком| поведении многие авторы видят сублимацию полового чувства, которая также проявляется в повышенном интересе к различным безделушкам, фенечкам, талисманам, альбомам. Последние расцениваются как половые фетиши, как заместители ценности реальных сексуальных объектов. Подобную роль выполняют, и различные ритуальные действия — например, отдельным видам танцев придается специальное значение, которого нет и не может быть у другого вида танцев.

В целом можно сказать, что мир молодого человека наполняете его знаками, их можно назвать «Я»-знаками, обозначающими новы качества созревающего организма. Создается свое пространство, напряжение в котором организуется часто еще не дифференцированным чувством влюбленности, перерастающим в интерес и увлечение лицом противоположного пола, что и называют юной любовью.

В жизни нет разделенной во времени последовательности решения возникающих задач. Как это выглядит в теории, будет ясно и следующей главы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.