Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко они насытятся.






Можете ли вы сказать, что такое правда? — Это свобода от лжи и греха.

Кто Источник правды? — Господь.

А алчущие и жаждущие правды? — Это те, которые всем сердцем ищут Бога, стараются найти правильный путь к Нему и стремятся следовать правде во всех своих делах, словах и мыслях.

Человек испытывает внутреннюю потребность в правде. Ощущая ее отсутствие или искажение, душа буквально стонет. А кто не имеет правды в самом себе, тот словно пустая сокровищница. Утративший правду теряет самого себя, потому что ложь есть уход от реальности.

Божественная правда воплотилась во Христе. В Нем она явилась во всей чистоте и святости. Но только алчущий и жаждущий этой правды способен принять ее. Бывают телесные недуги, настолько изнуряющие организм, что он не испытывает голод и жажду. Toгда принятие пищи и питья оказывается мучительным, хотя и необходимо для жизни. Так и душа иногда настолько расстроена грехом, что уже не ищет высшей, Божественной правды. Общение с Богом таковым представляется сначала мучительным. Но мучает человека не Бог, а собственный грех.

Стоит только снять покрывало с совести и станет ясно, как душа тоскует по Богу, в каких она голоде и жажде по Его вечной правде.

Был человек, который всем сердцем искал истину. Его звали Евгений Роуз (1934-1982). Он происходил из американской протестантской семьи. Но что-то стало не удовлетворять, пере­стало насыщать его душу в этой среде.

Евгений поступил в знаменитый колледж Помоны. Профессора восхищались его спо­собностями. Это действительно был особенный, исключительный человек. Его нисколько не при­влекали студенческие развлечения. Душа Евге­ния была направлена на какой-то внутренний поиск. Постепенно подкрался вопрос: для чего он живет?

Роуз не разделял убеждений современников, что научный прогресс спасет человечество. Он хотел понять, что такое мир и что есть человек в этом мире.

Ему не нравилась духовно застывшая жизнь окружающего его протестантизма. А религия вообще представлялась примитивным признанием безоговорочных истин. Хотелось искать чего-то глубинного, высокого, значимого. Евгений не тер­пел застылости.

Он штудировал западных философов. А затем обратился к трудам Ницше, исполненным бунта против всяких традиций, выдвигающим идею «сверхчеловека». Как известно, Ницше постигло душевное расстройство, истоки которого в его собственном творчестве.

Евгений стал отрицать Бога как Высшую Разумную, любящую человека Личность. Но вместе с тем испытывал неудовлетворение, грусть, одиночество. Он сошелся с несколькими сверстниками, которых объединяла любовь к искусству, музыке, литературе. Они собирались вместе, спорили, обсуждали, порой говорили о смысле жизни. Евгений больше слушал, нежели говорил. Он радовался друзьям и беседам с ними, но подчас ему казалось, что разговоры о смысле жизни останутся только словами. Нередко в беседах Роуз мог сказать что-то богопротивное, выступить оппонентом верующих друзей.

Изучая философию, Евгений наконец понял, что рассудком истину не познать. Тогда он обратился к дзен-буддизму, который призывал смотреть за рамки логики и расчета, познавать сущее путем непосредственного ощущения. Евгений специально изучал китайский язык, он даже чувствовал графическое соответствие иероглифов тому, что они обозначают. Казалось, истина где-то рядом...

Но душа его стонала. С отчаяния Евгений запил. Некий зов он почувствовал в музыке, особенно в религиозных произведениях Баха. Однако это обрекало Евгения лишь на новые муки. Порой, пьяный, он бросался на пол, бил кулаками и кричал, чтобы Бог оставил его в покое. Значит, он чувствовал что-то или Кого-то... но никак не мог принять Его своим сердцем.

Роуз поступил в Академию востоковедения. Посещая оперы, увлекаясь искусством, покуривая дорогие сигареты и не избегая изысканных ресторанов, он все более увлекался буддистским уче­нием под влиянием известного тогда учителя Алана Уоттса. Суть учения сводилась к следующем не нужно смотреть на свою греховность, не нужно никаких поисков, важно то, что есть; от действий человека ничто не зависит, поэтому живи как хочется. Но однажды, после попойки, Евгений написал другу: «Хочу понять, кто я такой и кто такой Бог». А в другом письме, сочиненном тоже во хмелю, он признался: «Я болен, как и всякий, кто лишен Божией любви».

Евгений проводил опасные эксперименты с умопомешательством, ломая процессы логического мышления, чтобы «прорваться на ту сторону. Он вновь брался за Ницше, часами вчитывался в безбожные строки, пока в один момент в его ушах вдруг явственно зазвучали строки философа, словно кто-то шептал на ухо, и будто током про­било сердце Евгения.

Хотя он изучал, помимо буддизма, еще инду­изм, хасидизм, ислам и даже немножко Право­славие, но поиски истины так и не завершились успехом. Душу ломало отчаяние и глубокие внут­ренние муки. Впоследствии он описал свое состоя­ние так: «Я был в аду».

А однажды... Однажды Евгений просто зашел в православный храм.

Он сам описал это так: «Долгие годы своих за­нятий я удовлетворялся тем, что был выше тради­ций, оставаясь каким-то образом верным им... Я пошел в православную церковь, чтобы посмот­реть на еще одну " традицию". Однако когда я вошел туда — это была русская церковь в Сан-Франци­ско, — со мной случилось нечто, чего я никогда не испытывал раньше ни в буддистском, ни в каком другом восточном храме, что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены. Я не знал, что это значило, служба была мне абсолютно незнакома и шла на иностранном языке. Я стал посещать православные богослужения, посте­пенно изучая язык и традиции... Когда я раскрылся для Православия и православных, я начал осозна­вать, что Истина не просто абстрактная идея, искомая и познаваемая умом, но нечто личност­ное, даже больше, некая Личность, которую ищет и любит сердце. Так я встретил Христа». Евгений ощутил состояние, которое невоз­можно передать словами. Это наиболее может почувствовать тот, кто долго скитался во мраке заблуждений, отчаяния, кто стоял на грани пол­ного внутреннего срыва, но вдруг находит смысл, полноту жизни, истину. Вернее, Истина находит этого человека. Он оказывается в объятиях так долго искомого Небесного Отца.

Со временем Евгений принял монашество и свя­щенство и многих-многих людей привел к Богу. Он известен всему миру как отец Серафим (Роуз) — автор ряда глубоких духовных произведений.

 

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Представьте, что в трудную минуту вам вдруг искренно помог человек, о котором вы ранее думали как о враге. Как бы вы стали относиться к нему после этого?

Во время русско-турецкой войны произо­шел такой случай. После ожесточенного ноч­ного боя турки оставили по оврагам многих убитых и раненых, оттуда до русских солдат доносились стоны. Сестра милосердия Васильева решила помочь раненым и просила солдат поддержать ее в этом. Но неприятель стрелял по каждому, кто поднимал голову над укреп­лением, и никто не решался. Тогда Васильева, осенив себя крестным знамением, бросилась за вал. За ней пошел старый унтер. Отовсюду засвистели пули. А сестра искала в кустарнике раненых турок. Когда неприятель понял, зачем вышли русские, то выстрелы умолкли. Воцарилась невозмутимая тишина. И некоторым раненым была спа­сена жизнь.

Если же люди откликаются на чье-то добродушие и милосердие, тем более милостив к такому будет Бог. Самое сильное оружие против врага — ответить на его злобу доб­родушием. Твори другим добро — и не будешь мучиться от неприязни. Напротив, злопамятный и мстительный терзает самого себя, заклю­чает себя в темницу собственной злобы. Потому что есть закон духов­ной жизни: чем более сердце несет свет и тепло другим, тем более оно само светлеет и согревается.

Господь смотрит на нас, как мы относимся к окружающим нас людям, чтобы то же самое воздать и нам. А иногда Он подает неизме­римо больше.

Об этом повествует такая история.

Строитель Андреевского скита на Афоне по фамилии Сибиряков был сыном богатых родите­лей из Петербурга. Рано осиротев, он, в окруже­нии дурных друзей, встал на путь разврата и пьян­ства. В глубине распутных увлечений на него напала такая неизъяснимая, смертельная тоска, что он решил застрелиться.

Сибиряков задумал сделать предсмертное рас­поряжение об имуществе. Необходимо было ехать в Государственный банк. Когда ему подали экипаж, он, выходя на парадное крыльцо, заме­тил вблизи подъезда молодую женщину, бедную, исхудавшую, в рубище. Держа ребенка на руках, она грустно просила оказать ей помощь. Вид жен­щины тронул Сибирякова до глубины души. Его сердце наполнилось чувством глубокого состра­дания к ней. Отдав ей все наличные деньги, он, садясь в экипаж, подумал: «Разве велика моя помощь бедной? Ей хватит этих денег не больше чем на два месяца. Обеспечу я ее и ребенка на всю их жизнь. Пусть поминают мою душу». А потому, отъезжая от крыльца, он издали крикнул ей: «Часа через два или три приди сюда. Я еще тебе помогу» — и уехал. Когда он произносил эти слова, его сердце неожиданно наполнилось ощу­щением столь сильной, неземной радости, какой он никогда прежде не испытывал.

Проезжая мимо Казанского собора, он вспом­нил, как часто привозила его сюда мать к иконе Божией Матери и как она молилась перед ликом Царицы Небесной. У него появилось непреодо­лимое желание помолиться в соборе. Оставив эки­паж, он вошел в храм, подошел к Казанской чудо­творной иконе Божией Матери и пристально взглянул на нее. Лик Царицы Небесной показался ему живым и таким милостивым, будто милость эта была не земная, а небесная. Склонив колена перед Богоматерью, он в одно мгновение почув­ствовал всю свою вину перед Богом за бесплодно прожитую, порочную жизнь. Он только повто­рял: «Матерь Божия, спаси меня!» Долго-долго пла­кал, и слезы облегчали его сердце.

Наконец поднялся от иконы и, выходя из Ка­занского собора, почувствовал себя совершенно обновленным душой. Отчаянные мысли в нем вовсе исчезли. Жизнь стала теперь настолько дорога, что он почувствовал в ней неоценимое сокровище. Сибиряков поспешил домой, издали увидел бедную женщину с ребенком и рад был видеть ее. Милосердие к ней явилось причиной его душевного воскресения.

Он обеспечил ее и ребенка на всю жизнь и про­сил молитвенно помнить его до конца. Затем он уехал на Афон, где прославился благодеяниями и построил величественный собор.

Милость может быть не только материальной, но и духовной. И если первая спасает и преображает душу, то тем более вторая.

В чем же состоит духовная милостыня?

Например, вы видите человека в глубокой душевной печали и скорби. Ваше утешение, ваша поддержка этого человека и искренняя молитва о нем становятся духовной милостыней. Особенно это важно, чтобы избавить ближнего от греха или от опасности впасть в грех.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Чистые сердцем - это те, которые не только избегают дурных дел, но и сохраняют душу чистой от греховных мыслей и желаний. Однако вряд ли на земле найдется человек, который хочет почитаться злодеем. Если и бывают такие, то только очень неразумные люди, которые еще не поняли всю ядови­тость, смертоносность зла для них самих. Обыкновенно же каждому человеку хочется, чтобы другие видели в нем что-то хорошее и свет­лое. А почему?

Потому что сердце человеческое ищет чистоты, оно встречает все нечистое и греховное как что-то неестественное, ненормальное.

Что же такое чистота? Это трудно объяснить, это можно только почувствовать.

Представьте, что вы вышли на улицу в новой красивой одежде и тут же ее запачкали — на душе сразу становится неприятно. Но есть и духовная грязь — это грехи, зло, все дурное, что делает сердце чело­века нечистым.

Наверное, каждый из вас вспомнит случаи, когда вас пытались толкнуть на какой-то неблаговидный поступок, но вам удалось этого избежать, и потом вы вспоминали: «Как хорошо, что я не сделал этого, как мне теперь легко на душе!» Потому что вы оказались чисты от греха, к которому вас склоняли.

Насколько же человеку будет легко и радостно, если его сердце станет чисто и от всех остальных грехов!

Чистота, по словам святого Иоанна Лествичника, есть «небо сердца». Как красиво безоблачное небо! Как оно чисто, как вдохновляет чело­века! И эта красота, чистота и сияние могут быть в вашем сердце. «Чистота нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными» (преподобный Иоанн Лествичник).

Как же этого достичь?

А от чего зависят в доме порядок и чистота? От хозяина, который поселился в нем. Так и состояние сердца зависит от того, кому чело­век принес его в дар. Только действительно полюбивший добро не допустит зла в собственной душе. Чистота сердца — дар Божий, пода­ется тем, кто искренно ищет его. И чем чаще сердце обращается к Богу, тем больше оно светлеет и очищается.

Преподобный Исаак Сирин говорил: «Мы — храм Божий. Поэтому, как чист Сам Бог, очистим храм Его, чтобы Он возжелал вселиться в нем. И, как Он Сам свят, освятим и храм Его; украсим его всякими добрыми и честными делами, облагоухаем его благоуханием покоя воли Божией, чистою и сердечною молитвою. Тогда облако славы Его приосенит душу и свет величия Его воссияет внутри сердца».

Как чистое зеркало ясно отражает предметы, так чистое сердце созерцает Бога, потому что подобное познается подобным. Зрение Бога означает особую близость к Нему, теснейшее общение души чело­веческой с Духом Божиим. Сердце, очищенное Господом, видит тайны мира небесного, в таком сердце нет даже тени зла, оно исполнено глубокой любви ко всем. В этом — подлинное счастье человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.