Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Савитар или Ишвара нашей вселенной






Другое название этой мантры 'Савита Гаятри' или 'Савитри' (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание 'Савита Гаятри' буквально означает 'Гаятри Савитара', где слово 'Савита' (муж. рода) может интерпретироваться как 'Дэвата которой - Савитар'. Синонимом этого слова является другая его форма - слово 'Савитри' (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым 'р' на конце, имеющим огласовку похожую на короткое 'и'), которое путают со словом Савитри`, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное 'и' и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.

В мантре говорится " На божественный Свет Савитара медитируем". Савитар - это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару - Дэвате или главенствующему божеству мантры.

От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит " оживляющая сила" предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной - Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.

В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: " Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает 'то, из чего рождается всё',... то есть Существо, к которому обращена Гаятри, - поистине, сам Брахман" (см. Дхарма Вахини).

Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность - Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно - Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях - тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога - Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.

В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение. В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как 'управление'.

" Внутри физического Солнца, - как пишет в своей книге " Гаятри" проф. И.К.Таймни (с. 88), - пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо - Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы - это производные Его Силы."






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.