Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Количество часов по специальностям 031202.65 Перевод и переводоведение №№ семестров 1






Форма обучения очная

 

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
    031202.65 Перевод и переводоведение
№№ семестров 1, 2
Аудиторные занятия:  
лекции -
практические и семинарские занятия  
лабораторные работы (лабораторный практикум) -
Самостоятельная работа  
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ  
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, №№ семестров) контр, раб. № 1 - 2 сем. контр, раб. № 2 - 2 сем.  
Курсовая работа (№ семестра) нет
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров зачет - 1 экзамен - 2

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная _____

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий  
        Аудиторные занятия, в том числе Самостоя-тельная работа      
        лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы  
Раздел 1. Древние культуры  
1. Введение в античную культуру, территориальные и хронологические границы древних культур       1[1]      
2. Основные этапы развития истории и культуры Древней Греции, выдающиеся деятели, представляющие эту культуру              
3. Греческая мифология и литература            
4. Основные этапы развития истории и культуры Древнего Рима, выдающиеся деятели, представляющие эту культуру            
5. Римская литература            
6. Античное искусство и наука; религия, образование и различные стороны повседневной жизни народов – носителей древних культур            
7. Происхождение индоиранских племен            
Раздел 2. Древние языки  
8. Древнееврейский язык 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. infinitivus                
9. Индоевропейские языки: место древних языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира            
10. Старославянский язык            
11. Древнегреческий язык            
Раздел 3. Латинский язык    
12. История языка. Фонетика            
13. Введение в глагольную систему            
14. Пять склонений            
15. Глагольная система; сведения о грамматической системе древних языков в сопоставлении с системами русского и изучаемых современных иностранных языков            
16. Местоимения, pronomina            
17. Степени сравнения, gradus            
18. Неправильные глаголы            
19. Числительные, numeralia            
20. Инфинитивные обороты            
21. Самостоятельный аблатив            
22. Конъюнктив            
23. Герундий и герундив            
24. Описательное спряжение            
Раздел 4. Лексика  
25. Лексический минимум: роль древних языков в формировании лексического тезауруса современных языков – родственных древнему или имеющих с ним исторические и культурные связи            
26. Латинские «крылатые слова» и авторы: элементарные навыки чтения, грамматического анализа и перевода древних текстов            
ИТОГО:            

 

Содержание курса

Раздел 1. Древние культуры

Тема 1. Введение в античную культуру, территориальные и хронологические границы древних культур.

Понятие античной культуры; ее место среди других культур.

Тема 2. Основные этапы развития истории и культуры Древней Греции, выдающиеся деятели, представляющие эту культуру.

Географическое положение Греции, основные этапы древнегреческой истории, полисная система, греко-персидские войны, пелопонесская война, эллинизм; Солон, Перикл, Александр Македонский.

Тема 3. Греческая мифология и литература.

Основные циклы древнегреческих мифов, древнегреческие культы; эпические поэты: Гомер, Гесиод; лирические поэты: Архилох, Сапфо; трагические поэты: Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиографы: Аристофан, Менандр; историки: Геродот, Ксенофонт, Фукидид; ораторы: Лисий, Демосфен; философы: Платон, Аристотель; александрийская поэзия: Аполлоний Родосский, Феокрит.

Тема 4. Основные этапы развития истории и культуры Древнего Рима, выдающиеся деятели, представляющие эту культуру.

Географическое положение Рима, основные этапы римской истории, особенности римской религии, принципат, раннее христианство, римское право; Гракхи, Цицерон, Цезарь, Август.

Тема 5. Римская литература.

Комедиографы: Плавт, Теренций; философы: Лукреций, Сенека Младший; лирические поэты: Катулл, Гораций, Овидий, эпические поэты: Вергилий; историки: Юлий Цезарь, Тит Ливий; ораторы: Марк Туллий Цицерон; африканская литература II века: Апулей и Тертуллиан.

Тема 6. Античное искусство и наука; религия, образование и различные стороны повседневной жизни народов – носителей древних культур.

Архитектура, музыка, скульптура; астрономия, география, история, математика и механика, медицина; религиозные воззрения древних греков и римлян; образование, быт и нравы афинян в сравнении со спартанцами.

Тема 7. Происхождение индоиранских племен.

Географическое положение Скифии, Ирана и Индии; древнеиндийский эпос, скифские источники и древнегреческое посредство, ведийский комплекс.

 

Раздел 2. Древние языки

Тема 8. Древнееврейский язык.

Место иврита среди других семитских языков, его особенности; главные этапы развития иврита; главные литературные памятники, влияние на них соседних литератур; гебраизмы в современных языках.

Тема 9. Индоевропейские языки: место древних языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира.

Основные группы индоевропейских языков, история их становления и развития; закон передвижения согласных в германских языках; влияние древнегреческого и латинского на современные языки.

Тема 10. Старославянский язык.

Место старославянского среди других славянских языков, история его создания; отличие старославянского от древнерусского и церковнославянского; славянизмы в современном русском языке.

Тема 11. Древнегреческий язык.

Место древнегреческого языка среди других индоевропейских языков, основные этапы его развития; линейное письмо Б; диалекты древнегреческого языка; алфавит, дифтонги, диакритики, правила чтения и перевода греческих слов; грецизмы в современных языках.

 

Раздел 3. Латинский язык

Тема 12. История языка. Фонетика.

Место латинского среди других италийских языков, его история. Гласные: монофтонги, дифтонги, диграфы; правила произнесения согласных и их сочетаний; долгие и краткие звуки, открытые и закрытые слоги, правила и природа латинского ударения.

Тема 13. Введение в глагольную систему.

Четыре спряжения латинского глагола, тематические гласные, категории числа и лица; императив, инфинитив, индикатив; спряжение глагола esse «быть».

Тема 14. Пять склонений.

Грамматические категории существительных: род, падеж и число. Флективный характер латинского языка; пять склонений латинских существительных, их парадигмы; соотнесение падежной формы существительного с его синтаксической функцией в предложении; значение падежей.

Тема 15. Глагольная система; сведения о грамматической системе древних языков в сопоставлении с системами русского и изучаемых современных иностранных языков.

Четыре основные глагольные формы и три основы; системы инфекта и перфекта; супин; шесть времен и два залога латинского языка, способы их образования, глагольные суффиксы и окончания; аналитизм в системе страдательного залога времен системы перфекта. Переходность глагола. Сопоставление латинской глагольной системы с глагольными системы изучаемого языка.

Тема 16. Местоимения.

Виды латинских местоимений: личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные; особенности местоименного склонения; возникновение артикля романских языков из указательных местоимений; местоименные прилагательные.

Тема 17. Степени сравнения.

Три степени сравнения прилагательных, их образование и склонение; супплетивные степени сравнения в латинском и современных языках; употребление падежей при сравнительной и превосходной степени сравнения; употребление сравнительной и превосходной степеней в абсолютном значении. Наречия и их степени сравнения.

Тема 18. Неправильные глаголы.

Неправильные глаголы: sum, eo, volo, fero и их производные.

Тема 19. Числительные.

Система латинских числительных: количественные, порядковые, разделительные, наречия; особенности склонения числительных и их синтаксической роли в предложении; сопоставление с числительными других языков.

Тема 20. Инфинитивные обороты.

Accusativus cum infinitivo и nominativus cum infinitivo как сложные дополнение и подлежащее; структура этих синтаксических оборотов, алгоритм их перевода и сопоставление их с аналогичными структурами в современных языках.

Тема 21. Самостоятельный аблатив.

Ablativus absolutus как «сложное обстоятельство», его структура, алгоритм перевода и сопоставление с похожими структурами в современных языках.

Тема 22. Конъюнктив.

Образование конъюнктива; конъюнктив в главном предложении; конъюнктив в придаточном предложении (ut finale, ut objectivum, ut consecutivum, ut explcativum; cum historicum, cum (quod) causale, cum concessivum), правило согласования времен, условные предложения, косвенный вопрос, attractio modi.

Тема 23. Герундий и герундив.

Способы образования герундива и герундия, их значений и употребление в языке; герудивный оборот.

Тема 24. Описательное спряжение.

Активное и пассивное описательное спряжение: структура, способы перевода.

 

Раздел 4. Лексика

Тема 25. Лексический минимум: роль древних языков в формировании лексического тезауруса современных языков – родственных древнему или имеющих с ним исторические и культурные связи.

Изучение 250 наиболее используемых в литературных произведениях латинских слов (существительных, прилагательных, глаголов, предлогов в словарных формах).

Тема 26. Латинские «крылатые слова» и авторы: элементарные навыки чтения, грамматического анализа и перевода древних текстов.

Изучение 25-ти латинских «крылатых слов» (включая грамматический анализ и исторический комментарий). Чтение и комментирование авторов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.