Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет показателей деловой активности






Показатель Расчет показателя
Оборачиваемость активов (раз) Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период стоимость активов
Оборачиваемость запасов (раз) Себестоимость реализованной продукции / Средняя за период стоимость запасов
Фондоотдача Выручка (нетто) от реализации / Средняя остаточная стоимость основных средств
Оборачиваемость дебиторской задолженности (раз) Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период сумма дебиторской задолженности
Время обращения дебиторской задолженности (дни) Количество дней в году / Оборачиваемость дебиторской задолженности
Средний возраст запасов Количество дней в году / Оборачиваемость запасов
Операционный цикл (дни) Время обращения дебиторской задолженности + Средний возраст запасов
Оборачиваемость готовой продукции Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период стоимость готовой продукции
Оборачиваемость оборотного капитала Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период стоимость оборотных активов
Оборачиваемость собственного капитала Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период сумма собственного капитала
Оборачиваемость общей задолженности Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период величина привлеченного заемного капитала
Оборачиваемость привлеченного финансового капитала Выручка (нетто) от реализации / Средняя за период величина задолженности по кредитам

 

По уровню рентабельности можно оценить благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль для дальнейших инвестиций.

Источником для расчета коэффициентов рентабельности служат бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Оценка рентабельности предприятия может производиться с помощью показателей, которые представлены в таблице 10.

Таблица 10

Характеристика показателей рентабельности[33]

Показатель Формула расчета Характеристика
Рентабельность продукции (Рпр) Рпр = (Пп / Сп) ∙ 100%, Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг, руб. Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб. В – выручка от продажи продукции, работ, услуг. Пч – чистая прибыль. Кс – средняя величина собственного капитала. Кик – средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов. Аср - средняя величина активов, руб. Бср – средний за период итог баланса-нетто. АО – средняя величина оборотных активов, руб. АВср – средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.
Рентабельность продаж (оборота) (Рп) Рп = Пп / В ∙ 100%
Рентабельность продаж (по чистой прибыли) (Рпч) Рп = Пч / В ∙ 100%
Рентабельность собственного капитала (Рск) Рск = (Пч / Кс) ∙ 100%
Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри) Ри = Пч / Кик ∙ 100%
Рентабельность всего капитала предприятия (Рок) Рок = Пп / Бср ∙ 100%
Рентабельность оборотных активов (Роб) Роб = (Па / АОср) ∙ 100%
Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв) Рв = Пп / АВср
Рентабельность авансированного капитала (Рак) Рак = (Пч / А)*100%

 

На изменение уровня рентабельности реализуемых ви­дов продукции, работ, услуг оказывают влияние следующие факторы: изменение структуры и ассортимента продукции приво­дит к увеличению рентабельности реализованной продук­ции; изменение себестоимости; изменение уровня цен.

Затем необходимо провести факторный анализ рентабель­ности по каждому виду продукции. Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции. [34]

Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях: выручка от продаж; цена; себестоимость; коммерческие и управленческие расходы; как в общем повлияли все эти факторы на прибыль от продаж.[35] Такой анализ осуществляется в несколько этапов (табл.11).

Таблица 11

Алгоритм факторного анализа прибыли

Этап анализа Формула Расшифровка
Расчет влияния фактора «выручка от продаж» Всоп. отч.отч. /I ц Δ Вцотч.–Всоп.отч. Δ Ппз=(Вотчбал)-Δ Вц)/100*Pпбаз Pппыруч. Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года); В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода; I ц- индекс цен (индекс инфляции); Δ Вц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции) Рп– рентабельность от продаж У с0 и У сб–удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, Ууро и У ур- соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах
Расчет влияния фактора «себестоимость реализации» Δ Ппсотч.* (Ус0 - У сб )/100  
Расчет влияния фактора «цена» Δ П пц = Δ Вц *P п базис /100  
Расчет фактора «коммерческие расходы» Δ П кротч*(Укр отч. Укр. баз.)/100  
Расчет фактора «управленческие расходы» Δ Пупр.отч.*(Ууроурб)/100  

 

Расмотренные методы финансового анализа раскрываются через совокупность технических приемов, которые используются для проведения аналитических исследований.

Приемы анализа могут классифицироваться по определенным группам (рис.4).[36] При проведении финансового анализа на разных стадиях применяются разыне приемы в той или иной комбинации. Приемы анализа непрерывно совершенствуются. Те которые были заимствованы с математики, математической статистики и бухгалтерского учета развиваются в пределах этих наук.

В России на сегодняшний день существует проблема открытости, публичности и доступности финансовой информации. Нормативные значения, принятые в развитых рыночных экономиках, в нашей стране не всегда приемлемы в силу ряда особенностей российской экономики и предпринимательства.

 


Рис. 4. Классификация методических приемов финансового анализа[37]

Расчет собственных нормативов путем статистической апробации долгое время был затруднен, поскольку ситуация менялась быстрее, чем избранные нормы успевали пройти проверку и корректировку.

В заключение хотелось бы отметить, что массовое применение анализа финансового состояния возможно лишь тогда, когда он будет достаточно прост для использования в управлении, не потребует специализированных знаний, будет содержать ясные и понятные выводы, базироваться на доступных источниках информации и обеспечивать оптимальное сочетание качества результатов и затрат на его проведение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.