Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Физическое развитие. Исследование и Оценка показателей физического развития






ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н. П. ОГАРЕВА

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ

Учебное пособие для студентов Медицинского института

 

 

Саранск 2014 г

УДК 613.9 (075.8)

ББК Р 11

А 187

Печатается по решению учебно-методической комиссии Медицинского института ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н. П. Огарева».

Рецензенты:

 

Кафедра общественного здоровья, организации здравоохранения и фармации с курсом гигиены Медицинского института ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева».

Заведующий кафедрой д. м. н. профессор Блинов Д. С.

Белова Л. А. к. м. н., доцент кафедры патологии с курсом патологической физиологии Медицинского института ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н.П. Огарева».

 

 

Авдеева Н. А., Шамрова Е. А.

 

Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Медицинского института \ Н. А. Авдеева, Е. А. Шамрова. – Саранск: Референт, 2014. 100 с.

 

Учебное пособие «Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Медицинского института» предназначено для студентов медицинских специальностей, изучающих дисциплину «Медико-социальные аспекты здоровья финно-угорских народов».

Учебное пособие содержит 5 тем. Они посвящены изучению физического развития человека, а именно определению антропометрических, физиометрических и саматоскопических показателей. Четвертая тема освещает методики определения обмена веществ и энергии. Раскрывает характер питания человека и помогает составить сбалансированный рацион питания. Пятая тема характеризует нейрофизиологическое поведение человека, определяет характер его мышления.

 

 

УДК 613.9 (075.8)

ББК Р 11

А 187

 

© Авдеева Н. А., Шамрова Е. А.

ПРЕДИСЛОВИЕ

По определению Всемирной организации здравоохранения (B0З) " здоровье - состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Здоровье на 15-20% обусловлено генетическими факторами, на 20-25% - состоянием окружающей среды, на 10-15% - медицинским обеспечением, и на 50-55% условиями и образом жизни человека. Как следствие, формирование установки на здоровый образ жизни (ЗОЖ) лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения, центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры движения, культуры питания и культуры эмоций.

Двигательная активность во многом обуславливает физическое развитие человека. А его показатели - состояние здоровья населения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля здоровья людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Три группы основных факторов определяют направленность и степень физического развития:

1) эндогенные (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Также определяющим и системообразующим в здоровом образе жизни является питание, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость.

Кроме того, укреплению здоровья способствуют положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.).

Наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении двигательного режима и питания, в реальности их используют лишь 10%-15% населения. Возможно, это связано с тем, что здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Учебное пособие «Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Медицинского института» содержит методики определения состояния индивидуального здоровья и его резервов, тем самым, поможет тем людям, которые желают вести и соблюдают здоровый образ жизни. Комплекс методик поможет контролировать правильность соблюдения ЗОЖ.

 

ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Цель: изучить и освоить антропометрические, физиометрические и саматоскопические методы определения показателей физического развития человека.

 

Вопросы по теме:

1. Физическое здоровье.

2. Понятие о физическом развитии и факторы его определяющие.

3. Признаки, характеризующие физическое развитие.

4. Значение для общества знаний показателей физического развития человека.

5. Основные показатели физического развития, регистрируемые в процессе медицинских осмотров.

6. Правила определения основных показателей физического развития.

7. Методы изучения индивидуальных показателей физического развития человека.

8. Определение физического развития методом сигмальных отклонений.

9. Методики определения росто-весового соотношения.

10. Конституция человека.

11. Методики определения осанки.

12. Понятие о плоскостопии, методики определения, профилактика.

13. Понятие о крепости телосложения.

14. Акселерация и ретардация развития.

15. Понятие о биоритмах.

16. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения.

17. Особенности здоровья и физического развития студентов. Адаптация к новым условиям обучения.

18. Режим труда и отдыха.

19. Утомление и переутомление. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления.

20. Показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический объем, минутный объем крови, их изменение с возрастом, продолжительность сердечного цикла.

21. Изменения деятельности ССС в зависимости от типов конституции.

22. Влияние питания на деятельность ССС.

23. Гиподинамия и сердечнососудистая патология.

24. Показатели внешнего дыхания

25. Гигиена дыхания. Значение дыхания через нос. Воспитание правильного дыхания у детей и подростков.

26. Дыхание на большой высоте (горная болезнь).

27. Дыхание при повышенном давлении (кессонная болезнь).

28. Тканевое дыхание при физических нагрузках.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.