Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Культура России в XIX веке.






ВВЕДЕНИЕ

Искусствосуществует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, музыка, архитектура, кино, фотография и т.д. Причина разделения искусства на виды – многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающегося на эстетическое многообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой.

Во все времена люди искали и находили всевозможные способы самовыражения – от наскальных рисунков до современных сложнейших компьютерных программ и прочего. Искусство сопровождало человечество на всех ступенях его развития и принимало всевозможные формы. И одной из них является музыка– вид творчества, зародившийся в древние времена, претерпевший огромные перемены средств и видов, и по праву считающийся одним из наиболее любимых и значимых для человека.

Каждый вид искусства специфически влияет на формирование человека. Социологические исследования показывают, что в современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она «обгоняет» другие виды искусства по «объему» потребления, а также непосредственно чувственным особенностям воздействия.


Глава 1. Культура России в XIX веке.

Россия в XIX веке сделала огромный скачок в развитии культуры, внесла неоценимый вклад в мировую культуру. Это было предопределено рядом причин. Культурный подъем был обусловлен процессом формирования русской нации в период перехода к новым капиталистическим отношениям, ростом национального самосознания. Еще один фактор, способствовавший интенсивному развитию русской культуры, - это тесное взаимодействие с культурами других стран и народов. Большое влияние на культуру России оказала западноевропейская общественная мысль. Русское общество воспринимало передовые достижения культур европейских стран, при этом сохраняя самобытность своей национальной культуры. В развитии национальной культуры начинает принимать активное участие интеллигенция. В начале эта прослойка общества формировалась из среды дворян и духовенства, но уже в XVIII веке появляются разночинцы, а в начале XIX века - крепостная интеллигенция (актеры, художники, архитекторы, музыканты, поэты). В XVIII - первой половине XIX века главная роль в культурном развитии принадлежит дворянской интеллигенции, во второй половине XIX века - разночинцам. К разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, чиновники, мещане, купцы и крестьяне. Именно поэтому в XIX веке в России происходит процесс демократизации культуры. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий.[1]

Понятие «русская музыка» охватывает музыкальную культуру русского государства от его возникновения до наших дней (Киевская Русь, Московская Русь, Российская империя, СССР, Российская Федерация). Некоторые трудности возникают с определением границ понятия в период империи и особенно СССР: с одной стороны, входившие в эти государственные образования народы имели собственные музыкальные культуры, а с другой, влияние русской культуры на культуры соседних входивших в империю народов было весьма значительным, и со второй половины XIX века почти везде работали русские музыканты. Трудно, например, определить однозначно, к какой национальной культуре принадлежит творчество армянина Арама Ильича Хачатуряна (рис.1) или азербайджанца Кара Абульфаз оглы Караева (рис.2). Упрощая проблему, понятие «русская музыка» можно связать с творчеством авторов и исполнителей, действовавших на территории собственно России.

Рис.1 Арам Ильич Хачатурян Рис.2 Кара Абульфаз оглы Караев

1.1. «Могучая кучка»

Во-второй половине XIX века - пореформенное время, происходят существенные сдвиги в общественном развитии. Либеральные реформы находят отражение в системе духовно-эстетических ценностей, литературе и театре, в живописи и музыке. Музыкаотразила все многообразие нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы. Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника - первозданной природы. Вторая половина XIX века - время возникновения товарищества, получившее с легкой руки критика В.В. Стасова, наименование «Могучая кучка» (рис.3). В него входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. «Могучая кучка» - уникальное явление русской музыки. Она оставила след во многих сферах духовной жизни России. В следующих поколениях музыкантов - вплоть до нашего времени - немало прямых последователей Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева. Объединявшие их идеи, их прогрессивные воззрения явились эталоном для передовых деятелей культуры на долгие десятилетия.

Рис.3 «Могучая кучка»

Главой «Могучей кучки» являлся Милий Алексеевич Балакирев (рис.4). Он был одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Дирижером Русского музыкального общества, управляющим Придворной певческой капеллы. Самые ценные его произведения - это «Увертюра на темы трех русских песен» (1858), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.

Рис.4 М.А.Балакирев Рис.5 М.П.Мусоргский

Среди композиторов «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский (рис.5) был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократических идей 60х.гг. XIX века. Мусоргский смог многосторонне раскрыть в музыке правду жизни русского народа, воссоздать, как сказал В.В.Стасов, «весь океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности». В своих произведениях Мусоргский выступает бескомпромиссным обличителем общественного неравенства. В 1868г. композитор приступил к сочинению оперы Женитьба» (по комедии Н. В. Гоголя). Работы осталась незаконченной, но подготовила Мусоргского к написанию оперы «Борис Годунов» (1869г.), ставшей выдающимся явлением в русской музыке. Эта опера близка по духу революционно-народническим настроениям, которыми жило российское общество в 60-70гг. XIX века. Мусоргский - композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и стремлениях русского народа. Его творчество было настолько уникальным и необычным, что до сих пор оказывает большое воздействие на композиторов разных стран.[2]







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.