Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №34.






«Ведущая» деятельность и ее роль в психическом развитии.

Ведущая деятельность — это активность человека, в которой наиболее интенсивно, значимо как формируется, так и проявляется психика, удовлетворяются разнообразные потребности (биологические и социальные). Впервые в отечественной психологии понятие ведущей деятельности в 1924 году было введено Блонским П.П. (1884 - 1941), который дал характеристику игры и ученья в детских возрастах,

Дальнейшее углубление и исследование ведущая деятельность получила в трудах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л,, Леонтьева А.Н., Эльконина ДБ. и др..

А.Н. Леонтьев. Но ведущей деятельностью считает далеко не всякую наиболее часто встречающуюся активность, которой ребенок посвящает большую долю своего времени. Ведущей (по Леонтьеву) следует называть только ту, в рамках которой:

Во-первых, возникают и начинают дифференцироваться новые и последующие виды деятельности. Например, при непосредственном эмоциональном общении младенца со взрослыми появляются некоторые предпосылки к предметно-орудийной деятельности по подражанию (появляются хватательные движения руки (в 4-4, 5 месяца), в 8 месяцев - манипулятивные действия с игрушкой, в 10 месяцев - появляется имитация действий взрослого, в 11-12 месяцев - предметные действия). В игровой деятельности дошкольник учиться рисовать, считать и т.д.

Во-вторых, ведущая деятельность (по Леонтьеву) это та деятельность, в которой перестраиваются и формируются новые и более совершенные свойства и качества психики. Например, в игре складывается творческое воображение дошкольника, в ученье младшего школьника - произвольность психических процессов и предпосылки абстрактно-логического мышления.

В-третьих, ведущей является та деятельность, выполняя которую, ребенок осваивает общественные функции, нормы социального поведения. В ней складываются отношения между ребенком и окружающей его социальной средой.

Эти отношения Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития ребенка. Социальная ситуация, - говорит Выготский, - целиком и полностью определяет тот путь, продвигаясь по которому, ребенок приобретает новые личностные свойства «черпая их из социальной действительности, как основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Есть 4 вида ведущей деятельности:

1) общение – взаимодействие людей друг с другом, в процессе которой устанавливается относительно устойчивые эмоциональные состояния, так или иначе сказывающиеся как на жизнедеятельности человека, но и на продуктивность самой деятельности.

2) игра – вид деятельности, в которой познается окружающий мир и осваиваются первые социальные роли.

3) ученье – вид деятельности, направленный на формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных программами обучения (воздействия на обучающихся содержанием и методами их передачи0.

4) труд – вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных, культурных ценностей.

В каждом возрастном периоде не только своя ведущая деятельность, но и своя социальная ситуация развития.

Так, например, у новорожденного ведущая деятельность и социальная ситуация развития - это непосредственное эмоциональное общение с матерью или лицом, ее заменяющим, потому что ребенок преимущественно биологическое существо и должен в новой среде просто выжить и адаптироваться как организм, получая уход, кормление и заботу. Ведущая деятельность и социальная ситуация у него слитны, В отличие от этого уже у младенца (от 1-2 до 12-14 месяцев) появляются предпосылки к первому виду ведущей деятельности (внимание к игрушке, манипулятивные действия с нею и освоение предметных действий, в том числе с игрушкой), а социальная ситуация развития - непосредственное эмоциональное общение становится личностным («Мы»), и ребенку уже мало только ухода, кормления и заботы, ему нужны доброжелательность, внимание, совместное общение (он беспокоится и плачет, если его оставили одного; предпочитает быть на руках, быть вместе с матерью). Так появляются предпосылки к дифференциации ведущей деятельности и социальной ситуации развития.

В преддошкольном (раннем) возрасте ведущая деятельность - предметно-орудийная, появляется процессуальная игра с элементами таких продуктивных видов как рисование, лепка, стремление к конструированию. А социальная ситуация развития - потребность делать, познавать в сотрудничестве и под руководством взрослого, но уже своими руками, преимущественно - самостоятельна

В дошкольном возрасте ведущей становится классическая форма игры, в которой, как и в других, -последующих видах деятельности есть цель, замысел, ожидание результатов, планирование совместных действий с другими людьми (сверстниками). В этой деятельности ребенком проигрываются социальные роли, имеющие место во взрослом обществе. Наиболее обогащенной является и социальная ситуация развития, «как тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Она приобретает характер внеситуативных форм - познавательного и личностного общения, направленного на удовлетворение инmepeca ребенка к миру вещей и людям (в то числе особенно к сверстникам). Дошкольник становится личностью, осознающей себя, способной к самопознанию, самоотношению, а, следовательно, к самооценке к созданию «образа - Я».

В младшем школьном возрасте при выполнении ведущей учебной деятельности ребенок становится объектом социального заказа общества. Он должен овладеть социально и интеллектуально значимыми для общества знаниями, умениями и навыками, следовательно, высшими психическими функциями (осознанными, произвольными, опосредованными и систематизированными). У него формируется «социальное -Я»,

В подростковом возрасте в качестве ведущей выступает неразрывно связанное, системное образование общественно-значимых видов деятельности - учебной, общественно-организационной, рудовой и др.. Социальной ситуацией становится вхождение в общение со сверстниками, где можно почувствовать к себе отношение как к равноправному, получить признание своего взросления и самостоятельности, заслужить уважение и научиться беспрекословно подчиняться правилам поведения и жизни в сообществе людей (пока еще равном себе),

В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, а социальная ситуация развития - самоопределение во взрослой среде.

Таким образом, ведущая деятельность и социальная ситуация постепенно, от возраста к возрасту, изменяясь и совершенствуясь, составляют связанную между собой и неотъемлемую сторону возрастного развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.