Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №27.






Проблема предмета психологии. Различные представления о предмете психологии на рубеже 19-20 веков.

 

Проблема предмета рассматривается в методологии наряду с проблемами метода, проблемы сознательного - бессознательного, психофизической проблемой, соотношения биологического и социального.

Предмет науки - это то, что она изучает; на изучение чего она направлена. Спор о предмете психологии идет от ее истоков.

Существует опасность подмены предмета - редукционизм (нейрофизиологический - взаимодействие нейронов и их функции; информационно-кибернетический - обмен информацией; социологический; педагогический).

По Ломову, предмет психологии - это психическое явление как неоспоримая реальность, проявляющаяся в жизни человека и в обществе. Особенности выделения предмета психологии заключаются в отделении его от биологического и физиологического устройства, с одной стороны, а с другой стороны, от социума.

По Рубинштейну, предмет - познание психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми это психическое определяется.

Конкретные проявления предмета:

- индивидуальность, субъективность психического;

- отношение к объекту, независимому от психики;

- единство реального и идеального;

- единство субъективного и объективного;

- единство переживания и знания;

- единство сознания и бессознательного.

Периодизация:

- психология как наука о душе (наличием души пытались объяснить все непонятные явления человечества);

- психология как наука о сознании (начинается в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Сознание – способность думать, чувствовать, желать. Основным методом психологии было наблюдение за актами поведения, за собой и их описание (интроспекция));

- психология как наука о поведении (бихевиоризм. Начинается в 20 в. Задача в том, чтобы наблюдать за тем, что можно увидеть (поведение, поступки, реакции). Мотивы, вызывающие поступки не учитывались).

- психология как наука, изучающая закономерности, проявления и механизмы психики (психика понимаемая как свойство высокоорганизованной материи, в многообразии механизмов формирования и развития психических явлений, а также в совокупности ее закономерных связей, взаимодействий и опосредовании, выявляющихся в отражающей и регулирующей функциях).

В истории психологии различаются два больших периода:

1) психологические знания развивались в рамках философии и других наук (6 в до н.э. - сер. 19 в);

2) психология развивалась как самостоятельная наука (сер. 19 в. - наст. вр.).

Развитие психологии как самостоятельной науки

Хронология   Предмет изучения   Важнейшие итоги    
нач. 19 - 60-е   Деятельность нервной     Формирование естественно-научных  
гг 19 в системы и органов чувств. предпосылок психологии как  
  Соотношение между самостоятельной науки.  
  физическим и психическим. Экспериментальный метод.  
  Измерение скорости Факты и теории ощущений и восприятий.  
  протекания психических процессов Учение о рефлексе.  
60-е гг 19- Непосредственное содержание Проникновение экспериментальных  
к. 19 в опыта. методов в психологию.  
  Психические акты и Раскол психологии на индивидуальную  
  психологические функции. физиологическую, ориентированную на  
  Психика и сознание в связи с естествознание и духовно-научную,  
  их адаптивной функцией в ориентированную на историю и культуру.  
  поведении Возникновение прикладных исследований  
    в психологии. Возникновение новых областей психологии.  
10-е - сер. 30-х гг 20 в Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Установка. Развитие ВПФ Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, индивидуальная психология, аналитическая и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, КИТ, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии.
к. 30-х - 50-е гг 20 в Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии.
60-е гг 20 в Продолжение развития выявленных предметных областей. Когнитивные структуры и их роль в поведении личности Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссия в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.
                 

Психология стала наукой в XIX веке. Первые психологи определяли психологию как науку о сознании. Они указывали определенное содержание предмета, сознание, и уникальный метод, интроспекцию, для его изучения.

Вильгельм Вундт. Он первым провозгласил, что с помощью интроспекции и физиологии можно исследовать и объяснять мышление и сознание. В. Вундт вьщвинул тезис о создании всеобъемлющей науки о разуме. Вундт разделял психологию на две части. Одна, физиологическая психология, была экспериментальным исследованием сознания, все слабее связанным с изучением нервной системы. Другая, психология народов, была неэкспериментальным исследованием мышления и большинства других высших психических процессов через их выражение в языке, мифологии и культуре.

В начале XX века в психологии сознания существовали два направления: структурализм, призывавший заниматься поиском строительного материала непосредственного опыта и его структурами (Вундт), и функционализм, который отвергал анализ внутреннего опыта и его структур, а считал главным делом психологии выяснение того, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей (Джеймс).

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927) основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию. Опираясь на выдвинутую Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал теорию поведения, которая получила название _рефлексология_. Теория исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга, так называемая " соотносительная деятельность".

Бихевиоризм возник в начале XX века и утвердил в качестве предмета психологии поведение, которое понималось как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Основатель - Дж. Уотсон. Он предложил отказаться от всех понятий субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.

В гештальтпсихологии утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Лидерами гештальтпсихологии считаются М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Сознание как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, которые преобразуются по психологическим законам.

Теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным) развивал Курт Левин. Он назвал ее " теорией поля". Понятие " поле" использовалось им в качестве аналога гештальта. Личность изображалась как " система напряжений". Она перемещается в среде (жизненном пространстве), одни районы которой ее притягивают, другие - отталкивают.

Глубинная психология - ряд направлений в психологии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективных, эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает в себя психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Основная идея Фрейда заключается в том, что любой человек несет в себе желания, которые не может принять на сознательном уровне. Конфликт между Ид, Эго и Супер-Эго определяет поведение человека.

Альфред Адлер. Выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими

Нововведением Юнга было понятие о " коллективном бессознательном". Юнг считал, что бессознательная психика индивида насыщенна формами, которые не могут быть индивидуально приобретенными, а являются даром далеких предков.

Неофрейдизм. Это направление, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям социокультурной среды и ее ценностям. То, что Фрейд относил на счет заложенных в человеке влечений, неофрейдисты объясняли врастанием человека в исторически сложившуюся культуру. Объясняли неврозы, их генезис и механизмы развития конкретным социальным контекстом. Ориентация на социокультурные факторы взамен биологических определила облик неофрейдизма.

Лидером неофрейдизма принято считать Карен Хорни (1885 - 1953). + Э. Фромм.

Необихевиоризм. В кругу бихевиористов появились ученые, которые поставили под сомнение основной постулат о стимуле и реакции. Первым из них был Эдвард Толмен, согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и может выглядеть как " стимул (независимая переменная) - промежуточные переменные - зависимая переменная (реакция)". Среднее звено (промежуточные переменные) - недоступные прямому наблюдению психически моменты: ожидания, установки, знания.

Скиннер разрабатывал концепцию оперантного научения - развитие человека есть научение, которое обуславливается внешними стимулами

Гуманистическая психология. Предметом изучения была личность как открытая и саморазвивающаяся система. Целостность личности, которая находится в развитии, изменяется. Конгруэнтность личности - согласованность переживания и опыта.

Экзистенциальная психология. Возникла после второй мировой войны. Изучала человеческое бытие, бытие человека в мире. Акцент на духовности человека.

Когнитивная психология. В 60-е гг психические процессы оказались в центре живого интереса. Возникла новая область - когнитивная психология. Она изучает восприятие, память, внимание, решение задач, психологические аспекты речи, когнитивное развитие и другие проблемы.

Создание когнитивной психологии обусловлено появлением ЭВМ. Оказалось, что операции, выполняемые самой ЭВМ, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. Появление ЭВМ послужило подтверждением того, что когнитивные процессы реальны, что их можно исследовать и понять.

По мере развития концепции переработки информации попытка прослеживания движения потока информации в мозгу (в " системе") стала первоочередной целью в новой области.

Когнитивная психология развивала подход к человеку как иерархически организованной системе по сбору, хранению и преобразованию информации.

Представители: Найссер, Аткинсон, Бауэр, Линдсей, Норман, Брунер и др.

Нейро-лингвистическое программирование было создано в середине 70-х гг Р. Бэндлером и Д. Гриндером, а также Л. Камерон-Бэндлер, Д. Делозье, Р. Дилтсом. Основой для создания этой прикладной психологической дисциплины явилось изучение и моделирование методов работы мастеров и мэтров психотерапии (М. Эриксон, В. Сатир, Ф. Перлз). Г. Бэйтсон заложил основы системного нейролингвистического программирования. В НЛП вошли новейшие достижения психологии, психолингвистики, нейрофизиологии и кибернетики.

НЛП представляет собой модель психологических процессов и поведения человека. Эта модель построена на компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика - набор программ. Эффективность жизнедеятельности человека определяется качеством его " программного обеспечения" и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные " программы" психической деятельности.

Трансперсональная психология Данное направление возникло в США в конце 60-х годов на базе трансперсонального проекта в культуре, его основателями - Э. Сутич, А. Маслоу, С. Гроф и другими - было узаконено название " трансперсональная психология". Это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, культуры, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Трансперсональные переживания - это переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.