Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №26.






Социальная ситуация развития, ее характеристика на разных этапах онтогенеза.

Д. Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Л. С. Выготскому принадлежат два важных понятия, определяющих каждый этап возрастного развития — понятие социальной ситуации развития и понятие новообразования.

Под социальной ситуацией развития Л. С. Выготский имел в виду складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития.

Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Изменение этой системы отражает основной закон динамики возрастов.

«Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

Божович: два основания периодизации: ССР и новообразования. ССР = внутренние процессы развития + внешние условия развития. ССР - не однонаправленное воздействие среды на ребенка, существует внутренняя позиция ребенка (отношение к ожиданиям, требованиям и нормам). В новообразовании личности две компоненты: центральное новообразование и соответствующая ему потребность. 1. Младенчество: ССР: беспомощность, зависимость от взрослого + деятельность опосредуется взрослым. Новообразования: аффективно-заряженные представления + потребности стали опосредованны памятью. Ребенок стал хотеть не непосредственно то, что пердоставляет ситуация, а на основе своих аффективно-заряженных переживаний. Структура сознания поменялась: на смену доминирования восприятия пришла память. 2. Раннее детство: ССР: самостоятельная деятельность + требования взрослого. Новообразования: система Я (дифференциация Я - другие) + потребность в самоутверждении. Ранее ребенок стал субъектом, а сейчас осознал, что он субъект (т.е. ранее выделил себя среди предметного мира, а сейчас поставил себя в социальный мир). Критерий появившегося самосознания: явное демонстрирование самооценки (ребенок расценивает себя хороши или плохим в зависимости от действий). 3. Дошкольное детство: новообразование: внутренняя позиция, по отношению к социуму + потребность в новой жизненной позиции. 4. Младший школьный возраст: ССР: осознание своего социального Я + новая система социальных требований. Не выделяет личностных новообразований, т.к. все в когнитивном развитии (развитие абстрактно-логического мышления). 5. Подростковый возраст. ССР: эмансипация от взрослых (стремление занять более взрослую позицию) + нахождение в школе. Новообразования: способность к самоанализу + узнать себя. Вторая фаза: ССР: определение места в жизни + выход в жизнь. Новообразования: временная перспектива и целеполагиние во времени + достижение жизненных целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.