Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос№23.






Индивидные свойства, их классификации. Общие особенности индивидных свойств, функции в развитии личности.

При выделении понятия «индивид» в психологии лич­ности отвечают, прежде всего, на вопрос, в чем данный че­ловек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. По­нятие «индивид» не следует смешивать с противополож­ным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей.

При определении роли индивидных свойств в развитии личности существуют два противоположных подхода. Первый состоит в абсолютизации их роли, второй - в полном их игнорировании. С позиции системно-деятельностного подхода, значение индивидных характеристик определяется их местом в структуре деятельности человека. Если они занимают в ней место смыслообразующих мотивов, то оказывают непосредственное влияние на развитие личности. Как правило, индивидные свойства не участвуют в развитии личности, выступая только в качестве «безличных» предпосылок этого процесса (Леонтьев, 1997). Однако в процессе деятельности и общения индивидные свойства означиваются человеком, становясь их реализаторами и средствами овладения своим поведением.

Выделяют два класса индивидных свойств человека, первичные и вторичные. К первичным относятся возрастно-половые и индивидуально-типические. Возрастно-половые свойства - это определенные стадии онтогенеза и половые различия. Индивидуально-типические представляют конституцию, нейродинамику и билатеральные свойства (функциональную асимметрию больших полушарий головного мозга). Вторичные свойства включают психофизиологические функции и органические потребности. Наивысшей интеграции названные свойства достигают в темпераменте и задатках человека (Ананьев, 1996).

Асмолов рассматривает 2 основные формы существования человека – биологический индивид и личность. Он опирается на то, что индивидные свойства не являются тем скелетом, над которым надстраивается тело. Личность возникает в другой системе - в системе социальных связей отношений. Человек как индивид и как личность развивается в течении всей жизни.

Индивидные свойства разнообразны. Индивидные свойства выступают не только безличностной предпосылкой развития личности.

Асмоловым выделяется ряд общих особенностей индивидных свойств:

1) они характеризуют формально динамический аспект поведения (свойства связаны с конституцией). Отвечают на вопрос как это делает человек? Все особенности связаны с полом, национальностью.

2) Индивидные свойства подчиняются бессознательному контролю. Сознание контролирует поступки, действия, а формы поведения не контролирует. Регуляция индивидных свойств носит автоматический характер.

3) Индивидные свойства непредопределяют выбор той или иной Дея-ти и не обусловливают однозначно успех этой Дея-ти.

4) Индивидные свойства в общении и Дея-ти означиваются. Они становятся знаками, а значит осознаются. Будучи означиваемы они подчиняются сознательному контролю. Человек начинает их осознавать, контролировать.

5) Будучи осознанными индивидные свойства лежат в основе развития индивидуального стиля Дея-ти и общения человека.

Опираясь на все эти особенности Асмолов формулировал функции:

1) быть предпосылкой развития личности

2) роль реализаторов той или иной Дея-ти

3) быть средствами достижения тех или иных средств Л.

Согласно Асмолову, роль индивидных свойств в развитии Л зависит от того места, которое они занимают в структуре индивидуальной Дея-ти. Если индивидные свойства занимают место смыслообразующих мотивов, то они напрямую влияют на развитие Л.

 

Вопрос №24.

Психологические аспекты работоспособности.

Человек способен в течение некоторого отрезка времени (например, на протяжении рабочей смены) продуктивно и высококачественно выполнять работу определенной степени сложно­сти и тяжести. Это свойство человеческого индивида проявлять трудовую активность на протяжении установленного времени и выполнять работу на заданном уровне эффективности называется работоспособностью. В числе факторов, влияющих на произво­дительность труда, работоспособность занимает одно из главных мест. Вот почему проблема сохранения высокого уровня работо­способности должна всегда находиться в центре внимания орга­низаторов и руководителей производства, а также промышленных психологов, физиологов труда и других специалистов.

Как показали многочисленные исследования, работоспособность человека в ходе выполнения трудовой деятельности не ос тается постоянной: она изменяется на протяжении рабочего дня, суток, недели. В ее внутрисменной динамике можно четко наблюдать три ярко выраженные фазы или стадии.

Первая фаза - врабатывание. На этой стадии происходит по степенное «вхождение» в работу и нарастание работоспособно ста. Поскольку до начала основной работы человек занимался какой-то другой деятельностью или отдыхал, сложившаяся у него система физиологических и психологических функций (уровень их активности, характер взаимосвязи между ними и т. д.) отличается от той, которая требуется для выполнения данной трудовом деятельности. Этим и объясняется необходимость вхождения в работу или врабатывания.

На протяжении указанного периода происходит «настройка» различных физиологических и психологических систем организма на тот уровень активности и взаимосвязи психофизиологических функций, который обеспечивает выполнение трудовых операций. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей

человека первая фаза может длиться от нескольких минут до полутора часов.

Вторая фаза - относительно устойчивой работоспособности и сохранения ее на высоком уровне. Завершение периода врабатывания переводит организм человека в устойчивое рабочее состояние, при котором достигается наиболее высокая продуктивность труда (увеличивается выработка, уменьшается брак в работе и т. д.). Для этой фазы характерна сонастроенность ритмов и темпов физиологических и психических функций - их система и взаимосвязь достигают в данном случае определенной гармонии,

у работающих нередко наблюдается эмоциональный подъем. Рабочие движения человека приобретают точность и ритмичность, хорошо координируются, сама работа субъективно кажется более легкой и вызывает чувство удовлетворения. Период устойчивой работоспособности удерживается, обычно, 2-3 часа.

Третья фаза - падение работоспособности в результате прогрессивного нарастания утомления. В начале этой стадии уровень работоспособности начинает колебаться, появляются первые при знаки утомления, точность и скорость трудовых действий снижа­ются, нарушается их ритмичность. Затем, по мере усиления утом­ления, нарушается гармоническое единство физиологических и психических функций, характерное для второй фазы, что приводит к снижению устойчивости внимания, ухудшению восприятия и других психических процессов. Эмоциональный тонус человека снижается: подъем сменяется вялостью. Одновременно ухудшают­ся и технико-экономические показатели трудовой деятельности: снижается выработка (производительность), увеличивается время на выполнение операций, растет количество бракованных изделий. Третья фаза в динамике работоспособности наступает, как прави­ло, спустя 3-3, 5 часа после начала рабочей смены и обычно совпа­дает со временем приближения обеденного перерыва.

После обеденного перерыва все три фазы повто­ряются, но они имеют некоторые особенности. Так, стадия врабатывания становится короче, а уровень устойчивой работоспособ­ности ниже и менее длителен, чем в дообеденное время; фаза па­дения работоспособности наступает раньше и протекает быстрее в связи с развитием более глубокого утомления. Кроме того, в не­которых случаях в конце работы (за 15-20 минут до окончания смены) может происходить не снижение, а подъем работоспособ­ности. Это повышение активности, которое выражается в появле­нии на кривой работоспособности «пика» в конце рабочего дня, получило название «конечного порыва». Он объективно выража­ется в увеличении выработки готовой продукции или сокращении времени выполнения операции. Причина данного феномена чисто психологическая - эмоционально положительно переживая приближение конца рабочей смены, работающий пытается как бы " наверстать упущенное» и интенсифицирует свою деятельность. Высокий уровень работоспособности человека а, следова­тельно, производительность и качество его труда, зависят от цело­го ряда социально-экономических, технических, производствен­ных, психофизиологических и других факторов. Психолог, наряду с другими специалистами, должен изучать данные факторы и учи­тывать их в целях разработки и реализации мероприятий, направ­ленных на сохранение и повышение работоспособности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.