Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность-личность Коллектив – коллектив Личность – коллектив






 

Ученик – ученический Ученик – педагогический

коллектив коллектив

 

Педагог-ученик Педагог – родитель Педагог – ученический Педагог - пед.

Педагог-педагог Ученик – ученик коллектив коллектив


 

«Я» –другие» «Я» – «Я»

 

Говоря об условиях творческого самовыражения личности, невозможно оставить без внимания вопрос о роли коллектива в данном процессе. Поскольку, по утверждению М.Бубера, человек в коллективе – это далеко не всегда человек с человеком, то далеко не в каждом коллективе устанавливаются отношения глубинного общения, отношения Диалога. «Коллектив, с его претензиями на обладание цельностью каждого человека последовательно и тесно добивается редукции, нейтрализации, обесценивания и обмирщения всех связей с жизнью» [31, с.153].

Сталкиваясь с проблемой индивидуализма-коллективизма, заметим, что индивидуализм видит человека только в его обращенности к самому себе, коллективизм же вообще не видит человека: он видит лишь общество, нуждающееся в коллективе, как средстве реализации свыше заданных целей. Зачастую эти цели связаны с манипулированием человеком во имя этих «высших», общественно значимых целей.

Для методологии современного образования идея становления личности в коллективе и через коллектив не может отвергаться полностью, так как для человека, тем более, российского, всегда актуальна потребность единения, причастности к какой-либо общности. Мы не отрицаем положительного влияния коллектива на процессы становления личности при обучении только при условии, если коллектив рассматривается как пространство для творческого самовыражения личности, является средой для самоактуализации ребенка. На разных этапах становления личности, в зависимости от исходного уровня общей культуры обучающихся и обучающих, могут преобладать ориентации на самовыражение, признаваемое коллективом или на индивидуальные самопроявления личности, но лишь как ступеньки к творческому самовыражению, как сущностному диалогу «с другим». Следовательно, на смену парадигмы воспитания в коллективе и коллективом приходит идея Диалога. Творческое самовыражение выступает как важное условие организации Диалога, который предполагает обмен одного «я» с другим, презентацию себя окружающим, представление и проблематизирование себя для другого.

Отношения между личностью и коллективом становятся значимыми в процессе групповых и коллективных форм работы, а также, в связи с тем, что акты творческого самовыражения происходят на фоне коллективного внимания. Поэтому личность должна быть готова не только к индивидуальному восприятию ее со стороны окружающих, но и к презентации своих идей, образовательных продуктов, выражающих собственное «Я», перед большой группой людей. Следовательно, взаимодействия по типу «личность – коллектив» также актуальны при рассмотрении условий творческого самовыражения.

Отношения в системе «коллектив – коллектив» приобретают значимость в связи с тем, что создают общую атмосферу в школе, проецируют отношения между личностями на отношения между классами, группами детей, объединяющимися по каким-либо признакам для реализации той или иной цели. Кроме того, чрезвычайно важны в осуществлении условий самоактуализации взаимодействия не только в ученической среде, но и в коллективе самих педагогов. Как отмечает В.А. Сластенин: «Учитель … включен в две качественно отличные системы совместной деятельности – во взаимодействие с учащимися и в сотрудничество с коллегами» [153, с. 295].

Создание коммуникативной среды для реализации процессов творческого самовыражения учеников и учителей, а, следовательно, и их самоактуализации, связано с обеспечением благоприятного психологического климата на всех этапах педагогического процесса и в осуществлении практически всех типов взаимодействий.

Психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [131, с. 119].

Реальное состояние климата в коллективе, как в зеркале, отражается в отношении его рядового члена к самому себе: если климат благоприятный, то каждый ребенок реализует свое индивидуальное «Я», не страшась показаться в чем-то слабее других или вызвать смех со стороны окружающих; при наличии неблагоприятного климата, ребенок замыкается, скрывая не только свои недостатки и неумения, но и свои достоинства.

Еще один показатель, определяющий климат, - отношение к событию, протекающему в данный момент. Следует помнить, что одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так, например, неудачное выступление одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно иной отклик – сочувствие, огорчение, стремление помочь.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества. Поэтому важно, чтобы учитель постоянно держал данную задачу в поле зрения. Для этого можно выделить основные технологические операции, при постоянном использовании которых вероятность сохранения психологического климата в группе, способствующего самоактуализации каждого ее члена, наибольшая.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.