Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Fair John/Lame Deer & Erdoes Richard, Lame Deer: Seeker of Visions. New York,1972. 5 страница






Как говорит мой брат Хромой Олень, все что имеется в природе, присутствует и в нас, а все что есть в нас, содержится и в природе. Так и должно быть. Скажи мне, как бы ты назвал главу в своей книге, где будет рассказываться о вещах, о которых мы сегодня с тобой говорили? Я знаю, ты назовешь ее " Обращаясь к совам и бабочкам".

 

Магия добра и зла

 

Я - шаман, вичаша вакан. Шаман (медисин мен) - это слово белого человека, так же как скво, сиу, томагавк и т.п. Их нет в индейском языке. Хотелось бы, чтобы было другое слово, наиболее точно отражающее значение, но я такого слова не нашел, и поэтому употребил это.

У нас много названий для каждого, кто чем-либо занимается. Есть целители - пежута вичаша - люди, врачующие с помощью разных лекарственных трав. Но лечить можно не только травами, но и с помощью силы - вакан. Ювипи - человек, использующий силу сыромятной кожи и камней для выявления и лечения болезней. Еще можно назвать ваайатан - это человек, обладающий способностью предвиденья и способный предсказывать будущее. То, что происходит как он и предсказывал, называется вакинйанпи. Это слово также означает " крылатый", " тот кто летает".

Существует также вапийа - заклинатель, тот, кого вы обычно называете колдуном. Если это хороший колдун, он, произнося заклинания над кипящими травами выгонит из вас всех злых духов. Если он плохой человек, то напустит на вас такую хворь, которую сможет вылечить только он сам, разумеется за деньги. Среди этой группы есть и мошенники.

Еще один вид шаманов - хейока - священный клоун, который лечит людей силой священного шума.

Но чем больше я думаю об этом, тем больше уверяюсь в том, что настоящие лекари это все таки вичаша вакан - святые люди. Для такого человека не имеет значения, может ли он лечить, заклинать, наговаривать на травах, управлять камнями или солнцем, или даже изменять погоду. Это лишь стадии, через которые он прошел. Он обладает даром великого предвиденья. Сидящий Бык был таким человеком.

Вичаша вакан хочет быть только самим собой. Он хочет находиться вне толпы, вне каждодневных дел. Ему нравится размышлять (состояние медитации), знать все о деревьях и скалах, чувствовать движение Земли и небесных светил. Закрыв глаза он ясно видит многие вещи.

Вичаша вакан любят тишину, окружающую их, как покрывало - звонкую тишину с голосом грома, который рассказывает им о многом. Они разговаривают с растениями и те отвечают им.

Существование шаманов - это не хорошо и не плохо. Они живут, и этого достаточно. Святой человек поступает так, как он считает нужным. Ему дана свобода, как дереву и птице. Такая свобода может быть прекрасна, а может и уродлива - это не имеет значения.

Те, кто лечит травами, похожи на святых людей - у каждого свои методы лечения, согласно его предвиденью. Великий дух хочет, чтобы люди были разными. Он заставляет полюбить каждое животное, дерево или травинку.

Тело человека состоит из многих вещей. Воздух, земля, трава, камни - все это частички нашего тела. Мы должны учиться быть разными.

Все существа живут для какой-то цели. И даже муравей знает, что эта цель - не ум, а что-то другое. Только человек пришел к выводу, что он не знает, для чего живет. Он не понимает собственного разума и забыл секрет знаний своего тела, чувств и мыслей. Он даже не старается пробудить свой дух. Он бредет словно слепой, неизвестно куда.

Я считаю, что быть шаманом - это больше, чем что бы то ни было. Это состояние разума, понимание природы. Я - святой человек? Думаю, что да. Кем бы я еще мог быть? Вы видели меня пьяным и избитым. Вы слышали от меня пошлые анекдоты. Вы думаете, что я не умнее и не глупее остальных. Но я на вершине, у меня есть моя власть и дар предвиденья. Остальное неважно.

Я шаман, потому что видение повелело мне быть им, потому, что этого хотели старые святые люди - Грудная Клетка, Громовой Ястреб, Чипс, Доброе Копье - помогли мне стать им. Я могу вылечить вас глотком воды. Не всегда, но, как правило, этого достаточно.

Я хочу поговорить о жизни наших шаманов, о тех, кто жив и о тех, кто умер. Я закрою глаза, и через меня с вами будет разговаривать дух. Позвольте словам находить их собственный путь.

Вы стали пежута вичаша - шаманом и целителем, потому, что видение заставило вас сделать это. Доктора не лошади, их не выведешь, как породу. Состарившийся лекарь старается передать знания своему сыну. Но это не всегда получается. Одним из таких великих врачевателей был Чипс. Без него наша религия, наверное бы исчезла. Во время самых темных для индейцев дней он сохранил ее. Он был настоящим святым человеком. Если бы он нас не выучил, среди нас не было бы ни одного шамана. Свою силу он передал своему внуку Годфри. Ему было всего шестнадцать лет. Он был самым молодым среди нас.

Тем не менее, он - жизнерадостный, веселый, нормальный мальчик. Он играет в обычные человеческие игры. Единственное, чем он отличается от своих сверстников - никогда не вступает в драку.

А Бешеный Конь был воином, а не шаманом. Он обладал странной силой, за его ухом было что-то напоминающее маленький камешек, гальку, это делало его непробиваемым для пуль. Он так же имел свою собственную траву для лекарств красного цвета.

Когда стало известно, что юный Чипс будет лекарем, родители забрали его из школы. Нельзя быть лекарем и идти одновременно белым и индейским путями. Я знал одного юношу, который не умел ни читать, ни писать, однако вырос замечательным лекарем.

Таким образом, вы видите, что лекарем можно стать множеством способов. Если вам повезет, святой человек передаст вам свою силу. Скоро настанет время, когда мне тоже нужно будет искать мальчика, чтобы передать ему свою силу. Я непременно узнаю его, когда он появится. Я почувствую, что это именно он. Сила похожа на постоянный и переменный ток. Белый священник движется как постоянный ток. Он берет все что попадается ему на пути, он идет прямо и никогда не возвращается обратно. Я же иду по переменному току. Этот путь может оборваться, может оборваться, может вернуться назад, он подобен кругу без начала и конца. Я слежу за своей тропой ради другого шамана. Слежу за своим преемником.

Как я уже говорил, обычно шаманом становятся через свой собственный путь предвиденья. Видение лекаря - это нечто, принадлежащее только ему, ни у кого больше этого нет. В то же время он может делиться своими мыслями с собратом по крови, тем, кто родился в нашей прерии. Они связаны тесными узами друг с другом.

Я уважаю другие религии. Иисус был евреем, у него были черные волосы и темный цвет кожи, как и у нас, индейцев. Его религия вышла из пустыни, где он жил, из его гор, от его животных, растений. Он был хорошим шаманом. Как говорится в Библии, он обладал силой излечивать прикосновением. Он был как хиппи. " Хипи" на нашем языке означает: " Он здесь, мы здесь, это здесь". Поэтому я не возражаю против белых мужчин с длинными волосами и бородами, которые подходят ко мне и просят рассказать о религии индейцев, и даже молятся с нами. Но я бы возражал, если бы они попытались изменить нашу веру, приспособить нас к своей культуре, так называемому прогрессу, цивилизации и т. п. Я против этого.

Вы не сможете перенести нашу веру из наших прерий в свои фабрики и конторы.

В одной из наших резерваций была построена большая католическая церковь для индейцев. Это неправильно, потому, что между религиями есть разница, и она всегда будет, пока не умрет последний индеец. Наша вера уходит глубоко своими корнями в нашу землю.

Для того, чтобы стать знахарем, надо получить видение здесь, на природе. На западе человек берет силу от бизонов. На севере он получает силу грозы, природных явлений, на востоке - от духа лошади или лося, на юге - от духа мертвых. С неба он получает мудрость орла, от земли - материнское питание. Путь становления вичаша вакан таков: выучить священный язык, говорить о святости, иметь дело с камнями и целебными травами, пользоваться трубкой.

Большая сила исходит от животных, и у многих шаманов есть свое животное, которое обычно является им в видениях. И они никогда не причинят никакого вреда этим животным. Шаман в своих мыслях может быть бизоном, орлом, лосем или медведем. Медведь самый мудрый из всех животных. Это единственный зверь, который в видениях может действовать как человек, давать людям целебные травы.

Старые шаманы обязательно хранили в своих узелках когти медведя. Прикладывая коготь к больному они как бы заставляют его проникнуть внутрь больного тела. Многие песни заканчивались словами: " Медведь мне это сказал". И все знают, от кого этот шаман получил свою силу. У них есть своя медвежья медицина с использованием жира. Его прикладывают к сломанной руке или ноге. Есть свой метод вправления суставов. Об этом мне рассказывали старики. Скажу вам, что это гораздо дешевле, чем обращаться в больницу.

Прежние знахари знали, как лечить. Девяностолетние, столетние старцы, но у всех были целы и здоровы зубы. Посмотрите вокруг - у многих ли молодых индейцев здоровые зубы? Нынешняя пища, современные больницы и гнилые зубы, похоже, идут вместе. Старые воины, которые сражались с Кастером, как-то встречались в 1930 году и в 1940-м... Некоторым было уже больше ста лет, но они еще могли сидеть в седле и есть мясо. Они собрались ночью. Я помогал им петь. Я выучил много песен ювипи от двух братьев-близнецов. Мы вынуждены были собираться тайно, так как правительство запрещало это, потому что желало уничтожить ту силу, которой владели индейские шаманы.

 

Fair John/Lame Deer & Erdoes Richard, Lame Deer: Seeker of Visions. New York, 1972.

Сокращенный перевод с английского

 

" Всем моим сородичам..."

 

От редактора.

Эта статья в оригинале является комментарием к книге Ричарда Эрдоза " Плач о мечте: мир глазами коренных американцев". Мы приводим ее здесь без сокращений. Как нам кажется, она в равной мере может служить послесловием к публикуемым нами главам из книги Хромого Оленя и Ричарда Эрдоза " Хромой Олень - искатель видений".

Я благодарю всех индейских друзей

- и тех, кто жив, и тех, кто уже ушел в мир духов,

- за то мимолетное знакомство с их мудростью и мыслями,

которое стало для меня возможным.

 

Все обряды сиу оканчиваются словами " митакуйе ойясин" (" всем моим сородичам"), подразумевающими каждого человека, живущего на этой земле, каждое растение и животное - вплоть до мельчайшего цветка и крошечного насекомого.

Отношение индейцев к Земле, ветрам и животным сокровенно и сугубо лично, оно неразрывно связано с их священными верованиями. Это отношение создается окружающей их природой: холмами и деревьями вокруг них, прерией и пустыней, по которой они ходят. Оно проистекает из их породненного с природой языка и вековых преданий, передаваемых из поколения в поколение.

Около пятнадцати лет назад вместе со своим другом, шаманом племени сиу Хромым Оленем, я участвовал в дискуссии по индейской религии. Один из участников, миссионер-священник, повернулся к Хромому Оленю и сказал: " Вождь, я чту ваши верования. Моя церковь построена в форме типи, ризы мои вышиты бисером, Священная Трубка висит у меня на стене рядом с крестом. Я участвую в индейских обрядах. Поверьте: понятия " Великий Дух" и " Бог" идентичны. Душистая Магия - это тот же Христос. Трубка и крест - это одно и то же. Нет существенной разницы между вашей и моей религиями".

Хромой Олень взглянул на миссионера и, чуть помедлив, произнес: " Отец, а наделены ли душой животные в вашей религии? "

Священник, слегка смутившись, ответил с улыбкой: " Вождь, вы меня озадачили! "

В другой раз мой друг имел беседу с довольно воинственно настроенной леди, которая язвительно заметила, обратившись к нему: " Хромой Олень, вы утверждаете, что разговариваете с животными. Будет вам! На дворе двадцатый век. Не морочьте мне голову! "

Хромой Олень усмехнулся: " Леди, в вашей Доброй Книге женщина беседует со змеей, а я разговариваю с орлами! "

Другой индеец говорил мне: " У нас, индейцев и чернокожих, общая проблема: мы живем под властью белого человека, но есть одна существенная разница - они хотят влиться в белое общество, мы же хотим выйти из него! "

Взгляд индейца на мир в корне отличен от взгляда его белого собрата-американца. Существует время белого человека и индейское время - время лунное и орбитальное. Индеец приобретает известность, раздавая свое имущество, для белого же общественный статус определяется размерами накопленного состояния. Среди белых верующим считается тот, кто уделяет пару часов посещению церкви по воскресным дням. Коренные американцы живут своей религией двадцать четыре часа в сутки, " священной поступью шагая". Принимая пищу, лакота всегда откладывает кусочек для духов своих покойных друзей. " Даже занимаясь любовью с женщиной, - сказал однажды Хромой Олень, - вы совершаете некое священное действо". Он, как и многие другие традиционалисты, убежден, что символом индейца является круг, белого же человека - прямоугольник.

" Мы объединены в Священном Обруче - люди, четвероногие, живые зеленые существа, - говорит Вороний Пес, духовный наставник из племени лакота. - Орбиты внутри орбит, круги внутри кругов - от Великого Обруча вселенной, которая зоны назад породила сама себя вспышкой собственного воображения, до кругов крови, циркулирующей в нашем теле. Круглы Вселенная и Земля. Форму круга имеет лагерь и типи с образующими круг внутри него людьми. Живой обруч образуют участники Пляски Духов: взявшись за руки, они кружатся, кружатся, кружатся до тех пор, пока не упадут в обморок".

" Вашичу (белый человек) сплошь прямоуголен, - добавил Хромой Олень. - Прямоугольны дом его и комнаты в нем. Прямоугольна Зеленая Лягушачья Кожа - его долларовая банкнота. Прямоуголен его разум - в нем острые углы."

" Мы считаем, что некоторые вещи, на которые белый человек смотрит как на неодушевленные, на самом деле исполнены жизни, - объясняла как-то Дженни Влекущее Облако, сиу из Роузбада. - Мы считаем, что некоторые камни и деревья наделены жизнью и душой. Утренняя Звезда однажды вступил в близость с земной девой".

" Священная Трубка оживает, - говорит Уоллес Черный Лось, - когда мы воскуриваем ее: плоть, кровь и разум индейца".

Рука об руку с подобными концепциями шествует представление индейца о " силе". " Когда я держал трубку Девы-Бизонихи, - рассказывал Вороний Пес, - я ощущал в руках движения, чувствовал ее Силу, поступающую в мои вены".

Сила пребывает в камне, в облачке пыли, поднятом сусликом, во взмахе орлиного крыла, в струйке дыма, медленно поднимающейся из чашечки трубки, в пучке ароматной травы... " Я лишь окурил тебя дымом кедра и обмахнул орлиным крылом, - сказал мне однажды Хромой Олень, - тем самым дав тебе немного своей силы, которая поможет в создании нашей книги".

Дед мог передать свою силу внуку, восприимчивому к духовным знаниям. Человек, познавший тайны колдовства, мог отнять силу у любого, кто ею злоупотребляет. По словам Хромого Оленя: " Силою наделен дикий бизон. Выведенные белым человеком " ангусы" и " голштины" [ Породы крупного рогатого скота мясного и молочного направлений, - прим. пер-ка ] ее лишены".

Особое отношение индейца к природе находит выражение в туземном языке. К Великому Духу обращаются как к Тункашила - Дедушке. Небо - это Отец, Земля - Унчи, Бабушка, чьи волосы недопустимо отсекать топором или серпом, а тело ранить лопатой или плугом. Бизон приходится человеку братом. Белая Бизониха, культурная героиня лакота, принесшая племенам Священную Трубку и наставившая их на путь праведной жизни, предстает впервые в образе прекрасной женщины в сверкающем одеянии из оленьей кожи, которая, покидая людей, превращается в теленка белого бизона. Священное растение, употребляемое в сакральных целях членами Туземной Американской Церкви, почитают как Дедушку Пейоте. К Священному Шесту Пляски Солнца обращаются не иначе как к воину. Его " берут в плен". " Пленившие" шест " считают на нем ку" [ Считать ку - означает: умножать свои подвиги прикосновением к чему-либо, - прим. пер-ка. ] Люди молятся ему и прославляют его песнями. Имя, полученное человеком во время первого поиска видений, обычно представляет собою название животного, растения или явления природы... Белый Ястреб, Кедр или Желтый Гром.

Связь человечества с живой вселенной распространяется далеко за пределы Земли. Очень старые люди, которым в пору своего детства довелось услышать истории участников Пляски Духов 1890 года, пересказали их своим детям и внукам. Многие из этих рассказчиков описывают о том, как танцор впадал в транс, умирал, а потом снова воскресал. Приходя в себя, мужчины и женщины рассказывали о том, как побывали на Луне или на Утренней Звезде, вернувшись назад со " Звездной Плотью" в стиснутых кулаках - плотью планет, превратившейся в странные камни. Эти сувениры из другого мира, заботливо хранимые в семьях некоторых традиционалистов, в эпоху американского лунохода были извлечены на свет (некоторые - из магических укладок); владельцы их уверяли, что это Лунные камни. Как сказал старый Глупый Буйвол: " Мы побывали на Луне задолго до вашичу, и нам не нужны были ракеты, чтобы попасть туда".

" Не причиняйте вреда деревьям, морям и земле", - молятся люди во время собраний пейотистов. Коренные американцы глубоко обеспокоены разрушением окружающей среды, загрязненными потоками, кислотными дождями и отравленным воздухом. Как поведал однажды Томас Баньякья, представитель нации хопи, пророчество этого народа предрекает вероятный конец поруганного и разграбленного мира, " когда на востоке взойдет черное солнце и хопи отправятся к Дому Из Слюды". Во время похода к штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, куда хопи отправились с вестью о грядущей земной катастрофе, их путь пролегал через г. Гэри, штат Индиана, где им довелось наблюдать восход солнца, затемненный копотью и смогом промышленного города. Прибыв в Нью-Йорк и увидав здание Организации Объединенных Наций, хопи признали в нем " Дом Из Слюды", упомянутый в их пророчествах. Аналогичные предсказания о времени, когда произойдет смена нашего мира другим, более достойным, если населяющие Землю люди не прекратят небрежного к ней отношения, существуют у многих племен от Месоамерики до Арктики на севере. Некоторые традиционалисты - мужчины и женщины - предостерегают: " Белый человек, осторожно, не оступись! "...

Цель этой книги показать этот мир таким, каким он предстает глазам индейца: священным и нечестивым, добрым и скверным, удивительным и скучным, полным предметов одушевленных, а также неодушевленных, которые, если пристальнее к ним присмотреться, могут оказаться не такими уж безжизненными. Книга подчеркивает разницу в жизненной философии двух миров, живущих вперемешку на этом Континенте Черепахи...

Говоря словами одного из святых людей лакота:

Есть слово, подразумевающее " Всех моих сородичей".

Да будем живы этим словом.

Мы в родстве со всем сущим.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.