Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Fair John/Lame Deer & Erdoes Richard, Lame Deer: Seeker of Visions. New York,1972. 1 страница






Краткая биографическая справка

Джон Файр Хромой Олень (Тахча Ушта) - минниконжу-лакота. Родился в 1903 году. Его жизнь - одна из ярких страниц американской истории этого столетия. Он словно живое воплощение хитреца-насмешника, как Иктоми, Вакдиункага и Соундэй. Он был одновременно большим шутником, человеком с безграничной страстью к пище и любви, благодетелем для сотен страждущих, которых он лечил, и суровым и грозным по отношению к изменникам. Белым он казался лицемером - священный человек и мечтатель, который мог пропьянствовать всю неделю. Хромой Олень считал, что святой должен знать в равной мере хорошо добро и зло. И потому, чтобы познать жизнь, он ни в чем себе не отказывал из того, что искушало его.

Хромой Олень хорошо уживался как с белыми, так и с индейцами, независимо от того, жил ли он на ранчо, участвовал в родео или был американским пехотинцем, полицейским в резервации или святым в ювипи. Никто бы не догадался об отсутствии у него официального образования, прочитав его проникновенную и волнующую книгу. Проживая среди белых и индейцев, он смог оценить культуру обоих народов и пришел к выводу, что дети из обычных семей лишены культуры, оторваны от природы и живут в бездушном, мертвом мире как пассивные наблюдатели. Он раскрывает противоречия религии. Имея большой опыт, он подробно описывает обряды и церемонии сиу - прорицание, Танец Солнца, ритуалы исцеления и др.

Выдержки из бесед с Арчи Файр Хромым Оленем (сыном Джона Хромого Оленя), записанные во время его посещения клуба индеанистов " Дакота" в г. Триптис, Германия, весной 1983 года

 

Эта книга - не путеводитель в мир индейцев. Культуру национальных меньшинств необходимо изображать абсолютно правдиво, освещая как негативные, так и позитивные стороны. В сознании американцев в отношении к индейцам сложилось два стереотипа. Первый - " теория великих личностей". Воспроизводя исторические события, белый непременно выделяет выдающихся личностей каждой национальности, говоря, что каждый из них сыграл важную роль на фоне исторического прошлого страны. Получается, что Сидящий Бык, Мартин Лютер Кинг и Джордж Вашингтон были одинаково важны и велики. Но это не так.

Второй стереотип - стереотип " вождей-благодетелей". Выходит, что индейцы будто бы одаривали американскую цивилизацию массой полезных вещей, исходя из своей, якобы природной доброты. Это тоже неправда.

Все великие вожди гибли от рук соплеменников или же не без их помощи. Сидящий Бык был убит полицейским-дакота. За Джеронимо охотились солдаты, которых вели по его следу разведчики-апачи... Если так пойдет и дальше, то, в конце концов, настанет день, когда учебники начнут утверждать, что будто бы Колумб, отправляясь в плавание за своим великим открытием, взял на борт каравеллы в качестве лоцмана и проводника какого-нибудь индейца из племени чероки...

Когда читаешь старую литературу складывается впечатление, что будто бы вождь племени всецело представлял мнения и помыслы всех членов его общины. Это тоже неправда.

Прежде, законом общества был идеальный пример жизни какого-нибудь человека. Но сейчас законом считается то, за нарушение чего сажают в тюрьму. Страх не порождает уважение. Законы тормозят развитие общества. Чем больше законов, тем ощутимее моральная деградация общества, тем более оно развращено. Мне кажется, что будущее человеческого общества - в племенной организации, когда члены определенной группы связаны общей жизнью, общими заботами. Число членов такого союза, конечно, ограничено - каждый должен осознавать смысл такой жизни. Тогда, например, в случае воровства или другого криминала, преступник всегда может быть найден. В современном обществе все происходит наоборот, оно развивается по принципу обособления. Каждая семья стремится создать свой, ограниченный стенами дома мирок. Уже существует тенденция зарождения таких групп. Ошибка думать, что в будущем все люди будут мыслить одинаково. Не может такого быть. Поэтому, сплочение людей в коллективе с общими интересами, одинаковым мировоззрением - явление будущего. Самое главное - понимать и принимать друг друга как представителей различных групп.

Основы лидерства в индейском обществе - это честолюбие в самом положительном смысле слова, ибо еще в старину уважали не за то, что умеешь. У белых - жесточайшая конкуренция в экономике: " Кто больше? " Индейцы же соревновались в почете.

Для племени, родовой группы, смысл родины заключается в той местности, где находится ее деревня, соседний лес, река, горы и т. д. Жизнь племени определяли основные положения: ритуалы и деление на кланы (племенные группы). Почему, к примеру сказать, развалилось движение хиппи? Потому, что у них не было общего места жительства, ритуалов, цементирующих их мировоззрение, и деления на родственные группы. В большинстве своем, хиппи - дети респектабельных родителей, отвергшие идеалы общества потребления. Они знали, чего они не хотят, но понятия не имели, что же им нужно.

Для сохранения культуры очень важно сохранение живого языка. Культура - это духовные ценности, самосознание человека, а не количество походов в театр " ради галочки".

Если опыт предыдущих поколений мы грудой свалим в музей - грош ему цена! Это будет не музей, а кладбище. Потому, что за каждым черепком кроется бездна трагедии или высота триумфа - человеческая жизнь. Мы должны знать, как они жили, понять их мировоззрение, учиться у них. Иначе зачем ворошить прах? Ради любопытства? Нас ведь ожидает то же самое."

Выражение " окружающая среда" - понятие сугубо западного мировоззрения. Воображение себя в центре мироздания, в центре всего сущего. Именно на этой догме белые создали свою религию. Индейцы считают, что только белый способен такое заявить, потому что он всегда видит себя в центре природы - венцом ее, высшим существом, не имея, пожалуй, ничего общего с природой, отделяя себя и свою социальную возню от всего, что " окружает"... Самое главное для него - это его собственные проблемы, а цель существования - материальное благополучие. Для одних - личное, для других - всеобщее. Белый погряз в этом, не замечая ничего вокруг. Но такова действительность. Но есть и другая реальность. Вдумайся, это же смешно: ты мнишь себя " пупом земли"! Взгляни на звезды, букашка вселенной! Познай свое место в мире, найди и займи его. И это не будет самоумалением, нет. Лишь так ты сможешь постичь величие того, что создал. Ты постигнешь душой вершину добрых творений и пропасть злых и зла от собственных рук.

Прогресс - это не благополучие. Прогресс - это вечное стремление к гармонии. Гармония жизни - это Великая Тайна, которую можно разгадывать бесконечно, но никогда не удастся разгадать до конца. Вот что такое Ваканта - Великая Тайна.

Даже отец мой говорил: " Трубка Мира". Но это не правильно. Только когда во всем мире воцарится мир, мы сможем сказать: " Трубка мира", и это будет верно. Не гонитесь за экзотикой, всю эту идейную мишуру вы можете увидеть и в кино. Таким же, как я сижу здесь, перед вами, вы можете увидеть меня и дома. Лишь во время Танца Солнца и других обрядов меня видят во всех регалиях.

Уважайте животное, от которого вы получили одежду. Мы, индейцы, берем у природы и животных с сочувствием и пониманием, ибо мы проникнуты уважением к такой одежде и таким вещам. Ведь каждый стежок на одежде - молитва. Мы всегда помним об этом. Поэтому материальная культура и духовная никогда не воспринимались раздельно в моем народе.

Многие считают, что материальная культура и религия - две разные вещи, но это не так, потому что все едино. Возьмите старинную ритуальную вещь или одежду, расшитую древним способом - иглами дикобраза, и то, что мы делаем сегодня, расшивая бисером. Разницы нет, потому что и в то, и в другое вложена молитва. Тот, кто не вкладывает в свою работу душу, не уважает свой труд.

Вот почему все эти вещи - не для забавы, не для того, чтобы выглядеть " как индеец". Быть индейцем - это путь жизни, а не процент крови! Вся суть - в духовном мировоззрении. Индейские вещи одевайте только во время обрядов.

У нас, на обрядах Священной Трубки, ранним утром или в час заката, только женщины присутствуют в красивой и праздничной одежде, мужчины же приходят в повседневной. Женщин специально просят надеть красивое платье из замши или ткани, ибо Трубка была подарена нам женщиной. У той женщины из легенды было красивое платье из белой замши, какие носят только во время праздников.

Кроме того, это ведь обряд - чем больше в нем естественности, тем он значительнее. Поэтому во время обрядов наши женщины не носят бюстгальтеров. Во время проведения обрядов и ритуалов женщины не должны походить на мужчин - быть одетыми в джинсы, мужские рубахи. Женщина должна обладать чувством собственного достоинства.

Когда вы, девушки, приступаете к работе с бисером, возьмите немного " Священной Травы".

(Арчи привез с собой трубку, к чубуку которой был привязан мешочек с вложенным в него небольшим камешком. Арчи сказал, что есть люди, которые чувствуют приближение этого талисмана. Взяв трубку, они прижимают ее к больному месту, не зная при этом о силе камня.)

Камень на моей трубке исполнен такой силы, что может излечить больного человека; эту трубку мы назвали " Трубкой Деда". Во время обрядов Танца Солнца многие пользовались этой трубкой. Но особое значение придается маленькому камешку, привязанному к ней.

Каждая часть трубки - это символ чего-либо. Например, камень - это кровь народа, его тело, наша Мать-Земля. Часто, во время мольбы о священном видении, к нам прилетают орлы. Они кружат высоко над головой. Бывает так: сидишь в потельной палатке в разгар церемонии, и вдруг чувствуешь, что прилетел орел, хотя и не видишь этого. Во время обряда душа способна слушать и чувствовать непостижимое. Часто на наших церемониях присутствуют животные, иногда просто чувствуешь это, ощущаешь прикосновения. Если все участники ритуала едины в молитве, в какой-то момент начинаешь ощущать чье-то присутствие - это духи. Молись душой, мысли должны рождаться в сердце. Если духи пожелают, если все будут молить об одном и том же - будет знак, и вы поймете, что не одиноки. Лишь в такие минуты вы способны постичь частицу тайны, заглянуть в мир духов.

Но помните, духовный мир - это не христианство. Христианство связано с Иисусом, а духовный мир - с той животной силой, которую мы называем Ваканта. Еще мы называем ее Творцом, но не Бог это, и не Христос... Это всепроникающая сила, заставляющая вселенную жить и двигаться. Иисус Христос был человеком, а его занятием было ясновидение. Свято ли, грешно ли, но он просто делал свою работу. Он был большим профессионалом. Но Ваканта (Творец) - это высочайшая духовная сила, это создатель всего сущего, это сама жизнь, это Отец и Мать всех нас.

Ваканта, Великая Тайна, всесильна. Она может проявлять себя множеством способов. Но мы слепы, мы не в состоянии узреть всю ее глубину. Мы можем разгадывать эту тайну бесконечно, но никогда не разгадаем ее до конца. Сама жизнь - это Тайна. Мы живем и не подозреваем, что со всех сторон окружены духами, но есть люди, которые способны понять это. Каждый человек, если он этого сильно захочет, в состоянии постичь свой духовный мир. Вот почему во время ритуала Священной Палатки (Потельни, или Инипи) люди так эмоциональны, даже мужчины иногда плачут.

Больше не играйте в индейцев! Если вы имеете дело с такими вещами, как Священная Трубка и орлиные перья, нужно покончить с игрой. Никогда не играйте с этим, шутки в сторону! Помните - это путь жизни, которому мой народ следовал тысячи лет, он нес свои традиции через горе и смерть. С такими вещами нельзя играть, ибо этот путь был и остается глубоким духовным понятием. И даже сегодня он реален. Как бы вам объяснить? Духовное понимание - это когда понимаешь землю, растения, большие деревья, маленькие травинки, животных, птиц, насекомых, реки, горы... Понимаешь все вещи по отдельности и всю жизнь в целом. Все то, что мы имеем сегодня и называем своей религией, духовными ценностями, мы никогда не теряли. Это не модное подражание или приобретение: сегодня есть, а завтра - нет; это все, что у нас еще осталось после стольких лет колонизации.

Не сложно сшить типи или изготовить другую вещь, но попробуйте понять через них самое себя. Постарайтесь проникнуться истинным духовным пониманием. Только после этого вы сможете по-настоящему уважать все эти вещи, которые делаете. Это поможет постичь тайну тех предметов, которые вы видите в музее.

Но нельзя делать так: я, к примеру, сказал, что трубка священна и ее следует чтить - и вы стали почитать ее. Это неверно, это неправильно. Постарайтесь понять себя, для чего вы занимаетесь всем этим, чего добиваетесь. И только после этого вам откроется, может быть, истинный смысл вещей. После этого вы будете уважать душу каждой вещи и такой образ жизни.

Сейчас многие люди живут и работают в городах, в больших городах. Они - чистокровные индейцы, но их не отличить от окружающих. Однако, так бывает не всегда. Во время церемонии Танца Солнца они снимают одежду белых людей и одевают свою традиционную, старинную. Они приезжают из городов, чтобы забыться в молитвах за эти четыре дня и четыре ночи. Ведь все, что есть в их жизни светлого и праздничного - это Танец Солнца. Разве это сравнимо с той жизнью, которой они живут в городах? Кое-кому удается побывать на Пау-Вау в выходные дни. На таких праздниках индейцев можно увидеть в ритуальной одежде. Даже став частью капиталистической системы, они не утратили духовного понимания таких вещей. А эта одежда для нас сегодня - единственное средство сказать: " Я - индеец".

Помните, для той одежды, которую вы носите, какое-то животное или растение отдало свою жизнь. Нужно уважать все живое. Мы всегда молимся о природе, мы - защитники животных. Мы всегда молились над предметами, украшенными иглами дикобраза, над одеждой, изготовленной из кожи животных.

Вот, к примеру, моя жена; расшивая сумку для трубки, она молилась над каждой пядью своей работы, поэтому сумка - священный предмет. Даже когда вы оборачиваете тканью часть пера для головного убора, это тоже требует молитв. И когда я знаю об этом, для меня это не просто перо, которое можно куда-то прикрепить, для меня это перо означает молитву человека, его украсившего. И это значит, что если кто-то дарит вам это перо, он дарит свои молитвы, самого себя, а это очень непростое, глубокое чувство. Человек получает не просто подарок, - он чувствует вашу молитву. Этому духовному пониманию учат и других людей. Только так мы можем вернуться к традиционному образу жизни.

Я хочу поблагодарить присутствующих здесь людей, из Германии и других стран Европы за то, что они хранят эти традиции, тогда как нам самим трудно это делать. Это большая помощь моему народу. Я не имею в виду себя, я всегда жил традициями моего народа. Я благодарю за тех, кто забыл путь, начатый предками. Я говорю от имени моего народа, который уже столько лет хотят сломить и ассимилировать в мире белых, в той системе, которая окружает нас со всех сторон. Ведь многие уже забыли старый путь. Кое-кто даже не имеет понятия, как поставить типи. Некоторым из этих людей по 60-70 лет, но если вы попросите их поставить палатку, они запутаются в ней, как дети. Вы многое умеете, и я хочу сказать вам за это спасибо. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы обрели эти знания, пусть даже по книгам... Вы попытались и вы смогли. Из тех вещей, которые вы мне подарили, я возьму кое-что с собой, покажу своим соплеменникам и скажу, что там, где над землею восходит солнце, есть люди, которые приняли наш образ жизни. Расскажу им о том, что вы сами делаете типи, умеете их ставить и жить в них, и это пристыдит моих соплеменников, придаст им силы, чтобы они могли вернуться на старые пути, могли снова понимать землю.

Типи - это не просто палатка, это символ. Символ гармонии и единства. Живя в нем, вы познаете течение времени. Не того механического, бешеного, что стучит в ваших часах, а того, что творится ходом солнца и чередой времен года.

Когда вы приезжаете в лагерь, прежде чем поставить типи, подготовьте и разведите костер, чтобы нагреть камни для Священной Палатки. Нагреваются они долго, и за это время вы успеете поставить палатку. Таким образом вы очищаетесь и оказываете уважение тому месту, куда приехали и где будет лагерь. Когда типи будет готово, идите к реке, где вы поставили Священную Палатку. Не беда, что вас мало - проводите ритуал. Когда прийдут остальные, они тоже примут участие в обряде - нагрейте побольше камней для потельни. Для этого не нужен шаман. Ведь вы идете в потельню, чтобы обрести духовное единство со всем, что вас окружает. И вы выходите наружу, очистившись. Все эти ритуалы неразрывно связаны с жизнью в типи. Вы никогда не станете лакота. Уясните это. Это все равно, что я попытался бы стать немцем. Однако, вы можете сказать, что принимаете наш традиционный образ жизни. И тогда те индейцы, которые когда-то свысока смотрели на людей, пытающихся понять их культуру, не смогут обвинить вас в том, что вы играете в индейцев. Тогда индейцы не смогут закрыть на это глаза. Они, консерваторы, не смогут запретить вам изучать наше мировоззрение. Но ведь и их нужно понять: раньше белые спекулировали на индейской культуре. Теперь же не всегда бывает так. Все очень изменилось, все это очень сложно. Поэтому необходимо уважать науку духовной жизни посредством тех вещей, которые приобщают к этой духовности.

Если раньше индейцы запрещали белым идти их путем (да и случалось такое довольно редко) и кому-то из белых это удавалось, несмотря на упреки, то теперь индейцы говорят: " Делайте, но так, как это должно быть."

Чтите огонь, он священен. Утром, перед тем, как разжечь костер, сделайте так: возьмите щепотку табака и поднесите шести священным направлениям. Не спешите, ведь это ваша жертва Западу, Северу, Востоку и Югу, Великому Духу (Вакан Танке) и Матери-Земле (Ина Маке). Табак положите на хворост и разожгите огонь. Потом, в течение дня, не бросайте в костер ни мусор, ни бумагу, ни пустые бутылки, ни банки. В костер можно лишь бросить пепел после того, как выкурена трубка или сигарета, - и то лишь с краю. Перед едой можно бросить в огонь кусочки пищи. Особым почитанием должен быть костер, в котором нагревают камни для потельни. В огонь можно бросить также волосы, ногти...

Для шамана вы все неповторимы и каждый в отдельности священен. И помните: только вы сами можете контролировать свой путь - путь в мир духов. Никто - ни один монах, ни шаман - не в состоянии управлять вами, они лишь помогают найти дорогу. Одни - ложную, другие - истинную.

Я знаю четыре душевных состояния: эмоции, физические ощущения, умственные процессы и духовное понимание. Духовное понимание, осознание - это еще не то, что белые называют религией. Здесь есть различие. Религия, особенно религия белых - это догма; она создана, что-бы контролировать разум людей. Вера моего народа - это нечто иное; думаю, это то, что мы видим вокруг себя и осмысливаем душой. Наша вера помогает нам обрести свое место в мире. Это не догма.

Когда вы молитесь, попытайтесь постичь гармонию души и тела, вкладывайте в молитву сердце, и вы увидите, как скоро достигнете эмоционального состояния, быть может, даже заплачете. Когда вы, находясь в Священной Палатке, молитесь от души, может наступить такой момент, когда вы ощутите присутствие могучей и удивительной силы. Ваша душа вознесется, и вы охватите взором сердца такие дали, о которых и не ведали. Эта сила - Ваканта. Она может проявлять себя по-разному: вы услышите взмахи орлиных крыльев над палаткой, увидите маленькие искорки на раскаленных камнях и в какой-то миг почувствуете, что едины мыслью с теми, кто вместе с вами участвует в ритуале, и с теми, кто далек от вас и, быть может, уже не живет на этой земле. Их души будут с вами.

Мы не связаны ни с какой политической системой, это все преходящее. Капитализм и прочие системы эксплуатации правят миром сегодня, но завтра их может и не быть... Земля же, Вселенная была и пребудет вечно. Нет такого человека, который бы обладал силой разрушить всю Вселенную, ибо прежде она уничтожит его. Человек - частица мироздания; в тот миг, когда он поднимет руку на свою Мать-Землю, он перестанет быть человеком. У общества разрушения и потребления нет будущего.

Однажды я участвовал в Пау-Вау. И вот как-то на такой праздник пришел белый. Он был одет во все индейское. Одежда из замши, мокасины - все украшено бисером, головной убор из орлиных перьев. На нем было столько традиционной одежды, что, наверное, хватило бы доброй дюжине присутствовавших там индейцев.

Я сидел недалеко от группы индейцев из пяти-шести человек, которые косо посматривали на этого белого. Индейцы советовались о чем-то между собой. Мне стало интересно и я стал ждать, наблюдая за происходящим. Когда эти индейцы, мои соседи, встали и направились к белому, я пошел с ними, чтобы послушать, о чем пойдет разговор. Один из индейцев сказал: " Ты - белый человек, зачем ты одел индейскую одежду? Мы хотим, чтобы ты снял ее." Белый, внимательно посмотрев на них, ответил: " Хорошо", и стал снимать свои регалии. Вдруг он произнес: " Вы - индейцы. Почему вы носите одежду белого человека? Я хочу, чтобы вы сняли ее." Парни замолчали, заморгали глазами, а потом все рассмеялись. Они стали по очереди пожимать руку этому белому и хлопать его по плечу. А он сказал: " Если вы можете носить мою одежду, то почему я не могу носить вашу? " Мы улыбались, разводили руками и качали головами. Потом этот белый часто приезжал на праздник, ему всегда были рады.

По телевидению, в кино, на обложках цветных журналов вы можете видеть шаманов и вождей в красивых головных уборах и расшитых бисером одеждах, со священными трубками в руках. Это нехорошо, это - шоу, это - реклама. Раньше, бывало, серьезные церемонии устраивались для телевидения. Сейчас настало время проводить их для народа. Да, на экранах вы видите шаманов в пестрой одежде, но в жизни - все по-другому. Забавно порой встретить индейцев, которые приезжают в Европу. Они с ног до головы разодеты во все индейское, но дома они так никогда не ходят. Да, дома, среди своих соплеменников, они не ходят в такой одежде, как здесь в Европе. Когда летят в Нью-Йорк, они все это снимают. Ведь если кто-нибудь в таком виде заявится домой, все индейцы поднимут его на смех и скажут: " Посмотрите-ка на это чучело из ковбойского фильма! "

Хромой Олень был моим прапрадедом по отцу и первым вождем-шаманом минниконжу-лакота. В последний раз он заключал мир с белыми 10 октября 1865 года, когда был подписан договор между комиссией, представляющей президента и вождями, представляющими группу минниконжу. Это произошло в четырех милях к западу от того места, которое мы сейчас называем Рапид-Сити, штат Южная Дакота. Там была резервация Хромого Оленя и его народа; ее так и назвали именем Хромого Оленя для последующих поколений.

Хромой Олень сказал тогда: " Если я умру и меня похоронят в этой земле, пусть эта территория останется моему сыну и его потомкам..." Договор от 10 октября 1865 года был ратифицирован 5 марта 1866 года и официально вступил в силу 17 марта 1866 года.

Однако, 29 апреля 1868 года правительство Соединенных Штатов собрало случайных индейцев-лакота, которые не разделяли позиции предводителей и которым было наплевать на мнение всего племени минниконжу, и предложило им на подпись новый договор с целью аннулировать старый от 10 октября 1865 года, подписанный Хромым Оленем и другими вождями и предводителями племени. Новый договор был утвержден 16 февраля и вступил в силу 24 февраля 1869 года.

В 1877 году правительство США дало разрешение Хромому Оленю и его людям отправиться на последнюю охоту. Хромой Олень повел свой народ к излюбленным местам охот, лежащим между реками Роузбад и Биг Хорн. Там их атаковали войска генерала Майлса, выслеживавшие в ту пору Бешеного Коня, который годом ранее уничтожил Кастера с его Седьмым кавалерийским полком. Приняв лагерь Хромого Оленя за палатки Бешеного Коня, солдаты генерала Майлса открыли огонь по минниконжу.

Отдавая винтовку генералу Майлсу, Хромой Олень сказал: " Я здесь соблюдаю мир". В тот самый момент, когда он протягивал документ - разрешение на охоту, один из солдат выстрелил в вождя. Завязалась схватка, после которой на земле остались лежать бездыханные тела Хромого Оленя и многих минниконжу. Уже позже, вместо того, чтобы вернуться в свою резервацию, оставшиеся в живых минниконжу ушли жить к сородичам в Пайн-Ридж, Роузбад и к шайеннам, в резервацию Игл Бьют.

В последующие годы, пытаясь спастись от духовной гибели под гнетом правительства США, народы лакота приняли участие в религии новой формы - Пляске Духов. 29 декабря 1890 года в резервации Пайн-Ридж, в местечке, известном сегодня как Вундед-Ни, кавалерия США вырезала лагерь Большой Ноги, одного из младших вождей минниконжу. 19 солдат, принимавших участие в этой резне, были награждены конгрессом медалями " За отвагу". Этими убитыми были мои сородичи, мой народ.

Сегодня минниконжу, как племя, не имеют своей резервации. Даже если в правительстве и поднимался вопрос о терминации, у нас по сей день нет своего агентства, как у остальных шести племен лакота, несмотря на то, что мы были первым племенем, подписавшим мирный договор с правительством США.

Сегодня все мы должны приобщать молодежь к нашей древней культуре и религии. И молитесь, братья и сестры, молитесь!..

 

ХРОМОЙ ОЛЕНЬ

– ИСКАТЕЛЬ ВИДЕНИЙ

То ружье, что в нью-йоркском музее, принадлежит мне

 

В Музее Американских индейцев в Нью-Йорке есть два стеклянных шкафа. Надпись на них гласит: " Знаменитые ружья великих индейских вождей". Там пять или шесть ружей, среди них есть и винтовка Сидящего Быка. На одной из табличек написано, что ружье принадлежало известному вождю Хромому Оленю, убитому в сражении с генералом Майлсом, который подарил это ружье музею. Но это ружье не принадлежало Майлсу. Оно принадлежит мне. Я последний, кто остался из рода Хромого Оленя.

Я - шаман, и я хочу говорить о видениях, духах и священных предметах. Но прежде вы должны узнать о Хромом Олене как о человеке, а затем сможете понять Хромого Оленя как шамана. Итак, я начну о Хромом Олене как о мужчине, юноше, а затем мы перейдем к магии. Тахча Ушта - первый Хромой Олень - был моим великим дедом по отцовской линии. Его убили. За год до так называемой битвы с генералом Майлсом Хромой Олень заключил последний мир с белым человеком. Он заключил соглашение с правительством Соединенных Штатов. Согласно этому договору, была определена территория для индейцев Южной Дакоты. " Эта земля принадлежит нам теперь навсегда - до тех пор, пока светит солнце и растет трава."

Хромой Олень сказал, что он подпишет договор, если он и его народ смогут пойти на последнюю охоту на бизонов. После этого они поселятся в своей новой резервации и " будут идти дорогой белого человека".Правительство согласилось и дало разрешение на охоту.

Правительство США - это страшный многоголовый монстр. Одна голова не знает, на что способны другие. Армия дала слово, что Хромой Олень может охотиться. И в то же время охотники были атакованы солдатами Майлса как " враги". Хромой Олень разбил лагерь в местечке под названием Волчьи горы. Старики говорят, что прерия в ту весну была как никогда прекрасна. Трава была высокой и зеленой. Хромой Олень знал, что вокруг были солдаты, но это его не беспокоило. Он имел право быть там, где сейчас был. С ним были женщины и дети. Любой глупец мог видеть, что Хромой Олень не хочет войны. Его пятьдесят типи были полны мяса и провизии. Его народ шел как на праздник. Он наслаждался своим последним праздником.

Генерал Майлс, должно быть, был дураком, чтобы не понимать этого. Но ему никто не говорил о договоре. У него была большая армия, гораздо больше, чем всех индейцев с женщинами и детьми. " Синие мундиры" ворвались в лагерь, круша все на своем пути. В руках одного из солдат был белый флаг мира.

Но, увидев перед собой мирный лагерь, генерал Майлс, я думаю, переменил свое решение и пожалел о том, что случилось. Он начал отдавать приказания, пытаясь предотвратить убийство. Он кричал: " Кола! Кола! " (" Друг! Друг! "). " Мы друзья! ". Очень странно все это было, но мой великий дед хотел им верить. Он не хотел, чтобы его народ убивали. Он отбросил свое ружье в знак мира.

Генерал Майлс подбежал к нему, схватил его за руку и начал трясти, продолжая говорить: " Кола, кола." Но мир - это совершенно не то, чего жаждали его солдаты. Солдаты хотели индейских скальпов и сувениров. Один из солдат подъехал и выстрелил в Хромого Оленя. Другие расстреляли Железную Звезду - второго вождя и всех индейских воинов. Потом они взяли все что хотели, а остальное разрушили. Вот потому ружье и оказалось в музее, а не на моей стене.

Когда подписывался договор, Хромой Олень сказал: " Если даже я умру, то эта земля перейдет моему первому сыну и, если он умрет, то его сыну и так далее по линии." Я пытался возбудить судебное дело против правительства за эту землю, но они сказали, что " персональные требования индейцев не удовлетворяются". Может быть это и хорошо, что они не отдали нам эту землю. Подумать только, что мы могли упустить: мотели с неоновыми рекламами, ломбарды, различные студии, магазины, публичные дома и т.д. Только представить, если бы эта земля принадлежала нам, здесь ничего бы не было, кроме деревьев, травы и свободных животных.

Мой прадед Хромой Олень был вождем группы " Основатели вод" - Мни Оуойу - одного из семи племен западных сиу. У него было три жены. От первой жены у него было три сына: Не Убивает, Летающий Рядом и мой дедушка Чанте Уитко, что значит Неистовое Сердце. Вторая жена родила дочь; у третьей жены не было детей. Другого моего дедушку звали Добрый Лис.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.