Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческий процесс и его формы.






Преждечем перейти к творческим подходам, рассмотрим само понятие творчества. Творчеством принято называть деятельность, расширяющую границы наших знаний и возможностей и порождающую: новую теорию, открытие, изобретение чего-нибудь, новый продукт и вид услуг, качественно новый производственный процесс, оригинальный стиль в изобразительном искусстве. Творчество характерно для всех – независимо от специальности. Платон писал: «Поэзия, или творчество, - понятие широкое. Всякий переход из небытия в бытие- это творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами»[1, c.201].

Под творческими способностями обычно понимают: умение смотреть на дело свежим взглядом; способность связывать априори не связанные вещи; умение выявлять скрытые закономерности и связи в изучаемых явлениях (процессах, объектах); искусство находить выход в противоречивых (“безвыходных”) ситуациях; умение эффективно разрешать проблемы.

Некоторые считают (и не без основания), что творчество в основном проходит на бессознательном уровне, общей теории творчества быть не может, и, следовательно, искусству творить трудно или невозможно научить. Однако по мере накопления решенных творческих задач (в том числе и с участием бессознательной сферы) и их анализа мы расширяем диапазон творческого мышления, поднимаем уровень задач, требующих творчества. Кроме того, понимание закономерностей развития естественных и искусственных систем в совокупности с разрушением стереотипов в нашем мышлении способствует формированию новых психических образований и нервных связей, то есть – обучению.

Традиционная схема изучения творческого процесса состоит в декомпозиции, то есть в выделении некоторых форм или направлений. В частности, в литературе по менеджменту[2] различают четыре формы творческого процесса (Creative process pattern):

- разрешение проблем (problem solving);

- логическое рассуждение (logic);

- связывание идей (idea linking);

- свободная ассоциация (free association).

Разрешение проблем. В основе проблемы всегда лежит некоторое, не разрешимое известными методами и приемами и требующее открытия новых знаний или нового сочетания известных знаний.

Среди проблем глобального значения можно назвать: 1) проблемы устойчивого развития, 2)проблемы неравноправного положения стран в условиях глобализации и связанного с ним возможного закабаления слабых стран, 3)проблемы, вызванные отставанием духовно-нравственной сферы от технологической, 4)проблемы гипертрофированного роста материально-потребительских потребностей в условиях природных ограничений, 5)конфликты цивилизаций, 6) угрожающий рост природных, техногенных и социальных рисков в энерго - насыщенной среде, который может привести к мировой катастрофе.

Для России проблемы и противоречия связаны с: 1) несправедливым распределением общего достояния, 2) угрожающим разрывом между властью и народом, 3) властно-чиновничьей коррупцией, которая сама себя воспроизводит через формальные выборы, 4) невозможностью эффективного управления имеющимися ресурсами в интересах всего общества, 5) потерей смысла в активном творческом труде у значительной части населения.

Для менеджмента как внутрифирменного управления также характерны противоречия, такие как: плановость деятельности и неполная определенность среды; устойчивость (структур, процессов) и их изменчивость; централизация и децентрализация управления; исполнительность и творчество сотрудников; интересы формы и внутренние потребности работников; открытость и закрытость деятельности; риск и ответственность; необходимость и ограниченность контроля эффективности.

Названные противоречия изучались в работах автора [3, 4]. В данном контексте мы рассматриваем указанные (и не указанные) проблемы с технологической точки зрения: сам по себе глубокий и всесторонний анализ противоречий служит способом развития творческого мышления; осознанная проблема (становящаяся личной проблемой), возбуждает неосознаваемые механизмы творчества, включая интуицию ясновидение. Однако и осознание проблемы и стихийное включение неосознаваемых механизмов не исключают (а скорее предполагают) использование осознанных подходов к поиску эффективных (оптимальных) решений, которые рассматриваются в следующем разделе. В качестве примера приведем проблемы контроля финансовых ресурсов, которые обсуждались на Международной конференции в Москве с участием автора [5]. Контроль результативности обычно сводится к оценке законности и профильной направленности средств, что не исчерпывает проблемы. Для контроля эффективности необходим критерий или показатель, но и в этом варианте мы можем подсчитать результат вложения денег, которые уже истрачены. Более важен контроль оптимальности: насколько верно выбрано решение, и является ли оно лучшим. Но для этого надо сравнивать альтернативы, которые нельзя «проигрывать» на реальных объектах. Найти ответ без дополнительных идей невозможно - продолжение анализа смотри ниже в п. «Связывание идей».

Логическое рассуждение. Когда мы говорим о логике, то прежде всего имеем ввиду непротиворечивый ход мыслей, то есть простую логику. В то же время существует более сложные виды логических рассуждений и логического анализа: логика алгоритмов; математическая логика; логика интуиционистская; логико-математическое исчисление; логики многозначные, неклассические и др. В литературе используются также новые понятия логики, связанные с т.н. живым знанием. В соответствии с принципом гносеологии живого знания познание истины должно быть осуществлено не логико-дискурсивными средствами, а целостным духом, в котором любовь, вера, воля, рассудок неразрывно слиты; при этом жизнь как бы исчезает на стадии рассудка, потом снова появляется на синтетической стадии всецелого разума.[6, с.148]. Эти идеи «перекликаются» с идеями т. н. холодинамического или целостного подхода [7; 8, с.92-98], который является перспективным и требует дальнейшей разработки.

В качестве простого примера логического рассуждения, приведшего к открытию, часто называют создание искусственного алмаза: если алмаз в природных условиях образуется из углерода (графита) при определенных давлении и температуры, то, создавая такие условия искусственно, мы получаем искусственный алмаз. Мы приведем здесь другой, более интересный и малоизвестный пример логического доказательства того факта, что скорость падения тел не зависит от их массы. Вот рассуждение Галилео Галилея: «Предположим, что тяжелые материалы падают быстрее, чем легкие. Тогда, присоединив к тяжелому телу легкое, мы вроде как замедлим его падение. Но! …Суммарная тяжесть спарки вызовет противоречие: ведь она должна падать и быстрее, поскольку масса связки превышает по весу каждое из объединенных тел. А раз связка не может падать одновременно и медленнее и быстрее, то напрашивается одна-единственная в связи с этим мысль: скорость падения тел не зависит от их массы и для всех предметов одинакова»[9, с.283]. Таким образом, Галилею не нужно было подниматься на Пизанскую башню и бросать чугунные шары, чтобы убедиться в независимости скорости падения тел от их массы - такая легенда существует до сих пор. Самое удивительное, что закон падения тел был еще до н.э. и подробно описан Лукрецием Каром в его стихотворном трактате «О природе вещей». Еще интереснее, что, согласно опросу автора, примерно половина из наших студентов до сих пор не знают этого закона.

Связывание идей. Как показывает опыт, некоторые открытия и изобретения были сделаны людьми, не являющиеся специалистами в конкретной области, но обладающие широкой эрудицией и умеющие связать априорно не связанные вещи.

К таким открытиям относят изобретение цветной фотопленки, алюминиевых конструкций для самолета, конвертерного способа передела чугуна в сталь, и другие.

В качестве свежего примера можно привести создание автоматизированных комплексов обучения, в которых объединяются: идея педагогически ориентированной диагностики, методика индивидуализации обучения, средства автоматизации подачи материала, технология контроля ответов, идея взаимной адаптации человека (обучаемого) и обучающей среды.[10]. Выше мы анализировали проблему контроля оптимальности решения по использованию финансов. Чтобы оценить альтернативы, нужны новые идеи или подходы. Использование моделей позволяет решить проблему до реального эксперимента. При этом сам контроль выступает как часть системы управления проектом. Так связываются идеи контроля, управления и моделирования – для достижения оптимального, то есть наилучшего результата из возможных. В то же время и «назначение» альтернатив, формирование множества вариантов требует развитой фантазии и интенсификации творческого процесса, что рассматривается в следующем разделе.

Многие проблемы современной жизни не могут быть решены без объединения идей. К таким проблемам можно отнести: спасение жизни людей в случае пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов, катастроф на транспорте; надежное прогнозирование состояния сложных энергонасыщенных комплексов – для исключения «внезапных» аварий и поломок; создание эффективных моделей для оценки дальних последствий принятия решений в политической, социальной и культурной областях; прогнозирование состояния здоровья каждого человека и принятие своевременных (профилактических) мер; создание экологичной и комфортной среды в быту и на работе; многостороннее и многопрофильное обучение людей – для исключения их «выброса» из трудового процесса в случае изменений на рынке труда и обеспечения внешнего и внутреннего равновесия. Поиск связей между идеями требует определенной направленности, включая и использование случайного выбора - как это не покажется парадоксальным. В следующем разделе сделана попытка систематизировать эти направления.

Свободная ассоциация. Свободная ассоциация призвана разрешить проблему более эффективного взаимодействия между осознаваемыми и неосознаваемыми процессами, в определенной мере «обойти» личностные цензорные ограничения, «прорваться» сквозь барьеры психологической защиты.

Согласно определению ассоциация-это связь между психическими явлениями. при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого; термин «ассоциация идей» принадлежит Дж. Локку. Примеры ассоциаций как подсказок для открытия новых законов и принципов описаны в литературе. Это образ обезьянок в клетке, хватающихся за лапки друг друга, который помог А. Кекуле составить кольцевую бензола; это паутина - для висячих мостов Брандта; это подъем водяных паров с поверхности озера – для братьев Монгольфье, которые запустили первые воздушные шары.

Выше мы назвали проблему спасения людей при пожаре, что особенно актуально для верхних этажей зданий: при определенной ситуации спуск по лестнице оказывается невозможным. Ассоциативной подсказкой может стать банановый слизняк, о котором рассказывалось в недавней телепередаче: он, в случае опасности, спускается с дерева на «канате» из своей слизи. Одно из решений: каждому жителю по веревке (из негорючего материала), привязанной, например, к балкону.

Другой пример из практики японского парламента: трибуна с оратором опускается автоматически вниз, как только число «черных» шаров, которые кладут парламентарии в специальную урну, превысит половину состава. Вполне возможно по такой же схеме менять министра или весь состав правительства, как только уровень доверия упадет ниже обозначенной в законе нормы; при этом голосует весь народ: средства информации и телекоммуникации позволяют уже сейчас реализовать основной принцип Конституции (власть принадлежит народу). Здесь также находит связь идей (см выше): идеи народовластия, демократизации и информатизации.

Некоторые из ассоциативных подсказок использованы нами ниже – см. раздел «Универсальные приемы поиска решений).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.