Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Истоки христианской экзегетики






Христианская экзегетика берет своё начало со времен апостольских. В Новом завете более 200 цитат из Ветхого завета. Вообще же ссылок на Ветхий завет порядка 350. Научный анализ Новозаветного текста показывает, что новозаветные авторы не заботились о точном цитировании, а они свободно излагали ветхозаветный текст. Важно подчеркнуть, что такое неточное цитирование не является свидетельством плохого знания текста. Ученые указывают две причины неточной цитации:

1) Общепринята такая форма цитирования.

2) Экзегетическая цель.

В новозаветной интерпретации Ветхого завета можно выделить следующие особенности:

1) Редкое употребление аллегорического метода. Гал. 4 - аллегорическое толкование Агари и Измаила; Евр. 7 – аллегорическое толкование Мелхисидека. В остальном текст понимается буквально.

2) Свободное обращение с текстом. Новозаветные писатели могли придать тексту несколько иной смысл тексту по сравнению с ветхозаветным.

3) Ветхозаветные тексты, особенно из пророков, приводятся как прямое подтверждение излагаемых в Новом завете событий.

Что касается мужей апостольских, то они не оставили нам библейской экзегезы в строгом смысле. Чаще всего они обращались к библейским текстам с целью подкрепить ими свои призывы вести благочестивую христианскую жизнь. Но они, как правило, не пытались использовать библейский текст для доказательства истинности христианского учения. Исключением в этом отношении является “послание Варнавы”. Оно принимается Церковью как часть предания. Его автор с помощью аллегорического метода доказывает, что евреи не сумели правильно понять Моисеев закон, даже его самые понятные положения, например автор утверждает что предписания Божия не употреблять в пищу мяса определенных животных следует понимать, как повеление избегать определенных пороков. Христиане первыми правильно поняли ВЗ текст.

Апологеты II века, обращаясь к язычникам, едва ли могли ссылаться на ВЗ для подтверждения своей проповеди. Потому что для язычников такие ссылки неубедительны, они лишь подчеркивали большую древность ВЗ по сравнению с языческими произведениями. Нетипичным в этом отношении является святой Иустин Мученик, который эффективно использует ВЗ пророчества, как в своей «Апологии», так и в «Разговоре с иудеем Трифоном». Святой Ириней Лионский в совей книге «Против ересей», Тертуллиан в своем труде «Против Маркион» и в других работах защищали ВЗ от нападок еретиков.

Важная роль в истории библейской экзегетики принадлежит Оригену (185 -254). Он написал «Схолии» - краткие отрывочные замечания на трудные места. Он написал их на первые четыре книги Библии, на Исайю, на Екклесиаста, на Псалтирь, на Матфея, на Иоанна, на послание к Галатам, и на Апокалипсис. Кроме того Оригену принадлежат комментарии на первые четыре главы «Бытия», на некоторые псалмы, на «Песнь песней», на Евангелие от Матфея, Луки и Иоанна и почти на все послания апостола Павла, кроме 1 и 2 к Коринфянам и Тимофею. В 1941 году около Каира был найден папирус с оригинальным текстом на греческом языке его толкования послания к Римлянам. В отличие от своих предшественников Ориген сформулировал правила толкования, положил начало герменевтике. Эти правила толкования содержатся главным образом в его книге «О началах». Ориген провел аналогию между устроением человека и смыслом священного Писания. Человек состоит из тела, души и духа. Соответственно этому Ориген выделял в Библии во-первых телесный или исторический смысл, во-вторых душевный или нравственный смысл, и в-третьих духовный или таинственный смысл, который сокрыт от иудеев и от многих верных и открывается только настойчивым исследователям Писания и духовным. Ориген не утверждал, что любое место Писания обязательно имеет эти три смысла. Но тем не менее в целом эти три смысла есть и их нужно пытаться увидеть. Он допускал возможность ошибки священного Писателя в отношении телесного смысла. Ориген слишком увлекался аллегорическим толкованием. Буквальным смыслом он пренебрегает как плотью, как оболочкой, и стремится раскрыть душевный и духовный смыслы, которые на практике у него часто сливались. Ориген считал, что таинственный смысл везде в Библии, а буквальный – не везде. То есть в Писании есть описание событий, которых на самом деле не было, и которые вымышлены для того, чтобы заключить в них какой-либо нравственный или таинственный смысл (что-то вроде притч). На ВЗ он смотрел не как на самостоятельную историю, а как на события, происходившие так и постольку, как и поскольку должна была строиться будущая судьба христианства и Церкви. Ориген внёс в целом большой положительный вклад в изучение Библии, особенно в текстологию. Он составил гексаплы – ВЗ в 6 столбцах: еврейский текст, еврейский текст гречесикими буквами и 4 греческих перевода.

В истории христианской богословской мысли четко различимы два главных направления – две школы: Александрийская и Антиохийская.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.