Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАВИТЕЛЬСТВО— высший орган исполнительной власти в государстве (Кабинет министров, Совет министров). 4 страница




С этого времени начинается этап политической карьеры Е. Примакова. Еще в период работы в ИМЭМО в 1986 г. он становится кандидатом в члены ЦК КПСС, в 1989 г. входит

Провокация

П

в Центральный Комитет, в том же году избирается кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. Став народным депутатом СССР, в 1989 г. Примаков возглавляет одну из палат союзного парламента — Совет Союза, является членом Президентского Совета и Совета безопасности СССР.

Во время событий 19–21 августа 1991 г. выступил против ГКЧП и вместе с А. Руцким вывозил М. С. Горбачева из «форосского заточения». Осенью 1991 г. Примаков переходит на работу в спецслужбы и возглавляет сначала Центральную службу разведки СССР, а после распада Союза — Службу внешней разведки России. В 1996 г. назначен Министром иностранных дел РФ.

Решительная позиция Е. Примакова в отстаивании интересов России на международной арене, что выразилось в отказе от предательского курса бывшего главы внешнеполитического ведомства А. Козырева, снискали ему заслуженный авторитет в обществе, превратили его в фигуру общенационального масштаба.

11 сентября 1998 г., в сложный для страны период дефолта, после отставки С. Кириенко Примаков становится главой Правительства РФ. Он продолжает активно отстаивать курс на поддержку Россией своих союзников и решительно выступает против гегемонии США. Когда 24 мая 1999 г., направляясь в Штаты с официальным визитом, уже над Атлантикой Примаков узнал о начале варварских бомбардировок Югославии, в знак протеста он отменил визит, отдал распоряжение развернуть самолет и вернулся в Россию.

После отставки с поста премьер-министра 12 мая 1999 г. Примаков продолжал активно заниматься политической деятельностью. После избрания в конце 1999 г. депутатом Государственной Думы возглавил фракцию «Отечество — Вся Россия». Позднее ОВР вместе с «Единством» образовало партию «Единая Россия», которая в настоящее время является правящей.

С декабря 2001 г. Примаков руководит Торгово-промышленной палатой России.

Активное участие в политической жизни страны и государственная деятельность не помешали Е. Примакову продолжать плодотворно заниматься наукой. Работы, написанные им еще в 1950–80-е гг., уже стали классикой отечественного востоковедения. Деятельность Е. Примакова отмечена множеством отечественных и зарубежных государственных и ведомственных наград.

ПРОВОКАЦИЯ(от лат. provocatio — вызов) — действие, направленное на вызов прогнозируемой реакции.

Провокация отличается от призыва или побуждения тем, что не содержит прямого указания на ожидаемое действие, хотя призыв или иное побуждение могут быть частью спланированной провокации.



В медицине провокацией называется искусственное возбуждение каких-либо признаков болезни с целью выработки иммунитета организма.

Как древнейший инструмент политики провокация возникла, вероятно, в то же время, что и развитая форма права, поскольку первоначально провокация использовалась именно для того, чтобы обойти существующие правовые нормы. Например, чтобы преодолеть силу международного договора, не нарушая его, нужно сделать так, чтобы договор был нарушен другой стороной, т. е. различными действиями или заявлениями спровоцировать другую сторону на разрыв договора или на действия, которые оправдают данный разрыв.

Провокация всегда занимала важное место в военном деле. Наиболее известным примером военных провокаций является предпринятая в 1 сентября 1939 г. имитация нападения на германские войска польских солдат (на самом деле переодетых немцев). В результате вермахт получил формальную возможность оправдать свое нападение на Польшу.

Сегодня провокация и как понятие, и как инструмент претерпела ряд изменений, связанных прежде всего с метаморфозами самого общества, основным атрибутом которого, по мнению современных социологов, является инертность. Поэтому в современной социологии провокация описывается как действие, пробуждающее субъектность массы, побуждающее инертную массу выразить то или иное мнение, встать на ту или иную сторону или занять собственную, но явно выраженную позицию по какому-либо вопросу.

Чаще всего провокации рассчитаны на наиболее уязвимые, и, как это ни парадоксально, наиболее сплоченные и организованные группы: религиозные сообщества, национальные меньшинства и т. п. Именно такие группы организованной реакцией позволяют достигать главной цели провокации — вовлечения в процесс обсуждения (будь то осуждение или похвала) наибольшего количества людей, с дальнейшим попаданием в СМИ и, следовательно, вовлечением еще большего числа диспутантов. Чем больше людей обсуждают данное событие, тем больше масштаб самого события, а не наоборот.



Идеальная провокация — это когда незначительное событие и даже фраза вызывает отклик и широкую дискуссию во всех слоях общества. Особой формой провокации в наши дни является терроризм. Примечательно, что русские народовольцы, стоявшие у истоков этого явления, никогда не рассматривали свои действия как провокацию. Совершенные ими политические убийства носили сугубо «пенитенциарный» характер — они просто выносили приговоры и казнили ненавистных руководителей.

Современный терроризм провокационен от начала и до конца. Теракты совершаются не для того, чтобы кого-то наказать, а для того, чтобы создать событие, которое не только получит широкую огласку, но и, если повезет, изменит существующий порядок вещей. Ярчайший пример подобной провокации — получивший огромный общественный резонанс теракт 11 сентября 2001 г., который не только повлек за собой целую серию войн и кризисов, но открыл новую эру в геополитических процессах.

П

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕ� ЗОПАСНОСТЬ— постоянная способность государства и общества обеспечивать доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Один из наиболее значительных политических факторов, играющий тем большую роль, чем глубже кризис государства и экономики. Проблема голода в странах третьего мира, казалось бы, окончательно решенная в 1970-х гг., на рубеже XX–XXI вв. напомнила о себе с новой силой. Это было вызвано целым комплексом факторов: резкое увеличение населения в странах Юга, повышение, пусть даже и умеренное, его благосостояния, стремительный рост цен на энергоресурсы, засуха в странах — производителях сельскохозяйственных культур, сокращение площади земли, потенциально пригодной под пашню, приток спекулятивного капитала на рынок сельхозпродуктов (торги фьючерсами на продовольствие и т. п.), политика властей ряда стран по поддержке биотопливной индустрии (так, в США практикуется субсидирование биотопливной индустрии, влекущее за собой рост спроса, а стало быть, и цен на кукурузу и соевые бобы — основные продукты для производства биотоплива. Известно также, что заправка одного автомобильного бака этанолом соответствует годовому запасу кукурузы для одного человека).

Импортерами продовольствия становится все большее количество стран, а его экспорт практически монополизирован немногими развитыми странами Запада. По данным ООН (2008), несмотря на достаточное количество продовольствия, в мире насчитывается 1,2 млрд голодающих, от голода ежедневно умирают 10 тыс. детей и 25 тыс. взрослых. Эксперты считают, что уже к 2017 г. при жизни нынешнего поколения продовольственная проблема может перерасти в глубокий международный кризис и вызвать ряд «голодных войн» по всему миру.

В 2008 г. проблема продовольственной безопасности заявила о себе с небывалой остротой. За период с марта 2007 по март 2008 гг. мировые цены на кукурузу выросли на 31%, рис подорожал на 74%, соя — на 87%, а пшеница — на 130%.

Рост цен и возникший дефицит продуктов питания спровоцировали беспорядки во многих странах, включая Китай, Индонезию, Египет, а на Гаити толпы голодающих пытались штурмом взять президентский дворец. Между тем, страны «золотого миллиарда» (всего лишь пятая часть населения планеты) потребляют 50% производимых в мире продуктов питания. Только США с населением в 300 млн чел. используют такое количество сырья, энергии и пищи, которое могло бы обеспечить жизнь 300 млрд на нынешнем уровне потребления населения Индии.

По утверждению американского ученого М. Энсмингера, «продукты питания — это и ответственность, и оружие. Это ответственность потому, что одно из важнейших прав — это право на пищу и ее потребление в достатке. С другой стороны, это оружие, поскольку в политике и экономике продукты питания играют огромную роль и обладают большей силой, нежели пули или нефть».

В самом деле, наличие экспортного потенциала на продукты питания — это мощный рычаг невоенного влияния на «неугодные режимы». Контролируя рынок продовольствия, США даже без учета их военной, финансовой и экономической мощи являются главным игроком на международной арене. К сожалению, на «продуктовую иглу» оказалась «подсажена» и наша страна. Впервые со времен послереволюционной разрухи СССР начал закупать зерно за границей во времена Н. Хрущева. В 1963 г. было закуплено 3,1 млн тонн, в 1964 г. — 7,3 млн тонн. Закупалось в основном фуражное зерно — ресурс, от переизбытка которого страдали и США, и Канада. Таким образом, СССР фактически спасал сельское хозяйство США — «наиболее вероятного противника» — от кризиса перепроизводства, расходуя на закупки хлеба до 300 тонн золота ежегодно.

Вопрос продовольственной безопасности перед СССР не стоял до экономических реформ 1990-х гг., приведших к глубокому системному кризису сельского хозяйства. Гайдаровское указание от 1 января 1992 г. «отпустить цены, насаждать рынок» повлекло за собой лавинообразный рост цен, сокращение в десятки раз государственной поддержки сельского хозяйства и удушение крупного сельскохозяйственного производства в пользу создания фермерского сектора. За последующие годы объем капиталовложений в аграрно-промышленный комплекс сократился в 20 раз. Посевные площади сократились почти в 2 раза — на 30 млн га. Поголовье крупного рогатого скота сократилось с 1993 по 2001 г. с 52,2 млн до 27,3 млн, свиней — с 31,5 млн до 15,7 млн, овец и коз — с 51,4 млн до 14,8 млн.

Не получая удобрений в течение многих лет, почва утрачивает плодородность. Уже в 1998 г. совокупный объем валовой продукции сельского хозяйства составил всего 56% от уровня 1990 г. При этом на хваленые либералами фермерские хозяйства приходится всего 3% валовой продукции, хотя занимают они 9% общей площади пашни.

Особому разрушению подверглась материально-техническая база: только годовое производство тракторов сократилось в 22 раза. А производство многих других видов техники вообще прекратилось.

Отмена продовольственных дотаций, достигавших по ряду категорий 80% розничной цены, привела к недоступности многих продуктов питания для населения. В результате к 1999 г. потребление мяса и мясопродуктов снизилось по сравнению с 1990-м на 44%, молока и молочных продуктов — на 47%, рыбы — на 51%.

В1992г. Россия официально вошла в число полуголодных стран: выяснилось, что жители нашей страны поглощают в среднем только

Продовольственная безопасность

2040 килокалорий в день. В СССР этот показатель составлял 2590 ккал, в США 3350 ккал, а в беднейших странах Африки — 2300.

По международной классификации Всемирной продовольственной организации питание на уровне 2150 ккал характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 ккал. Питаясь лишь на 78% от обоснованной медициной нормы, россияне по уровню душевого потребления переместилась к 1999 г. с 8-го на 71-е место в мире.

Нехватка продовольствия в начале 1990-х гг. привела к стремительному наполнению российского рынка некачественной продукцией из многих стран мира. Поток импорта покрывался продажей стратегического сырья, расходованием золотовалютного запаса, внешними займами. По ряду позиций (например, птицепром) доля импорта в общем объеме продовольствия доходила до 70%!

Уже в середине — конце 1990-х гг. аналитики всерьез заговорили об угрозе продовольственной безопасности России. Общепризнанно, что продовольственная безопасность обеспечена, если в стране производится не менее 80% основных продуктов питания — этот порог усилиями реформаторов-монетаристов Россия «успешно» преодолела. Низкое качество поставляемых из-за рубежа продуктов, а также наличие откровенно фальсифицированных товаров стало еще одной угрозой продовольственной безопасности России. В конце 1990-х гг. Госторгинспекцией забраковывалось от 10 до 50% животного масла, сыров, колбасных изделий и копченостей, рыбных и мясных консервов, муки, хлебобулочных и макаронных изделий. Почти каждая вторая проверка качества товаров на российском продовольственном рынке приводила к изъятию товара из торговой сети!

В 1999 г. проверки показали, что фальсификатом являются около трети всех ввезенных из-за границы вин, прежде всего, из Польши, Болгарии, Грузии, Молдовы, Украины.

Число смертей, инвалидностей вследствие приема недоброкачественной импортной пищи и контрафактного алкоголя измерялось в 1990-е гг. десятками, а то и сотнями тысяч. В статьях о продовольственной проблеме России все чаще стало появляться слово «геноцид». Тем не менее, вполне обоснованные претензии российской стороны к качеству поставляемого товара нередко трактуются «либеральной общественностью» России и Запада как «недружественный акт».

Так, запрещение в апреле 2006 г. ввоза из Молдавии и Грузии алкогольных напитков и минеральной воды, вызванное опасностью этих продуктов для здоровья (из-за высокого содержания пестицидов и др. токсинов), было воспринято как способ политического давления на эти страны. В подобном же ключе интерпретировался запрет продажи в мелкорозничной сети Москвы шаурмы — оказалось, что более 70% образцов этого восточного фастфуда не отвечают санитарным требованиям.

Борьба России за здоровье нации и благополучие отечественного производителя встречает на Западе исключительно агрессивную реакцию. В 2002 г. в ответ на претензии к качеству мороженных окорочков США даже пригрозили России экономическими санкциями. Вопрос об окорочках решался на самом высоком уровне — во время московской встречи Дж. Буша с В. Путиным! На то же время пришлась и масштабная кампания в СМИ по дискредитации российского птицеводства.

Воевать американцам, прямо скажем, было за что: только в 2001 г. поставки в Россию мяса птицы принесли США 600 млн долларов. Однако доля импортной курятины на российском рынке стремительно сокращается, упав с 1997 г. с 70 до 40%.

Опасаясь потерять огромный рынок сбыта продовольственных товаров, не предназначенных к реализации в развитых странах, США делает все, чтобы не допустить развития сельского хозяйства в России. Идут искусственные информационные кампании по поводу «птичьего гриппа», оказывается политическое давление, на переговорах по вступлению в ВТО предлагаются условия слабой протекционистской защиты нашего сельхозпроизводителя.

Между тем, дотации сельскому хозяйству в странах Европы иСША достигли огромных размеров, экономики этих стран содержат свое сельское хозяйство как армию или государственный аппарат, затратный, но нужный для существования и безопасности самого государства. Никто и не пытается рассматривать сельское хозяйство как прибыльную, рыночную отрасль. Прибыль получается только при экспансии на рынки других стран, таких как Россия.

Между тем, огромные российские просторы, в случае начала политики дезурбанизации и малоэтажного строительства, при современных аграрных технологиях вполне позволяют планировать самообеспечение России качественными экологически чистыми продуктами питания и обезопасить себя от шантажа голодом. Это подтвердил 19 мая 2008 г. на совещании по аграрной политике в г. Ессентуки В. Путин, заявив, что Россия должна стать крупным игроком на мировом продовольственном рынке и застраховать себя от резких колебаний цен на продовольствие.

По мнению премьер-министра РФ, Министерство сельского хозяйства должно взять за основу мировой стандарт, согласно которому зерна должно производиться по 1 тонне на душу населения. Это количество позволит не только создать достаточный запас зерна, но и поставлять его в другие страны, а также восстановить производство птицы, крупного рогатого скота и проч.

По словам бывшего главы Минсельхоза А. Гордеева, «в России имеются все условия, чтобы в ближайшие 10 лет темпы прироста производства зерна и мяса превышали общемировые в 2,5–3 раза». Дополнительную гарантию обеспечения продовольственной безопасности дает Государственный резерв, состоящий из стратегических материалов

Протестантизм

П

и товаров для стабильной работы экономики страны в случае чрезвычайных ситуаций, в т. ч. запасов муки, сливочного и растительного масла, мяса, зерна, сахара.

В 1990-е гг. с помощью Госрезерва покрывалось свыше 50% потребностей в продовольствии дотационных регионов России (общий объем израсходованных тогда запасов сравним с годами Великой Отечественной войны). Во многом за счет этого был предотвращен казалось бы неминуемый социальный взрыв и распад страны. В данный момент запасы Госрезерва таковы, что в случае чрезвычайной ситуации каждый житель России может быть обеспечен всем необходимым в течение трех месяцев.

ПРОТЕСТАНТИЗМ(от лат. protestantis — публично доказывающий) — одно из трех основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).

Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями — письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское послание об отлучении его от церкви.

Начатое Лютером движение получило название Реформации. А ответные действия католической Церкви — контрреформации. В ходе религиозных войн, преследований еретиков (сжигание на кострах практиковалось как католиками, так и протестантами), погибла четверть населения Европы. Некоторые страны потеряли более половины населения.

Протестантство, по мнению многих исследователей (М. Вебер, В. Зомбарт и др.), сыграло решающую роль в становлении капитализма, распространившегося в Нидерландах, Англии, части германских государств, Скандинавии и позднее в Северной Америке. Протестантизм возник в эпоху, когда экономические и политические интересы набирающего все большую силу класса буржуазии требовали определенной идеологической санкции, которая в тех условиях не могла быть выражена иначе чем в виде религиозной доктрины.

Протестанты отвергают все обряды, за исключением двух — крещения и причастия. Да и те отправляются исключительно как символическое «воспоминание» о Крещении Спасителя в Иордане и Тайной Вечере и не носят сакрального смысла, как во время Крещения и Евхаристии у православных и католиков. Если последние признают 2 источника Божественного Откровения — Священное Писание, то есть Ветхий и Новый Завет (Библию) и Священное Предание (живая история христианской церкви, выраженная в патристике — трудах святых ее отцов, постановлениях семи Вселенских соборов и житиях святых), то протестанты отрицают последний и апеллируют исключительно к Библии, которая вообще-то была сформирована Церковью, Святыми отцами и проч., т. е. теми, кого протестанты отвергают.

Лютер и его последователи были убеждены, что не только священник, но любой христианин имеет право отпускать себе грехи. Каждый верующий, по их мнению, имеет право читать и самостоятельно истолковывать Библию. Поэтому из-за различных толкований и появилось огромное количество протестантских сект, каждая со своим видением Писания.

В основе протестантской доктрины лежит принцип «оправдания верой». Никакие другие дела — ни молитва за умерших, ни поклонение святым и Богоматери, ни благотворительная помощь нуждающимся, ни другие добрые поступки не способны спасти человека и предуготовить его к Царствию Небесному. Главным условием спасения для всех протестантов абсолютно всех толков, церквей и направлений (их в мире насчитывается не менее 200) является признание Господа Иисуса Христа в качестве личного Спасителя. Спасительная же роль Церкви, общины, собора отрицается.

Для протестантизма характерны упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. Практически во всех протестантских конфессиях широко распространен принцип всеобщего священства, когда теоретически любой прихожанин, член общины может стать пресвитером или проповедником. Фактически это оборачивалось тем, что ими становились, как правило, самые уважаемые, в силу своей состоятельности, граждане, и все дела в данной конгрегации вершились исключительно в пользу богатой верхушки общины. Неудивительно, что новое, реформированное вероучение было привлекательным для буржуа, т. к. идеально обосновывало их претензии на экономическое и политическое господство.

Протестантизм и стал знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе — в Нидерландах в XVI в., в Англии XVII в. Он определил и судьбу бывших английских колоний в Северной Америке, которые в XVIII в. провозгласили независимость от Британской империи и образовали Соединенные Штаты.

В Северной Европе и Германии господствует лютеранство. Провозгласив разрыв с католицизмом, оно, тем не менее, сохранило некоторые общие с ним черты. Это проявляется и в теологии, и в богослужебной практике. У лютеран-евангелистов есть епископат, существует посвящение в духовный сан. Хотя в их храмах нет икон, есть распятие, ал

Протестантизм

тарь, священники облачаются в особое одеяние. Используется при богослужении хоровое пение и органная музыка.

Англиканство в Великобритании распространилось по инициативе правящих кругов. Парламент своим актом 1534 г. объявил короля Генриха VIII главой независимой от папского престола церкви. Все монастыри в стране были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу казны. В учении англиканской церкви сочетаются лютеранство, кальвинизм и католицизм. Она сохранила церковную иерархию и пышный культ — примасом англикан считается архиепископ Кентерберийский. Англикане имеют свои епархии в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. С середины XIX в. собираются Ламбетские конференции — консультативный орган всех англиканских церквей.

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет формулы Символа веры, хотя богословская система приведена в стройный порядок. Главенствующей в ней является доктрина предопределения, вдохновленная Ветхим Заветом. Согласно ей, Господь одних избрал к вечному блаженству на небесах, других — к погибели в аду. Но тот, кто предопределен к раю, должен своей земной жизнью оправдывать это предназначение и проявлять инициативу. Предназначенность к спасению проявляется в чисто материальных вещах — деловом успехе и богатстве. Ради достижения жизненных целей верующий должен отказываться от расточительности, мирских соблазнов.

В Женеве, куда священник Жан Кальвин (1509–1564) бежал из Франции, где началось преследование реформаторов, ему удалось в максимальной степени воплотить социальный идеал протестантской церкви. Она целиком выводилась изпод юрисдикции городских властей и получала право самоуправления. Руководили ею пресвитеры и проповедники, избираемые, как правило, из числа наиболее зажиточных граждан Женевы.

От своих сторонников Кальвин требовал исключительной умеренности в быту. Он был убежден: зарабатывать деньги человек должен не для того, чтобы их бездумно тратить. Поэтому в Женеве было уменьшено количество выходных дней, отменены увеселения и праздники. Кальвин ввел строжайшую цензуру — именно он стал инициатором казни в 1553 г. на костре испанского ученого-вольнодумца Мигеля Сервета.

Именно кальвинизм сформулировал религиозное обоснование для экспансии английских пуритан в Северную Америку, которая положила начало будущему государству — США.

Пуритане-кальвинисты верили, что их переселение в Новый Свет — воплощение божественной миссии. В сознании эмигрантов переселение в Америку воспринималось как Исход евреев из Египта, санкционированный свыше. Туземцы же, равно как и бедняки, неудачники и прочие не отмеченные «божьей благодатью» вызывают у кальвинистов брезгливое пренебрежение.

Различна судьба жителей колоний католиков-испанцев и протестантовангличан. Испанцы сохранили индейцев, крестили их, смешались с ними. Протестанты считали их животными и просто уничтожали миллионами. Идея превосходства, кальвинистская интерпретация своей миссии и роли орудия Бога выражены в сформулированной в 1845 г Дж. О’Салливаном доктрине «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Именно она стала идеологической основой атлантического глобализма и «нового мирового порядка».

«Убеждение в том, что мы являемся избранным богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному, погруженному во мрак миру, — пишет современный американский историк Т. Бейлин, — поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас наделили чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто врожденное, которое дало нам возможность стать великими».

Современный кальвинизм представлен пресвитерианскими, реформатскими и конгрегационалистскими и методистскими церквями, чьи прихожане живут в США, Швейцарии, Голландии, Шотландии, ФРГ, Англии. Незначительно количество реформатов есть и на территории Западной Украины.

Среди других протестантских конфессий наиболее многочисленными являются методисты (к ним, кстати, принадлежит семья Бушей), отпочковавшиеся от англиканской церкви в 1791 г., меннониты (основатель секты голландский проповедник Менно Симонс) и баптисты. Именно от меннонитов последние заимствовали правило крещения взрослых.

Возникновение баптизма относится к началу XVII в., но лишь к концу XIX в. он распространился по всему миру. В настоящее время является самой массовой протестантской конфессией, последователей которой немало и в России.

Другими протестантскими течениями являются адвентисты, пятидесятники. Особую позицию занимают Свидетели Иеговы и мормоны, которые именуют себя христианами, но чьи воззрения совершенно не совпадают с основами христианской веры.

В XIX–XX вв. представители ряда направлений протестантизма характерно стремились к рационалистическому толкованию Библии, проповедовали «религию без Бога» (т. е. только как нравственное учение).

Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. На сегодняшний день протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Общее число приверженцев протестантизма — около 325 млн человек.

Прямая демократия

П

ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ— непосредственное участие каждого гражданина (1 человек = 1 голос) в управлении и законодательской деятельности.

Демократия как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника, возникла еще во времена доклассового общества, еще не оформленном в государство.

В условиях родоплеменного строя демократия была прямой, непосредственной. Наиболее важные вопросы жизни племени (выборы вождя, решение о переселении, о войнах с соседями и т. п.) решались на общих собраниях взрослых членов сообщества. Очевидно, что в условиях победы патриархальных отношений в родовом обществе полноправными участниками таких собраний могли быть только мужчины. Эта норма (с некоторыми изменениями) просуществовала в законодательстве даже самых развитых демократических государств вплоть до начала XX в., а в некоторых сообществах (части мусульманских стран) действует и по сей день.

Народные собрания, как правило, собирались в определенное время года, в священные для данного народа дни, и проводились в месте, связанном с сакральными традициями рода или племени. Во времена язычества у многих европейских народов существовал обычай приносить перед началом собрания обильные жертвоприношения божествам, после принятия христианства — для успеха мероприятия устраивали молебны.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал