Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАВИТЕЛЬСТВО— высший орган исполнительной власти в государстве (Кабинет министров, Совет министров). 2 страница




Наполеону во время его агрессии в Испании так и не удалось ввести в оккупированной им стране законодательство, скопированное с французского. В условиях Испании, несмотря на всю «прогрессивность», оно попросту не действовало, поскольку было для местных жителей чуждым.

Еще более провальной была попытка Бонапарта инкорпорировать в политико-правовую систему Империи сообщество местных евреев. Он даже сформировал для них некий верховный орган, копирующий древний Санхедрин (Синедрион). Но правосознание евреев органически не принимало тех юридических установлений, которые базировались на «Кодексе Наполеона», поскольку главным источником правовых норм иудеев являлись (и во многом являются до сих пор) их священные книги — Тора и Талмуд.

Неудачу испытали и многие российские императоры, пытавшиеся «сверху» внедрить правовые нормы Запада в общественное сознание своих подданных. Подавляющее большинство населения России, состоявшее из совершенно бесправных в юридическом отношении крестьян, критически отнеслось к этим попыткам и не приняло их. В сознании народа жило складывавшееся столетиями представление об идеальном государстве (с идеальным же государем) как о царстве правды, а не права.

Один из авторов знаменитого сборника «Вехи» — правовед и философ Б. Кистяковский отмечал, что «нормы права и нормы нравственности в сознании русского народа недостаточно дифференцированы и живут в слитном состоянии. Этим, вероятно, объясняются и дефекты русского народного обычного права; оно лишено единства, а еще больше ему чужд основной признак всякого обычного права — единообразное применение».

Именно этот мыслитель справедливо писал о том, что внутренний характер правосознания русского народа, которому присуще чувство тяготения «к общинному быту… его артели» был причиной «ошибочного взгляда на отношение нашего народа к праву».

Действительно, недоверие народа к бюрократическому государству, начало которому положил Петр I, породило и негативное отношение к законам государства, которое пренебрегало правами своих подданных и не могло обеспечить безопасность даже императора — весь XVIII в. в России власть в стране переходила из рук в руки не легитимно: посредством дворцовых переворотов. Это и дало основание двум противоборствующим направлениям русской общественно-политической мысли — как славянофилам, так и западникам, говорить об отсутствии у русского народа «юридических начал» и развитого правосознания.

С точки зрения славянофилов, русский народ не может, не должен и не будет принимать чуждые для себя нормы западного права, поскольку его предназначение — осуществить царство правды на земле, а не бездушного («вексельного», как писал видный славянофил К. Леонтьев) права.



Один из ведущих славянофилов К. Аксаков был убежден, что в отличие от западного человечества, которое идет путем государства и внешней правды (права), русский народ движется по дороге внутренней правды. Поэтому в отношениях между властью и народом не должно быть никаких нотариально заверенных гарантий и обязательств, потому что народ и государь друг другу доверяют. Их оппоненты, «западники», тоже негативно отзывались о сложившихся в Европе правовых нормах. И считали, что пренебрежение к праву — не зло, а благо для русского народа.

А. Герцен, отметив, что «русский, какого бы он звания не был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство», одновременно подчеркивал, что «для будущего это — огромное преимущество».

И славянофилы, и западники на самом деле не были апологетами правового нигилизма, а стремились к тому, чтобы правовые нормы не были чисто внешними установками, а стали бы частью самосознания русского народа и соответствовали тем представлениям о справедливости, какие издавна присущи народу, где «правда» всегда выше «закона», но не противопоставлялась ему, а дополнялась им. Однако особенности исторического развития России не способствовали формированию уважения к закону, привычке соблюдать юридические нормы, отстаивать свои права в судебном порядке, последовательно отстаивать права лич

Правосознание

ности. Отечественная правовая традиция знает не так много примеров, когда закон торжествовал над произволом, и тех, кто сумел это продемонстрировать (А. Кони, П. Пороховщиков, Ф. Плевако).



Хотя после масштабных реформ Александра II 1860-х гг. в России возник прообраз независимого судопроизводства в виде суда присяжных, он так и не стал привычным средством рассмотрения уголовных и административных дел. Тем более, судебная реформа не коснулась подавляющей части населения — крестьян. Именно они стали той силой, которую в своих политических целях использовали революционеры-большевики в 1917 г.

Представление о том, что правовые нормы Запада совершенно неприемлемы и даже вредны для русского народа, марксисты трактовали по-своему. Они были убеждены в релятивистском характере правовых норм и в возможности менять их, исходя из соображений революционной целесообразности. Так, Г. Плеханов писал, что «каждый демократический принцип должен быть рассматриваем не сам по себе в своей отвлеченности, а в его отношении к тому принципу, который может быть назван основным принципом демократии… Успех революции — высший закон».

Пришедшие к власти большевики отвергали буржуазное право, убеждали своих сторонников в том, что оно отомрет вместе с государством. На почве большевистского правового нигилизма сформировался принцип «революционной целесообразности», согласно которому любая юридическая норма могла быть изменена в любое время по причине ее несоответствия текущим требованиям власти. Это самым негативным образом сказалось на уровне правосознания населения всей страны — от руководящего класса до рядовых граждан, и формировало отрицательное отношение к закону на протяжении нескольких поколений.

Низкий уровень правовой культуры населения в немалой степени и оказался тем фактором, что обеспечил захват власти в стране командой Ельцина. Начало реформ 1990-х гг. сопровождалось беспрецедентным ростом преступности, что было спровоцировано антизаконной практикой власти, которая не считалась с собственными же законами, разгоняла легитимные органы, включая Верховный Совет РФ (см. Октябрьские события 1993 г.).

Правовой нигилизм правящей верхушки усилил негативное, пренебрежительное отношение к закону в народе. Раздача государственной собственности «целыми отраслями», а государственного суверенитета «сколько сможете унести» способствовала тому, что в целом все, что было сделано в 1990-е гг., воспринимается большинством населения как незаконное. Даже сами «олигархи», приобретшие собственность, понимали, что «так не бывает» и относились к своему положению как временному. Отсюда желание как можно скорее «урвать» и сбежать за рубеж либо перепродать «собственность», не развивая ее.

С другой стороны, на фоне крайне низкого уровня правовой культуры в российском обществе в сознание россиян внедрялись массовой культурой отдельные стереотипы «правового» поведения. Подражая поп-звездам, представители столичной богемы в массовом порядке начали заключать брачные контракты, предприимчивые политики и артисты — подавать на газеты иски «об оскорблении чести и достоинства», а хулиганы, попав в милицейский участок, — требовать адвоката. Но эти подражательные элементы западного правового поведения не являются признаком развитого правосознания российского общества.

Одно из главных препятствий в преодолении правового нигилизма — отсутствие традиций законопослушности, веры в закон и его справедливость. К негативным моментам нашего правосознания относится и «дурная привычка» ставить исполнение закона в зависимость от того, считает ли сам исполнитель данный закон дурным или хорошим. Между тем, ясно, что не всегда данный исполнитель компетентен в этом вопросе. Как говорил Э. Берк, надо сначала научиться исполнять законы, а потом уже их улучшать. Если закон не исполняется, какая разница, хорош он или плох.

В обществах, где эта культура формировалась веками, уважение к юридическим нормам стало частью самосознания нации. Существует ряд ошибочных представлений относительно того, как заставить людей соблюдать законы. Так, часто говорят, что законов придерживались бы с большей охотой, будь они более качественными, т. е. непротиворечивыми и не допускающими вольных толкований.

Однако это условие необходимое, но недостаточное. Философы не раз демонстрировали внутреннюю противоречивость любого, даже самого прозрачного закона. Логики советской школы находили десятки формально-логических противоречий в Конституции СССР, а западные структуралисты указывали на несостоятельность американской Декларации независимости как юридического документа.

Но даже самая формально непротиворечивая система законодательства напрямую не связана с готовностью граждан того или иного государства исполнять законы. Не решает проблемы и ужесточение законодательства. Введение суровых мер для нарушителей законов редко приводило к снижению преступности и росту лояльности к государственным институтам, скорее, порождало безынициативность и ненависть к власти. Равно как и либерализация законов: значительные налоговые преференции бизнесу еще не гарантируют, что предприниматель не станет рисковать, преступая закон, чтобы обеспечить себе большую прибыль. А повышение зарплаты чиновникам, милиционерам и т. д. не является залогом устранения проблемы коррупции.

Очевидно, что доверие к закону может быть сформировано не через улучшение самих законов и не через установление новой моды или, тем более, «диктатуры закона». История

Президент

П

не раз доказывала, что непосредственной зависимости уровня правосознания граждан от юридически зафиксированных в государстве норм не существует.

Правосознание имеет одним из своих источников представление о том, что соблюдать законы выгодно, но куда более важным является убеждение, что правовые нормы представляют собой безусловную ценность и нравственный императив.

Таким образом, первостепенное значение в формировании правосознания имеет нравственный (и религиозный) мотив. Это говорит о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.

ПРЕЗИДЕНТ(от лат. prae (перед) и sedere (сидеть) — «председатель») — выборная должность главы государства, территориально-административного образования или руководителя общественной или коммерческой организации.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Его правовой статус определен главой 4 Конституции. Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В 1991 г. Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 г. срок полномочий президента был сокращен до 4-х лет. После принятия поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 г., со следующих выборов срок полномочий будет составлять 6 лет.

Президентом России может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.

Президент РФ наделен самыми широкими полномочиями и, как глава государства, определяет основные направления внешней и внутренней политики.

Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ (премьерминистра), имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета министров и принимает решение об отставке правительства. Глава государства по представлению главы правительства назначает и освобождает от должности заместителей премьерминистра и федеральных министров. По его представлению Госдума утверждает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину России. К исключительным полномочиям главы государства относится также назначение высшего командования Вооруженных Сил страны.

Он формирует свою Администрацию, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, а также дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент назначает выборы Государственной Думы и вправе распустить ее. Он вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и российскому законодательству.

С 2004 г. президент представляет органам законодательной власти субъектов федерации кандидатуру на пост губернатора, он может отправить губернатора в отставку и распустить Законодательное Собрание, трижды отвергнувшее кандидатуру, предложенную им на пост руководителя исполнительной власти региона.

Глава государства осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, а также ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

При необходимости он вправе ввести на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайное положение, поставив в известность обе палаты Федерального собрания.

Военное положение в РФ ни разу не вводилось. Чрезвычайное положение вводилось в 1991 г. в Чечено-Ингушетии (не утверждено Верховным Советом), в 1992–95 гг. — в Северной Осетии и Ингушетии (продлялось каждые 2 месяца, отменено после того, как Совет Федерации его не продлил).

В исключительной компетенции высшего должностного лица государства — решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Только он имеет право награждать государственными наградами РФ, присваивать почетные, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование. Как высшее должностное лицо президент обладает неприкосновенностью.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом.

Президент

Он досрочно может прекратить исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Последняя процедура (импичмент) осуществляется Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях главы государства признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае неспособности президента исполнять свои обязанности их временно исполняет председатель правительства (премьер-министр). Но он не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Нынешний институт президентства основан на Конституции 1993 г. и отражает изменения в структуре государственной власти, произошедшие в России после распада СССР.

После 1917 г. в стране установилась республиканская форма правления в виде Республики Советов. Номинально коллективным главой государства считался Президиум ВЦИК (а позднее Верховного Совета СССР). Указы и законы подписывались его председателем. На самом деле реальная власть в стране принадлежала партийной верхушке.

Первым лицом в любой союзной республике был первый секретарь ЦК ее компартии. Исключение составляла РСФСР, в которой не было республиканской парторганизации: российские обкомы и крайкомы подчинялись напрямую Центральному Комитету КПСС.

При Горбачеве в 1989 г. в союзных республиках был учрежден пост высшего должностного лица — председателя Верховного Совета.

В России председатель ВС избирался Съездом народных депутатов (в остальных 14 республиках — Верховным Советом).

15 марта 1989 г. Союзный съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М. Горбачева. 16 мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал в третьем туре Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина.

Вскоре народные депутаты из блока «Демократическая Россия» сочли, что этот статус не предоставляет Ельцину достаточно полномочий для осуществления радикальных реформ и выступили за введение — путем референдума — поста всенародно избираемого президента РСФСР. Это решение было принято на референдуме 17 марта 1991 г.

Кандидатов могли выдвигать партии, движения, профсоюзы, а также трудовые коллективы и собрания граждан по месту жительства. Для регистрации необходимо было собрать 100 тыс. подписей. Кандидаты от общественных объединений могли вместо сбора подписей заручиться поддержкой 1/5 состава Съезда народных депутатов России (214 депутатов) — именно так поступил председатель ЛДПСС В. Жириновский.

Порядок избрания предполагал наличие «в связке» и кандидата в вице-президенты. В состоявшихся 12 июня 1991 г. выборах Президента РСФСР участвовали В. Бакатин, Б. Ельцин, В. Жириновский, А. Макашов, Н. Рыжков, А. Тулеев. Победу одержал Б. Ельцин, набравший 57,3% голосов избирателей. 10 июля он вступил в должность. Вице-президентом стал А. Руцкой.

Дополнительные полномочия, не предусмотренные действующей конституцией РСФСР 1978 г. (право издавать указы в сфере экономики, противоречащие действующему законодательству, самостоятельно, без согласования с парламентом, формировать правительство и назначать глав администраций во всех регионах, кроме республик и др.) Ельцин получил от Съезда народных депутатов 1 ноября 1991 г.

В дальнейшем ВС и Съезд народных депутатов, напротив, стали ограничивать полномочия президента путем принятия соотв. поправок к Конституции и т. п. Это привело к конфликту по поводу разделения полномочий между президентом и Съездом народных депутатов, принявшему форму вооруженного противостояния во время октябрьских событий 1993 г.

9 октября 1993 г. Ельцин прекратил полномочия Советов всех уровней, в т. ч. Верховного Совета, демонтировав остатки существовавшего до этого времени государственного устройства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации на основе ее президентского варианта, предполагавшая в т. ч. изменение порядка выдвижения кандидатов в президенты.

Начиная с избирательной кампании 1996 г. правом выдвижения кандидатов обладали избирательные объединения (с 2004 г. — только политические партии) и группы граждан, собравшие достаточное количество подписей (в 1996 — 1 млн, в 2000 — 500 тыс., т. к. выборы были досрочными; в 2004 и 2008 — 2 млн).

На президентских выборах 1996 г. было зарегистрировано 11 кандидатов. Выборы прошли в 2 тура. В первом (16 июня) Б. Ельцин, действующий Президент РФ, набрал 35,28%, Г. Зюганов (КРПФ) — 32,03%, А. Лебедь (инициативная группа — ИГ) — 14,52%, Г. Явлинский («Яблоко») — 7,34%, В. Жириновский (ЛДПР)— 5,70%, С. Федоров (Партия самоуправления трудящихся) — 0,92%, М. Горбачев («Горбачев-Фонд») — 0,51%, М. Шаккум (ИГ) — 0,37%, Ю. Власов (ИГ) — 0,20%, В. Брынцалов (ИГ) — 0,16%. А. Тулеев 13 июня снял свою кандидатуру в пользу Зюганова.

Во втором туре (3 июля) президентом был избран Ельцин, получивший 53,82% голосов. Его соперник Г. Зюганов набрал 40,31%.

Следующие выборы были досрочными, так как Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке.

Прибалтика

П

В соответствии с Конституцией они были проведены в трехмесячный срок после прекращения полномочий президента.

Кандидатами было зарегистрировано 11 чел., включая исполняющего обязанности Президента РФ, премьер-министра В. Путина. Он был избран главой государства, получив 52,94% голосов избирателей. Его главный соперник Г. Зюганов (КПРФ) получил 29,21%. Голоса остальных избирателей распределились так: Г. Явлинский («Яблоко») получил 5,80%, А. Тулеев — 2,95%, В. Жириновский (ЛДПР) — 2,70%, К. Титов — 1,47%, Э. Памфилова («За гражданское достоинство») — 1,01%, С. Говорухин («Отечество — Вся Россия») — 0,44%, Ю. Скуратов — 0,43%, А. Подберезкин («Духовное наследие») — 0,13%, У. Джабраилов — 0,10%. Для участия в президентских выборах 2004 г. было зарегистрировано 6 кандидатов. Они состоялись 14 марта 2004 г. В. Путин набрал 71,31% голосов избирателей, Н. Харитонов (КПРФ, «Аграрный союз») — 13,69%, С. Глазьев — 4,10%, И. Хакамада (СПС) — 3,84%, О. Малышкин (ЛДПР) — 2,02%, С. Миронов (Российская партия Жизни) — 0,75%.

В избирательной кампании 2008 г. право выдвигать кандидатов на пост президента было предоставлено только парламентским партиям, а также инициативным группам граждан, собравшим 2 млн подписей в пользу кандидата. Партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», а также не представленные в Госдуме Аграрная партия и партия «Гражданская сила» выдвинули кандидатом в президенты Д. Медведева, первого вице-премьера российского правительства. Эту кандидатуру поддержал и Президент РФ В. Путин. КПРФ кандидатом выдвинула Г. Зюганова, ЛДПР — В. Жириновского. Еще одним претендентом стал А. Богданов, лидер Демократической партии России, зарегистрированный после того, как собрал 2 млн подписей в свою поддержку.

Выборы, состоявшиеся 2 марта 2008 г., убедительно выиграл Медведев (70,28%). Зюганов набрал 17,72%, Жириновский — 9,34%, Богданов — 1,29%. Явка составила 69,78% — в выборах участвовали почти 75 млн россиян.

5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию президент РФ Д. Медведев предложил увеличить срок полномочий президента до 6 лет, а депутатов Госдумы — до 5 лет, что дало бы дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. 11 ноября Д. Медведев внес в Госдуму законопроекты об изменении сроков полномочий президента и парламента. Депутаты Госдумы РФ одобрили эти поправки в первом (14 ноября) и втором (19 ноября) чтении.

16 ноября 2008 г., выступая перед журналистами в Вашингтоне после антикризисного совещания «Большой двадцатки» (расширенный формат «Большой восьмерки»), Д. Медведев уточнил, что предложенная им конституционная реформа не коснется его нынешнего срока, который останется четырехлетним.

ПРИБАЛТИКА.В настоящее время Прибалтика в географическом смысле представляет собой совокупность государств, расположенных на побережье Балтийского моря — России, Латвии, Эстонии, Литвы, Польши, Германии и скандинавских стран — Финляндии и Швеции.

Однако в историческом, политическом и культурологическом смыслах этот термин сейчас применяется для обозначения земель, расположенных на восточном побережье Балтики — Литвы, Латвии, Эстонии и Калининградской области Российской Федерации.

В последние годы и в научной литературе, и в публицистике внедряется термин «Страны Балтии», применяемый исключительно в отношении трех бывших республик бывшего Советского Союза, нынешних членов ЕС и НАТО. Это совершенно неоправданно ни в географическом, ни в историческом смысле. Россия является крупнейшей балтийской державой, Балтийский флот — самый сильный в этой части мира, а Санкт-Петербург не просто один из крупнейших портов Балтийского моря, но и сопоставим по населению с совокупной численностью жителей всех трех республик: население Латвии — 2,27 млн чел. (2007), Литвы — 3,48 млн чел. (2006), Эстонии — 1,32 млн чел. (2006).

История прибалтийских республик и нынешнее их несамостоятельное существование в рамках наднациональных структур — ЕС и НАТО — убедительно подтверждает факт, что они практически никогда не представляли собой сколько-нибудь серьезных государственных образований.

Вплоть до 1918 г. Латвия и Эстония не имели государственности. Латыши (принадлежащие, как и литовцы, к летто-литовской, балтийской, группе индоевропейской языковой семьи) и финноязычные эстонцы («чудь» древнерусских летописей, «чухонцы», как именовали их позднее, вплоть до XX в.) находились в период образования в Европе крупных феодальных монархий на низком уровне общественного развития, который исключал даже саму возможность самоорганизации этих народов в государства. Например, латыши получили свою письменность позже чукчей.

Главные города нынешних Латвии и Эстонии были основаны чужеземцами. Тарту (Дерпт, Юрьев) основали русские, Ригу и Ревель (Колывань, Таллин) — крестоносцы-немцы.

В XIII–XVI вв. земли, занимаемые современной Латвией, входили в состав основанной крестоносцами Ливонии, в XVI — начале XVIII вв. часть этих территорий (Курляндское герцогство и Латгалия) принадлежала Речи Посполитой, другая часть, Лифляндия, — Швеции.

Последствия экспансии Запада серьезно отразилось на исторической судьбе Латвии и Эстонии и во многом определили ментальность народов, населяющих эти республики. Национальная культура в этих землях не

Прибалтика

П

развивалась, шел процесс активной ассимиляции коренного населения (как это происходило на землях западных славян — ободритов, лужичан в Германии, западной Чехии).

В 1721 г. по Ништадтскому договору, явившемуся результатом окончания Северной войны, к России была присоединена Лифляндия и земли современной Эстонии, которые до XVI вв. входили в состав Ливонского ордена, а затем отошли к Швеции.

Согласно положениям Ништадтского договора эти территории Россия получила в «вечное пользование» не безвозмездно, а заплатив за них 5 млн таллеров (огромная по тем временам сумма). В 1772 г. в состав Российской империи вошла Латгалия, а в 1795 г. — Курляндское герцогство.

Единственным государством среди прибалтийских республик, имеющим достаточно долгую историю относительной независимости, была Литва. Земли йотвингов стали объектом спора между польским королем Болеславом и русским князем Владимиром, установившим власть над этой территорией в 983 г. Походы Ярослава в 1040 и 1044 гг. закрепили зависимость Литвы от русского государства почти на 150 лет. В 1201 г. литовские посланцы прибыли в Ригу и заключили мирный договор с крестоносцами. А около 1236 г. племенной князь Миндовг объединил литовские земли в единое государство.

В XIV в. князь Гедимин, воспользовавшись смутой в западных русских княжествах, вызванных междоусобицей и агрессией поляков и татар, захватил Брестские, Витебские, Волынские, Галицкие, Луцкие, Минские, Пинские, Полоцкие, Слуцкие и Туровские земли и поставил в политическую зависимость от Литвы Смоленское, Псковское, Галицко-Волынское и Киевское княжества.

К концу XIV в. территория Великого Княжества Литовского и Русского простиралась от Балтийского моря до Черного. В то время это было самое могущественное государство Восточной Европы. Государственным языком в нем был русский, а господствующей религией — христианство по православному обряду. Сами литовские князья, вчерашние язычники, охотно крестились.

Только после объединения с Польшей в результате династической унии (1385) и брака князя Ягайло (Владислава) с польской королевой Ядвигой начался процесс интеграции литовских земель в католический мир.

В результате войн с Литвой Ивана III (1503 и 1514) и Ивана IV (1564) к России отошла треть территории Великого Княжества, в т. ч. Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Дорогобуж, Смоленск, Полоцк.

Литва стала стремиться к более тесному союзу с Польшей. В 1569 г. между этими государствами была заключена Люблинская уния и образована Польско-Литовская Республика (Речь Посполита), которая практически не оставила литовцам шансов на развитие собственной государственной традиции и культуры.

Активно шла полонизация и католизация населения, и к концу XVIII в., когда при Екатерине II после победоносных войн с участием Суворова и трех разделов Польши территория нынешней Литвы вошла в состав Российской империи, «земли Княжества» представляли собой отсталую провинцию Речи Посполитой.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал