Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Децентрализация пастырского попечения






Убежденность пастора-наставника и практика децентрализации пастырского попечения основаны на всеобъемлющем и самом четком во всем Новом Завете описании пасторского труда - в Послании к Ефесянам апостола Павла. Главная мысль этого текста заключается в том, что церковное руководство обязано прежде всего научить народ Божий служению. Пастырское попечение как часть этого служения - труд, предоставленный всему Телу Христову, а не только клиру. Несомненно, именно клирики чаще всего менее всех одарены, менее всех профессионально обучены и менее всех желают заниматься пастырским попечением.

Ранее мы проводили различие между словом пастырь и служением пастора. Само слово пастырь означает " вести, наблюдать, питать, брать на себя всю ответственность за овец". Слово попечение означает " забота, наблюдение, связанное с ответственностью за людей, и удовлетворение их нужд". Сочетание слов пастырь и попечение привело к определенному недоразумению. Например, из такого неверного понимания делают вывод о том, что человек исполняющий обязанности пастора, должен иметь пастырские дарования, то есть он должен проявлять милосердие, оказывать поддержку, благотворить и так далее. На самом деле все наоборот; большинство людей, несущих служение пастора, имеют дар лидерства, обучения, управления, вразумления и так далее. Они не сильны в сфере традиционного пастырского попечения. Да, они вынуждены делать это, поскольку народ ждет от них этого служения. Люди, обладающие даром милосердия, поддержки, различения духов, благотворительности и так далее, способны и настроены служить. Это происходит с ними самым естественным образом.

Традиционное определение пастырского попечения касается роли клириков в душепопечении, посещении больниц и помощи людям в кризисных ситуациях. Даже наиболее горячие сторонники децентрализации служения не имеют в виду полного отказа клира от этого списка обязанностей. Децентрализация пастырского попечения не значит, что человек, исполняющий служение пастора, больше не занимается этими делами. Речь идет о мере. Являются ли эти дела важнейшей обязанностью пастора, входят ли они в компетенцию исключительно клира? Я абсолютно убежден, что на эти вопросы есть только один ответ - нет.

Посещает ли пастор больничные палаты? Временами, да. Но должен ли он навещать всех больных? Определенно, нет. Роль пастора состоит в том, чтобы дать людям, имеющим дарования пастырского попечения, взять на себя эту ответственность. Пастор, исходя из здравого смысла, оценивает свое личное участие мерой тяжести конкретного случая. То же правило применимо и в отношении душепопечения, посещения членов церкви на дому, оказания помощи в моменты скорби, переломные периоды и в различных кризисных обстоятельствах. Необходимость в личном пасторском присутствии следует оценивать по мере тяжести, сложности ситуации, числу людей, уже занятых поддержкой, и множества других факторов. Однако убежденность в том, что пастор должен заниматься всем этим, а если это не так, то он не проявляет заботы о пастве, - сатанинская уловка, которая ослабляет церковь, пасторов и удерживает от служения множество одаренных христиан.

Пастырское попечение: служение всего Тела

Павел учит, что наставники церкви должны готовить народ Божий к делу служения: "...иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения..." (Еф. 4: 11–12). Много ли святых должно быть привлечено к служению? "...из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (ст. 16).

Каждый христианин должен вносить свой вклад в общее дело. Весь потенциал Тела может реализоваться лишь в том случае, когда всякий человек применяет свои дарования. Пастырское попечение - это часть дела служения, возложенного на Тело. Бог поручил это дело всему Телу, а не одному клиру. Точнее сказать, оно поручено больше тем, кто более всех способен проявлять заботу о ближних. Призыв проповедовать обращен к тем, кто способен проповедовать и учить. Все христиане обязаны свидетельствовать о Христе, но есть некоторые, особо одаренные в этом деле. Все христиане обязаны заботиться друг о друге, а также о неверующих, но есть такие, которые обладают особыми способностями к такому труду.

Часто и в разных ситуациях те, кто имеет призвание к служению попечительства, не входят в руководящие органы церкви. Руководящие братья обязаны заниматься попечением как все христиане вообще. Но ждать от них того, что они будут лучшими в этом деле, неразумно и противоречит Библии. Их дело - готовить и использовать тех, что станут лучшими.

Пастырское попечение - это корпоративная обязанность. Вся община, сочетая дарования, и должна заняться этим делом. Наставник узнает о чьей-то нужде, казначей выписывает чек, попечительствующий передает этот чек, другой человек ремонтирует автомобиль для этой семьи. Наставник, казначей, попечительствующий и механик - каждый делает свое дело, но не все имеют прямой контакт с нуждающимся. Пастырское попечение доверено всему Телу, так как ни одному члену Тела, в том числе и профессиональным служителям, не по силам хорошо выполнить его в одиночку.

Почему важна децентрализация пастырского попечения?

Децентрализация церковного попечения - это замысел Божий. За этим стоит работа большого числа служителей, следовательно, о людях проявляется больше заботы. Что нужно церкви: хорошее пастырское попечение или пастор, занятый пастырским попечением? Нельзя усидеть на двух стульях. Нельзя гнаться за двумя зайцами! Когда от профессиональных служителей ожидают, что они должны справиться с широким диапазоном ситуаций пастырского попечения, непременно случаются две неприятности.

Первая состоит в том, что профессиональные служители попечительствуют потому, что от них этого ждут, а вовсе не потому, что им этого хочется. Это ведет к скрытому пренебрежению посещением госпитализированных, частных домов и другими обязанностями. Собрание может никогда не осознать этого, но многие пасторы крайне чувствительны к надуманности этого попечения. Когда члены собрания слышат о каком-либо нуждающемся, первым делом они чаще всего обращаются к руководству церкви, поскольку считается, что пастор должен что-то предпринять в связи с этим. Неписаное правило, которому мы научили народ, следующее: Пастору платят за то, что он заботится о людях. Это не заблуждение члена церкви; этому его научили. Другие убедили его в том, что у простого члена церкви нет полномочий на служение, как у клириков.

Члены общин отчаянно нуждаются в переменах, которые могли бы помочь им удовлетворять чужие нужды самостоятельно и быстро. Обращение к церковным властям должно быть делом вторым и, по сути, только информирующим. Профессиональных служителей следует просить о поддержке лишь тогда, когда рядовым членам церкви не удалось оказать помощь самостоятельно. В настоящих условиях от церковного руководства требуют заниматься этим в одиночку, взвалив на себя основную ответственность в той области, где оно в основном не имеет особых дарований и желания трудиться.

При этом многие члены церкви не видят пастырского попечения ни с какой стороны, так как клирики просто физически не могут знать обо всех потребностях. А если кто-то и замечает, то это значит, что клирики, профессиональные служители, отвлекаются от своего главного дела. И еще, в 9 из 10 американских церквей профессиональные служители представлены... одним человеком, пастором. Итак, серьезный порок кроется в устройстве современной церкви.

Вторая неприятность заключается в том, что многих одаренных членов церкви не допускают к пастырскому попечению. Им никак не удается послужить в полную меру сил, чтобы удовлетворить потребность в пастырстве. Два десятка одаренных, любящих людей могли бы посетить всех госпитализированных, однако в нынешних обстоятельствах этого не происходит, пока не явится пастор. Это сводит к нулю пастырское попечение со стороны мирян, непрофессиональных служителей. В современном устройстве церкви они считаются второсортными, служителями второго ранга.

Клирики находятся в проигрышном положении. Если они попробуют изменить сложившуюся систему, их обвинят в бессердечности и отсутствии любви. Если же они по-прежнему будут мириться с такой ситуацией, они будут способствовать распространению антибиблейского духа, который приводит к слабости церкви и нереалистическим ожиданиям. Кроме того, это будет отвлекать пастора от его основных дел.

Децентрализация пастырского попечения важна по следующим двум причинам.

Должное использование пастора. Пастор - это прежде всего наставник народа, а не пророк, предсказывающий будущее, или священник, представляющий народ перед Богом, или душепопечитель - психолог-консультант, увлекающий людей в терапевтическое путешествие по их прошлому. Его главная забота - научить людей служить.

То, как церковь использует своего пастора, отражает качество служения всей церкви. Если она решает следовать традиционному пастырскому образцу, служителей готовить не будут и качество служения будет оставаться низким. С другой стороны, если церковь проведет в жизнь другую систему, при которой пастор станет учить народ служению, служители будут подготовлены и снабжены всем необходимым, а качество служения повысится.

Труд пастора заключается в том, чтобы объявить, что и почему по ходу служения следует совершать народу, а затем научить всех желающих членов церкви служить. Объявлять, обучать и организовывать - вот и все, к чему призван пастор. Требовать от него концентрации на самом служении опошляет его роль и мешает функционированию остального Тела.

Церкви евангельского вероисповедания трагически губят пасторский талант. Традиционная модель злоупотребляет рвением хорошо подготовленных молодых людей. Они пытаются успеть везде и терпят крах. Они мечутся от одного к другому и сходят с дистанции. Они присутствуют на праздниках клубов " Авана", утренниках в воскресных школах, совещаниях благотворителей, финансирующих христианские лагеря, посещают летние библейские школы и т. д. Прибавьте сюда желание общины, чтобы пастор посещал все заседания комиссий, и получите типичный распорядок пасторской жизни. Самое трудновыполнимое и наиболее ослабляющее ожидание состоит в том, что пастор должен всецело находиться в распоряжении любого члена церкви. Если у кого-то есть какая-то нужда, удовлетворить ее обязан пастор. Если он не бросает всего и не влезает в шкуру этого человека, считается, что пастор не любит ближних, не заботится о них, а свое пасторство использует в личных целях.

Другой ослабляющий аспект - это отношение к отсутствию одаренности в некоторых сферах как к духовной немощи. Это имеет место потому, что существуют те же самые нереалистические ожидания. Не многие станут сознательно отстаивать то мнение, что пастор может и должен делать все. Но если объединить все ожидания общины, то так и получится. К сожалению, для множества пасторов это становится причиной их неудач. Пастор терпит крах потому, что не может оправдать этих ожиданий церкви в полном объеме; он терпит крах еще и потому, что не может исполнить своих прямых библейских обязанностей. Он выбивается из сил потому, что не угождает собранию; он теряет силы потому, что не угождает Богу. Он не удовлетворяет собрание потому, что не является суперпастором. Он не удовлетворяет Бога потому, что не наставляет народ Божий в деле служения. Самое трагичное при этом то, что страдает Божье дело.

Семинария, руководство деноминации и поместная церковь должны пересмотреть пастырские модели. Нужно приложить все усилия, чтобы помочь пасторам разработать доктрину пасторского труда и стиль, ведущий к обеспечению церкви всем необходимым. До тех пор пока церковные массы не станут вдохновенными, подготовленными и пригодными для служения, церковь так и останется слабой и обслуживающей только себя.

Должное использование Тела. Под стать опошлению, никчемности пасторов и неправильному отношению к ним трагично неверное отношение к Телу в целом, его никчемность и опошление. Требуется две вещи, чтобы это опустошение имело место: типичный пастор и община, принимающая его. И то и другое увековечивает это явление. Эта систему можно разрушить, если кто-то из них настойчиво призовет к переменам.

Пасторы могут изменить эту систему, настаивая на том, что народ следует наставлять в деле служения. Это служение означает больше, чем служение " оруженосцев". Пасторам-суперзвездам неквалифицированный труд мирян-" оруженосцев" просто необходим, иначе их спектакль провалится. Я стараюсь не навешивать на одно служение ярлык " незначительного", а на другое " абсолютно необходимого". Но должен сказать, что наставлять людей в деле служения важнее, чем складывать стулья, постригать газоны и торговать церковными брошюрами. Эти задания важны, но за этим не стоит подготовка народа Божьего к служению. Надеюсь, что вышеозначенные занятия - это испытания преданности человека, а не Эверест служения.

Оскорбительный характер традиционных пасторских моделей привел к никчемности народа Божьего, принимаемого за служителей второго сорта. Рядовые члены церкви могут поддерживать церковных профессионалов, освобождая их для несения более важного служения, к примеру, проповедования. Хотя пастору и важно дать время готовиться к проповеди, самостоятельное, наполненное смыслом служение всех членов церкви назначено для блага самих таких служителей и нуждающихся, а вовсе не для блага церковных профессионалов.

Цель децентрализации служения - это панорама, представленная в Послании к Ефесянам (4: 16), - все члены церкви исполняют свое дело, сотрудничая друг с другом для лучшего служения Богу. Эта панорама также учит тому, что, будучи плодоносными, люди станут наиболее полно самовыражаться, а Тело - возрастать и созидать себя. Это и есть наилучшее проявление преданности, которую пастор может выказать церкви. Почему пастор как служитель и община как масса зрителей глубоко печалят Бога? Потому что пастор истощает свои силы и перегорает, а народ покрывается ржавчиной и деградирует от бездействия.

Должное использование Тела реально осуществимо. Вспомним, что труд пастора - это провозглашение панорамного видения и побуждение людей к служению. Затем идет обучение и организация служения. Средство обучения должно иметься до того, как люди научатся служить. Иначе пастор, призывающий народ к послушанию, научит их прямо противоположному.

В качестве главного средства обучения людей основным навыкам служения и воспитания новых наставников я предложил малые группы. Для подготовки в пастырском попечении мне хотелось бы предложить церковную подгруппу, численностью от сорока до семидесяти духовно зрелых людей. Эта подгруппа станет помогать людям учиться любить друг друга и развивать чувство общности.

Мы остановились на термине малое собрание, обозначающем такого рода группы. С первого же дня мы обещали нашей общине, что, несмотря на размеры собрания в целом, люди непременно будут членами меньшей церкви. Малое собрание дает своим членам ценный опыт заботы о ближних. Людей призывают проявить творческий подход в удовлетворении нужд народа. Эти потребности открыто обсуждаются, с тем чтобы члены малого собрания узнали обо всех, кого они могли бы поддержать. Служение малого собрания включает молитвенные цепочки, уход и надзор за больными, причащение, крещение, посещение госпитализированных, неформальное общение по интересам и группы поддержки людей, подвергающихся насилию в связи с алкоголизмом кого-либо из членов семьи или жестокому обращению. Большая часть служения, отведенного однажды клирикам, возлагается на служителей из числа мирян. Они крестят, причащают, навещают госпитализированных, молятся за больных и даже посвящают детей Богу.

Малое собрание имеет свое руководство и достаточно автономно в своих действиях. Здесь есть руководитель, казначей, учитель, ответственный за посещение госпитализированных, координатор малых групп и так далее. Людей просят присоединяться; никому ничего не предписывается; люди вступают в малое собрание только по собственному желанию. Прежде чем создать группу, проводят необходимую подготовку, и это создает прекрасные условия для учеников. Ценность такой системы в том, что, независимо от размера церкви, член ее всегда бывает частью меньшей группы, которая знает его по имени и замечает его отсутствие. Если у него возникают какие-либо проблемы, окружающие достаточно близки, чтобы узнать об этом. Люди могут быть вовлечены в совместную жизнь, род реального общения, которое имело место в ранней церкви. Члены такой группы больше не походят на корабли, что встретились и разминулись в ночи.

Почти в каждом случае пастырское попечение церкви улучшается. Церковь жертвует малым ради приобретения большего. Члены церкви отказываются от персонального внимания пастора ради попечения со стороны многих одаренных, сердечных, заботливых людей. Пастор больше не связан подобного рода обстоятельствами; он больше не исполняет этой обязанности в качестве основной. Его задача - формировать управляемую учебную среду и обеспечивать процесс обучения, чтобы использовать одаренных служителей там, где они могут принести большую пользу. И еще раз, пастор-наставник провозглашает панорамное видение и вдохновляет людей на служение. Затем он обеспечивает процесс обучения и, наконец, организует служение.

Повиновение ясным Божьим повелениям освобождает пастора от банальностей, которые могут сделать его служение горьким. Он делает то, к чему его призвал Бог: обучает людей Божьему делу. Он понимает, что строит свое служение согласно Божьим стандартам. Многие пасторы, перешедшие с позиций типичного пастора на позиции пастора-наставника, испытывают от этого глубокую радость. Впервые все то, о чем они читали в Библии, чему обучались в духовной семинарии, и то, что переживают в церкви, гармонично сочетается. Все это наполняется смыслом, и это стоит борьбы, реформ и, конечно, споров с ближними, чтобы принести подобный прекрасный плод, обильный плод, пребывающий в вечности.

Если децентрализация пастырского попечения - дело благое для пастора, оно еще лучше для рядового члена церкви. Это дает ему возможность чувствовать собственное духовное достоинство. Очень долго обеспечивать людей всем необходимым для служения значило нагружать рядовых членов церкви грязной работой. За этим стояли проповеди, маскирующиеся под обучение, и пасторы-говоруны, претендующие на роль пасторов-учителей. Это делало прихожанина " оруженосцем", второразрядным служителем.

Когда пастор-наставник занят своим делом, люди освобождаются от ярма служебной дискриминации и получают возможность заниматься работой, предназначенной им от Бога. Вот в какой реформации нуждаются евангельские церкви в наше время. Децентрализация пастырского попечения есть не что иное, как 4 глава Послания к Ефесянам плюс любящие руки. Это преумножение служения с упором на сострадание; это принципы Великого поручения, применяемые Телом Христовым.

Пастор, воспитывающий учеников, привержен децентрализации пастырского попечения потому, что это истина и ее необходимо претворять в жизнь. Под руководством пасторской модели апостола Павла пастор-наставник достигает желанной цели, и Тело Христово становится духовно зрелым и плодоносным. У пастора-наставника не остается выбора; он обязан по природе своей вести церковь в направлении, удовлетворяющем все потребности.

 

Я все время старался кратко определить сущность пастора-наставника. Если угодно, я суммирую это тремя словами: убежденность, навыки и целеустремленность.

Он ревностно относится к воспитанию учеников. Убежденность - это плод должного наставления (Лк. 6: 40). Пастор-наставник способен вдохновлять, так как сам убежден в истине. Для всякого, глубоко познавшего истину, характерно побуждать ближних к действию. Пастор-наставник вдохновляет ближних, будучи сам основательно убежденным человеком.

Второе слово - навыки. Убежденность дает ему силы, и он ищет пути, как должным образом развивать навыки служения, чтобы исполнялось Великое поручение. Он встает на защиту обучения других навыкам служения. Он отдает себе отчет в том, что развитие навыков идет по важности вторым делом после преданности Христу. Более того, преданность Христу и развитие навыков стоят наравне в деле Христовом. Пастор-наставник обладает должными навыками евангелизации, обучения и управления плодотворным служением.

Третье слово - целеустремленность. Пастор, воспитывающий учеников, имеет определенную цель и действует в полном соответствии с ней. Он принимает взвешенные, расчетливые и точные решения в лучшем смысле этих слов. Особые цели, выведенные из Писания, становятся для него движущей силой. Пастор-наставник пускается в путь с картой и знает, как и когда достигнет предназначенного. К сожалению, многие пасторы в своем служении ездят по кругу, и единственная цель их - не сойти с рельсов и угодить людям.

Непоколебимо убежденный, целеустремленный и вооруженный всем необходимым: таков пастор, воспитывающий учеников. Следует сказать, что те же самые черты характерны для многих преуспевающих людей.

Пастор-тренер

Как было показано выше, лучшей аналогией служения пастора является деятельность спортивного тренера. Что касается главного, задача пастора - та же, что у тренера. Пастор определяет что и как, а затем помогает людям осуществить это в реальности. Элтон Трублад писал: " Слава тренера - в том, что он раскрывает, развивает и тренирует силу других людей. Но все это в точности то, что мы имеем в виду, употребляя библейскую терминологию в отношении обучающего служения" (1).

Эта современная аналогия построена на древнем образце - примере Иисуса Христа. Учебная модель Христа свидетельствует в пользу современной аналогии пастора и тренера. Пастор-наставник получает хороший совет подражать Иисусу Христу как учителю больше, чем своему коллеге из Первой баптистской церкви. Иисус преподавал Своим ученикам многое. То, чему Он учил их, абсолютно необходимо; то, как Он учил их, - также существенно. Учебный подход Иисуса можно представить по-разному. Я остановился на шестиступенчатом способе:

" Рассказать им об этом";

" Рассказать им, почему это надо делать";

" Показать им, как это делается";

" Делать это вместе с ними";

" Пусть делают это сами";

" Использовать их" (2).

Я беру определенный элемент учения Христа и провожу его последовательно по всем шести ступеням процесса обучения. Шесть ступеней - это подлинно библейский процесс обучения, представленный Христом и поддержанный Павлом. Под определенным элементом я имею в виду методологию Великого поручения.

Иисус был привержен Царству и доказал эту преданность на Голгофе. Но иногда мы забываем, что Иисус в равной мере был привержен и особой методологии. Это как раз и есть та сфера, где пастор-наставник и типичный пастор расходятся во мнениях. Давайте рассмотрим, как Иисус внедрял эту методологию в умы последователей.

" Рассказать им об этом". Великое поручение провозглашается пятикратно - по одному разу в каждом из Евангелий и один раз в 1 главе книги Деяний святых Апостолов. Здесь важно подчеркнуть, как мало внимания обращают на то, что Иисус начинает говорить о Великом поручении еще до Своих страданий и воскресения. Уже в самом начале Иисус открывает суть служения первым пяти ученикам на протяжении четырех месяцев обучения навыкам служения. Фаза служения, названная " Пойдите и увидите", зафиксирована только в Евангелии от Иоанна (1: 35 – 4: 46). Ни в одном из синоптических Евангелий описания этой фазы нет (3).

Предварительные поручения. Впервые Иисус упоминает о служении по завершении четырехмесячного ознакомительного периода. " Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве" (Ин. 4: 35).

Он засевает почву, до того хорошо подготовленную за четыре месяца откровениями сверхъестественного. Точно установлено, что вскоре после этого ученики возвращаются к рыболовству (4). Зерно пускает ростки, и вскоре до учеников доходит смысл возвещения ближним о Мессии и Его Царстве. Рыба запахла, чинить сети стало мучением, а оставаться в лодке - тоскливо. Так Иисус заговорил с ними о предстоящем труде.

Когда Иисус упоминает о служении во второй раз до Своих страданий и воскресения, начинается вторая стадия обучения Его учеников. " Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков" (Мк. 1: 16–17).

Семени понадобилось время, чтобы пустить корни и прорасти. Теперь ученики готовы приступить к следующей фазе обучения навыкам служения. Они оставляют свои сети и следуют за Иисусом, поскольку Он уже приготовил их к совершению этого важного шага. В последующие десять месяцев, известных как фаза " Идите за Мною", Иисус исполняет обещанное. Он делает их ловцами человеков. Им открывается нечто действительно важное. Будучи ловцами рыбы, они добывали пропитание, теперь, будучи ловцами человеков, исполняют Великое поручение.

Следующей зафиксированной декларацией намерений становится второй призыв к четверке будущих апостолов ловить человеков. Они снова начинают заниматься рыболовством. Почему они делают это? Причины этому находят разные: от финансовых затруднений до разочарований. Гипотез много, а факт остается фактом, и наше внимание, в частности, привлекается к возвращению Петра. Появляется Иисус и велит утомленным рыболовам отплыть на глубину и закинуть сети еще раз, после ночи разочарований. В итоге - рекордный улов. Петр осознает свое неразумие и бросается к ногам Иисуса. Иисус отвечает: " …не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним" (Лк. 5: 10–11).

Всякий раз, когда Иисус подтверждает Свое обязательство перед учениками, Он сопровождает его видением будущего. Иисус не дает им забыть о том, что им предстоит исполнить; Он всегда ассоциирует одно с другим, устанавливает связь. Ведь один труд без видения цели превращает служение в тяжелую, нудную работу.

С большей полнотой и точностью Иисус объявляет о близком служении как раз перед тем, как призвать двенадцать и наделить их апостольскими полномочиями. " Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф. 9: 36–38).

И снова внимание двенадцати привлекается к предстоящему служению. Существует огромная нужда в делателях, но их недостает. И тотчас вслед за этим заявлением Иисус посылает апостолов по двое для исполнения апостольского служения. Иисус устанавливает эту важную связь между трудом, который требуется совершить, и обоснованием необходимости этого труда. И хотя Иисус выходит далеко за пределы стадии подготовки учеников " Рассказать им об этом", Он не забывает напомнить об основаниях необходимости их служения. Обращает на себя внимание то, как Иисус подходит в Своих заявлениях к Великому поручению.

Он укрепляет уверенность учеников в значительной мере посредством жизненного опыта. В самом призвании и в связи с ним подразумевается много проповеднического служения. Великое поручение не было брошено вдруг в полу одежды учеников накануне вознесения Христа. Тогда это было просто кульминацией приоритетов, которым ученики уже были научены. В течение тридцати четырех месяцев Иисус поступательно и постепенно преподавал ученикам то, что им нужно сделать.

Это очень походит на то, как мы учим своих детей чистить зубы, причесываться и мыть уши. Мы объясняем, напоминаем им и боремся с их нежеланием, чтобы в конце концов развить в них надлежащие гигиенические навыки. И тогда в один прекрасный день, когда они уже разменяют свой второй десяток лет, они зайдут в ванную комнату и не выйдут оттуда. Теперь они будут настолько озабочены своим внешним видом, что мы начнем сердиться на них за то, что они слишком много времени уделяют своей внешности.

Как бы вручая детали жизненной мозаики по одному кусочку, Иисус постепенно выстраивает понимание учениками того, что им следует делать. Повторяющиеся призывы ловить человеков, трудиться на жатве и возвещать Благую весть всем народам составляют основание того, что мы теперь называем Великим поручением. Как только ученики научились свидетельствовать о воскресшем Христе, все детали мозаики сложились в одну картину, согласно которой они и строят теперь свою жизнь.

Великие поручения. Воскреснув, Иисус не раз представал перед Своими последователями. Часть этих явлений народу состояла из передачи повелений, названных Великим поручением:

Ин. 20: 21: "...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас".

Мк. 16: 15: "...идите... и проповедуйте Евангелие всей твари".

Лк. 24: 47: "...И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима".

Деян. 1: 8: "...Но вы примете силу... и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".

Если сопоставить отрывки Писания, содержащие Великое поручение, то получится следующее: " Идите, возвещайте Благую весть до края земли. Не сомневайтесь, все знамения силы Божьей будут сопровождать вас. Начните с родного дома и несите эту весть до самых отдаленных уголков земного шара".

Четыре события, о которых говорилось выше, представляют собой начало, но здесь чего-то недостает. Это все равно, что сказать: " Начните возводить дома, постройте их особыми - пусть это будут наилучшие архитектурные сооружения. Финансировать строительство буду я; начните строить их повсюду на земле, и пусть это будут добротные строения". Это может взволновать строителя, ну, а как же насчет архитектурного проекта, как должен выглядеть добротный дом? Здесь почти ничего не сказано о методологии.

Вот почему изложение Великого поручения Матфеем цитируют чаще всего. Оно представляет собой особую методологию, проект, которому надлежит следовать, предписанный план распространения Благой вести по всему свету: " Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28: 19–20).

Считается, что слова " идите", " крестя" и " уча" служат средством передачи императивного вербального действия " научите". Идти означает проповедовать Христа всюду, где бы ты ни оказался. За крещением новообращенных стоит публичное исповедание того, что они вверяют себя Христу. Учение послушанию - это основа воспитания учеников. Великое повеление - основная причина проповеди Евангелия Христова и ученичества, так как ученикам суждено быть послушными последователями Иисуса Христа.

Принимая Великое поручение в целом, мы видим, что Иисус повелевает не просто евангелизировать мир. Он требует большего. Его замысел включает в себя больше, чем просто крещение обращенных. Речь идет о людях, способных репродуцироваться. Церковь имеет повеление " производить" человека такого рода, который будет повиноваться Христу, благовествовать миру и приводить в действие цепную реакцию под названием преумножение.

Воспитание учеников означает развитие христиан, которые имеют желание и навык репродуцировать себя. Как репродуцирование, так и преумножение является приобретенным навыком. Любой христианин способен представить своего ближнего Христу, таким образом он и репродуцирует самое себя. Если новообращенный не учится делать того же, значит, случился акт простого репродуцирования, а не преумножения. Христос нуждается в людях, которые не только репродуцируют себя, но и обучают репродуцироваться других. Когда эти новообращенные становятся действующими учениками, приобретающими и обучающими других, тогда-то и включается механизм преумножения.

Почему усилия евангелизировать мир не поспевают за темпами прироста населения земного шара? Потому что отсутствует преумножение. Оно не стало приоритетом. Его представляют как плод, а не как методологию и заповедь Христа. Преумножение считается эзотерической причудой, вывертом некоторых немногих доктрин, посвященных ученичеству. Преданность воспитанию учеников и преумножению посредством подготовки наставников встречает сопротивление. Пока американская церковь продолжает возводить памятники самой себе, половина мира не охвачена проповедью Евангелия Христова, и все потому, что мы не исполняем Великого поручения.

Во многом современные достижения доказывают то, что, требуя немногого и устраивая грандиозные спектакли, можно собирать толпы народа. Но в конце концов и по большому счету эти толпы ничего не значат. Послушание Великому поручению означает решительное посвящение себя ученичеству. Говоря ученикам о том, что им надлежит делать, Христос учит их значению преумножения.

" Рассказать им, почему это надо делать". " Когда знаешь почему, перенесешь любые как" - это аксиома. Иисус поведал ученикам, что им надлежит делать, и теперь, чтобы поддержать их преданность этому делу, Он должен был наделить их желанием понять, зачем это следует делать. Иисус помогает нам осознать это без особого труда. "...Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19: 10). " Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10: 45). " Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин. 3: 17).

Зачем воспитывать учеников, зачем посвящать себя преумножению? А затем, что люди нуждаются в прощении, возрождении, спасении от возмездия за грех и вечного отдаления от своего Творца. Иисус явился спасти Своих и заселить небеса Своими детьми. Ученичество ради самого ученичества - это ересь. В конце концов ученичество и преумножение - это всего лишь средства достижения цели, и сами по себе они не имеют права существовать.

Слово должно быть проповедано всем народам. Народы узнают о Слове, если Слово будут проповедовать. Для этого нужен персонал, ученики, преданные репродуцированию и преумножению. Послушные ученики - только они, верные и стойкие, способны выполнить эту задачу. Без преумножения будет ощущаться нехватка подготовленного персонала, и статус-кво не изменится.

Что надо делать: заниматься преумножением учеников для проповеди Евангелия всему миру. Почему это надо делать: для спасения человечества и утверждения Царства Христова.

Пастор-говорун останавливается на этом месте. Он сообщает людям что и почему, и на этом все. Большой упор делается на проповеди, уроках воскресной школы, общеобразовательных курсах по изучению Библии. Церковь евангельского вероисповедания сосредоточена на Слове. Обучение (речь идет о " белой" церкви среднего класса) означает проповедь и изучение Библии.

Если пастор главным образом сосредоточен на проповеди, не имеет средств применения того, о чем он проповедует, в жизни, он совершает две ошибки. Во-первых, он не учит, поскольку учит чему угодно, но не послушанию. Он говорит людям, что надо повиноваться, но не дает при этом средств истинного обучения, поскольку их нет в простом изложении содержания учения. Во-вторых, он нагнетает атмосферу виновности и несостоятельности. Это имеет место, когда людям постоянно говорят, что им надо делать то-то и то-то, но не предоставляют для этого никаких возможностей. Это означает гибель пастората и эксплуатацию народа Божьего.

Говорить людям что и почему - значит закладывать фундамент, на котором пастор может возводить стены. Он может посвятить себя изучению Слова. Он может проводить долгие часы в подготовке наилучших проповедей. Но прежде всего он должен обеспечить народ средством применения проповедуемого учения, иначе он не построит свой дом. Он должен постоянно продумывать, как следует применять это учение. Иисус - прекрасный образец подобного подхода.

Тренер проводит массу времени, общаясь со своими подопечными, говоря им, что и почему нужно делать. Они смотрят фильмы, штудируют учебники, обсуждают планы игры, затем отправляются на тренировку и начинают на деле применять что и почему. Тренер выходит на игровое поле вместе с игроками. Обычно публика наблюдает за поведением тренера, когда тот сидит на скамье для зрителей, там он в обычной, повседневной одежде. Но игроки больше помнят своего тренера в спортивном костюме со свистком на шее. 90 процентов тренерского труда - это рутина гимнастического зала или игрового поля. Пасторы же проповедуют 30-40 минут раз в неделю. Вопрос в следующем: как пасторы проводят время за исключением пятнадцати часов подготовки проповеди? Умный и ответственный пастор также использует свое время, убеждаясь в том, что его учение проводится в жизнь, тренирует людей и обеспечивает их средствами обучения и служения.

" Показать им, как это делается" и " Делать это вместе с ними". Теперь пастор-наставник выходит из-за кафедры и в качестве тренера демонстрирует людям, как следовать его учению на практике. В какой форме проявлялась приверженность Христа преумножению? Уже один факт избрания Христом учеников и то, что они были вместе, свидетельствует о Его заинтересованности в их обучении. Фаза " Пойдите и увидите" была ознакомительной и краткой. Фаза " Идите за Мною" длилась дольше, десять месяцев, и Христос взял на Себя ответственность, сказав: " Я сделаю вас ловцами человеков". С третьим призывом, " Будьте со Мною", Он выделил двенадцать, возложил на них обязанность давать отчет в своих действиях и наделил их чрезвычайными полномочиями. Когда Иисус облек двенадцать властью и послал их в путь, они знали, что это было навсегда, окончательно. Он планировал передать это дело им.

Когда приблизилось время Христу отойти, Он стал проводить с ними больше времени. Целью первоочередной важности для Иисуса был крест. Следующим приоритетом для Него было обучение двенадцати. Как в деле воспитания детей, где затраты времени и усилий передают любовь родителей, так и в отношении Иисуса к Своим ученикам действовали одни и те же силы. Иисус снова и снова посвящал время демонстрации, толкованию, опытам и разъяснению.

Если пастор учит о важном значении проповеди Евангелия Христова, он обязан возглавить это дело. Начните занятия с группой, научите основам, затем выводите людей в мир, чтобы испытать их на деле. После достаточной демонстрации учащиеся обязаны делать это сами. Объясните им, как это делается, затем делайте это вместе с ними. Они могут начать с личного свидетельства, переходя затем к исполнению евангельского проекта совершенно самостоятельно. Пастор проявляет приверженность преумножению, обучая ближних умению свидетельствовать. Потом его подопечные станут учить других. Это очевидно, но столь же редко, сколь и очевидно. Увы, дело Христово расстраивается, когда мы пренебрегаем основами.

Наиболее мощным учебным средством является образец. Идет ли речь о медицине, спорте, искусстве, торговле, вождении автомобиля, ученику всегда нужно показать, как это делается. Его постепенно учат тому, чему обучали наглядно. Иисус доказал на деле, что сутью Его подхода была работа с людьми. Он посвятил Себя воспитанию людей, которые могли бы воспроизвестись. Его убежденность в этом проявлялась в готовности передать Свое служение обученным, квалифицированным, компетентным людям.

Они знали, как учить, поскольку помнили, как учил Наставник. Они знали, как изгонять бесов, как молиться над больными, как заботиться о слабых, поскольку наблюдали, как все это делал Он Сам. Они видели, как обучать других, так как Он ясно показал это на них самих. Это делалось с ними, значит, они могли делать это с другими. Золотое правило ученичества: " Делай с другими то, что было сделано с тобой".

Децентрализация служения. Ранее мы говорили о децентрализации пастырского попечения. Пастор, воспитывающий учеников, верит и проводит это в жизнь единственно потому, что имеет образец - Самого Иисуса, твердо стоявшего на позициях децентрализации всего служения. Шестиступенчатый метод подготовки учеников, которым воспользовался Иисус, есть завет децентрализации служения. Зачем же еще понадобился Иисусу горький опыт преодоления сопротивления двенадцати? Это были своекорыстные, самолюбивые, соперничающие, небрежные и завидующие друг другу люди, которых было трудно обучить и еще труднее отучить. Преодоление сопротивления всей этой честной компании должно было походить на ситуацию, как если бы Майклу Джордану пришлось играть в баскетбол, имея тело Вуди Аллена. Они снижали активность Иисуса; они искушали Его ослушаться Отца; они создавали больше проблем, чем стоили чего-то по мнению многих людей. То есть всех, за исключением Иисуса.

Иисус за ближними видел весь этот мир. Более того, согласно Великому поручению сутью деятельности пастора-наставника является видение этого мира за ближними. Как поступает пастор-наставник, так поступает и члены церкви.

Метод Иисуса был дискуссионным всегда и остается таким в наше время. Большинство евангельских церквей не позволят своему пастору учить, как учил Иисус. Они противостанут пастору-наставнику. Если он хочет сосредоточить усилия на нескольких учениках, избрать некоторых для ученичества, чтобы воспроизвести свой труд, ему станут противодействовать. Стоит только пастору-наставнику заговорить о необходимости выбирать лучших, устанавливать стандарты обучения и сделать членов братского совета профессиональными наставниками, как он будет вовлечен в баталию.

Если церковь собирается серьезно последовать примеру Иисуса, уча тому, чему учил Он, и принять столь же серьезно и Великое поручение, проявляя приверженность преумножению при посредстве ученичества, то потребуется несколько стойких и квалифицированных наставников, которые будут готовы терпеть все синяки и шишки церковных сражений, пока не появятся первые плоды. По истечении достаточного времени децентрализация служения проявится гораздо лучше. Надо будет сделать многое, причем сделать самым лучшим образом. Это принесет людям чувство довольства и придаст жизни смысл. Это обернется для руководства церкви новой удовлетворенностью достигнутым, очень радостной, и все усилия руководителей окажутся не напрасными.

Лучшее средство обучения. Избрав двенадцать, Иисус нашел решение проблемы лучшего средства обучения. Двенадцать были малой группой - довольно, чтобы обеспечить разнообразие, но и не много, чтобы никто из учеников не превратился в стороннего наблюдателя. Малая группа - это стартовая площадка для широкого благовестия и " тонкой настройки" один на один. По большей части люди здесь приобретают общий опыт, затем обсуждают его, спорят друг с другом и беседуют с Иисусом.

Пастор-наставник считает малую группу самым ценным инструментом в своем служении. В контексте малой группы можно научиться алгоритму большинства необходимых операций и навыков. Если нужно научиться молиться, приобрести навыки изучения Библии, благовестия, свидетельствовать, организовывать евангелизационные мероприятия и так далее, то малая группа - это то, что нужно. Если членам общины необходимо познакомиться друг с другом ближе, получить поддержку в трудное время или выработать план служения, опять-таки малая группа - лучшее средство.

Если бы мне надо было начать на пустом месте, не имея никакой помощи или преимуществ, сначала я пригласил бы в малую группу по изучению Библии всех желающих " прийти и увидеть". Потом, уже в рамках этой группы, я дал бы подняться " сливкам" и позвал бы тех, кто откликнулся на призыв " Идите за Мною", в другую малую группу, для подготовки. Затем из числа прошедших базисный курс я выбрал бы несколько человек, готовых " прийти и быть со Мною". Именно этих людей я стал бы учить в замену себе и стал бы трудиться, используя их. Таким образом я достиг бы преумножения, децентрализации служения и добился бы много другого с помощью большей по числу членов группы, причем более результативно.

Показать им, как это делается, и делать это вместе с ними - вот существенно важные ступени, которые пролагают путь к преумножению и децентрализации служения. Если соотнести шестиступенчатый метод обучения Иисуса с трехфазным планом, построенным в связи с призывами Христа к ученикам, получится следующее:

" Пойдите и увидите" = 1. " Рассказать им об этом"; 2. " Рассказать им, почему это надо делать";

" Идите за Мною" = 3. " Показать им, как это делается"; 4. " Делать это вместе с ними";

" Будьте со Мною" = 5. " Пусть делают это сами"; 6. " Использовать их".

Ступени " Показать им, как это делается" и " Делать это вместе с ними" являются промежуточным звеном между знанием того, что и почему следует делать, и использованием других. И в равной мере очевидно, почему, если не проводится обучение, преумножения не происходит. Иисус показал, как в течение десяти месяцев фазы " Идите за Мною" и двадцати месяцев фазы " Будьте со Мною" Он постепенно возлагал все большую и большую долю ответственности за служение на Своих учеников. Таков образец для пастора-наставника. Как поступает тренер, который сначала рассказывает что и почему, а потом показывает и критически разбирает свои действия, так же поступает и пастор, преданный Великому поручению.

" Пусть делают это сами". Очень часто и в разных обстоятельствах преумножения не происходит, потому что людям дается слишком многое, причем за очень короткое время. Чтобы убедиться в чистоте того, что передано для воспроизводства, все это следует в последний раз испытать, отшлифовать и доходчиво объяснить. Эта работа требует особой тщательности. Иисус показал нам какой.

" И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь" (Мф. 10: 1). Таково первое задание двенадцати для самостоятельного исполнения. Они должны были действовать на свой страх и риск; Иисус уже не следил за их работой. Отныне их суждениям, их словам, их мужеству и способностям следовало обладать Божьей силой, чтобы восполнить человеческие нужды. Перед тем как передать служение другому, очень важно дать ему потрудиться одному. Однако здесь существенно важны условия, на которых он станет служить самостоятельно.

Ученики отправились на служение с особым напутствием, в котором подробно излагалось все от содержания проповеди до содержания багажа. Во-первых, Иисус не требовал от них больше того, что преподал им. Во-вторых, по исполнении задания им надлежало вернуться к Иисусу, чтобы отчитаться перед Ним, получить оценку и утвердиться.

Двенадцать не были отпущены полностью. Они еще оставались привязаны к Иисусу, Который держал их еще, так сказать, на длинном поводке. Эта фаза обучения предоставляет возможность " тонкой настройки", без которой не обойтись перед броском в бой. Во время этой фазы ученики становятся делателями учеников. Здесь надо доказать, что они способны на большее, чем только благовестие; что они умеют приводить людей к духовной зрелости, и теперь эти люди сами обретают способность к репродукции. Ничто не заменит в сердце ученика исходящей из опыта убежденности в том, что он может совершать дело служения. Но ее можно приобрести, лишь отправившись в бой и постаравшись выполнить все это. Именно для этого в данном случае Иисус и послал их служить; позднее Он дал им возможность руководить семьюдесятью в особом служении (Лк. 10).

Заметная разница между учеником и наставником заключается в служении преумножения. Наставник не только репродуцирует, он руководит людьми, которые сами наставники, людьми, которые воспитывают учеников в двух, а то и трех поколениях, если считать с того, с которого они начинали. Люди, призванные Иисусом руководить, могли наставлять учеников не только " один на один", но также в корпоративных структурах. Ступень " Пусть делают это сами" - ключевой фактор для сохранения чистоты того, что репродуцируется. Каким образом осуществляется это сохранение - вопрос следующий.

" Использовать их". Пастор-тренер убеждается в том, что избранные для использования овладели необходимыми навыками. Избранную группу составляют приблизительно 10 процентов собрания. Лишь небольшая доля достигает этого уровня, и прежде всего потому, что 50 процентов членов церкви никогда не покидает " зоны комфорта", известной под названием " Пойдите и увидите". Эти люди посещают богослужения, церковные венчания и по возможности особые события. 90 процентов из оставшихся 50 доходят до фазы " Идите за Мною". Они вступают в малые группы, где приобретают навыки служения; они имеют некоторое отношение к определенным формам церковного служения. Они - ученики; они репродуцируются; они занимаются также чудесным служением - обращают ближних ко Христу. Разница между этими верными учениками и остающимися десятью процентами состоит в способности руководить и духовной одаренности.

Избранные наставлять в преумножении лидеров должны иметь необходимые дарования и уметь руководить. Отличает эту группу не одухотворенность, а соответствие, пригодность. Можно только гадать, почему Иисус избрал именно тех двенадцать. Однако пастору-наставнику лучше иметь некоторые критерии в отборе будущих наставников.

В процессе отбора мы оцениваем и допускаем к служению в тех или иных областях людей, которые успешно прошли фазу " Идите за Мною". Избранные для вступления в фазу " Будьте со Мною" имеют необходимые дарования и обладают навыками наставления людей и формирования среды, в которой наставничество и преумножение успешно развиваются. Рассмотрим некоторые объективные критерии такого соответствия, или пригодности.

Основание навыков служения

Характер. Частью подготовки является период, наступающий после двух-трех лет, в течение которых человек открывает содержание своего сердца. Возможности человека оценивают в соответствии с требованием, представленным в 3 главе Первого послания к Тимофею и в 1 главе Послания к Титу. Речь идет о тенденциях, а не о совершенстве личности испытуемого. Отвечающие за обеспечение процесса отбора должны убедиться в том, что у кандидата нет больших характерологических отклонений или скелета в шкафу (какого-то тайного греха). Если кандидатура его не соответствует этому требованию, то оснований продолжать его подготовку на руководящую должность не остается.

Верность. Такие отрывки, как 1 Кор. 4: 2; Лк. 16: 10 и 2 Тим. 2: 2, учат верности в качестве предпосылки руководства, необходимого предварительного условия или требования, поступиться которым невозможно ни в коем случае. Слово Божье предлагает основываться на такой формуле для установленной верности: " Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк. 16: 10).

Пастор-наставник дает ученикам задания, которые по истечении нескольких лет составят послужной список верных или постыдных дел. Руководству необходима верность наравне с характером. И снова пастора-наставника отличает то, что он контролирует процесс и осознанно вовлекает в него людей. Он знает, кто на первом, кто на втором и кто на третьем этапе; он пропускает людей через свой оценочный методологический фильтр.

Духовные дарования/пригодность. Необходимые дарования для корпоративного духовного руководства - это способность быть лидером, учить, управлять, вразумлять и другие подобные группы даров. Большинство людей не созданы для руководства. Несомненно, что руководить способны лишь 10 процентов людей. Только 10 процентам группы необходимо быть наставниками; в церкви, в которой одни вожди и нет индейцев, анархия неизбежна.

Те, что доходят до фазы " Идите за Мною", составляют тот резерв, в котором пастор-наставник и находит будущих лидеров. Две учебные ступени, которые соотносятся с фазой " Идите за Мною", - это " Показать им, как это делается" и " Делать это вместе с ними". Он ищет тех, кто доказал способность руководить людьми, положительно влиял на ближних и кому удалось пройти все этапы процесса.

Характер, верность и пригодность - это фундамент, на котором пастор-наставник может возводить стены. Выбрав людей с такими базовыми качествами, он может " довести" их до большого руководства, как это делал Иисус. Это абсолютно необходимо, так как от этого зависит преумножение. Когда пренебрегают пятой учебной ступенью, Великое поручение начинает разваливаться.

Следующий вопрос в этом случае таков: какие навыки необходимы, чтобы стать успешным наставником? Помните, что мы говорим о руководителе, который может формировать корпоративную среду, благоприятную для ученичества и преумножения.

Навыки служения

Ключ к овладению прочными навыками служения - позволение ученикам применять эти навыки. Речь идет не об управлении тренажером, а о конкретных действиях среди реальных людей с их реальными нуждами. Пастор, воспитывающий учеников, должен доверить подопечным дорогое сокровище. Только так они в действительности могут научиться. Так поступал Иисус; именно так и должен поступать пастор-наставник.

Наиболее результативным средством обучения, по нашему мнению, является запуск потенциальных лидеров в нашу систему. Это развивает практические профессиональные навыки, которые им так необходимы. Поскольку в нашем сознании господствуют общеобразовательные модели подготовки, мы испытываем искушение давать по большей части опыт, не выходящий за пределы аудитории, но этому надлежит противостоять. Чтобы совершенствовать методологический фильтр будущих наставников, требуется больший объем знаний, однако важнее активизировать то, что они уже знают.

Способность эффективно передавать истины Священного Писания. Без передачи информации не может быть никакого преумножения. Пастор-наставник обязан уметь научить ближних. Под словом научить я имею в виду способность обеспечить неискаженную передачу и прием знаний, убеждений и ревности, касающейся духовных ценностей; умение делиться этими ценностями так, чтобы их смысл и содержание при этом не искажались (2 Тим. 2: 2). Научить - значит наставить людей с помощью шестиступенчатого метода.

Для успешной передачи библейских истин не надо быть одаренным оратором. Мы слишком часто и в разных ситуациях связываем способность учить других с талантом гладкого, блестящего, изысканного публичного выступления. Умение воздействовать на публику полезно, но не это требуется в первую очередь. Необходимо уметь довести до понимания людей содержание и основы того, что следует передать. Необходимым качеством является убежденность. Если человек привержен какой-то идее, он может убедить в ее истинности других. Стало быть, если основание характера заложено и убеждения развиты с помощью шестиступенчатого метода, ученик станет делателем учеников, поскольку он будет передавать ближним свою убежденность. Процесс такого обучения может включать публичные выступления, групповые дискуссии, чтение, самостоятельное изучение Писания и неформальное общение.

" Дела говорят громче слов", " Ценности прививают поступками, а не нравоучениями" - гласят аксиомы. Лучше всего комбинация всех упомянутых качеств. Характер и убежденность, однако, должны стоять во главе списка свойств, которые делают передачу информации наиболее действенной. Экзамены и подготовка потенциального наставника нужны для того, чтобы отправить его к людям. Если он способен передать своим подопечным ценности, убеждения и навыки, его ожидает целая жизнь, посвященная ученичеству. Пастор-тренер дает возможность для избранных вступить в фазу " Будьте со Мною".

Умение управлять. Управляющие - это не клерки или канцелярские крысы. В этом контексте управляющий - человек, способный двигать дело, употребляя других. Главное здесь - человеческие отношения: как сотрудничать с людьми, как использовать лучшее в них, чтобы дело Христово не стояло. Том Петерс утверждает, что труднейшей проблемой современного руководства является делегирование полномочий. При этом нужно распределить задания между людьми, убедиться в том, что они правильно поняли тебя и могут исполнить твои поручения, причем хорошо. Я согласен с Петерсом: труднейшая проблема христианских лидеров - создание среды, способствующей преумножению. Назовите это совместным служением, " снятием с привязи" рядовых членов, преумножением или ученичеством, все равно за этим стоит одно: полноценное и исполненное смысла служение Тела Христова.

Во-первых, при подготовке управляющих нужно развить в них приверженность децентрализации служения. Во-вторых, надо помочь им понять необходимость постепенного делегирования полномочий. И в-третьих, постоянно контролировать исполнение ваших заданий, когда ученики станут служить, употребляя других. Преумножение на этом уровне требует наличия не только базовых навыков в деле служения, таких, как способность рассказать о своей вере в Христа или заботиться о новообращенных. Цель - воспроизводство наставников, руководителей, умеющих управлять служениями. Вот почему такой упор делается на способности двигать дело, употребляя других. За этим стоит умение реально влиять на группы людей, а не на отдельные лица.

Способность побуждать и вдохновлять. Наставник плодотворно учит; он служит, употребляя других; и он должен уметь побуждать других. Ведущие всегда преодолевают инерцию ведомых. Среди большинства людей апатия обычна. Однако опытные наставники не тратят времени попусту, сокрушаясь по поводу всеобщего безразличия, ведь человек апатичен от природы; они направляют свои силы на решение возникающих в связи с этим проблем. Средством от апатии является вдохновение; тут речь идет прежде всего об эмоциях. Бог использует эмоции, так что говорить о важных вопросах эмоционально мы можем на полном основании. Вдохновлять полезно, но вдохновение преходяще. Спутником вдохновения выступает стимул. Стимул отличается от вдохновения, поскольку у человека, имеющего стимул, появляется свой резон.

Опытному наставнику следует вдохновлять подопечных, но абсолютно необходимо побуждать, стимулировать их. Способность побуждать объединяет два важнейших для дела служения навыка: навык передачи информации и навык управления. Вначале христиан обучают тому, что такое христианское служение и почему оно важно, затем им поручают задания, которые они выполняют под надзором наставника. Наставник пользуется при этом следующими побудительными силами: постоянно напоминает ученикам о значении христианского служения, утверждает их в исполнении заданий, побуждает их делать лучше и достигать большего, обещает большую ответственность, оценивает достижения и недостатки их служения. Если достижения учеников порождают в наставнике радость и довольство, ему суждено стать " великим побудителем"; он будет вдохновлять других служить Христу.

Это можно назвать " смазкой управления", она облегчает управление и наделяет его смыслом. Поощрение и вдохновение, как машинное масло, уменьшают трение колес механизма служения.

Умение вразумлять. " И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга" (Рим. 15: 14). "...Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол. 1: 28).

Слова наставлять и вразумлять происходят от одного и того же греческого слова nouthea. Слово nouthea используется в Новом Завете тринадцать раз и означает " увещевать, образумливать, делать словесное внушение". Речь идет о том, что наставники обязаны учить, вразумлять, давать советы своим подопечным.

На этом уровне духовного возрастания учеников наставники должны помогать им в разрешении основных жизненных конфликтов. Люди, отобранные для обучения наставничеству, составляют резерв, из которого мы готовим миссионеров, пресвитеров, пасторов, основателей церквей и других руководителей в церкви. Разделом их обучения является аудиторная подготовка по основным приемам консультирования. Депрессия, тревога, супружеские разногласия, проблемы общения и поведение в конфликтных ситуациях в церкви - вот лишь несколько тем, которые разбираются здесь. И снова мы убеждаемся в том, что руководство малыми группами дает возможность учащемуся, проходящему боевую подготовку, отработать практические навыки.

Умение исправлять. " От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2: 23–26).

Этот фрагмент Писания - один из немногих, призывающих наставников исправлять тех, кто поддался лжеучениям и занялся темными делами. Многие наставники против развития этих навыков. Для человека естественно избегать конфронтации. Первое препятствие - убедить подопечного в том, что конфронтация и исправление ближних - это проявление любви. Помочь ближним сохранить верность Богу - это и есть реальная помощь, в которой нуждаются люди. Верный наставник, способный окружить подопечных достаточной заботой, чтобы идти на конфронтацию в рамках реально сложившихся отношений с людьми, спасет их от напрасных печалей, а себя - от печалей еще больших. Действительно, пока наставник не займется такими делами, он будет неверен и ограничит свою работу. Грех, живущий в Теле Христовом, вредит ему так же, как не залеченная физическая рана телу человека.

Эффективно отшлифовать пять перечисленных выше навыков, необходимых в деле служения, можно только в условиях малой группы. Будущий наставник должен отработать все пять навыков в такой группе. К примеру, навык исправлять ближних. Члены малой группы соглашаются дать наставнику возможность помочь им оставаться верными Богу. Всякий раз, когда тот или иной участник не сохраняет преданности Богу, руководитель группы действует по принципу " Чем я могу помочь тебе? ". Третьего не дано: человек при этом не хочет или не может посвятить себя Богу. При нежелании оставаться верным Богу речь идет о духовной проблеме, при невозможности - о проблеме управления. Наставнику нужно научиться решать насущные проблемы, не откладывая их в долгий ящик, как можно раньше, ведь это спасает членов группы и избавляет его от сердечной боли.

Исправление других - это часть процесса ученичества, которой слишком пренебрегают. Люди часто утверждают, что применяют подотчетность, хотя в действительности делают это весьма избирательно. Они повинуются властям и меняются, когда желают, но пренебрегает властями, когда не хотят подчиняться. В подобных случаях подотчетность - фарс, поскольку такая подотчетность не подкрепляется делами. Люди не станут такими, какими их желает видеть Бог, пока не подчинятся Божьей воле, которую выражают их наставники, тогда, когда им этого не хочется. Пока они не покончат со своим " я" и не покорятся в момент кризиса, их независимость будет тормозить процесс их духовного созревания. Избранные вступить в фазу " Будьте со Мною", ступень пятая, " Пусть делают это сами", демонстрируют желание исправиться и научиться исправлять ближних.

Употребление. Не пытайтесь служить Богу, употребляя других, не проверив единство их видения с вашим. В сети ресторанов " Макдональдс" повсюду предлагают одно меню - что в Питтсбурге, что в Сан-Диего. Кофе одинаково прекрасный, мороженое одинаково вкусное, всегда и всюду можно быть уверенным, что мясо в гамбургере хорошо прожарено. Причина такого высокого качества продукции ресторанов " Макдональдс" по всей стране - в упоре на контроль за качеством производства.

У ресторанов " Макдональдс" имеются






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.