Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип отбора






Это учение является, быть может, самым серьезным испытанием для пастора-наставника. Хотя многие на словах ставят принципу отбора высший балл, на практике он приводит к яростным спорам. " Отбирать может только Христос, - раздувается от крика отец-основатель церкви. - У нас это не пройдет. У нас прекрасная система выбора руководителей! Спасибо, не надо! " Что же такого в принципе отбора, который вызывает столько шума?

Давайте начнем с того, что принцип отбора такой же древний, как и библейская история. Бог избрал Ноя, чтобы построить ковчег, и Авраама, чтобы сделать его семенем избранного народа. Он избрал Саула, Давида и Соломона царствовать над Израилем. Иисус избрал двенадцать, чтобы возвещать о Царстве. Верные люди - вот подход Христа. Иисус советует нам особо тщательно отбирать людей для служения (Лк. 16: 10). Павел продолжил традицию, описывая Тимофею род людей, которых следует учить благовестию (2 Тим. 2: 2).

Павел проповедовал в училище некоего Тиранна, где проходили курс ученичества иногда до двенадцати мужей одновременно. По сравнению с другими новозаветными авторами, он приводит наиболее подробные сведения, касающиеся требования тщательного отбора наставников (1 Тим. 3: 1–10; Тит. 1: 5–9).

Принцип отбора действует там, где руководителей выбирают согласно библейским требованиям. Обратите внимание на цель: выбрать руководство. Принцип отбора не применяют к общей массе, а только в отношении руководства.

В противоположность некоторым представлениям, принцип отбора не угрожает духу приятия. Отбор производится из числа людей, прошедших необходимую подготовку. Это никак не угрожает положению того члена церкви, который нуждается в поддержке, ободрении или ищет Христа. В самом деле, если претенденты на руководящие посты в церкви соответствуют библейским требованиям, качество служения улучшается, стало быть, сама церковь становится менее осуждающей и мелочной. И все нуждающиеся в приятии и любви, вероятнее всего, найдут удовлетворение своим нуждам.

Принцип отбора означает также планомерное обучение и подготовку людей к руководству. В действительности настоящие наставники не только используют библейские стандарты, но обеспечивают подготовку и формируют среду, которая может помочь соответствовать этим стандартам.

Выше я указывал, что отбор нередко превращается в самое ожесточенное сражение для пастора-наставника. Из личного опыта мне известно, что редкие проблемы, если такие вообще есть, вызывают столь горячие споры. В первую неделю своего пастората я остался на заседании комиссии по выдвижению кандидатур на вакантные должности. Председательствующий открыл собрание молитвой и далее пессимистически известил нас о недостатке рабочих рук на 35 должностях. Далее он воспользовался приемом, который я назвал потом " выкручивайся и ври". Выкручивай руки и ври о предлагаемой работе. Дави, чтобы служили, и вводи в заблуждение, что не бывает работы легче.

Чтобы рассмотреть ситуацию с библейской точки зрения, я предложил сначала изучить библейские требования и только потом составлять список лиц, соответствующих этим требованиям больше всех. Затем я позволил себе нахальство предложить, что, в случае отсутствия или недостатка таких лиц, пусть вакансии остаются не занятыми до лучших времен. Люди вокруг меня принялись кашлять, кровь бросилась им в лица, а председатель взял и высмеял меня. " Ваше предложение тянет на 10 центов, но на 10 центов можно хотя бы позвонить по автомату. Ясно, вы в этом деле новичок! " Он был прав: звонок по автомату стоил 10 центов, и это была первая неделя моего пастората. Но предыдущие 15 лет и свидетельства множества служителей до меня говорили иное. На все 100 процентов я был уверен в том, что председатель не прав, если отказывается принять в расчет библейские требования. Дело в том, что честь церкви напрямую связана с тем, как мы исполняем их.

Почему оспаривают отбор?

Почему церкви противятся принципу отбора? Во-первых, этот принцип нарушает баланс власти тех, кто обладает ею; понятно, с этим согласиться трудно. Церкви годами действовали на основании системы, созданной еще " теми мужами". Прежняя система учитывала членский " стаж" в церкви, преданность организации, желание служить, популярность среди " отцов церкви" и придерживалась правила, что мнение каждого одинаково ценно.

Отбор угрожает этой системе потому, что исключает всякое пристрастие. Отбор не учитывает популярности; он происходит на основании объективных библейских стандартов, выступающих в роли критерия качества пресвитерского труда. Он также требует обучения и подготовки. Слишком часто и в разных ситуациях обучение и подготовка закончились для " тех мужей" много лет назад. Все это потрясает старую систему, новый принцип подрывает основы власти.

Во-вторых, отбор ведет к переменам. Обычно возражают так: " Мне всегда говорили, что быть святым значит посещать церковь, жертвовать десятину, служить в совете христианского образования и петь в хоре. Теперь же мне говорят, что я должен пройти подготовку; я должен быть плодоносным учеником; теперь хотят, чтобы я свидетельствовал, сам исследовал Священное Писание и думал только об обучении и подготовке ближних. Мне казалось, что со мной все в порядке, а теперь выходит, что все плохо. Я не подхожу на должность пресвитера или диакона". Итак, принцип отбора несет двойную угрозу, поскольку потрясает основы власти и ставит под вопрос прежние, установленные руководством, стандарты. Народ недоволен, когда правила меняются.

Церкви противятся также потому, что по новой системе отбор якобы совершается пристрастно. Именно это возражение выдвигают чаще всего. Первые два имели под собой некое основание, здесь же гордыня заставляет большинство людей скрывать то, что они думают на самом деле. Стало быть, надо обвинить пастора в пристрастии - это самая надежная уловка.

Защищая старую систему, ссылаются на то, что отбор основан на пристрастии главным образом потому, что люди, избранные на руководящие посты, дескать, прошли соответствующую подготовку. Обучение может быть успешным только при тесном контакте ученика с пастором. Обычно это переходит в дружбу между наставником и его питомцами, что и вызывает ревность и обвинения в пристрастности. По-моему, то, что Иисус отобрал известных нам двенадцать, а других отверг, можно в известном смысле назвать фаворитизмом. Избрание двенадцати из ста двадцати несомненно вызвало в стане учеников переполох. Даже сами двенадцать испытывали ревность, беспокоясь из-за особого положения в Царстве, интересуясь, кто из них будет больше. Отчего же не быть подобным переживаниям в церквах и в наше время?

Отбор кажется несправедливым, поскольку он другой. Люди годами находились под воздействием беспощадного " церковного богословия". Например, в большинстве общин считалось, что грешниками являются все, поэтому никто и не может соответствовать стандартам, так что надо ли особо хлопотать? Печальным следствием такого отношения стало приведение требований к наименьшему общему знаменателю: посещению церкви. Плод подобного образа мыслей - компромисс в отношении руководства, а значит, и служения друг другу, и всемирной миссии.

Понижение стандартов до уровня, исполнимого всеми, выхолащивает идею отбора, так что эта система уже не может исключить слабохарактерных, самовольных, потворствующих своим желаниям и так далее из ряда лиц, допущенных к власти. Руководство делается при этом " сборной солянкой" из личных помышлений, управляемых прихотями, честолюбием и пристрастием. Да, пристрастием. Если вам хочется растить в церкви фаворитизм, вам надо понизить планку для руководителей, отказаться от ученичества, и тогда пристрастие встанет у руля церкви. Если относиться к библейским требованиям несерьезно, приходится лелеять любимчиков. Павел призывает Тимофея: " Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию" (1 Тим. 5: 21).

Всюду выдвигают еще одно возражение, имеющее более широкое основание. Речь идет о перемене в статусе пастора. Подобно Иисусу, пастор-" кардиолог" сосредоточивается на нескольких, тщательно отобранных мужах, так что многие, казалось бы, имеют основание обвинить его в новоявленном аристократическом высокомерии. Но они заблуждаются, полагая, что это лишит их пастырского внимания. Конечно, они не отдают себе в этом отчета, так как не научены, что личным вниманием пастора надо жертвовать в пользу более качественного пастырского попечения. Тогда повысится качество служения и в другом, поскольку пастор разделяет свое служение с компетентными рядовыми членами церкви. Церковь одобряет отбор на словах, но на деле - это кровавая сеча.

Церкви как налогоплательщики. Мы все хотим, чтобы власти сокращали расходы, уменьшая бюджетный дефицит, но при этом никоим образом не покушались бы на наши деньги. " Ну как же, мы верим во все это, но нам кажется, что сейчас это не принесет пользы нашей церкви".

Почему важен отбор?

Отбор защищает " продукт". В развитом демократическом обществе, где все мнения считаются равными, дискриминация - лежалый товар. Но мы будем подвергать людей дискриминации, если наша церковь намерена выпускать качественный " продукт" под названием " ученик". Отбор защищает этот продукт. Бог одинаково ценит каждого верующего, так как все они - Его дети. Однако каждому из них Бог поручил разное, и в этом смысле дискриминация существует. Пребывающие вне Христа не могут быть кандидатами на руководство общиной. Христиан слишком занятых, слабых, перегоревших, непослушных, апатичных и признанных непригодными по тем или иным причинам выдвигать на руководящие должности нельзя. Молодые и неопытные, новички в деле Божьем, не имеют шанса стать наставниками. Обыкновенный здравый смысл исключает многих из числа творений Божьих; такие христиане и нехристиане одинаково не достойны руководить народом Божьим.

Равно и мнение вышеописанных групп несравнимо с мнением духовно зрелых наставников. Церковь обязана слушаться опытных, хорошо подготовленных руководителей. Если у церкви нет определенной процедуры отбора, подготовки и планомерного выдвижения людей на руководящие посты, решения и качество служения церкви будут сведены до наименьшего общего знаменателя.

Большая корпорация прислушается скорее к мнению бывалого, видавшего виды вице-президента, чем неопытного новичка. В обществе, где мнения всех без разбора признаются одинаково равными, царит хаос. Церковь страдает от нерешительности; когда руководству не дают руководить, общий паралич разбивает тело.

Церковь, действующая по принципу всеобщего согласия, страдает от стадного менталитета: все собрание старается достичь консенсуса в отношении направления и формы коллективной ответственности, а дело между тем не движется.

Кроме того, хочется нравиться всем. Старая поговорка гласит, что в парламенте из лошади могут сделать верблюда. Но когда комиссии наконец удается свести все мнения воедино, а замысел Божий забыть, компромиссный " продукт" уже ничем не походит ученика или наставника. Причина проста: политику определяют дилетанты. Ни одна организация не продержится сколько-нибудь долго, используя выхолощенную таким образом методологию. Отбор гарантирует качество руководства. Когда план производства подлинной " продукции" остается в силе, когда имеется " отдел технического контроля", церковь остается духовно здоровой и исполняет свою миссию.

Отбор способствует производству качественной " продукции". Отбор с целью подготовки самых достойных людей к руководству, а затем занятию ими ответственных постов, обеспечивает высокую продуктивность церкви. Церковь будет возрастать, а ее творческий подход и целостность - параметры, абсолютно необходимые в деле преумножения, останутся невредимы.

Отбор защищает церковь от проблем. Никакая теория или система не избавит церковь от конфликтов и противоречий. Более того, церкви обещано, что скорбь станет обычной для христианского служения (Ин. 16: 33). Однако соблюдение определенных правил уменьшает вероятность возникновения конфликтных ситуаций. Мировоззренческие позиции, системы и организационные формы призваны уберечь церковь от напрасных столкновений.

Отбор обеспечивает церкви двойную защиту. Во-первых, по природе своей отбор - это избрание на руководящие должности только лучших. Это значит, что отбор производится на основании объективных, библейских стандартов. Благоприятный результат такого отбора - зрелое, опытное руководство, " единомысленное" в отношении направления и методологии церкви. Следовательно, такой отбор исключает мелочность, характерную для работы " сборной солянки" братского совета.

Во-вторых, отбор обеспечивает защиту путем исключения дилетантов. Самовольных, смутьянов, не обучаемых, забияк и своекорыстных по ходу отбора отстраняют. Чтобы выработать свою систему объективного, стандартизованного отбора, вам понадобятся годы. Когда же эта система укоренится в вашей церкви, склочникам, переводящим вопрос отбора в плоскость борьбы за власть, уже не удастся помешать вам.

Отбор служит образцом объективности. Пример, а не красноречие изменяет людей. Это верно в отношении воспитания детей, деловых инноваций, создания церквей и, конечно, общения в Теле Христовом. Великое поручение определяет наставничество словами " учить их соблюдать". Самым мощным средством воспитания является пример, образец: отец и сын, новатор в сфере бизнеса и большая корпорация, руководящие братья и рядовые члены. Сын может заткнуть уши и не слушать отца, однако от примера, который подает отец, ему не скрыться. Крупная корпорация может проявлять скептицизм, но отрицать эффективность новшества ей не под силу. Тело может быть пассивным, но если руководители церкви производят " продукт", церковь не может не уважать их за честность.

Ахиллесова пята церкви - расщепление, внутренняя раздвоенность. Церковь скорее мастерски противоречит своему учению, чем претворяет его в жизнь. С кафедры учат, что христианам положено свидетельствовать. Но если сами руководители церкви не приводят людей ко Христу, не прилагают их к Телу, на самом деле они возвещают следующее: " Мы говорим, что вам положено свидетельствовать, но на самом деле мы не имеем этого в виду, поскольку - посмотрите на нас - мы не свидетельствуем сами". Так наставляют народ в непослушании. К сожалению, некоторые церкви преуспевают в этом.

Пока дела лидеров церкви не перестанут расходиться с их словами, церкви не будет доставать цельности. Чтобы они стали примером, отбор предлагает необходимые стандарты, средства и подотчетность. Однозначное соответствие красноречия и достойного образа жизни руководства привлечет народ в ученичество и украсит церковь.

Отбор дает людям возвышенные устремления. " Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лк. 6: 40). Когда стандарты установлены и соблюдаются, народ принимает их как нечто само собой разумеющееся. Старший пастор, утвердившись в общине, использует библейские стандарты, которым должны соответствовать все.

И тогда у молодежи появляется тот, с кого можно брать пример; образец того, каким должен быть христианский руководитель. И тогда люди убеждаются в цельности характера своей церкви и в качестве принимаемых ею решений. И тогда старейшины получают гарантию того, что переданное ими попадет в хорошие руки. Во всяком деле, от спорта до судопроизводства, нужен образец и наставляющий. Учение об отборе дает церкви и то, и другое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.