Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления агропроизводственной политики правительства РФ и Рязанской области до 2010 г.






Новая стратегия агропродовольственной пол-ки и разработка действенных механизмов ее реализации обусловлена тем, что АПК страны ныне находится в глубоком системном кризисе и требуются кардинальные шаги по выводу его из этого состояния.

Осн. направления агропрод-ой пол-ки Прав-ва РФ подготовлены специалистами Минсельхоза, Минфина, Мин-ва экон. развития и торговли с участием ученых-аграриев и при тесном взаимодействии с администрациями субъектов Федерации, а также профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации. Разработчики концепции исходили из того, что с/х России - важная часть экономики страны. Здесь сконцентрировано 13% осн. производственных фондов, 14% трудовых ресурсов, производится около 6% ВВП.

АПК страны выполняет следующие важные задачи: устойчивое обеспечение населения продовольствием; аграрный сектор является системообразующим для 95% территории страны, российская деревня была и остается носителем духовного и физического здоровья нации. Кстати сказать, наша армия, в наибольшей степени комплектуется за счет сельской молодежи.

Объем производства с/х продукции уменьшился за минувшее десятилетие почти вдвое. Такие потери, естественно, сказались на ухудшении баланса продовольственных ресурсов страны. Резко возрос импорт продуктов питания, особенно мяса и растительного масла.

При разработке Концепции учитывались след. принцип. особенности: 1)ориентир на развитие и усиление принципов хозяйствования в рын. условиях экон-ки; 2)стабилизацию с/х произ-ва, а затем и его развитие необходимо обеспечить при сравнительно ограниченных гос., материал. и фин. ресурсах,

3)это необходимость решения поставленной задачи в короткое время, поскольку экспансия продуктов питания в Россию идет довольно интенсивно.

Стратегическими целями агропродовольственной политики государства являются: в эконом. области - формирование эффективного конкурентоспособного агропром. произ-ва, обеспечивающего продовольственную безопасность и независимость страны, наращивание экспорта отдельных видов с/х продукции и продовольствия, увеличения вклада АПК в эко-ку страны; в соц. области - преодоление разрыва в уровне жизни и соц. обеспечении сельского и городского населения; в экологической области – произ-во экологически чистых продуктов питания и создание экологически безопасных условий для населения, животн. и растит. мира, сохранение природных ресурсов для аграрного произ-ва. В отличие от предыдущих концепций развития АПК этот проект предусматривает четкую роль Правительства в регулировании продовольственного рынка страны.

Правительство должно создавать условия интегрированных центров в АПК, содействовать кооперации в сельском хозяйстве и его интеграции с перерабатывающей промышленностью, стимулировать создание агропромышленно-финансовых групп. Необходимо обеспечить четкое распределение функций в сфере АПК между федерал. и регионал. органами власти.

В наиболее общем плане усилия федерального центра целесообразно сконцентрировать:

- на формировании и регулировании единого продовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и других отраслей АПК;

- осуществлении гибкой и эффективной внешнеторговой политики;

- проведении единой общегосударственной земельной, финансово-кредитной и налоговой политики;

- организации общегосударственных контрольных функций (качества продовольствия; ветеринарного, экологического, технико-технологического контроля; рационального и бережного использования земель);

- научном, консультативном, информац. и кадровом обеспечении АПК;

- привлечение инвестиций.

Учитывая ограниченность федерал. бюджетных средств, предусматривается сконцентрировать их на нескольких главных направлениях государственной поддержки. В частности, целесообразно, прямые бюджетные субсидии направить на развитие элитного семеноводства, племенного дела, овцеводства, а также на частичную компенсацию затрат хозяйств на приобретение средств химизации. Государственная поддержка должна поступать только эффективно работающим хозяйствам. Для хронически убыточных предприятий требуются иные решения. Правительство должно создавать условия для появления в таких предприятиях новых организационно-правовых и экономических отношений, обеспечивающих крестьянам реализацию своей индивидуальности, повышение мотивации труда и ответственности; при необходимости в соответствии с действующим законодательством применять процедуры банкротства.

Обозначим наиболее значимые аспекты агропродовол. пол-ки:

1. в целях стабилизации и дальнейшего развития АПК необходимо создать нормальные эконом. условия для достижения расширенного воспроизводства в с/х, провести оздоровление фин. состояния с/х предприятий. Долги сельхозпредприятий превышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского хозяйства. Необходимо, прежде всего, осуществить комплексную реструктуризацию задолженности с/х товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды. Предполагается конкретизировать оценку финансового состояния каждого предприятия и причин задолженности. При этом будет оцениваться его платежеспособность, возможность осуществления безубыточной производственной деят-ти и ведения текущих расходов после реструктуризации долгов.

2. ставится задача осуществить меры по совершенствованию таможенно-тарифной политики сфере АПК-контроль за состоянием рынка того или иного вида продукции.Правильно выстроенная таможенно-тарифная политика обеспечит рост доходов отечественных товаропроизводителей, создаст условия для добросовестной конкуренции с импортным продовольствием.

3. регулирование зернового рынка. Для поддержания стабильности на этом рынке предполагается использовать весь арсенал мер, которыми располагает Правительство.

4. предусматривается осуществить меры по совершенствованию кредитования предприятий и организаций АПК за счет средств спец. фонда льготного кредитования. Расчеты показывают, что, если из спецфонда будет направлено на субсидирование части процентной ставки по коммерческим кредита только 1 млрд.руб., то в агрокомплекс можно привлечь за счет средств коммерческих банков около 5 млрд.рублей.

5. совершенно необходимой задачей является изменение механизма финансового лизинга сельскохозяйственной техники. В целях развития лизинговой деятельности в АПК, рационал. использования гос. фин. ресурсов, направляемых на эти цели, предполагается в будущем году совместно с техническими операторами в этой деятельности использовать банки-агенты. Задача банков эффективно размещать эти средства на указанные цели и обеспечить их своевременный возврат и реинвестирование.

6. для обеспечения устойчивости работы АПК с учетом естественных повышенных рисков необходимы страховые резервы отдельных ресурсов. Целесообразно в рамках гос. поддержки сохранить федер. фонды семян, ветеринарных препаратов, резерв средств защиты растений.

Также в числе первоочередных мер намечается разработка и принятие нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законод-тва и устранить противоречивость и пробелы действующего законодательства.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно выделить следующие основные направления реформы АПК. Надо сформировать систему гос. поддержки с/х и тем самым усилить влияние гос-ва как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Гос. должно косвенно воздействовать на спрос и предложение с/х товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о соц. развитии села, улучшении природоохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы гос. поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование произ-ва, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов с/х товаропроизводителей, развитие рын. инфраструктуры и ры­н. инф-ции, совершенствование системы кредитования, стимули­рование спроса на с/х продукцию и продовольствие.

рязанская область: в области разработана программа «Прогр. развития АПК на 2002-2010 гг.».она опробована во всех районах, получила соответствующую корректировку, рассмотрена и утверждена коллегией админ-ции области. Программа направлена на решение 2-х взаимосвяз. задач: преодаление кризиса, обеспечение стабилизации положения в АПК и формирование тактики, стратегии послекризисного развития на основе систем. подхода и максимал. использования резервов внутр. потенциала области, района, каждого предприятия.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.