Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поняття , види, форми та принципи управлиння у сфери охорони довкилля






Под управлением в области охраны окружающей природной среды следует понимать урегулирован нормами экологического права вид деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и объединений граждан, направленный на обеспечение общественных отношений по использованию и охране объектов экологического права и соблюдения государственными органами, юридическими и физическими лицами и органами самоуправления установленных эколого-правовых норм.

Это управление осуществляется на принципах, предусмотренных Конституцией Украины, Законом Украины " Об охране окружающей природной среды", природоресурсными и другими актами экологического законодательства, а также законодательства, которым регулируется деятельность органов государственного, самоуправляющегося и общественного управления в целом.

В соответствии с Законом Украины " Об охране окружающей природной среды" целью управления в данной области является реализация экологического законодательства, контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечения проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, достижения согласованности действий государственных и общественных органов в области охраны окружающей природной среды (ст. 16).

Органами управления, осуществляющие указанные функции, являются: Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, местные государственные администрации, органы исполнительной власти сельских, поселковых и городских советов, которым делегированы определенные полномочия органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды, а также общественные объединения и организации, если такая деятельность предусмотрена их уставами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины.

Деятельность органов управления в области охраны окружающей природной среды базируется на принципах, которые отражают исходные положения по организации управления в данной сфере, которые определены в законах и других нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Обобщая эти исходные положения можно выделить основные принципы управления в данной сфере общественных отношений, а именно:

----- обеспечение законности при осуществлении управления в данной сфере;

-----сочетание комплексного и дифференцированного подходов в управлении охраной окружающей среды;

------сочетание государственного управления с самоуправляемым и общественным управлением в данной сфере;

-----внедрение бассейнового управления;

-----программно-целевое обеспечение разработки и реализации мероприятий в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов.

Управлинська Деятельность может выражаться в правовых (правотворческих, правоохранительных, правоприменительных) и организационных (технических, финансовых, регламентных) формах.

Содержание управления в области охраны окружающей среды состоит из ряда взаимосвязанных управленческих функций.

*** Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием – проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой– о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.

Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Специальная организация соответствующей деятельности поможет наиболее успешно решить такие задачи. При этом наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды – составная часть государственного Управления в целом.

Роль государственногоуправления в этой сфере определяется значением государственныхорганов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов – гражданин, организация (предприниматель) и государство – государственные органы зани­мают особое место.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воз­действия на поведение и деятельность управляемых.

 


34. Система органив державного управлиння в сфери охорони навколишнього природного середовища
Государственное управление в области охраны окружающей среды можно разделить на:

 

----общее, которое осуществляется государственными органами общей компетенции;

-------специальное, которое осуществляется государственными органами специальной компетенции.

В органы общей компетенции относятся органы государственной власти, на которые наряду с общими управленческими полномочиями возложены и функции обеспечения экологической безопасности (Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы местного самоуправления и их исполнительные органы).

 

Государственное управление осуществляют органы общего управления - Кабинет Министров Украины, Президент Украины, Верховная Рада Украины, Комитет по экологии и рационального использования природных ресурсов. Они осуществляют экологическую политику государства.

 

Президент формирует экологическую политику государства, объявляет по согласованию с Верховной Радой зоны чрезвычайного экологического состояния, гарантирует осуществление конституционных положений в области экологических отношений между человеком, обществом и природной средой.

 

Правительство реализует определенную Верховной Радой Украины экологическую политику; обеспечивает разработку и воплощение государственных, межгосударственных экологических программ; устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за использование природных ресурсов, размещения отходов; принимает решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда; руководит внешними связями Украины в области охраны окружающей природной среды; координирует деятельность министерств, ведомств в вопросах охраны окружающей среды, которые являются органами специального управления и контроля в области природопользования.

 

К таким органам отнесены Министерство охраны окружающей природной среды, Министерство здравоохранения, Министерство аграрной политики, Министерство труда и экономики. Они осуществляют комплексное управление в области природопользования; согласовывают проекты природоохранных актов, разрабатывают нормативы платы за специальное використування природных ресурсов, осуществляют государственный контроль за состоянием природы, ее компонентов, имеют право требовать от физических и юридических лиц устранения нарушений природоохранного законодательства, временно приостанавливают работы, которые ведутся с нарушением законодательства, могут аннулировать разрешения и устанавливать ограничения на добычу и использование природных ресурсов.

 

 

Важное значение имеют Государственные комитеты как органы специального ресурсного управления: по земельным ресурсам, по водному хозяйству, метеорологии, рыбного хозяйства, стандартизации. Они, как и министерства, имеют определенные права, но каждый в своей области.

 

Немалую роль выполняет местные органы самоуправления - областные, районные, городские, поселковые, сельские. Они разрабатывают для своих территорий программы охраны окружающей среды, проводят мероприятия по ликвидации последствий экологических аварий и катастроф, устанавливают на подчиненной им территории размеры платы за специальное (платное) пользование природными ресурсами, согласовывают проекты на размещение, строительство, функционирование любых объектов, которые могут загрязнять окружающую среду.

 

Важное значение в области управления экологическими отношениями имеют общественные организации: Украинская экологическая академия наук, Украинское общество охраны природы, Украинская экологическая ассоциация, Украинская природоохранная организация " Зеленый мир".

 

Контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства осуществляет природоохранная прокуратура, как общегосударственного уровня, так и местного - областные, районные, городские и районные в городах. Они имеют право контроля за выполнением требований общегосударственного природоохранного законодательства, использования средств для осуществления природоохранных мероприятий.

 

В функции управления, независимо от уровня, отнесены: учет природных ресурсов, создание кадастров - земельного, водного, лесного, месторождений полезных ископаемых, животного мира и других; планирование использования природных ресурсов, осуществления мониторинга (наблюдения, прогнозирования) и информирование общественности о состоянии окружающей среды; контроль за использованием и восстановлением природных ресурсов решения споров о праве природопользования; соблюдение нормативов экологической безопасности - ПДК, ГДР, ГИС, Гдень. Осуществление этих функций базируется как на основных принципах государственного управления - плановость, компетентность, участие общественности, невидверненисть действия законов, так и на специфических, присущих природопользованию в целом - научность, рациональность, платность за специальное пользование природными ресурсами.

 

Итак, цель управления природопользованием является реализация положений природоохранного законодательства, контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечения проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране природы, рациональное использование природных ресурсов.

 

35.Правовий статус и структура специального органу виконавчои влади у сфери охорони довкилля

 

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов - Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды)


Органы общей компетенции - это органы, для которых полномочия по вопросам охраны окружающей природной среды является лишь составляющими общих полномочий по решению вопросов экономического и социального развития державы и отдельных регионов. К таким государственных органов относятся: ПУ как глава государства, КМУ как высший орган исполнительной власти в государстве, Совет министров АРК, местные государственные администрации. С учетом определенных особенностей, присущих системе мисцевого самоуправления, к таким органам можно отнести исполнительные органы городских, поселковых и сельских советов, но только в пределах делегированных полномочий органов государственного управления в области охраны окружающей среды.

Органы специальной компетенции - это специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти и их подразделения на местах, которые реализуют функции управления в области обеспечения рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны окружающей природной среды. По признаку сферы деятельности и объема эколого-правовой компетенции их можно разделить на органы надведомственного и ведомственного управления и контроля.

Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Свою деятельность Минприроды Украины осуществляет в сфере охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, обращения с опасными отходами, опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами, а также проведение государственной экологической экспертизы.

Министерство наделено полномочиями в сферах охраны атмосферного воздуха, сохранение озонового слоя, рационального использования, воспроизводства и охраны объектов животного и растительного мира, воспроизводства и охраны земель, охраны и воспроизводства вод (поверхностные, подземные, морские), рационального использования водных ресурсов.

Кроме того, ведомство обеспечивает нормативно-правовое регулирование развития водного хозяйства и мелиорации земель, геологического изучения и рационального использования недр, контроля за соблюдением природоохранного законодательства.

*******Деятельность Министерства имеет комплексный характер и поэтому в его структуре выделены следующие основные подразделения:

- Государственная служба заповедного дела, которая обеспечивает государственное управление территориями и объектами природно-заповедного фонда, организует ведение Красной и Зеленой книги Украины;

- Государственная экологическая инспекция Минприроды, которая осуществляет контроль в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов на территории Украины, на ее границе, в территориальных водах, континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне Украины. В ее состав входят Главная государственная экологическая инспекция, инспекции республиканского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Автономной Республики Крым и областных управлений экологической безопасности, а также Государственная межрегиональная Азово-Черноморская экологическая инспекция, государственные инспекции охраны Черного и Азовского морей и другие подразделения.

На местах в системе Минприроды функционируют Государственный комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Автономной Республики Крым, государственные управления экологии и природных ресурсов в областях, городах Киеве и Севастополе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.