Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и совокупное предложение

 

Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны объединить – или агрегировать – все отдельны рынки страны в единый общий рынок. Точнее говоря, мы должны объединить тысячи отдельных цен – на зерно, компьютеры, нефть, костюмы и т.д. – в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом производства. Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен, а также объединение всего равновесного количества товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием.

Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями (агрегатами).

Вся рыночная макроэкономика держится на «трех китах». Это совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

Совокупный спрос – это сумма денег, которую члены общества готовы затратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности.

Совокупный спрос – показатель реальной покупательной способности страны. Его также называют совокупными расходами. Поэтому можно говорить, что совокупный спрос – сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги для каждого из уровней совокупного дохода.

Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются:

1. Потребительские расходы С

2. Инвестиционные расходы I

3. Государственные расходы G

4. Чистый экспорт Xn

Кривая совокупного спроса – убывающая функция на графике макроэкономической модели, характеризующая взаимозависимость изменения спроса на товары и услуги.

Движение от одной точки к другой по кривой совокупного спроса показывает изменение объема спроса на реальный, а не номинальный объем производства.

       
 
   
 

 


Реальный объем производства

Снижение кривой АД показывает, что при более низком уровне цен будет реализовываться, а следовательно, и производиться больший объем национального продукта.

Когда рассматривался спрос на отдельный товар, подобная зависимость между ценой товара и объемом его производства объяснялась эффектами дохода и замещения.

Суть явления состояла в следующем: падение цены на отдельный товар ПРИ ПОСТОЯННОМ ДОХОДЕ дает возможность потребителю приобрести больше товара (эффект дохода), более того, падение цены побуждает потребителя приобретать именно данный товар ВМЕСТО ДРУГИХ ТОВАРОВ, ибо он дешевле (эффект замещения).

Это правило касается производства и реализации отдельных товаров. Но при характеристике доходов фирмы отмечалось, что последние возрастают как в зависимости от объема реализованной продукции, так при неизменном или даже сокращающемся объеме производства, но возрастающих ценах.

Поэтому на основании теории спроса и предложения на отдельные товары закономерность в соотношении совокупного спроса и реального объема производства объяснить нельзя.

Объяснение могут дать ЦЕНОВЫЕ И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ динамики совокупного спроса.

К ЦЕНОВЫМ ФАКТОРАМ, определяющим характер кривой совокупного спроса, относятся: эффект процентной ставки, эффект богатства (материальных ценностей), эффект импортных закупок.

 

 

Эффект процентной ставки означает следующее. Более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка.

При высоких процентных ставках предприятия сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменение процентной ставки.

Следовательно, более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства: при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность у населения уменьшится. Если население реально станет беднее, то можно ожидать, что оно сократит свои расходы.

Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастут, покупатели больше купят импортных товаров, а на международном рынке сократится продажа отечественных товаров. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, уменьшение цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта.

Изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, следует отличать от изменений в совокупном спросе, вызванными неценовыми факторами.

 

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА.

1.Изменения в потребительских расходах (благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя, налоги).

В целом в результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево.

Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния.

Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. В этом случае потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево.

Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количество покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо.

 

 

2. Инвестиционные расходы – второй фактор совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот. Неценовые факторы, которые могут изменить характер инвестиционных расходов: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии.

3. Государственные расходы – третий неценовой фактор совокупного спроса.

Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

4. Расходы на чистый экспорт. Более высокий уровень экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары за рубежом. При этом сокращение импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Таким образом, увеличение чистого экспорта смещает кривую совокупного спроса вправо.

На объем чистого экспорта влияют: национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

 

 

Совокупное предложение – это сумма цен товаров и услуг, которые их производители реализуют всем покупателям.

 

Или: совокупное предложение – это определенное количество товаров и услуг, которые предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу.

Кривая совокупного предложения – это кривая на графике макроэкономической модели, характеризующая динамику совокупного предложения товаров и услуг и отражающая прямую зависимость между ростом цен и объемом выпуска продукции.

 

 

 


Кривая совокупного предложения имеет три отрезка: горизонтальный (кейнсианский), промежуточный (восходящий) и вертикальный (классический).

Графический анализ кривой совокупного предложения является более сложным, нежели исследование кривой совокупного спроса. Важно сразу сделать оговорку, что в рядах экономистов кейнсианской и неоклассической школ не существует полного единодушия в определении конфигурации этой кривой.

Мы построим «синтетическую» кривую совокупного предложения. Такое название ей дано потому, что эта кривая отражает синтез различных взглядов представителей кейнсианства и неоклассиков.

 

Обычная кривая краткосрочного предложения отдельной конкретной фирмы имеет положительный наклон. Это означает, что при более высокой цене производитель будет расширять производства. Почему же кривая совокупного предложения имеет несколько иную форму?

Ответ заключается в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации:

- состояние неполной занятости. Этому соответствует отрезок 1.

- Состояние, приближающееся к уровню полной занятости, т.е. отрезок 2.

- Состояние полной занятости, что отражено графически отрезком 3.

Таким образом, кривая совокупного предложения как бы «склеена» из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального.

Согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения уровня цен. Причину жесткости (неизменности) цен легко понять: в условиях депрессивной экономики вовлечение в производство прежде незагруженных мощностей, незанятой рабочей силы не будет сопровождаться требованием профсоюзов повышения заработной платы, а поставщиков физического капитала – повышения ставок арендной платы за услуги капитала.

Промежуточный отрезок означает, что экономика приближается к состоянию потенциального ВВП (полной занятости всех ресурсов) и начинают появляться так называемые «узкие места». В отдельных отраслях уже оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности.

И в такой ситуации для того, чтобы расширить объем реального ВВП, необходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь в производство дополнительные трудовые ресурсы и привлечь поставщиков машин, оборудования, сырья и т.п.

Рост цены труда и цены других ресурсов повлечет за собой рост издержек на единицу продукции у фирм, а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльности, фирмам необходимо повысить цены на свою продукцию. На графике видно, что расширение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен.

Наконец, классическая и неоклассическая школы считают, что рыночный механизм, если в его действие не вмешивается государство, сам по себе обеспечивает состояние полной занятости. Такое состояние, по мнению классиков, может сложиться только благодаря «невидимой регулирующей руке» рынка. Экономика функционирует на уровне, соответствующем потенциальному ВВП. Если экономика достигла точки, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства у фирм больше нет. Реакция производителей товаров и услуг будет одна – повышение цен, что поднимет и общий уровень цен в стране. Поэтому «скольжение» вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реальный ВВП остается на одном и том же уровне.

 

 

Кто же прав в этом теоретическом споре? Ответ заключается в том, что при анализе совокупного предложения мы сталкиваемся с различными допущениями, которые используют ученые при исследовании экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Кейнсианская теория рассматривает экономику в краткосрочном периоде. На этом временном отрезке цены и заработная плата негибки, в частности, из-за трудовых коллективных договоров о заработной плате, которые не пересматриваются каждый месяц. А заработная плата – важнейший элемент издержек производства. Следовательно, при жесткости заработной платы и цен на продукцию фирм общий уровень цен остается неизменным.

Нормальный кейнсианский случай (2), в принципе, тоже относится к краткосрочному периоду, но здесь уже присутствует допущение об относительной гибкости цен по сравнению с номинальной заработной платой.

В такой ситуации при повышении цен и жесткости номинальной заработной платы реальная заработная плата будет сокращаться, и фирмам будет выгодно расширять спрос на труд. Произойдет и увеличение выпуска, и повышение уровня цен.

Наконец, классический случай более применим к долгосрочному анализу, когда в течение нескольких лет коллективные договоры о заработной плате будут пересмотрены.

Цены и заработная плата в долгосрочном периоде обладают гибкостью, и эта гибкость ценового механизма обеспечивает функционирование экономики на уровне потенциального ВВП.

Существующая кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, при прочих равных условиях.

Когда одно или несколько из этих прочих равных условий изменяются, то смещается сама кривая совокупного предложения.

Смещение кривой вправо и вниз означает увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен.

На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Какие факторы смещают кривую совокупного предложения?

1. Цены на ресурсы. Повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. (Земля, труд, капитал, предпринимательские способности).

2. Усиление или ослабление монопольной власти какой-либо группы поставщиков ресурсов.

3. На совокупное предложение влияет изменение правовых норм. Оно может касаться либо налогов, либо субсидий.

Если речь идет о субсидиях, под ними следует понимать прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок. И те, и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения.

4.

Реальный объем производства
Производительность – отношение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов:

 

 

затраты
Производительность = ---------------------------

 

Можно также сказать, что производительность – это показатель среднего объема выпуска продукции на единицу затрат.

Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший объем национального производства. Следовательно, совокупное предложение возрастает, а кривая на графике сдвигается вправо.

Итак, после анализа совокупного спроса и совокупного предложения, рассматриваемых по отдельности, можно обратиться к проблеме макроэкономического равновесия.

 

Общее экономическое равновесие – это состояние, при котором пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением и при этом ни один из участников рыночных сделок не заинтересован менять свои объемы покупок или продаж.

В прошедшем периоде спрос и предложение всегда равны друг другу: в прошлом году было продано столько товаров, сколько их купили, или наоборот.

Определить состояние общего экономического равновесия – значит выяснить, при каких условиях все участники рыночного хозяйства смогут реализовать свои намеченные цели.

Поэтому макроэкономическому равновесию соответствуют не только определенный объем и структура предложения благ, но и удовлетворенность участников рыночного хозяйства тем, что каждый смог реализовать намеченные им сделки.

Такой, например, факт, что в 1993 году в России было продано и куплено товаров народного потребления на 5 млрд.р., сам по себе не свидетельствует о наличии в 1993 году на потребительском рынке России экономического равновесия. Необходимо еще знать, желали ли производители продать, а потребители купить именно такое количество при сложившихся затратах, доходах и ценах. Иначе говоря, надо выяснить, не появились ли у производителей сверхплановые приросты запасов готовой продукции, а у потребителей – вынужденные сбережения.

 

 

Общее экономическое равновесие не является типичным состоянием рыночной экономики, так как разрабатываемые независимо друг от друга планы суверенных субъектов лишь случайно могут оказаться взаимно согласованными. Однако поведение субъектов в рыночном хозяйстве определяется их стремлением к достижению равновесия.

Зная, например, что равновесный объем инвестиций равен 20 млрд. р., в то время как в текущем периоде он был равен лишь 15 млрд. руб., можно предсказать увеличение объема инвестиций.

Для понимания специфики текущей хозяйственной конъюнктуры и принятия решений о мероприятиях экономической политики важно выявить, является ли экономическое равновесие УСТОЙЧИВЫМ ИЛИ НЕУСТОЙЧИВЫМ.

Если в ответ на внешний импульс, нарушающий равновесие, система сама под влиянием внутренних сил возвращается в равновесное состояние, то равновесие называется устойчивым.

Экономическое равновесие называется неустойчивым, если после внешнего импульса оно самостоятельно не восстанавливается.

 

Графически макроэкономическое равновесие будет означать совмещение кривых на одном рисунке. Кривая совокупного спроса может пересечь кривую совокупного предложения на трех отрезках.

 

 

 
 


На графике представлены три варианта возможного макроэкономического равновесия, т.е. такого состояния экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью реализован (национальный доход равен совокупным расходам). Другими словами, равновесный уровень реального ВВП – это такой уровень, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее.

Точка Е1 – это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции.

Точка Е2 – это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости.

Точка Е3 – это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.

Достигнутое равновесие может быть нарушено как за счет смещения кривой совокупного спроса, так и за счет смещения кривой совокупного предложения.

Приспособление экономики в случае отклонения от различных равновесных состояний в точках Е1, Е2, Е3 будет происходить по-разному.

1. Изменения совокупного спроса.

В экстремальном кейнсианском случае, когда цены и заработная плата жестки, возвращение в точку равновесия Е1 будет происходить за счет колебаний в объемах реального ВВП. Фирмы будут сокращать или расширять производство при неизменном уровне цен в стране.

В нормальном кейнсианском случае отклонение от точки Е2 будет сопровождаться приспособлением экономики к равновесному состоянию путем изменения и уровня цен, и объемов выпуска.

В классическом случае при отклонении от точки Е3 возвращение к равновесному состоянию будет происходить только за счет изменения гибких цен и заработной платы без каких-либо изменений в объеме реального выпуска, поскольку экономика уже находится на уровне потенциального ВВП.

 

 

 


Однако серьезные возражения вызывают теоретические допущения снижения уровня цен на классическом и промежуточном отрезках. Дело в том, что цены на товары, особенно на ресурсы, достаточно мобильны и динамичны при движении вверх, но очень консервативны, если возникает тенденция к обратному изменению.

Подобная закономерность в движении цен получила среди экономистов название ЭФФЕКТА ХРАПОВИКА, т.е. маховика, движущего колесо вперед, но тормозящего движение при повороте назад.

2. Смещение кривой совокупного предложения.

Сначала рассмотрим тенденцию смещения кривой совокупного влево. Для нынешнего состояния экономики стран СНГ это явление весьма типично.

Разрыв хозяйственных связей бывшего СССР, неоднократное подорожание ресурсов привели к резкому падению предложения на товарном рынке. Кривая совокупного предложения сдвигается влево, то есть происходит сокращение реального объема производства и повышение уровня цен, что вызывает и одновременно усиливает инфляцию.

Положение, при котором под воздействием падения совокупного предложения происходит одновременное падение реального национального производства и повышение уровня цен, называется СТАГФЛЯЦИЕЙ.

Рассмотрим ситуацию в иной плоскости. Экономика технически и технологически перевооружена, осуществлена подготовка и переподготовка кадров, усилилось значение рыночных рычагов управления экономикой.

В этих условиях должно произойти значительное повышение производительности общественного труда, превосходящее темпы роста заработной платы. Это приведет к снижению издержек производства, уровня цен и росту реального объема национального производства.

Такое положение будут характеризовать кривая совокупного предложения, значения уровня цен и реального объема производства, определяющие направления выхода экономики из кризисной ситуации.

 
 

 

 


Для выяснения вопросов, связанных с производством валового национального продукта, надо четко определиться, от чего зависит количество создаваемых в обществе материальных благ и услуг.

Согласно кейнсианской теории занятости объем производимых товаров и услуг, а значит и уровень занятости населения находятся в прямой зависимости от уровня общих, или совокупных, расходов.

При характеристике процесса создания ВНП обычно во внимание принимается формирование ЧНП, ибо этот показатель наиболее четко отражает потенциал экономики, ее возможности обеспечить будущий прогресс (т.к. величина средств амортизации, не учитываемая при исчислении ЧНП, является заданной, тем более осуществленной).

Главным компонентом совокупных расходов выступает потребление (спрос), являющееся основной частью дохода домохозяйств после уплаты налогов. Частью этого дохода выступают и сбережения.

Доход участвует в создании ВНП по двум направлениям: потребляемая часть дохода реализует произведенный в обществе продукт и тем самым формирует спрос на продукцию будущего производства.

Расход же сберегаемой части дохода совершенствует и расширяет производственную базу.

Часть полученных доходов субъектов рыночной экономики идет на индивидуальное потребление (С – consumption). Первичной ячейкой потребления является семья, в которой доход расходуется на приобретение продуктов питания, покупку промышленных товаров, оплату жилья, услуг и т.д.

Структура этих расходов определяется многими факторами, главными из которых выступают уровень оплаты труда, национальные и региональные традиции, климатические факторы и т.д.

Оставшаяся часть дохода идет на сбережения (S – save). Это отсроченное потребление, та часть дохода, которая в данный момент не потребляется. За их счет обеспечиваются в будущем производственные и потребительские нужды.

Потребление и сбережения, выступая частью ВНП, находятся между собой в тесной взаимосвязи и формируются под влиянием одних и тех же факторов.

I = S + C, C = I – S, S = I – C.

Взаимосвязь располагаемого дохода и потребления образует функцию потребления.

Зависимость сбережений от получаемого дохода называется функцией сбережения. Обе эти функции характеризуют динамику соотношения расходов и отложенного спроса.

Сбережения производятся как фирмами, так и домашними хозяйствами.

Предприниматели сберегают часть накопленного дохода для того, чтобы в последующем инвестировать его в расширение масштабов производства, его инновационного обновления для получения максимальной прибыли.

Домашние хозяйства производят сбережения для покупки земли, недвижимости, предметов длительного пользования, а также обеспечения старости и наследства детям.

Сбережения производят семьи, у которых доход превышает средний уровень потребительских расходов. Чем беднее семья, тем меньше сбережений. Количество семей, сберегающих доход, и размер сбережений зависят от многих обстоятельств, прежде всего от уровня оплаты труда, сложившегося уровня жизни и др.

На начало 1999 года лишь 11% семей в России имели сберегательные счета в банках. Девальвация августа 1998 года и инфляционный рост цен не только снизили общие семейные доходы, но и увеличили численность семей, живущих за чертой бедности, когда доход оказывается ниже прожиточного уровня.

В реальной действительности при определенной конъюнктуре доход может увеличиваться или уменьшаться. В соответствии с этим варьируют и показатели потребления и сбережения. Потребление используется для удовлетворения текущих нужд, сбережения – будущих.

Для определения динамики этих величин в прогнозных расчетах исчисляют среднюю склонность к потреблению и среднюю склонность к сбережению.

       
 
потребление АРС = -------------------х 100% доход
 
сбережения АРS = ----------------х 100% доход

 

 


Средняя склонность к потреблению отражает желание семей приобретать потребительские товары.

Тенденция в изменении потребления по мере роста дохода характеризуется понятием предельная склонность к потреблению МРС. Она измеряется отношением любого изменения в потреблении к изменению в доходе, которое привело к данному изменению потребления:

МРС = С/ У

Доля изменения дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению

МР = / У

Сумма МРС и МР для любого изменения в доходе всегда равна 1. Если МРС =0, то все приращение дохода пойдет на сбережения. Напротив, если МРС = 1, то все приращение дохода расходуется на потребление.

Эти характеристики используются в макроэкономическом анализе жизненного уровня различных слоев населения.

Доход является основным фактором, определяющим сбережения и потребление. Помимо этого, на то и другое могут влиять изменения налогов, цен, богатства, ажиотажный спрос на рынке и другое.

Инвестиции – расходы фирмы на увеличение своего физического капитала (заводов и машин), а также товарных запасов.

Источником инвестиционных вложений выступают накопления, сбережения и амортизация.

Амортизация – это инвестиционные ресурсы по возмещению использованного основного капитала.

Чистые инвестиции – вложения с целью увеличения капитала за счет нового строительства, установки дополнительного оборудования, сооружения объектов и т.д.

Амортизация и чистые инвестиции образуют валовые инвестиции.

Размеры инвестиций зависят от ожидаемой нормы прибыли и ставки процента.

Размер превышения нормы чистой прибыли над ставкой процента (реальной) определяет целесообразность и привлекательность инвестиций.

При прогнозируемой высокой норме прибыли инвестиции растут. При высокой ставке банковского процента за кредит инвестиционный спрос сокращается. Высокая ставка процента коммерческих банков (до 40% годовых) сдерживает инвестиционную активность и экономический рост.

В конце 90-х гг. объем кредитных ресурсов в России, представляемых банками производственным структурам, составил 11% ВВП. В ФРГ этот показатель превышал величину ВП и составил 113%, в США – 119%.

Объем инвестиций в России в основной капитал за последние 12 лет сократился в 5 раз.

На инвестиционный спрос влияют также: издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; наличный основной капитал; налоги на бизнес; ускорение научно-технического прогресса. В результате действия этих факторов кривая спроса на инвестиции будет смещаться вправо или влево.

Инвестиции выступают важным фактором, воздействующим на рост ВНП. Вместе с тем следует отметить, что его действие не подчиняется какому-то строгому регламенту.

Инвестиции весьма изменчивы.

 

Возьмем, к примеру, продолжительность сроков службы оборудования. С экономической точки зрения здесь все вроде бы определенно: срок амортизации закончился, следовательно, необходимо менять оборудование. В реальной жизни все происходит гораздо сложнее.

Сроки действия оборудования могут быть продлены сверх периода амортизационных отчислений. Они могут быть частично обновлены, обновлены на ½, на ¾ а с этим связана амплитуда колебаний инвестиций в общественном производстве: они то расширяются, то сужаются. Инвестированию может быть подвергнуто производство и до истечения сроков амортизации, если того требует научно-технический прогресс.

Технические и технологические сдвиги в какой-нибудь одной отрасли могут вызвать быстрые и интенсивные сдвиги в других, смежных отраслях экономики. Например, технический прогресс в автомобильной промышленности всегда вызывает поток инвестиций в нефтехимические отрасли производства.

Предопределяют нестабильность инвестиций ожидания и их изменчивость.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Дэн Абнетт Башня молний




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.