Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опрашиваемый как фактор общения






Первая причина, побуждающая опрашиваемого отвечать на вопросы, - рефлекс вежливости. Вторая причина – желание повлиять на что-либо. Он считает, что его мнение способствует переменам. Третья причина – желание, потребность высказаться, не всегда осознаваемая. Психологи утверждают, человек будет говорить с тем большей охотой, чем больше удовлетворения он получит от своего личного контакта с интервьюером.

Разные группы по-разному воспринимают каждый способ коммуникации: опрос-анкетирование подразделяют на прессовый, почтовый и групповой, интервью – телефонное и личное.

Первые мысли, которые пришли в голову респонденту, можно разделить на положительные, стимулирующие участие в опросе, и отрицательные, склоняющие к отказу. Типичные обоснования отказа:

- Вдруг скажу что-нибудь не так

- Жалко тратить время

- Отвечать откровенно опасно

Недостаток времени – чаще всего просто отговорка. Всевозможные страхи, начиная от нежелания выставлять себя напоказ в неблагоприятном свете и до опасения расплаты за собственную откровенность. Опрашиваемый - ведомый, и боится попасть впросак. Тревога, неуверенность в себе возникает у каждого пятого человека, к которому обращается интервьюер. Респондент не знает правила игры. Неуверенные в себе респонденты предпочитают заочные методы опроса – телефон, почта и газета.

Меньше всего неуверенность в себе присуща молодым людям. С возрастом возрастает и достигает максимального значения у пенсионеров. Личное интервью на дому выглядит более привлекательным для пожилых. Телефонный опрос привлекает старшее поколение и молодёжь. Пенсионеры склонны избегать телефонных опросов. Почтовый опрос тоже более привлекателен для среднего старшего возраста.

Нежелание участвовать в опросах оказалось прямо пропорционально возрасту. Уклоняться от участия в первую очередь будут пожилые люди (14%), затем представители старшей группы (9%), средняя группа (8%) и среди молодёжи только 5%. Среди отказников больше всего женщин.

«Робкий» боится не знать ответ или ответить «плохо». «Нерешительный» будет долго тянуть с ответом, «болтуна» нужно удержать в рамках темы, со «спорщиком» не вступать в дискуссии. «Шутник» - качество, которое обнаруживается чаще всего в письменных анкетах. «Уверенный в себе» говорит без затруднений, но при этом может давать ответы, которые при дополнительных вопросах не выдерживают критики.

Исследователь ОМ и психолог Г.Хаймэн выделил две модели поведения опрашиваемого: в одном случае он думает, как выполнить стоящую перед ним задачу, во втором он заботится больше об отношениях с интервьюером. В первом случае возрастает достоверность, во втором – количество материала, но падает качество.

 

13.Прогнозные возможности опросов ОМ – прагматика структур по связям с общественностью.

Расхождения данных социологов о намерениях населения проголосовать в день Х так или иначе и реальных результатов выборов всегда было предметом рефлексии и самого общества, и социологов. Что касается общества, это понятно. Это практически единственный эксперимент, который показывает цену распределения мнений, публикуемых центрами изучения общественного мнения до выборов, своеобразный момент истины. Уверенность в том, что эти величины близки, нужна и политикам: ситуация с состоянием общественного мнения в ходе предвыборной кампании – это стратегия их кампании. Уверенность нужна и рекламодателям, обращающимся к услугам социологов, в какой мере можно быть спокойным, что массы, продемонстрировавшие в ходе опроса свою лояльность к одному продукту, тут же не купят схожий продукт компании-конкурента. Это нужно и самому обществу: если сначала они выражают одно мнение, не изменят ли они его спустя время?

На протяжении всего периода изучения общественного мнения существовало несколько методов проведения опросов. До 1948 года применялся метод квот, при котором опрашивающий должен опросить определенный процент каждой социальной и демографической группы населения или провести выборочный опрос в определенном географическом районе. Если выборка группы опрашиваемых (респондентов) составлена правильно, то законы статистики позволяют предсказать, насколько близко полученное с ее помощью распределение исследуемого параметра (например, прогноз голосования) к неизвестному распределению этого же параметра среди населения, из которого произведена выборка. В 1948 году социологи применили метод стратифицированных случайных моделей, по которому выбираются случайные географические районы с одним условием: данный район должны населять люди с различными доходами. После рубежа 50-40-х годов в прогнозах ЦОМ появилось сакраментальное если бы выборы состоялись сегодня – так формулировался и сам вопрос об избирательных намерениях респондента.

Как правило, тактика социологов одинакова: дается картина состояния общественных настроений на данный момент, чем ближе ко дню выборов, тем лучше. Это наиболее корректная и наименее уязвимая для исследователя позиция: демонстрируется слепок.

В ходе разработки технологии массовых опросов значительное внимание стало уделяться фактору времени: чем ближе ко дню выборов проводится опрос, тем точнее его результаты.

В России публикация опросов общественного мнения в СМИ носит зачастую бессистемный характер. Сегодняшние отношения социологических центров с прессой однобокие и потребительские. Каждый берет из исследований что хочет и печатает, когда хочет. При такой постановке дела открыты широкие возможности для манипулирования информацией.

Более предпочтительными кажутся отношения, хорошо известные в мировой практике – подписка СМК на результаты исследований ЦОМов. Долговременные обязательства информационных каналов перед исследовательской организацией означают и финансирование этих исследований. Выгодна система подписки и политическим партиям. В наибольшем выигрыше тут оказываются службы по связям с общественностью политический партий, деятелей, движений. Только на такой основе может базироваться их профессиональная работа по выстраиванию своих отношений с общественностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.