Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действия РУСЗН и ЛПУ по нормам Московского законодательства






 

Теперь, после уяснения установленного Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконным актами порядка реализации социальной помощи инвалидам, а также отбора, направления и предоставления им санаторно-курортного лечения вернемся к московскому случаю, описанному в начале данной работы, послужившему поводом для данной дипломной работы.

Из полученного от РУСЗН ответа следовало, что в своей ежедневной работе оно руководствуется Постановлением N 755-ПП.

В п. 1 Постановления N 755-ПП сказано следующее. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно является Департамент социальной защиты населения города Москвы.

Такая замена территориальных органов ФСС РФ на РУСЗН стала возможна на основании утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2065-р[47] соглашения между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Москвы о передаче ему осуществления части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Пунктом 2.1 Постановления N 755-ПП утверждено Положение " О порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" (далее - Положение). В число льготных категорий граждан входят инвалиды.

Из п. 1.1 Положения следует, что гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготные категории граждан), и имеющим место жительства в городе Москве, предоставление социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением осуществляется органами социальной защиты населения города Москвы в соответствии с Законом N 178. Далее в Положении продублированы все федеральные льготные категории граждан, перечисленных в Законе N 178, а в его п. 1.5 указано, что бесплатная санаторно-курортная путевка предоставляется им не чаще одного раза в течение календарного года. Обратим внимание, что данное ограничение ни в Законе N 178, ни в Законе N 181 не установлено, но как бы вытекает из смысла этих законов.

Затем в Положении определен порядок постановки инвалидов на учет для получения бесплатных санаторно-курортных путевок, которым установлено следующее.

Постановка федеральных льготных категорий граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет для получения бесплатных санаторно-курортных путевок осуществляется РУСЗН по месту жительства указанных лиц или получения ими социальных выплат. Постановка на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки осуществляется на основании следующих документов:

- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве;

- личное заявление;

- медицинская справка формы N 070/у-04 о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, выданная ЛПУ в соответствии с Приказом N 256;

- справка Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области (далее - ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области) о праве на получение социальной услуги, предусмотренной п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178 (представляется в случае отсутствия в органах социальной защиты соответствующих сведений из ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области в электронном виде).

Сотрудником РУСЗН, ответственным за выдачу путевок, проверяется право заявителя на получение бесплатного санаторного лечения в рамках набора социальных услуг по сведениям ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области, имеющимся в интегрированной муниципальной базе данных (ИМБД). При подтверждении права заявителя на получение данного вида услуг заявление гражданина на получение путевки регистрируется в специальном журнале. Регистрационная запись о постановке на учет заверяется личной подписью гражданина.

Санаторно-курортные путевки распределяются с учетом даты постановки граждан из числа федеральных льготных категорий на учет для получения санаторного лечения в соответствии с рекомендуемым профилем, сезоном и местом лечения согласно медицинскому заключению ЛПУ, в соответствии с Приказом N 256.

В первоочередном порядке путевки предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также детям-инвалидам в возрасте до 18 лет (п. 3.2 Постановления N 755-ПП). Обратите внимание в Законе N 178, а также в Законе N 181 нет ни слова об установлении очереди и внеочередных преимуществах среди инвалидов на получение такой социальной помощи как предоставление санаторно-курортного лечения. Предоставив такую льготу отдельным категориям инвалидов, Правительство Москвы вопреки предписаниям федеральных законов ввело их дифференциацию по лично выдуманному статусу. Это породило дискриминацию среди них по обстоятельствам и месту получения инвалидности в нарушение гарантий, содержащихся в ч. 3 ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ.

Решение о выдаче санаторно-курортных путевок принимается комиссиями по распределению путевок (далее - Комиссия), созданными при РУСЗН, с участием представителей общественных организаций ветеранов и инвалидов. Комиссию возглавляет начальник РУСЗН. В состав Комиссии (не менее 5 человек) включаются сотрудники РУСЗН, представители территориальных общественных организаций. Состав Комиссии и Положение о Комиссии утверждаются приказом начальника РУСЗН.

Заседания Комиссии проводятся по мере поступления путевок, но не реже одного раза в квартал. Решение Комиссии о предоставлении (отказе в предоставлении) санаторно-курортных путевок принимается простым большинством голосов на основании всестороннего изучения документов, представленных гражданами для получения путевки, с учетом имеющейся очередности на получение лечения в здравнице соответствующего профиля. Комиссия вправе принимать решение при участии в заседании не менее 50 процентов членов Комиссии.

Заседания и решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии, принимавшими участие в заседании. Решение Комиссии о предоставлении санаторно-курортной путевки является основанием для выдачи путевки сотрудниками РУСЗН. Выдача санаторно-курортных путевок производится на основании тех же документов, что уже были представлены работникам РУСЗН и предоставлены в их распоряжение. Причем медицинская справка формы N 070/у-04 о нуждаемости в санаторно-курортном лечении представляется повторно, только в случае истечения 6-месячного срока ее действия. Выдача путевок гражданам производится не ранее чем за месяц до даты заезда в санаторий, указанной в путевке.

Далее в ряде приложений, утвержденных Постановлением N 755-ПП, содержатся правила для направления на санаторное лечение иных категорий граждан, не включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Затем в приложении N 4 дано Положение о порядке предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве. В этом Положении даны дифференцированные правила о порядке оплаты проезда, в том числе, инвалидов путем предоставления им бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в период действия государственного контракта (контрактов) об организации за счет средств федерального бюджета и бюджета города Москвы бесплатных перевозок (безденежного оформления проездных документов) для льготных категорий граждан осуществляется на основании документов (требований), выдаваемых органами СЗН города Москвы[48].

К таким особенностям (вкратце), не учтенным в этом Постановлении, можно отнести следующие гарантийные обязательства федеральных органов государственной власти Российской Федерации (см., например, ст.ст. 7, 10 и 39 Конституции РФ).

Из ст. 2 Закона N 181 следует, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право, например, участвовать в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации и при этом принимать законы и иные нормативно-правовые акты в соответствии с федеральными законами (ст. 5 Закона N 181).

Всё вышеизложенное и еще многое из законов N 178 и N 181 не отражено в дефектном по правовым характеристикам Постановлении N 755-ПП и, тем более, в нем даже не упоминается ИПРИ, а речь идет только о справке по форме 070/у-04 о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Однако в этом Постановлении Правительства Москвы есть указания на ориентацию сотрудников РУСЗН на предписания, содержащихся в Законе N 178 и актах Минздравсоцразвития РФ.

Но, например, в п.п. 2 и 3 Порядка разработки и реализации ИПРИ, утвержденного Приказом N 379н указано, что ИПРИ составляется в трех экземплярах:

- один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРИ;

- второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования;

- третий экземпляр в трехдневный срок с момента утверждения ИПРИ руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) направляется территориальному органу ФСС РФ либо органу, уполномоченному исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) на бумажном носителе и/или в форме электронного документа с использованием информационно-коммуникационной сети с соблюдением норм законодательства России о защите персональных данных.

В свою очередь в п. 3 вышеуказанного Порядка, продекларировано, что при реализации ИПРИ обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий. Парадоксальность этих указаний в том, что ни РУСЗН, а не редко и лечащий врач, не учитывают ИПРИ в своей работе с инвалидом, так как, например РУСЗН, интересует лишь справка по форме 070/у-04. Хотя, исходя из указаний п. 13 данного Порядка, координация мероприятий по реализации ИПРИ и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом СЗН.

В свою очередь, в отличие от всех вышеуказанных органов и организаций, ИПРИ имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным видом реабилитации. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Закона N 181).

Кроме того, создатели Постановления N 755-ПП, а с ними и Минздравсоцразвитие России в Приказе N 256 (мягко говоря) ошибочно или умышленно ввели порядок предоставления санаторно-курортного лечения без учета соответствующих гарантийных норм Закона N 181. Они уровняли лиц, не имеющих инвалидность, но нуждающихся, по мнению лечащего врача (порой не бескорыстному), в санаторно-курортном лечении, с инвалидами, подлежащих санаторному лечения согласно ИПРИ. Инвалидам, как нам известно из Закона N 181, санаторно-курортное лечение определено как обязательное мероприятие медицинской реабилитации специальным органом государственного управления, в компетенцию которого входит устанавливать комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий.

Поэтому в первом случае (с лицами не инвалидами) должна действовать только справка по форме 070/у-04, а во втором - ИПРИ и только в дополнении к нему справка по форме 070/у-04. В ином случае ИПРИ теряет свой смысл документа, который должны исполнять все органы и организации, а с ним и перечень мероприятий медицинской реабилитации инвалида, когда в него входит обязательное санаторно-курортное лечение.

Как известно из Закона N 181, ИПРИ определяет право инвалида на санаторно-курортное лечение от года до пожизненного срока, а справка по форме 070/у-04 действует только полгода. Никто не может гарантировать, что в течение шести месяцев состояние здоровья лица, которому справка выдана лечащим врачом для предоставления в РУСЗН, не изменится в сторону его улучшения и потребность в санаторном лечении отпадет. Либо здоровье гражданина станет таким, когда санаторное лечение будет ему противопоказано, что также породит потерю потребности в санаторном лечении и инвалид осознанно и добровольно сделает такой выбор.

Аналогичная ситуация может возникнуть и у лица, имеющего ИПРИ. Но в отличие от граждан, не находящихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ст. 6.4 Закона N 178), у инвалидов есть на основании ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Закона N 181 право выбора и свобода его реализации. Свобода реализации выбора (посещения или не посещение санатория в конкретном году) может быть ограничена на основании ст. 55 Конституции РФ только на уровне федерального закона. Иными словами, ограничение этого права может произойти или путем внесения изменений в Закон N 181, либо издания другого федерального закона, в силу приоритета которого это право и свобода инвалида может подвергнуться корректировке или отмене.

Только по волеизъявлению инвалида допустим, как отказ от поездки в санаторий, так и на свой страх и риск его посещение. Учтем также, что согласно ст. 40 Закона N 323 санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Отсюда следует, что на момент решения задачи о посещении или не посещении санатория еще никому доподлинно не известно, где инвалиду окажут более качественную медицинскую помощь - в ЛПУ по месту жительства или в специализированном санатории, находящемся в курортной зоне.

Здесь следует учесть то, что изложено в п. 1.3 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом N 256, а именно: в сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности санаторно-курортного лечения выдает ВК ЛПУ. Кроме того в п. 1.3 этого Порядка также сказано, что ВК ЛПУ по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В связи с таким однозначным регулированием прав инвалида, лечащий врач обязан вынести на рассмотрение ВК ЛПУ отказ инвалида от соблюдения его рекомендации о недопустимости посещения в конкретный период санатория. По всей видимости, обращение в ВК ЛПУ должно происходить как при выдаче справки по форме N 070/у-04, так и при выдаче санаторно-курортной карты по форме N 072/у-04. Учтем при этом, что путевка уже находится у инвалида на руках на основании заявления и справки сданной в РУСЗН, которое не интересует содержание ИПРИ.

Причем в последнем случае, как лечащий врач, так и ВК ЛПУ не может объективно определить противопоказания для лечения в санатории, исходя только из медицинского профиля санатория, сезона, климата в местности его нахождения, опираясь при этом на скудные сведения, содержащиеся в путевке. По всей видимости, право лечащего врача и ВК ЛПУ делать категоричные выводы о противопоказании санаторного лечения абсурдно, ибо они не могут знать о реабилитационных возможностях различных по профилю санаториев даже находящихся в пределах России. Единственной причиной, которую можно считать состоятельной, а отказ ЛПУ в выдаче как справки по форме N 070/у-04, так и санаторно-курортной карты, обоснованным, если состояние здоровья инвалида будет опасным для окружающих. В любом ином случае оценка состояния своего здоровья о степени безопасности для его жизни путешествия и нахождения в санатории должна оставаться за инвалидом.

Поскольку это право инвалида, то у всех иных лиц возникает обязанность содействовать ему в реализации своего права, кроме случая, когда согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не нарушает прав и свобод других лиц. Иными словами, если в момент обращения инвалида за формами N 070/у-04 и N 072/у-04 он является опасным для окружающих его людей, например у него активная (открытая) форма туберкулёза, тогда отказ ему в выдачи этих форм будет правомерен. При несогласии с таким решением врачей ЛПУ инвалид может подать в суд на их решение, а тот, с помощью привлеченных специалистом, поставит все точки над " и" как для инвалида, так и для ЛПУ.

Исходя из Закона N 181, только добровольный отказ инвалида от мероприятий ИПРИ в части санаторно-курортного лечения освобождает соответствующие органы и организации от ответственности за его не направление в конкретном календарном году в санаторий. Учтем также, что ни в одном нормативном акте не предусмотрен для такого случая возврат той части ЕДВ, от которой инвалид отказался ради получения натуральной льготы, то есть с целью посещения санатория.

Итак, отказ инвалида от соблюдения врачебных рекомендаций и его намерение вопреки им посетить санаторий, как юридически значимый факт должен быть зафиксирован ВК ЛПУ в протоколе (журнале) заседания с фиксацией в нем подписи инвалида. Примем также к сведению, что при необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРИ оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и на его основе составляется новая ИПРИ. Такое предписание содержится в п. 9 Порядка разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом N 379н.

Иной порядок, в том числе изложенный в Постановлении N 755-ПП и соответствующих приказах Минздравсоцразвития РФ, есть игнорирование вышеизложенных прав инвалида и, следовательно, он вправе действовать по следующим правилами ст. 32 Закона N 181. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации ИПРИ, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

 

Заключение

 

Данная дипломная работа посвящена проблеме рассогласованности регламентации оказания социальной помощи инвалиду между федеральными законами и подзаконными актами, а также частично с московским законодательством. Чем грозит такая коллизия актов понятно многим - проблемой для инвалидов с реализацией в регионе норм федеральных законов об индивидуальной реабилитации. Но проблема порождена не только причиной не соответствия региональных актов федеральным, но и рядом иных негативных обстоятельств, перечисленных в данной дипломной работы.

Уточню, что поводом для сравнительно-правового анализа норм федерального законодательства с региональным в рассматриваемой части стала реальная ситуация, сложившаяся, как позже выяснилось, у немалого числа инвалидов, проживающих в московском регионе. В более незавидном положении находятся инвалиды, проживающие не в городах федерального значения, которые, как мы видели из судебной практики, обеспечиваются льготами по остаточному принципу. При этом выяснилось следующее. В регионах России количество инвалидов, которых могут обеспечить предписанным Законом N 178 набором социальных услуг территориальные органы, осуществляющие социальную помощь населению, ограничено выделенными им квотами. Следовательно, лица, которым инвалидность впервые назначена в конкретном году, например с 01.02.2014 могут воспользоваться набором социальных услуг только с 2015 года. Для этого они до 01.10.2014 должны подать заявление о замене соответствующих сумм ЕДВ на получение в 2015 году отдельных натуральных услуг, например, на обеспечение инвалида льготными лекарствами.

Но, если плановое переосвидетельствование в бюро МСЭ приходится на январь 2015 года, то инвалиду вряд ли удастся воспользоваться любой льготой в натуральном виде, как и воспользоваться возвратом не натурализованной части ЕДВ. Дело в том, что от момента перечисления в регионы Минфином и Минздравсоцразвития РФ федеральной доли финансирования оплаты набора социальных услуг, до момента появления в спецаптеках нужных лекарств проходит, как правило, квартальный период. Деньги, исходя из пояснений в суде представителей территориальных филиалов ФОМС РФ и ФСС РФ, поступают в регионы от февраля до апреля конкретного года и нередко частями. Более того, если при переосвидетельствовании в 2015 году будет осуществлен отказ в признании гражданина инвалидом, то ни за 2014 год, ни за 2015 год бывший инвалид не получит ни натуральных услуг, ни ЕДВ, поскольку до 01.10.2014 года он заменил с 2015 года ЕДВ на натуральные льготы.

До сих пор нерешенной ни на федеральном, ни на региональном уровне является проблема отбора и направления инвалида на санаторное лечение, предписанное ему органами МСЭ с отражением этого факта в ИПРИ. Исходя из подзаконных актов, изданных Минздравсоцразвития РФ и регионами России, следует, что лишение права инвалида на санаторное лечение может быть осуществлено на уровне ЛПУ по месту жительства. Такая возможность медицинских органов входит в непримиримое противоречие с правилами и принципами, содержащимися в специальных законах о социальной защите прав и законных интересов инвалидов.

Напомним, что согласно Закону N 178 инвалиду, отказавшемуся от ЕДВ, полагается получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входит санаторное лечение. Причем ИПРИ, на основании Закона N 181, является обязательной для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Из этого следует, что на федеральном уровне уже определены граждане, которые нуждаются в обязательном санаторно-курортном лечение и, к тому же, они введены в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, поэтому их повторный отбор выглядит как юридический нонсенс.

Учитывая, что первичный отбор среди инвалидов тех, которым по медицинским показаниям требуется санаторно-курортное лечение, произведен федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, то признать его неправомерным можно лишь по правилам, определенным Постановлением N 95, в том числе, через суд.

По всей видимости, Минздравсоцразвития РФ не собиралось лишить инвалидов законного права на получение обязательного ежегодного реабилитационного санаторно-курортного лечения, учитывая, что инвалидность установлена по правилам, утвержденным Постановлением N 95. Однако министерство изложило указанную выше процедуру в п. 1.3 Приказа N 256 таким образом, что это право инвалида может быть как бы аннулировано решением не суда, а лечащего врача и ВК ЛПУ по месту его жительства. Напомним, что ИПРИ, на основании ст. 11 Закона N 181, имеет только для инвалида рекомендательный характер и лишь он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Лишь добровольный отказ инвалида от санаторно-курортного лечение освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее не исполнение.

Согласно ст. 32 Закона N 181 граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предполагаем, что Минздравсоцразвитие РФ хотело лишь уточнить порядок подтверждения инвалидом желания воспользоваться своим правом на очередное ежегодное санаторное лечение, исходя из доведенной до него негативной информации о состоянии его здоровья на момент предоставления РУСЗН ему путевки. Иными словами, лечащий врач в силу своих должностных обязанностей должен мотивированно и доступным для уяснения образом довести до сведения инвалида, что в данный момент поездка и нахождение в санатории или на курорте ему противопоказаны и опасны не только для его здоровья, но и жизни.

В связи с вышесказанным, содержание ч. 3 п. 1.3 Приказа N 256 будет не противоречить ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Закона N 181 только в том случае, если ВК ЛПУ по представлению лечащего врача выдаст заключение о противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданину, имеющему право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Если инвалид не отказывается от поездки, то в таком случае выдача ему формы N 070/у-04 " Справка для получения путевки" и формы N 072/у-04 " Санаторно-курортная карта" происходит после фиксации этого факта в протоколе заседания ВК ЛПУ. При этом как в форме N 070/у-04, так в форме N 072/у-04 должна быть сделана соответствующая отметка о факте отказа инвалида от рекомендации ЛПУ не посещать санаторий или курорт.

Следует также обратить внимание, что до сих пор Минздравсоцразвитие РФ не издало соответствующего акта о признании недействующими письма, содержащего разъяснение о допустимости замены стоимости санаторной путевки денежной компенсацией. Такие возможности открывает Письмо Минздрава РФ от 29.12.2001 N 2510/13152-01-32 " О выдаче лечебно-профилактическими учреждениями справок для получения путевки на санаторно-курортное лечение и денежной компенсация инвалидам на санаторно-курортное лечение вместо путевок в санаторно-курортные организации". Дело в том, такая возможность у инвалида фактически потеряна в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ[49], которым изменена система получения льгот. Причем выплата денежной компенсации вместо путевки не предусмотрена даже в случае ее неполучения не по вине инвалида, как не предусмотрен возврат той части ЕДВ, который был направлении инвалидом на софинансирование этого вида медицинской реабилитации.

Обращает также на себя внимание тот факт, что в утвержденных Постановлением N 95 Правилах признания лица инвалидом у всех бюро системы МСЭ отсутствует прямое указание об их возможности изменять (снижать или повышать) группу инвалидности. Им дано право либо признать гражданина инвалидом той или иной группы, либо не признать его таковым и не более, что только по смыслу этих возможностей предполагает установление иной группы инвалидности, что была определена ранее. Причем правом обжалования в суде решений бюро, главного бюро, Федерального бюро медико-социальной экспертизы обладают только гражданин или его законный представитель в порядке, установленном тем же Постановлением N 95.

В то же самое время ч. 2 ст. 32 Закона N 181 допускает обращение любых заинтересованных лиц в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, определяя следующее. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации ИПРИ, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Подводя итог исследования национального законодательства и реальных возможностей инвалида своевременно и без проблем получить все полагающиеся ему виды медицинской реабилитации нужно сказать следующее. Чтобы избежать, перечисленных в этой дипломной работе проблем, нужно не только привести в соответствие с нормами федеральных законов ряд ведомственных актов и московских правил социальной поддержки инвалидов, но и устранить порождающие их иные указанные в тексте причины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015)

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015)

4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015)

5. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи" (в ред. от 21.07.2014)

6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015)

7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ " Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2014)

8. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ " О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

9. Федеральный закон от 01.12.2014 N 400-ФЗ " О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год"

10. Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 " О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в ред. от 01.07.2014)

11. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 " Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (в ред. от 06.08.2014)

12. Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 " О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (в ред. от 26.12.2014)

13. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 " О порядке и условиях признания лица инвалидом" (в ред. от 04.09.2012)

14. Постановление Правительства Москвы от 11.08.2009 N 755-ПП " О порядке предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (в ред. от 16.06.2011)

15. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 10.09.2014) " О федеральном перечне реабилитационных мероприяий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

16. Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2004 N 1646-р " О создании подведомственных Росздраву федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (в ред. от 04.02.2008)

17. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N2065-р " Об утверждении Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Москвы"

18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2004 N 143 " Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи"

19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2004 N 195 " О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" (в ред. от 20.11.2009)

20. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256 " О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" (в ред. от 15.12.2014)

21. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 327 " Об утверждении Устава федерального государственного учреждения " Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" (в ред. от 16.01.2006)

22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 " Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (в ред. от 01.03.2012)

23. Постановление Правления ПФ РФ от 02.11.2006 N 261п " Об организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по обеспечению граждан документами, подтверждающими их право на получение набора социальных услуг (социальной услуги)"

24. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 77 " Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь" (ред. от 28.10.2009)

25. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н " Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" (в ред. от 03.06.2013)

26. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008 N 418н " Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения" (в ред. от 11.09.2009)

27. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 N 1031н " О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" (в ред. от 17.06.2013)

28. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н " Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения размера и порядко информирования граждан о размере указанной компенсации" (в ред. от 24.10.2014).

29. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.10.2012 N 310н " Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы"

30. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2013 N 336н " Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания"

31. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.01.2014 N 59н " О утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы"

32. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 29.09.2014 N 664н " О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"

33. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.01.2015 N 35н " Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации"

34. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.04.2015 N 228н " Об утверждении формы акта медико-социальной экспертизы гражданина и Порядка его составления"

 

 

Судебные акты:

 

1. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за январь-июль 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 сентября 2014 г.) ИСС Гарант 2015.

2. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за январь-июль 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 сентября 2014 г.) ИСС Гарант 2015.

 

 

Учебная и научная литература:

 

1. Кузнецова О.В., Слесарев С.А., Гурина О.А., Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) (под ред. Т.С. Гусевой). - Специально для системы ГАРАНТ, 2013 г.

2. Кухаренко Т.А., Гурина О.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи" (постатейный) (под.ред. Э.Р. Курманова). Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2013

3. Архипов В.В. Право инвалида на медицинскую реабилитацию: законодательство и реальность. - Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г.


[1] " Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными правками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014

[2] Содержание вышеперечисленных конституционных положений декларирует о том, что Россия - федеративное, правовое, социальное государство. При этом подчеркивается, что социальное обеспечение и защита - это участие всего общества в содержании тех своих членов, которые, как правило, по не зависящим от них причинам не имеют достаточных средств к существованию и не могут эффективно защищать свои права и интересы, что обусловлено анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте. К таким членам общества относятся инвалиды (от лат. invalidus - слабый, немощный), постоянная или длительная, полная или частичная потеря жизнедеятельности у которых наступила, в частности, вследствие выполнения своей профессии, увечья или перенесенного тяжелого заболевания.

[3] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 234 от 02.12.1995

[4] По неофициальной статистике общественных организаций инвалидов их число на январь 2012 года достигло 16 млн. человек. При этом учтены и те, кто не получают официальные льготы. В России численность инвалидов, как правило, ежегодно увеличивается даже при " жестком" их отборе территориальными бюро медико-социальной экспертизы. Например, исходя из официальных данных, предоставленных Минтрудом РФ Счетной палате РФ перед принятием " монетарного" Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, по состоянию на 1 января 2004 года инвалидов в стране было 10, 5 млн. человек.

[5] " Конвенция о правах инвалидов" (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 // Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru)

[6] См.: https://genproc.gov.ru/news/news-75179/.

[7] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 263 от 23.11.2011

[8] Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 10.09.2014) " О федеральном перечне реабилитационных мероприяий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 1 от 11.01.2006.

[9] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 29 от 11.02.2011.

[10] Текст документа опубликован: " Российская газета", N 49 от 11.03.2015.

[11] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 142 от 23.07.1999

[12] " Гражданский кодекс Российской Федерации" (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 238-239 от 08.12.1994

[13] " Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 220 от 20.11.2002

[14] Из содержания национальных законов ясно, что при их соблюдении как права, так и законные интересы инвалидов, охраняемые государством правовыми средствами, обеспечат их государственную поддержка на уровне присущем странам, осуществляющим эффективную социальную политику. В вышеизложенных и в иных учредительных конституционных нормах, выполняющих функции норм-принципов, четко закреплены права инвалидов и гарантии их социальной защиты. В ряде декларативных норм федеральных законов, осуществляющих информационную роль, перечислены необходимые меры, которые гарантируют социальное обеспечение инвалидов на основании их ИПРИ.

[15] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 190 от 10.09.2008.

[16] Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2004 N 1646-р " О создании подведомственных Росздраву федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (в ред. от 04.02.2008) // Российская газета, N 286 от 24.12.2004; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 327 " Об утверждении Устава федерального государственного учреждения " Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" (в ред. от 16.01.2006) // Документ не был опубликован, но доступен в Интернет.

[17] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.10.2012 N 310н " Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" // Российская газета", N 301 от 28.12.2012.

[18] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 301 от 28.12.2012.

[19] По неофициальной статистике общественных организаций инвалидов их число на январь 2012 года достигло 16 млн. человек. При этом учтены и те, кто не получают официальные льготы. В России численность инвалидов, как правило, ежегодно увеличивается даже при " жестком" их отборе территориальными бюро медико-социальной экспертизы. Например, исходя из официальных данных, предоставленных Минтрудом РФ Счетной палате РФ перед принятием " монетарного" Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, по состоянию на 1 января 2004 года инвалидов в стране было 10, 5 млн. человек.

[20] Все приведенные в данном исследовании судебные примеры взяты либо из справочно-правовых поисковых систем типа " Гарант" или с сайтов соответствующих судов.

[21] Текст документа опубликован: " Российская газета", N 237 от 27.10.2004.

[22] Эти выводы судов не бесспорны по следующим основаниям. В нормативных актах, связанных с обеспечением инвалидов путевками на санаторное лечение, нет как прямого указания о денежной компенсации натуральной льготы, не предоставленной компетентным органом государства, так и нет запрета на компенсацию инвалиду нанесенного ущербу его здоровью в результате не предоставления путевки. Как это будет показано далее, закон ограничивает выплату инвалиду компенсации только в случае его отказа от этого вида социальной услуги и последующего обращения за возмещением затрат при самостоятельном приобретении путевки в самовольно избранный им санаторий.

В данном деле мы видим, как территориальное отделение ФСС РФ не смогло приобрести в течение календарного года нужного количества путевок на санаторное лечение для всех прикрепленных к нему инвалидов. Но, исходя из правового принципа справедливости и содержания ст. 46 Конституции РФ, бездействие органов государственной власти и должностных лиц, нарушивших права инвалида на медицинскую реабилитацию, данное право подлежало безоговорочной защите либо в виде денежной компенсации, либо путем предоставления соответствующей путевки.

[23] В целях обеспечения конфиденциальности информации о частной жизни субъекта данного конфликта, исходя из его личного решения, в этой статье не приводятся сведения, которые могли бы идентифицировать его личность, конкретное место события и лиц в нем участвовавших.

[24] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 295 от 30.12.2013.

[25] Первоначальный текст документа опубликован в издании " Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 47, 25.08.2009 совместно с " Положением о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", " Положением о порядке предоставления бесплатного санаторно-курортного лечения в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 " О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", " Положением о порядке предоставления бесплатного санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве", " Положением о порядке предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве".

[26] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 283 от 22.12.2004.

[27] Текст опубликован: " Российская газета", N 181, 16.08.2013.

[28] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 31 от 16.02.2005.

[29] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 40 от 28.02.2006.

[30] Текст опубликован: " Российская газета", N 284 от 12.12.2014. Начало действия - 23.12.2014

[31] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 77 " Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь" (ред. от 28.10.2009) // " Российская газета", N 58 от 22.03.2007. Начало действия - 01.01.2010

[32] Текст инструкции опубликован в журнале " Здравоохранение", 2000 г., N 2. Документ фактичеси утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 18.06.2007 N 426, отменившего Приказ Минздрава РФ от 14.05.1997 N 141, которым была введена учетная форма N 088/у-97.

[33] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.04.2015 N 228н " Об утверждении формы акта медико-социальной экспертизы гражданина и Порядка его составления" // " Российская газета", N 122 от 08.06.2015. Начало действия - 09.06.2015

[34] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 17 от 28.01.2011.

[35] Приказ и регламент опубликованы: " Российская газета", N 151 от 09.07.2014, № 172, 01.08.2014 (уточнение).

[36] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2004 N 195 " О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" (в ред. от 20.11.2009) // " Российская газета", N 286 от 24.12.2004 (Приказ, прил. 1).

[37] Размер ЕДВ индексируется один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозирования уровня инфляции.

[38] Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 03.12.2014.

[39] Первоначальный текст документа опубликован: Российская газета, N 1 от 12.01.2005.

[40] Текст этого кассационного определения официально опубликован не был и предоставлен для СПС " Гарант" Верховным Судом РФ по договору об информационно-правовом сотрудничестве.

[41] Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 219 от 19.11.2002.

[42] См.: Постановление Правления ПФ РФ от 02.11.2006 N 261п " Об организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по обеспечению граждан документами, подтверждающими их право на получение набора социальных услуг (социальной услуги)" // " Российская газета", N 256 от 15.11.2006.

[43] Текст закона обнародован в " Российской газете" N 275 от 03.12.2014.

[44] Данное определение официально опубликовано не было, но обнародовано в различных справочно-поисковых системах и в Интернет, в том числе на сайте Санкт-Петербургского городского суда.

[45] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008 N 418н (в ред. от 11.09.2009) " Об утверждении Порядка организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения" // Первоначальный текст документа опубликован: " Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 45 от 10.11.2008.

[46] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2013 N 336н " Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания" // Российская газета, N 21 от 31.01.2014

[47] Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N2065-р " Об утверждении Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Москвы" // " Собрание законодательства РФ", 02.02.2009, N 5, ст. 640

[48] Не вдаваясь в детали вышеизложенного порядка и его реализации на практике, что отражено в письме заявителя, а также не затрагивая ряда гарантий Конституции РФ необходимо отметить следующее. В данном как бы " Порядке" отсутствует даже упоминание о Законе N 181, который имеет свои принципиальные особенности, в частности, касающиеся ИПРИ. Следовательно, эти особенности не учтены в Постановлении Правительства Москвы N 755-ПП и поэтому в данной части оно, как показал проведенный сравнительно-правовой анализ, не соответствует Закону N 181. Причем по отдельным своим позициям его содержание входит в существенные противоречия с концептуальными принципами социальной защиты инвалидов.

[49]Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) " О внесени изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Первоначальный текст документа опубликован: " Российская газета", N 188 от 31.08.2004.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.