Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа

 

План

 

Введение

Глава I. Здоровый школьник - цель современного образования и воспитания

§ 1.1 Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

§1.2 Формы, методы, приёмы реализации здорового образа жизни в школе

Глава II. Педагогическая деятельность учителя начальных классов по пропаганде здорового образа жизни

§ 2.1 Уроки здоровья

§ 2.2 Роль учителя

§ 2.3 Роль внеклассной работы в формировании здорового образа жизни младших школьников

§2.4 Роль оздоровительных мероприятий в формировании здорового образа жизни младших школьников

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

 

Проблема пропаганды здорового образа жизни среди младших школьников сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.

Что представляет собой учебно-воспитательная работа в пропаганде ЗОЖ? Каковы её основные методы и средства? Каких направлений следует придерживаться при достижении поставленных целей? Вот круг вопросов, на которые, прежде всего, ищут ответы учителя. В этом и состоит актуальность выбранной нами темы дипломной работы «Пропаганда здорового образа жизни как одно из основных направлений в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов».

В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.

По данным НИИ педиатрии:

14% детей практически здоровы;

50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3.9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Беспокоят специалистов различных служб и ведомств и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Возрастание количества ВИЧ инфицированных детей и подростков.

Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.



В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить:

новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.

В рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время будут обновлены действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к системе общего образования; механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья школьников; требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений; строительные нормы и правила; типовые проекты школьных зданий, адекватные современным требованиям к организации образовательной среды; практики организации обслуживания школьного хозяйства, организации подвоза школьников к месту учебы; механизмы взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.

Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести и каждому педагогу образовательного учреждения. Один из эффективных способов сопровождения здоровья учащихся ОУ - реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.



Если проанализировать сформулированные цели учебно-воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдаётся развитию личности вообще. Но в чём же заключается её значение во всестороннем формировании учащихся?

Прежде всего, физическое развитие создаёт предпосылки для полноценной умственной работы младшего школьника.

Физически здоровый ребёнок может лучше проявлять себя в учебном процессе, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

Наконец, способствует формированию нравственности, товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а так же укреплению воли.

Объект исследования - здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Предмет исследования - работа учителя начальных классов по пропаганде здорового образа жизни.

Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть роль учебно-

воспитательного процесса в пропаганде здорового образа жизни.

Задачи:

·изучить литературу по теме «Пропаганда здорового образа жизни как одно из основных направлений в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов»;

·раскрыть влияние современного образования и воспитания на сбережение и укрепление здоровья младшего школьника;

·выявить основную задачу педагога, содержание его деятельности в процессе учебно-воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни;

·познакомиться с основными методами и формами учебно-воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни.

База исследования: учащиеся начальных классов ООШ Шульгинская Мордовского района Тамбовской области.

 

Глава I Здоровый школьник - цель современного образования и воспитания

здоровый жизнь младший школьник

… Прозвенел последний школьный звонок. Отзвучал последний школьный вальс… Вчерашние мальчишки и девчонки стали юношами и девушками, вступающими в самостоятельную жизнь.

На протяжении всех 10 лет школа давала своим воспитанникам знания, учила думать, жить в коллективе, готовила к трудовой жизни. И как свидетельство уровня знаний, зрелости ума, настойчивости, трудолюбия, любознательности каждому, окончившему среднюю школу, выдаётся аттестат зрелости. Но и школа, и общество в целом заинтересованы не только в том, чтобы каждый молодой человек, вступающий в жизнь, обладал определённым запасом знаний, умений и т. д., но и в том, чтобы он обладал запасом отличного здоровья, необходимого ему для полноценной трудовой и творческой жизни [12, с. 93].

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. На фоне сложных экономических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

В.А.Сухомлинский писал: «…Опыт убедил нас в том, что примерно у

% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя»[4, с. 97].

Хотя программа начальных классов соответствует возможностям семилеток, тем не менее, ребёнку необходимо какое-то время, чтобы приспособиться к новым для него требованиям и условиям. И не всегда перестройка организма, как физиологическая, так и психологическая, вхождение первоклассника в новый, заданный школой режим, проходит нелегко - дети жалуются на общее недомогание, на головную боль, усталость, капризничают без всякой видимой причины.

Естественно, что в таком состоянии ребёнок не может сосредоточиться на объяснениях учителя, сконцетрировать своё внимание при выполнении

задания. В результате - низкая успеваемость, чувство неудовлетворённости, неуверенности в своих силах. В этом случае страдает не только нервная система, но и другие системы организма - ухудшаются показатели крови, в результате снижения сопротивляемости организма к воздействию болезнетворных микробов учащаются простудные и инфекционные заболевания.

Для того чтобы вырастить и воспитать здорового ребёнка, каждой семье необходимо выбрать систему мер по укреплению и сохранению здоровья, которая должна строиться на определённом отношении родителей к организму и здоровью человека.

Основа этой системы - соблюдение режима дня, рациональное питание, закалка и тренинг организма с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, вера в силы и возможности организма.

В федеральном законе об образовании статья 19 «Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование» говорится о том, что

. Общее образование включает в себя 3 ступени соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить приём детей в образовательное учреждение для обучения в более раннем возрасте [29, с. 81].

А статья 51. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» гласит:

. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом здравоохранения образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные учреждения, в том числе и санитарного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают охрану здравоохранения…[29, с. 83]

Таким образом, под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

В формулировке всемирной организации здравоохранения здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние нашего физического, душевного и социального благополучия здоровья рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека. Его рассматривают с различных сторон: соматическое здоровье - сфера биологии и медицины; физическое здоровье - сфера физкультуры и спорта; психологическое здоровье - сфера психологических наук; нравственное здоровье - это сфера воспитания.

По современным представлениям достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта.

Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных органов, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологизации учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.

Основная цель начального образования - развитие ребенка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

. воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддерживания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания соблюдать ЗОЖ;

. обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развитие таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;

. непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, а также через таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психологическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности [26, с. 54].

Конечно, приведённое деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает здоровье. Тем не менее, для каждого мероприятия можно выделить доминирующий аспект, согласно приведённой классификации.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В начальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту, так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в самом раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяют те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку именно в этом возрасте это ещё можно сделать. Воспитание ведётся в воспитательном ключе с упором на пропаганду правил гигиены. Большое значение имеет психологическое направление. Предусматриваются специальные мероприятия по облегчению адаптации в школе, создание психологически комфортных условий для учащихся. С учётом всего отмеченного, в школе типовые мероприятия выглядят следующим образом:

Воспитательный аспект:

создание и ведение валеологического паспорта начальной школы. Валеологический паспорт представляет собой несколько вывешенных на специальном стенде списков учащихся классов, которые:

·в текущем году не имели пропусков уроков по причине болезни;

·занимаются в спортивных секциях;

·регулярно проводят закаливающие процедуры;

·по результатам психологического тестирования имеют лучшую память, внимание.

В паспорт могут быть добавлены др. аналогичные списки по усмотрению классного руководителя. Он может быть красочно оформлен, содержать в увлекательной форме сведения о ЗОЖ и др. Цель ведения такого паспорта - воспитывающая, с тем, чтобы привлечь внимание учащихся к этим проблемам и вызвать желание числиться в этих списках, поощрить приложение усилий в этом направлении.

Обучающий аспект:

преподавание валеологии.

Непосредственно оздоровительный аспект:

занятия на уроках физкультуры;

проведение оздоровительных пауз во время уроков;

ведение спортивных секций, групп ЛФК и т.п.;

проведение недель здоровья.

В описываемой системе присутствует обеспечение полноценным питанием учащихся, соответствующее оформление классных комнат и школы в целом, создание возможностей для соблюдения правил гигиены и прочее [26, с. 67].

Таким образом, реализация решения задачи оздоровления, с точки зрения трёх взаимосвязанных аспектов, осуществляется с учетом особенностей каждого возраста.

 

§1.1 Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

 

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? - отбор и структура содержания,

Как? - оптимальная организация учебного процесса,

С помощью чего? - методы, приемы и средства обучения,

Кто? - реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? - объективные методы оценки результатов обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни - требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.

. Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

создание оптимальных гигиенических, экологических и других

условий для образовательного процесса;

обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:

обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете, зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

 

§1.2 Формы, методы, приёмы реализации здорового образа жизни в школе

 

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:

 

Метод обученияспецифическиеобщепедагогическиеРассказ++Дидактический рассказ++Бесела++Лекция+Дискуссия+Работа с книгой+Демонстрация++Иллюстрация++Видео метод++Упражнения++Наглядность+Лабораторный метод+Практический метод++Познавательная игра+Методы программированного обучения+Обучающий контроль+Ситуационный метод++Игровой метод++Соревновательный метод++Активные методы обучения+Воспитательные, просветительские и образовательные программы+

В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом:

·защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

·компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

·стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);

·информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Использование методов и приемов зависит от многих условий:

·от профессионализма педагога,

·от его личной заинтересованности,

·от уровня, на котором используется технология.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Структура процесса обучения при использовании

здоровьесберегающих технологий

Обучение - это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу компетенций, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения,

Основные задачи:

1.Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2.Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

.Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

.Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

.Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

. Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1.Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2.Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

.Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углубленно познать основы здоровьесбережения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:

а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;

б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;

в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1.Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2.Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

.Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях углубления компетенций по здоровьесбереженню используют различные методы и приемы:

·практический метод,

·познавательная игра,

·ситуационный метод,

·игровой метод,

·соревновательный метод,

·активные методы обучения,

·воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:

·элементарные движения во время занятия;

·физические упражнения;

·физкультминутки и подвижные перемены;

·«минутки покоя»;

·различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

·лечебная физкультура;

·подвижные игры;

·специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);

·массаж;

·самомассаж;

·психогимнастика,

·тренинги,

·элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников),

·фитобары в стенах школы,

·кабинет физиотерапии,

·оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся,

·различные реабилитационные мероприятия;

·массовые оздоровительные мероприятия,

·спортивно-оздоровительные праздники,

·тематические праздники здоровья др.

Средства, используемые при реализации

здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

) средства двигательной направленности;

) оздоровительные силы природы;

) гигиенические факторы;

) факторы становления ценностного отношения к здоровью.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:

·солнечные и воздушные ванны,

·водные процедуры,

·фитотерапию,

·ароматерапию,

·ингаляцию,

·витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

·выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

·личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

·проветривание и влажная уборка помещений;

·соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

·привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;

·обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );

·организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;

·ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Формирование ценности здоровья - одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении - программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.

 

Глава II Педагогическая деятельность учителя начальных классов по пропаганде здорового образа жизни

 

В период социально - экономических преобразований дело воспитания молодого поколения приобретает особое для развития общества значение. Классное руководство - традиционное школьное явление, осуществляющееся в единой системе учебно-воспитательного пространства школы. Деятельность классного руководителя является одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.

Классный руководитель - это педагог класса, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребёнка и содействующий наилучшему освоению мира каждым ребёнком. Он осуществляет профессиональное прослеживание личностного развития воспитанника и является сосредоточением всех социальных воздействий на ребёнка, организатором его стратегических коммуникаций в социуме.

Цель классного руководителя - сформировать личность, способную строить жизнь достойного человека. Одним из важнейших направлений в его деятельности является системная работа с коллективом класса по программе здорового образа жизни. В процессе этой работы учитель способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально - ценные отношения и переживания воспитанников в классном обществе, создаёт ситуации защищённости, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия развития ребёнка.

Классный руководитель является для детей творцом интересных разнообразных видов деятельности. Он учитывает особенности социальной установки в стране и конкретных условий в школе. В процессе своей деятельности ориентируется на формы работы дискуссионного, игрового, состязательского, творческого характера.

Необходимо отметить, что количество форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется.

Учебно-воспитательная работа учителя начальных классов по пропаганде здорового образа жизни осуществляется в основном в форме уроков здоровья и классных часов, на которых дети знакомятся с миром физической культуры, здоровым образом жизни, получают сведения о своём организме, о гигиенических правилах, о возможностях самосовершенствования, о личной физической подготовленности и развитии, о разнообразных физических упражнениях.

Таким образом, полученные знания будут способствовать укреплению здоровья, повышают работоспособности, совершенствованию физических, психических и моральных качеств младших школьников.

 

§ 2.1 Уроки здоровья

 

Многое меняется сейчас в школе, она становится более гуманной, демократичной; многое меняется и в физкультурном движении. В центре внимания - школьник, его здоровье, высокое физическое развитие.

«Забота о человеческом здоровье,- утверждал В.А.Сухомлинский,- тем более о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [13, с. 68].

Здоровье - одно из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Это понимание здоровья основано на противопоставлении: болезнь - здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек не на что не жалуется, работает, не обращается к врачу, окружающие в праве считать его здоровым.

Разъясняя учащимся, ценность здоровья, учитель может задать им вопрос, в чём смысл изречения: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял»? Целесообразно обратиться также к известному призыву «Береги здоровье смолоду» и объяснить, что основы здоровья закладываются в детстве, что любая более или менее серьёзная болезнь в детском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека. Полезно вспомнить еще одно известное выражение: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Следует разъяснить учащимся, что оно справедливо не только в отношении полезных дел, которые человек мог бы совершить в своей жизни, но не совершил, и время упущено, но так же и в отношении здоровья: утраченного здоровья не вернуть, или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем сберечь его в молодости.

Для того чтобы полученные учащимися знания о механизмах влияния компонентов образа жизни на состояние здоровья были созданными и могли служить ориентиром в поведении, целесообразно включать их в практическую работу, например, проведение уроков здоровья.

Обращать внимание учащихся на процессы, происходящие на клеточном уровне, важно еще и потому, что причины многих заболеваний, кроются в нарушении биохимических процессов в клетке. Понимание особенностей этих процессов позволит учителю подойти к проблемам здоровья с позиций химии и таким образом, осуществить и межпредметное взаимодействие.

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни, а также наиболее эффективные методы здравотворчества.

Понятие «образ жизни» включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть различным.

Факторы, формирующие здоровье, многообразны: одни укрепляют здоровье, другие - ухудшают его (факторы риска). Их объединяют в четыре группы: 1. образ жизни (50 % в общей доле влияния); 2. внешняя среда (20%); 3. наследственность (20%); 4. качество медицинского обслуживания (10%).

Выделяют несколько основных слагаемых гармоничного здоровья человека: физическое, нервно-психическое, духовно-нравственное, соматическое и социальное.

В формировании представлений о здоровье, здоровый образ жизни школы может учить не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки природоведения, естествознания, окружающего мира, физкультуры.

В курсе природоведения 3-й класс (школа 1-3) и 4-й класс (школа 1-4) выделена самостоятельная тема «Организм человека и охрана его здоровья», разработан ряд уроков по природоведению, посвящённых здоровью человека. Разработки содержат в основном нетрадиционный материал, направленный на развитие самостоятельности мысли учащихся, познавательных интересов и активизацию творческих возможностей. При ознакомлении с данной темой идёт опора на субъективный опыт учащихся для того, чтобы они умели поддерживать в себе веру в свои возможности быть здоровым, чувствовать ответственность за сохранение своего здоровья. Для этого используются традиционные и нетрадиционные средства обучения.

Уроки физкультуры - основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Однако, обычный урок не даёт особого эффекта в плане оздоровления учащихся. В связи с этим, учителям физкультуры совместно с медиками, необходимо разрабатывать комплексы специальных методов и средств на основе использования дыхательной гимнастики и вводить их в обычный урок физкультуры.

Дыхательная гимнастика должна основываться на получении массажного эффекта при помощи струи воздуха, получаемой при применении короткого и активного вдоха.

Для решения поставленных задач необходимо использовать игры, упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе - звуко-речевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению бронхоспазм. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Это способствует улучшению функции терморегуляции, внешнего дыхания. Для профилактики бронхолёгочных заболеваний также применяют игры, содействующие нормализации прикуса. Локальная гимнастика направлена на оздоровление при помощи механического раздражения биоактивных точек локальных легкодоступных на теле групп. В её основе лежит использование техники точечного массажа.

Одновременно по ходу урока учащиеся получают определённые знания, чаще всего в процессе выполнения двигательных действий.

Учитель должен формировать у учащихся умения применять полученные знания на практике. Это создаёт условия для осознанных занятий физическими упражнениями.

Таким образом, в основе знаний, которые дети получают на уроках здоровья лежат представления об организме и отдельных органах, их функционировании, о том, как физические упражнения влияют на рост и развитие человека. В основы знаний также входят вопросы здорового образа жизни и его влияния на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены.

Оздоровительная гимнастика до уроков. День в школе начинается с проведения гимнастики до учебных занятий. Комплексные занятия гимнастикой до уроков в школе дисциплинируют учащихся, помогают организованно начать день, а хорошее самочувствие после гимнастики повышает работоспособность, улучшает качество учебных занятий.

Проводить гимнастику наиболее благоприятно на открытом воздухе на школьных площадках, что обеспечивает закаливающий эффект. Если не позволяют погодные условия, гимнастика проводится в хорошо проветренных рекреационных помещениях. Учитель должен помнить, что не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах, так как это приводит к нарушению микроклимата в классе. В результате увеличивается температура воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов и т.д.).

Гимнастика до учебных занятий проводится в течение 5-7 минут. Она должна отвечать следующим требованиям:

разносторонне воздействовать на организм;

не возбуждать и не утомлять учащихся;

улучшать осанку.

Учитель должен разработать комплекс, состоящий из 5-6 упражнений, известных и легко выполняемых детьми с первого раза, соответствующих условиям проведения (площадка, рекреация). В основном это должны быть общеразвивающие упражнения.

Типичными являются следующие 4 группы упражнений:

1.упражнения типа подтягивания, выпрямления;

2.упражнения, воздействующие на основные группы мышц шеи, кисти, стопы, предплечья, содействующие формированию правильной осанки; вращение туловища, головы; рывки руками с поворотами; ходьба с высоко поднятой головой, на носках, выпрямившись;

.упражнения, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения: приседания, легкий бег на месте и т.п.;

.упражнения, содействующие активизации внимания, требующие активного контроля за движениями, на координацию, согласованное одновременное движение туловища, рук, ног и т.п.

Учителю нужно помнить, что заканчивать гимнастику следует спокойными упражнениями, чтобы ученики сразу же могли приступить к учебным занятиям. Комплекс упражнений следует менять 1 раз в месяц.

Проведение гимнастики до учебных занятий необходимо согласовать с родителями учащихся, т.к. дети должны раньше приходить в школу.

Таким образом, гимнастика до уроков ставит своей целью активизировать процессы обмена веществ, стимулировать дыхательную функцию, повышать работоспособность и организованность учащихся, является неотъемлемой частью оздоровительной и воспитательной работы, проводимой учителем начальных классов с младшими школьниками.

Оздоровительные физкультминутки

Оздоровительные физкультминутки - это форма двигательной нагрузки, которая должна использоваться всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки помогают снять утомление, восстановить внимание и работоспособность учащихся, предупредить нарушение осанки. Минута активного отдыха - это десятки минут, сбереженных для полноценного учебного труда.

Время начала физкультминутки определяется самим учителем, т.е. при проявлении первых признаков утомления. Это наблюдается примерно на 20-25 минуте после начала урока. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока учитель может, включив в структуру урока двигательные упражнения средней интенсивности. Ему следует уделить особое внимание упражнениям для кистей рук. Это обуславливается процессами формирования кистей рук у детей младшего школьного возраста, для которого чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) утомительны.

Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, учитель должен включать следующие упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращение головой, наклоны, полунаклоны, выпрямление ног, дыхательная гимнастика.

Для профилактики близорукости и замедления ее программирования, следует использовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренаж.

Длительность физкультминутки обычно составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Учитель должен помнить, что комплекс физкультминутки следует менять не чаще, чем через 2 недели.

Таким образом, введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения (для кистей рук, динамические, дыхательные, офтальмотренаж), является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Физкультминутка позволяет решать проблемы перегрузки учащихся, рациональной организации физического и трудового воспитания, активного отдыха, столь необходимого для гармоничного развития детей.

Классные часы о здоровом образе жизни

Особое место в воспитательной работе учителя начальных классов занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанника, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и эстетические проблемы.

Еженедельно классные руководители и воспитатели проводят классные часы. Их тематика исходит из воспитательных целей, поставленных на учебный год, согласовывается с общешкольным планом воспитательной работы.

Условно классные часы можно разделить по тематике следующим образом:

. организационные;

. профилактические;

. психологические;

. воспитательные;

. познавательные;

. развлекательные.

По пропаганде здорового образа жизни в начальных классах проводятся профилактические классные часы. Они направлены на предупреждение правонарушений, несчастных случаев, профилактику заболеваний, вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и безопасного поведения.

Профилактические классные часы можно посвятить беседе о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Начиная с младших классов необходимо объяснить ученикам важность режима, а в дальнейшем - научную организацию труда и отдыха.

Для таких классных часов целесообразно привлекать специалистов: работников детской комнаты милиции, врачей, преподавателей ОБЖ.

Формы проведения профилактических классных часов весьма разнообразны: беседы, инструкции, устные журналы, встречи с медработниками, ролевые игры, и т.д.

В последние годы одной из наиболее серьёзных социальных проблем становится проблема нарастающей наркотизации и ранней алкоголизации детей. В связи с этим ведущей обязанностью классного руководителя является проведение работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

Психоактивные вещества - это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека.

Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специальные особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личной ценности здоровья, его значимости позволяет ребёнку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

В профилактической работе, проводимой на классных часах, необходимо координально переходить от установок по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизма, наркотизации (чаще эта информация перегружена медицинскими сведениями о патологии отдельных органов и систем) к психолого-педагогическим технологиям формирования активной психологической защиты, формированию у детей ценностного отношения к здоровью, и не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации.

На наш взгляд должны иметь место быть «уроки жизненных навыков» (например, противодействие первой проблеме алкоголя, наркотика), которые будут давать возможность детям многих школьных возрастных периодов в игре и через игру формировать у себя установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.

В начальной школе классные часы по профилактике вредных привычек могут проводиться в виде чтения сказок, содержание которых имеет отношение к этой проблеме. Они осуществляются при помощи вспомогательных дидактических средств: это могут быть слайды или специально подготовленные рисунки. Учитель читает сказку и показывает детям соответствующие рисунки или слайды. Педагогу, который проводит подобные классные часы, необходимо помнить, что от его эмоционального отношения к содержанию занятий зависит формирование позитивного представления детей о вреде психоактивных веществ.

После классного занятия учитель задаёт классу контрольные вопросы. По усмотрению классного руководителя на последнее занятие (спектакль) можно пригласить родителей. Цель таких классных часов - сформировать представление об употреблении психоактивных веществ, как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека.

Задачи:

·представить основные сведения об употреблении психоактивных веществ;

·рассказать о влиянии психоактивных веществ на внешность человека;

·предоставить начальные сведения о здоровом образе жизни;

·сформировать личную позицию в отношении употребления психоактивных веществ.

После проведения спектакля учитель обсуждает с детьми «хорошие» и «плохие» поступки персонажей.

Кроме классных часов, которые проводятся в целях профилактики вредных привычек, имеют место быть и такие классные часы, как «Твой режим дня», в рамках которого осуществляется процесс воспитания самодисциплины младших школьников при выполнении режима дня. На таком мероприятии дети узнают, как правильно составлять режим дня, для чего он нужен, в чём его полезность для здоровья человека.

Очень важное место в цикле классных часов занимает работа над темой «Закаляй свой организм». На таком занятии дети знакомятся с видами закаливания, влиянием закаливания на повышение устойчивости организма к инфекционным заболеваниям, узнают, когда полезно закаляться, а когда нет. Очень интересным и познавательным для младших школьников является

классный час на тему: «Каков он, русский богатырь?». Учащиеся открывают для себя, какими качествами обладали богатыри на Руси, за что их прославляли и воспевали в древних сказаниях. Делают выводы о том, как в наше время можно стать богатырём и какими качествами для этого надо обладать.

Неотъемлемой частью в системе классных часов является мероприятие на тему: «Чистота - залог здоровья». На этом мероприятии обсуждаются вопросы личной гигиены: уход за телом, умывание, мытьё рук, уход за волосами. Рассматриваются требования к одежде, обуви, уход за ними.

Таким образом, через сведения, которые дети получают на классных часах о здоровом образе жизни, учитель влияет на формирование у них культуры здоровья, понимания ценности здорового образа жизни.

 

§2.2 Роль учителя

 

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.

Жизнь детей тесно связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьников, гораздо больше, чем врач, не прибегая при этом к горьким лекарствам и неприятным процедурам. Главная задача учителя - сформировать у ребёнка культуру здорового образа жизни, отношение к своему здоровью как к ценности, научить навыкам управления своим здоровьем, необходимости ведения здорового образа жизни, навыкам оказания первой медицинской помощи и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, культуре межличностных отношений, т. е. заложить в каждом ребёнке необходимость профилактических мер. Если мы научим учащихся с раннего возраста беречь и укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В некоторых школах разработана и действует программа «Здоровье», на основе которой каждый классный руководитель разработал программу для своего класса, учитывая при этом показатели проводимого в начале учебного года мониторинга здоровья, данные которого содержатся в личном Паспорте здоровья каждого ученика.

Мониторинг здоровья и адаптации учащихся проводится 2 раза в год и содержит:

) План проведения мониторинга здоровья и адаптации.

) Физкультурная группа и группа здоровья учащегося.

) Рекоменд

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблем последних десятилетий наибольшей остротой отличаются проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Формати закладів ресторанного господарства

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.127 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал