Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические основы социального облуживания населения в РФ






 

Социальное обслуживание призвано способствовать клиентам в решении возникших у них социальных проблем, в восстановлении или усилении их способности к самообеспечению и самообслуживанию, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями. Основными субъектами системы социального обслуживания населения являются социальные службы – предприятия, учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения [10].

Экономическая деятельность социальных служб включает:

1) Финансовое планирование – составление обязательного для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг. Социальные службы могут финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, обеспечиваются земельными участками, имуществом [11];

2) Кадровая политика – система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения. То есть все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – заранее планируются и согласовываются с целями и задачами учреждения [12]. В системе социального обслуживания населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей).

3) Оплата труда работников [13]. Системы оплаты труда работников учреждений социального обслуживания включают в себя размеры должностных окладов (окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, доплат до размера минимальной заработной платы. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Системы оплаты труда работников устанавливаются в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия их учредителя с учетом:

а) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

б) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

в) перечня видов выплат компенсационного характера;

г) перечня видов выплат стимулирующего характера;

д) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

е) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании учреждения, в повышении качества оказываемых услуг;

ж) достигнутого уровня оплаты труда;

з) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;

и) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;

к) порядка аттестации работников учреждений.

Размеры окладов по должностям служащих и окладов по профессиям рабочих устанавливаются руководителем учреждения на основе минимальных должностных окладов, установленных для работников подведомственных учреждений исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Основным критерием экономической деятельности социальных служб является ее эффективность – соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Эффективность может быть предполагаемой, т.е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой). Контурами оценки эффективности являются: деятельность учреждения, уровень организации труда работников и квалификации персонала, качество и уровень социального обслуживания. Под предметом оценки эффективности деятельности социальных служб понимают то конкретное, что может оцениваться. Например, используемые формы и методы управления, результаты выполнения целевых программ, мотивация персонала, результаты социального обслуживания и другие. С предметом связаны и конкретные методики. Например, контурами оценки эффективности является качество и уровень социального обслуживания различных категорий граждан. Здесь предметами оценки будут виды обслуживания, формы и методы и технологии социального обслуживания и результаты социального обслуживания [14].

Применяемые методики оценки эффективности – это методики оценки эффективности видов, форм, методов и технологий, результатов социального обслуживания. Основные из них – это 1. метод «задачи – результаты»; 2. метод «задачи – результаты – затраты».

Метод «задачи-результаты» [15]. Суть метода: деятельность каждого учреждения социального обслуживания основывается на положении или уставе. Положение, в частности, содержит перечень задач, которые необходимо выполнить для достижения цели. Задача – это желаемый (предполагаемый) результат. Согласно данному методу, если задачи выполнены, то учреждение добилось результатов. Значит, деятельность данного учреждения можно считать эффективной. Достоинства метода: 1. демонстрирует связь между целевым назначением учреждения и достигнутыми результатами за определенный период времени; 2. требует нормативной базы для выполнения задач; 3. необходим контроль выполнения задач; 4. требует ведения статистики. Недостатки: 1. не учитывает затраты, связанные с достижением результата; 2. не показывает показатели оценки по трудовым ресурсам; 3. не оценивает эффективность с точки зрения клиентов.

Метод «задачи – результаты – затраты» [16]. Этот метод, в отличие от предыдущего, учитывает и затраты. Затраты – это себестоимость услуг, оказываемых учреждением социального обслуживания. Сначала определяют предполагаемые (планируемые) затраты, т.е. рассчитывают все ресурсы, необходимые для решения задач (в натуральной и денежной формах). После достижения результата, сравниваются планируемые и фактические затраты. Наибольшее применение получили количественные показатели задач и результатов: численность обслуживаемых (по категориям), виды и число, стоимостные показатели предоставляемых услуг. К достоинствам данного метода следует отнести: 1. оцениваются планируемые и фактически использованные ресурсы; 2. определяет необходимость контроля; 3. ведется статистический учет. Метод «задачи – результаты – затраты» не лишен недостатков: 1. не учитывает качественные характеристики задач, результатов и затрат; 2. не оценивает эффективность деятельности с точки зрения клиентов.

Наибольшее распространение получили такие методы оценки экономической деятельности социальных служб, как параметрический, факторы эффективности/неэффективности, выявление степени удовлетворения потребности клиентов, социологические методы [17].

Параметрический метод предполагает сравнение двух параметров: 1) прежнее состояние клиента; 2) нынешнее состояние клиента. В данном случае описывается состояние клиента при поступлении в учреждение, и после получения определенных услуг. Разница между этими параметрами представляет собой «реабилитационный эффект», или результат, подтверждающий эффективность используемых методик, организации и квалификацию персонала. Необходимо контролировать процесс оказания услуги и при необходимости вносить изменения.

Метод факторов эффективности/неэффективности. Обычно факторы, влияющие на эффективность, представлены наглядно (в виде таблиц). При использовании данного метода факторы неэффективности разделяют на три группы: факторы, решение которых не зависит от учреждения; факторы, решение которых зависит от учреждения; факторы, решение которых находится на границе (своих и чужих). Данный метод применяется один раз в год или два. Он может способствовать снижению или увеличению факторов эффективности/неэффективности. Этот метод позволяет определить и решить проблемы, входящие в перечень факторов неэффективности.

Метод выявления удовлетворения потребностей клиентов. Это метод комбинированный, так как отражает инструментарий социального маркетинга и социологии: а) прямой оценочный метод – периодическое проведение устных и письменных опросов клиентов; б) параметрический метод – сравнивается нормы, нормативы, стандарты оказания услуги с фактически оказанной услугой; в) сочетание этих методов. Оценки клиентов всегда субъективны, поскольку отражают личное отношение клиента к оказанным социальным услугам. Для получения более достоверных оценок эффективности деятельности учреждений социального обслуживания следует увеличить количество опрашиваемых клиентов и использовать различные оценочные методы.

Социологические методы – это использование анкет, бесед, интервью. Рассмотрим метод – анкетный опрос. В данном случае вопросы касаются оценки эффективности/неэффективности:

1. Как Вы оцениваете эффективность своей работы? Варианты предлагаемых ответов: высокая, хорошая, удовлетворительная, низкая, очень низкая. Первый вопрос является закрытым, т. е. он дает уровни оценки,

2. Каковы Ваши предложения по улучшению Вашей работы по обслуживанию инвалидов? Второй вопрос – открытый, рассчитанный на свободное высказывание мнений. Эти вопросы позволяют определить первоначальную оценку эффективности. При необходимости могут производиться более глубокие оценки.

Анкеты могут содержать отдельные вопросы, позволяющие определить эффективность деятельности учреждения. На практике требуются квалифицированная разработка анкеты, учет затрат на подготовку и обработку данных, необходимая подготовка специалистов для адаптирования оценочных методов к специфике деятельности социальных служб.

Существенным показателем понятия эффективности деятельности социальных служб является общепринятая норма или идеал. Этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному и т.д.) служат критерием нравственного здоровья общества. Стремление к идеалу – показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и деятельности социальных служб. Главным критерием здесь правомерно признать полноту удовлетворения потребностей человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Методы практического определения эффективности деятельности социальных служб в данном случае включают: 1. статистический анализ; 2. сравнительный анализ; 3. социально-демографический анализ; 4. целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы.

В качестве обобщенного критерия оценки экономической эффективности системы социального обслуживания населения выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.