Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неблагоприятный отбор, моральный риск и проблема вымогательства. Методы борьбы с оппортунистическим поведением.






Агентские отношения:

¨ - это отношения, в рамках которых некий доверитель (принципал) делегирует некоторые права (например, права на использование ресурса) некоему агенту, обязанному в соответствии с формальным или неформальным контрактом представлять интересы доверителя в обмен на вознаграждение.

¨ Сторона, обладающая большим объемом информации - агент, менее информированная сторона - принципал. Таким образом, проблемы «принципал - агент» возникают в связи с асимметрией информации.

 

В связи с асимметрией информации возникают проблемы оппортунистического поведения в реальных контрактах.

Пример: Феномен мягкого бюджетного ограничения: заемщик просит еще денег, но сейчас отдать старый долг не может.

Заемщик после получения кредита понимает, что может вести себя оппортунистически.

Оппортунистическое поведение – поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали (связанное с использованием обмана, хитрости).

Неблагоприятный отбор:

¨ (ухудшающий отбор) - в и д оппортунистического поведения на стадии до заключения контракта (ex ante). Состоит в использовании индивидом информационных преимуществ с целью заключения наиболее выгодного для себя контракта.

¨ В условиях симметрии информации информированная сторона искажает информацию для получения выгодных условий. Экономия на издержках измерения порождает проблему неблагоприятного отбора, что приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и, в итоге, к исчезновению рынка.

Пример: Наиболее дешевый способ «измерить» способности - попросить предоставить диплом об образовании.

Более точные адекватные способы измерения - затратные. Если спрашивать только диплом о высшем образовании - придут выпускники непрестижных вузов, экономия на издержках измерения приводит к неблагоприятному отбору. Если уточнить характеристики, то можно потребовать диплом об окончании конкретного вуза, уточнить качество оценок, уточнить специализации и так далее.

 

Методы решения проблемы неблагоприятного отбора:

1. Сигнализирование.

¨ Сигналы - это действия информированной стороны, направленные на донесение до неинформированной стороны информации о своих характеристиках.

¨ На рынке товаров в качестве сигнала могут выступать: - гарантия

- репутация

- реклама

¨ На рынке труда - предоставление определенного объема образования.

¨ Эффективность сигнала определяется различием в цене сигнала для различных типов работников.

2. Фильтрация

Фильтрация - это действия неинформированной стороны, по реакции на которые информированной стороны она делает выводы о ее скрытых характеристиках.

¨
Пример: Страховая фирма не может определить, кто пришел - «здоровый» или «больной», и предлагает среднюю цену за страховку. Потенциальный клиент решает, принять контракт или нет.

¨ «Больные» примут, а «здоровые» - нет, так как для них это дорого, возникнет проблема неблагоприятного отбора.

На рынке страхования механизм фильтрации работает через предложение страховых контрактов разной стоимости и с разным количеством предусмотренных посещений врача в год - 3 раза или неограниченное число раз.

3. Рационирование

Рационирование - это отбор по показателям, напрямую не связанным с прибылью.

То есть принципал сознательно отказывается от максимизации по параметрам, напрямую связанным с прибылью, а максимизирует выгоду по параметрам, косвенно связанным с прибылью, например, учитывает репутацию агента).

 

На рынке кредитов проблема неблагоприятного отбора решается через механизм рационирования. Чем выше ставка кредита, тем выше вероятность оппортунистического поведения.

 

В целях решения проблемы неблагоприятного отбора цена кредита искусственно занижается. В результате объем спроса превышает объем предложения, отбор клиентов осуществляется по критериям, не связанным с прибылью, например, учитывается кредитная история. Таким образом, отбираются заемщики с высокой степенью надежности, а это чаще всего с низким уровнем риска, следовательно, с низкой доходностью

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.