Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление Пасхи и праздника опресноков






Ст. 1-2: Исходом из Египта для евреев полагалось начало новой жизни, с этого времени порабощенному народу давалась возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования. Поэтому месяц выхода евреев из Египта должен был, по воле Божией, на будущее время быть первым месяцем года. Месяц этот, называемый ниже (13, 4) " авив" (слав. " плодов новых", т.е. месяцем колосьев), впоследствии, после вавилонского плена, получил наименование нисана (месяц цветов), он соответствует нашему марту-апрелю. Действительно, в последующие времена священный год евреев начинался с этого месяца, но в то же время у евреев сохранился другой счет месяцев для года гражданского, начинавшегося с самого месяца " тисри", соответствующего нашему сентябрю-октябрю.

Ст. 3-14: Господь называет установленный Им праздник Пасхою: " Пасха" (евр. " песах" есть Господня").

Объясняя затем значение праздника, Господь говорит, что Он этой ночью пройдет землю египетскую, поразит всех первенцев Египта - от человека до скота и над всеми богами египетскими произойдет суд, под чем можно понимать поражение обоготворяемых египтянами животных, или согласно с иудейским преданием - чудесное сокрушение египетских идолов. Кровь же пасхального агнца на домах евреев будет знамением, по которому Господь " пройдет мимо их" (евр. " песахти", слав. " покрываю вы" - последний перевод, до некоторой степени, выражает другое скрытое в слове " песах" понятие - пощады). Таким образом, слово Пасха означает, в ближайшем смысле " прохождение мимо", но в то же время по своим последствиям установляемое празднество было избавлением, помилованием евреев в лице их первенцев.

Праздник Пасхи называется вечным установлением в том смысле, что он имел совершаться до конца времен ветхозаветных. Кроме того, он является вечным в собственном смысле, ибо новозаветная Пасха, прообразом которой был пасхальный агнец, будет совершаться вечно.

Жертву пасхального агнца можно рассматривать, в ближайшем историческом значении - в отношении к евреям и в духовно-таинственном прообразовательном значении - в ряду ветхозаветных прикровенных указаний на устроение нашего спасения, совершенное Господом Иисусом Христом.

В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения (Исх. 12, 27; ср. 24, 25), совершенного евреями, оставляющими Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее как на благодарственно-умилостивительную жертву, заклание агнца и помазание кровью его домов представляло как бы выкуп за еврейских первенцев (ст. 27). Вкушение же пасхального агнца всеми и членами семьи должно было изображать единение верующих с Богом через жертвенную трапезу, подобно тому как для членов Церкви новозаветной таинство Евхаристии есть приобщение Телу и Крови Христа.

Неквашенный хлеб (ст. 3) служил напоминанием быстрого исшествия из Египта, горькие травы были воспоминанием той горькой доли, от которой избавил израильтян Господь. Таинственно-прообразовательное значение пасхального агнца указано самим Писанием. По словам святого апостола Павла, Моисей " верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их" (Евр. 11, 28). Из этих слов видно, что совершение Пасхи должно было сопровождаться верою в Искупителя и потому пасхальный агнец прообразовал Христа Спасителя, Которой, по словам Иоанна Крестителя, есть " Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29) - по словам Тайновидца " агнец, заколенный от сложения мира" (Апок. 13, 8). Подобно тому как кровь пасхального агнца спасла от истребления еврейских первенцев, так все человечество, по словам святого апостола Петра избавлено " от суетной жизни и драгоценною Кровию Христа как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, появившегося в последние времена для Вас" (1 Петр. 1, 18-20). Таким образом, пасхальный агнец преобразовательно указывал на новозаветную Пасху - на искупительные страдания Христа. " Пасха наша, Христос, - говорит Апостол, - заклан за нас" (1 Кор. 5, 7).

В силу такого общего духовно-таинственного значения жертвы пасхального агнца и частые обряды этой жертвы имели прообразовательное значение. Так, несокрушение костей пасхального агнца (ст. 10), по изъяснению евангелиста Иоанна, прообразовательно указывало на несокрушение голеней распятого Христа Спасителя (Ин. 19, 31-36).

Святая Церковь в своих песнопениях выразила это понимание таинственного значения Пасхи. " Желающие, - взывает Она к своим чадам, - Божественная Пасха причаститися, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отъимем покаянием, препояшим чресла наша умерщвлением страстей, украсим ноги сапогами, возбранительными от всякого дела лукаваго, и утвердимся палицею веры" (Стих на стих. в четв. 1 седм. поста на повеч.).

Ст. 15-20: Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано выше и Сам Господь определяет в словах ст. 17: " в сей бо День изведу силу вашу от земли Египетския". Опресноки, таким образом, должны были напоминать последующим поколениям о выходе евреев из Египта, а в более частном смысле - о той поспешности, с которою они оставили страну порабощения (ст. 39; Втор. 16, 3). Кроме того, праздник опресноков имел значение нравственно-религиозное. Квасное, как заключающее в себе начала разложения, было символом нравственней порчи; опресноки, наоборот, являются символом нравственной частоты. Отсюда правило закона, запрещавшее вкушать в продолжение семи дней праздника все квасные и предписывавшее употреблять только опресноки, предуказывало евреям ту нравственную чистоту, которая требовалась от них, как народа избранного, предостерегала их от тойзакваски язычества (в частности, египетского), которая могла извратить и повредить чистые религиозные истины, врученные Богом для хранения Израилю. Подобным образом и Христос Спаситель наставляя Своих учеников беречься " от кваса фарисейска и саддукейска", т.е. от учения фарисеев и саддукеев (Мф. 16, 6; 12). Наконец, в таинственно-прообразовательном отношении праздник опресноков предуказывал новозаветную Пасху - Христа, через которого христиане, очищенные от ветхой закваски, будут праздновать новую Пасху " не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" (1 Кор. 5, 7-8).

Ст. 21-27: Моисей передал старейшинам народа божественное повеление относительно совершения Пасхи, отложив возвещение воли Божией о празднике опресноков до ближайшего будущего (см. 13, 3-10).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.