Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

1) появились мануфактуры;

2) расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2. Политические предпосылки:

1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;

2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

14. Принятие и содержание «Соборного Уложения». Зарождение институтов абсолютизма в России.

Ответ:

6 июля 1648 года царь и дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой все источники действовавшего права и, дополнив их новыми постановлениями, свести в один кодекс. Проект кодекса тогда же было поручено составить комиссии из бояр: кн. И. И. Одоевского, кн. Сем. В. Прозоровского, окольничего кн. Ф. Ф. Волконского и дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова (последние были образованнейшими людьми своего века). Тогда же решено было собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта земский собор к 1 сентября. Активное участие собора в деле составления и утверждения Уложения не подлежит сомнению. В частности, 30 октября 1648 г. от дворян и посадских людей была представлена челобитная об уничтожения частных боярских церковных слобод и пашен вокруг Москвы и других городов, а также о возвращении городам перешедших к тем же боярам и монастырям тяглых городских имуществ внутри городов; предложение выборных было принято и вошло в XIX гл. Уложения. Около того же времени «выборные от веся земли» просили о возвращении в казну и раздаче служилым лицам церковных имуществ, неправильно приобретенных церковью после 1580г., когда всякое новое приобретение было уже ей воспрещено; закон в этом смысле введен в XVII гл. Уложения (ст. 42). Точно так же светские выборные, не находя управы на обиды со стороны духовенству просили подчинить иски на него государственным учреждениями; в удовлетворение этого ходатайства возникла XIII гл. Уложения (о монастырском приказе). Но главная роль собора состояла в утверждении всего Уложения. Обсуждение Уложения закончено в следующем 1649 г. Подлинный свиток Уложения, отысканный по приказанию Екатерины II Миллером, хранится ныне в Москве. Уложение есть первый из русских законов, напечатанный тотчас по утверждении его.

15. Становление абсолютной монархии в России. Реформы органов центрального управления при Петре I.

Ответ: К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновение не произошло сразу же после образования централизованного государства, после установления самодержавного строя. Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется целый ряд условий и предпосылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак - сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктатурами XX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходима ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. В разных странах этот переход происходил в различные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все признаки были присущи и российскому абсолютизму.

 

16. Преобразования в области местного управления в конце XVII – начале XVIII веков

В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:

1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;

2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

17. Создание и деятельность высших органов управления в эпоху дворцовых переворотов XVIII века.

Ответ: В эпоху дворцовых переворотов основное требование дворян касалось облегчения тяжести военной службы и сокращения ее сроков. В 1730 г. дворяне добились отмены того положения петровского указа о единонаследии, которое ограничивало их право распоряжаться имением при передаче его по наследству. 29 июля 1731 г. был учрежден Кадетский корпус в Петербурге для обучения дворянских детей в возрасте от 13 до 18 лет в количестве сначала 200 человек, а через год — 360. Окончившие его поступали в армию офицерами, минуя все тяготы солдатской службы. Наконец, в 1736 г. для дворян была отменена бессрочная служба. Согласно закону, один из дворянских сыновей освобождался от военной службы для управления имением, а остальные до 20 лет должны были быть «в науках», а с 20 лет (а не с 15, как раньше) «всякий должен служить в воинской службе 25 лет». По истечении срока они могли выходить в отставку с повышением в чине. При этом оставшиеся дома и вышедшие в отставку должны были выставлять за себя рекрута. Поскольку многие дворяне после окончания Русско-турецкой войны в 1739 г. стали хлопотать об увольнении со службы, в 1740 г. был издан указ, разрешавший подавать в отставку только тем, кто находился на действительной службе указанный в законе срок.

 

18. Становление новой государственной службы в первой половине XVIII века.

Ответ: В допетровское время основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения. Отмена местничества в 1682 г. нанесла удар по этому принципу, но полностью не ликвидировала его. Лишь " Табель о рангах" на первое место поставила не знатность, а личные способности, образование и заслуги (" знатность по годности считать"). Она открыла доступ для представителей мелкого и среднего дворянства к высшим должностям в государстве.

Каждый служащий был обязан пройти все 14 рангов снизу доверху, что обеспечивало, с одной стороны, замещение всех вакантных должностей, а с другой - приобретение необходимых навыков военной или статской (гражданской) службы. Практика показала, что такое продвижение по службе было главной школой профессиональной подготовки. Кадровое обеспечение государственной службы стало одним из важных направлений деятельности Сената, а его оформление осуществляла Герольдмейстерская контора.

Своей " Табелью о рангах" Петр I предоставил возможность получать дворянство выходцам и из других сословий. Так, вместе с получением 8 ранга по военной или гражданской службе они становились потомственными дворянами, приобретая тем самым все привилегии этого сословия. " Табель о рангах" использовалась в качестве руководства вплоть до октября 1917 г. Она заложила основу для сочетания отраслевого и территориального управления, коллегиальности и единовластия, перераставшего в режим абсолютной монархии. Создание взаимоувязанных должностных чинов стало одним из важнейших явлений российской общественной жизни в XVIII столетии.

19. Реформы Екатерины II в области государственного и местного управления. Изменение принципов государственной службы.

Ответ: Первые годы правления императрица посвятила укреплению своей власти, подбору доверенных лиц, изучению положения дел в государстве, а также более основательному знакомству с Россией (в 1763-767 гг. она совершила три поездки по европейской части страны). В это время в России начинает проводиться политика просвещенного абсолютизма. Считая себя ученицей французских философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых преобразований устранить элементы варварства из жизни страны, сделать русское общество более просвещенным, близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социальную базу - дворянство.

20. Сословная политика и реформа местного самоуправления Екатерины II. Изменение принципов кадровой политики.

Ответ: Екатерина II впервые в Европе положила в основу реформы административно-территориального деления России буржуазный принцип, опередив государства Западной Европы, в которых уже прошли буржуазные революции. Данный принцип позволял, по мнению Екатерины II (как следует из её переписки с Вольтером), в дальнейшем надеяться на создание более гибкого и эффективного механизма управления огромными территориями Российской империи и развития вновь образованных губерний.

21. Административные реформы и проекты государственных реформ при Александре I.

 

Ответ: 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования.

 

22. Преобразование государственного управления в правление Николая I.

Ответ: Показания декабристов, данные на следствии, открыли неприглядную картину российской жиз­ни. Николай начал принимать меры для укреп­ления своей империи. В его окружении оказался ряд крупных государственных деятелей, с чьими именами связаны достижения николаевского цар­ствования.

М. М. Сперанский, оставив мечты о конститу­ции, стремился теперь к наведению порядка вуправлении в рамках самодержавия. По распоря­жению Николая Сперанский руководил работой IIотделения Собственной его императорского ве­личества канцелярии по составлению свода зако­нов. Все законы, принятые после Соборного Уло­жения 1649 г., были извлечены из архивов, рас­положены по порядку и четко согласованы между собой. Иногда приходилось «дописывать» за­коны на основании норм зарубежного права. К концу 1832 г. 15-томный Свод законов был подго­товлен, а 19 января 1833 г. принят на заседании Государственного Совета и немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и чинов­ничий произвол.

В начале царствования Николай не придавал значения крестьянскому вопросу, однако посте­пенно он пришел к мысли, что крепостное право тормозит развитие страны и таит в себе угрозу новой пугачевщины. Крестьянский вопрос предпо­лагалось решать осторожно и постепенно и начать с реформы государственной деревни. В 1837 г. бы­ло создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. (В свое время он подавал Александру I записку о посте­пенной отмене крепостного права.) Меры, пред­принятые Киселевым, позволили упорядочитьуправление государственными крестьянами, взи­мание податей и набор рекрутов. Малоземельныесельские общества переселялись на свободные зем­ли. Уделялось внимание поднятию агротехниче­ского уровня земледелия, стал распространяться картофель. Правда, форма внедрения картофеля —общественная запашка с распределением урожая по усмотрению чиновников — была воспринятакрестьянами как казенная барщина. По государ­ственным деревням пошли «картофельные» бун­ты. Реформой Киселева были недовольны и по­мещики. Они считали, что улучшение жизни го­сударственных крестьян повлечет переход крепо­стных в казенное ведомство. Дальнейшие же пла­ны Киселева — личное освобождение крестьян, вы­деление наделов, точное определение размеров бар­щины и оброка — для помещиков были вообще неприемлемы. Недовольство помещиков и «кар­тофельные» бунты могли привести в движение классы и сословия. Этого николаевское правительство не могло допустить. Николай признавал, что крепостное право «есть зло, но прикасаться к не­му теперь было бы делом еще более гибельным». Реформа управления государственной деревнейстала самым значительным шагом в решении крестьянского вопроса.

Министерство финансов к началу царствования возглавлял опытный и умелый экономист Е. Ф. Канкрин. Он реально оценивал возможности экономи­ки России, стремился к ограничению государствен­ных расходов, осторожно использовал кредиты, ввел высокие пошлины на ввозимые товары, что обеспе­чивало доход казне и защищало промышленность. В 1839 г. Канкрин провел денежную реформу. Бы­ли выпущены кредитные билеты; их количество в определенной пропорции, примерно 1: 6, соответст­вовало государственному серебряному запасу, и они свободно обменивались на серебряные монеты. Врезультате денежной реформы выросла внутренняя и внешняя торговля и в целом упрочилась эконо­мика России.

Введение в действие Свода законов, реформа управления государственной деревней и денежная реформа позволили Николаю I к концу 30-х годов стабилизировать и укрепить свою империю.

Добившись некоторых успехов во внутренней политике, русский самодержец стал проводить ак­тивную внешнюю политику на Востоке — по от-. ношению к Турции и Ирану — и на Кавказе. Пла­номерное наступление на кавказских горцев, тре­вожащих русские границы, началось еще в 1817 г. Это вызвало подъем народного движения, разви­вавшегося под знаменем ислама. Наиболее воин­ственное его течение — мюридизм — требовало от верующих полного подчинения вождю (имаму) ивойны до полной победы. В 1834 г. имамом стал Шамиль, пользовавшийся большой популярностью и уважением горцев. В начале 40-х годов ему уда­лось нанести ряд поражений царским войскам.

Нескончаемая Кавказская война требовала огром­ных расходов. Министр финансов Канкрин ука­зывал царю на их непосильную тяжесть для рус­ской экономики. В 1844 г. он предложил немед­ленно закончить войну: либо подавить восстание горцев, либо прекратить военные действия. Поло­жение горцев также было тяжелым, не хватало продовольствия, боеприпасов. Во время Крымской войны Шамиль поддержал противников России, но с ее окончанием союзники утратили к нему интерес. В 1859 г. Шамиль был окружен в ауле Гуниб и сдался. Боевые действия в Чечне и Даге­стане закончились; на Северо-Западном Кавказе война шла до 1864 г.

В 1830—1831 гг. вспыхнуло и было подавлено восстание в Польше. Николай почувствовал, чтоРоссия становится главной силой в борьбе с евро­пейской революцией, начавшейся в 1848 г.: воФранции была провозглашена республика, нача­лись революции в Германии и Австрии. Австрий­ский император Франц-Иосиф обратился к Ни­колаю за помощью. В мае 1849 г. царские войска вторглись в Венгрию, в августе там была восста­новлена власть австрийских Габсбургов.

Венгерский поход окончательно разрушил фи­нансовую систему империи. Масса кредитных би­летов, напечатанная новым министром финансов, не была обеспечена серебром, к концу царствова­ния Николая I внешний долг России вдвое превы­шал сумму, оставленную Александром I.

 

23. Местное самоуправление и управления окраинами Российской империи в первой половине XIX века.

 

Ответ: Итак, в первой половине XIX в. рост бюрократизации проявлялся в увеличении количества государственных учреждений всех уровней – высших, центральных, местных, а также в усложнении их функций. В местных учреждениях верхневолжских губерний, как и по всей России, усилился бюрократический централизм, объем делопроизводственной документации, а также происходила военизация гражданского аппарата. В это время увеличилась дифференциация и специализация государственных органов.В жизни российских регионов была велика роль губернаторов, провозглашенных «хозяевами губерний».

24. Кадры государственного управления и чиновничий аппарат в России в первой половине XIX века.

Ответ: При всей силе централизации, полицейщины и милитаризации в системе абсолютистского государственного управления его механизм не мог функционировать автоматически. Императоры Александр I и Николай I хорошо это понимали. Главной опорой в управлении страной для них было прежде всего чиновное, бюрократическое дворянство. Система подготовки кадров высшей, чиновной служилой бюрократии, система чинопроизводства и прохождения государственной службы были достаточно сложны, многоступенчаты и постоянно совершенствовались. Существовавший и постоянно реформируемый механизм государственного управления сверху донизу непрерывно требовал обновления и пополнения кадров, повышения их деловой квалификации и образовательного уровня.

Отметим прежде всего заметные изменения в управлении самой системой образования. Еще до принятия указа «О правилах производства в чины и экзаменах для производства в коллежские асессоры и статские советники» (1809) в Российской империи были открыты новые университеты в Вильно, Харькове, Казани и Дерпте, Главный педагогический институт в Петербурге (преобразован в 1819 г. в университет). Создана система местных учреждений и заведений Министерства народного просвещения, а для управления системой образования учреждены 6 учебных округов, включающих по нескольку губерний (Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский и Казанский).

Важное место в подготовке кадров чиновников государственных учреждений занимали университеты и лицеи, особенно открытый в 1810 г. привилегированный Царскосельский лицей. В нем в течение 6 лет готовились высшие чиновники, его воспитанники при поступлении на гражданскую службу получали чин от XIV до IX класса «Табели о рангах». В числе выпускников были не только поэты и декабристы А.С.Пушкин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер, И.И.Пущин, но и такие крупные царские чиновники, как государственный секретарь М.А.Корф, министр иностранных дел, канцлер А.М.Горчаков и др.

Университеты были своего рода органами управления учебными заведениями округа. Согласно «Уставу учебных заведений, подведомственных университетам», в России создавалась сеть учебных заведений всесословного характера: четырехклассная гимназия, двухклассное уездное училище и годичное приходское училище.

Ректоры, профессора и преподаватели университетов считались чиновниками, находившимися на государственной службе. По «Табели о рангах» ректор соответствовал IV, профессора VII-VIII, магистры IX классам. Во-вторых, в учебных программах не только университетов, но и лицеев и гимназий уделялось достаточно серьезное внимание изучению нравственных и политических наук, отечественной и зарубежной истории, психологии, этике и даже эстетике.

Разумеется, нельзя переоценивать размах и уровень образования, степень «всесословности» просвещения, принципы его организации. Во второй четверти века в сфере народного просвещения произошли определенные изменения негативного характера, связанные с усилением цензуры в учебных заведениях, с принятием в июле 1835 г. нового университетского устава, сводившего на нет университетскую автономию и возвышавшего единоличную роль попечителя учебного округа, а также с ограничением притока разночинцев в университеты.

Идейным стремлениям прогрессивных дворянских деятелей была противопоставлена официальная охранительная теория-триада «самодержавие, православие, народность», сформулированная министром народного просвещения С.С.Уваровым, проводившим эту политику настойчиво через все органы министерства во все годы пребывания на посту министра (1833—1849). Количество обучавшихся в университетах, лицеях, в гимназиях и в училищах, хотя и увеличивалось, но было еще незначительным, и просвещением, а тем более наукой, были охвачены в основном верхушечные слои Российской империи. В 1825 г. из 553 штатных губернских и уездных городов России 131 город не имел ни одной школы.

Тем не менее в сфере государственного управления Российской империи многие годы и десятилетия работали сотни и тысячи известных деятелей. Среди них были не только такие, как М.М.Сперанский, А.А.Аракчеев, С.С.Уваров, Д.А.Гурьев, Е.Ф.Канкрин, А.Х.Бенкендорф, о которых уже упоминали выше, но и такие государственники-управленцы, как граф В.П.Кочубей (первый министр МВД председатель Госсовета и Комитета министров), канцлер, граф Н.П.Румянцев (первый председатель Госсовета), генерал-фельдмаршал Н.П.Салтыков (первый председатель Комитета министров), екатерининский вельможа граф П.В.Завадовский, (первый министр народного просвещения), граф К.В.Нессельроде, бывший долгие годы министром иностранных дел (1816—1856), главнокомандующий царской армией в условиях Отечественной войны 1812 г. генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов, военный министр того же периода генерал П.П.Коновицын, начальник Главного штаба его императорского величества генерал-адъютант князь П.М.Волконский, глава специальной Комиссии для составления военных уставов и уложений М.Л.Магницкий и другие государственные чиновники общероссийского и губернского масштабов.

Чиновничий государственный аппарат был огромен и постоянно разрастался количественно. В рассматриваемый период число государственных чиновников увеличилось более чем в 4 раза — с 15 тыс. до 61, 5 тыс. человек. Если в конце XVIII в. один чиновник приходился на 2250 россиян, то в середине XIX в. на 929 человек. Рост численности чиновников вполне естествен, ибо росло количество государственных учреждений в центре и на местах, а император в самодержавном управлении опирался исключительно на послушное чиновничество. Не случайно сам Николай I утверждал, что «Россией правит не император, а столоначальники».

Верноподданничество и служебная карьера, как и повышение деловой квалификации и точное исполнение служебных обязанностей, постоянно поддерживались в системе государевой службы, а политически неблагонадежные изгонялись из чиновной среды на разных уровнях.

Существовала также определенная система поощрения чиновников: повышение жалованья, награждение орденами, медалями, присвоение почетных званий, благодарности и особые знаки за беспорочную службу (через 15 и 40 лет) и другие формы. Особенно широкое распространение это получило при Николае I.

Итак, система государственного управления в условиях абсолютизма развивалась довольно бурно и противоречиво. Главная цель в управлении страной заключалась в укреплении самодержавного строя через усиление императорского правления. Верховная власть монарха в процессах управления «универсальна, абсолютна, и монарх есть высший законодатель, высший исполнитель, высший суд и контролер», но он «приводит в движение управительную машину, а не превращается в нее сам». Главная забота самодержца «должна быть направлена на организацию действия передаточного механизма, т.е. на создание закона и учреждение управления». При всех реформах государственного устройства совершенно очевидной была тенденция жесткой централизации и единообразия в управлении, укрепления неограниченной власти монарха, позиций крупного дворянства и элитной бюрократии.

25. «Великие реформы» 60 − 70-х годов XIX века и их роль в изменении системы управления в Российской империи

Ответ: 3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее. П осле крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года. 1 6 июня 1870 года было издано " Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

В оенное управление подверглось также преобразованиям.

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

Одним их главных же средств поднять экономическую мощь страны считалась постройка сети железных дорог, связывающих центральные области европейской части России. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

Именно в это время создаются первые угледобывающие и металлургические предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку.

Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

26. Специфика местного самоуправления и управления окраинами Российской империи во второй половине XIX века.

Ответ: Местные учреждения занимали значительное место в системе государственных учреждений. С созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за соответствующими министерствами. В результате соединения близких по функциям и назначению министерств – как центральных исполнительных органов – с подчиненными им местными учреждениями возникли ведомства, характерная черта которых – четкое вертикальное управление. Возникли и определенные формы ведомственных связей, которые заключались в том, что в центральном аппарате производились назначение и увольнение высших местных чиновников подведомственных учреждений, из центрального аппарата в подведомственные учреждения рассылались циркуляры, распоряжения, приказы и другие акты ведомственного управления, существовала система внутриведомственного контроля за исполнением этих документов, стали публиковаться ведомственные издания. Усилению ведомственного управления противостояло желание местных властей подчинить себе все местные учреждения. Борьба этих двух тенденций – характерная черта рассматриваемого периода.

 

27. Кадры государственного управления и чиновничий аппарат в России во второй половине XIX века.

Ответ:

Вторая половина XIX в. была, пожалуй, одним из самых плодотворных периодов в истории существования царской администрации в смысле масштаба проведенных ею преобразований общественного строя и всей системы государственного управления, заслуженно получивших название " великих реформ". По мнению исследователей, с позиций сегодняшнего дня можно обнаружить значительное совпадение стратегии реформаторов того времени с теми рекомендациями, которые содержатся в современных концепциях модернизации. Власть стремилась, сохраняя политическую стабильность, осуществлять программу преобразований - по не под давлением " снизу", а путем целенаправленных действий " сверху". Народ получил столько гражданских прав и свобод, сколько он мог реализовать и усвоить в меру своей политической зрелости. Впервые в истории России начался процесс освобождения общества от всеобъемлющего бюрократического контроля. Экономическая и социально-культурная сферы получили определенную автономию, что в перспективе означало развитие России в сторону гражданского общества. Этому же способствовали одна из самых прогрессивных для того времени судебная реформа 1864 г., а также учреждение земств как первых в истории страны реальных институтов местного самоуправления.

28. «Контрреформы» Александра III и их влияние на эволюцию государственного управления в России в конце XIX века.

 

Ответ: 8 марта 1881 г. Совет министров отверг конституцию Лорис-Меликова. 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест “ О незыблемости самодержавия ”.

14 августа 1881 г. было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия ”, по которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет, предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как временное, сроком на три года, это Положение возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г. Контрреформы 1882 — 1893 гг. свели на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863 — 1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой.

 

29. Система государственного управления Российской империи в начале ХХ века и ее кризис.

Ответ: Система государственного управления в начале ХХ века и ее эволюция тесно связана с личностью последнего российского императора Николая Второго. Он вступил на престол после смерти Александра IIIв 1894 г. Напомню вам из школьного курса, что история России в к. 18-н. 20 вв. представляет собой причудливый сплав поэтапного следования друг за другом реформ и контрреформ, что сказывалось на системе государственного и муниципального управления, как косвенно, так и напрямую. Мы с вами закончили наш лекционный курс в установочную сессию разговором о реформах в госуправлении первой половины 19 в. в период правления А.ё и Н.1. Середина и вторая половина 19 в. связана с именами великого реформатора царя Освободителя Александра Второго, которого террористы в условиях предоставленной свободы и подорвали на бомбе, и с именем тоже великого, но уже контрреформатора царя Миротворца Александра Третьего. После проведенных контрреформ А.3 и в условиях развившейся после великих реформ экономики, от нового царя Н.2 либеральные круги ждали реформ политической сферы. «От Николая IIждали не конституции, — писал один из будущих руководителей кадетской партии В.А. Маклаков, —ждали только прекращения реакции, возобновление линии шестидесятых годов, возвращения к либеральной программе». В кругах просвещенного дворянства, разночинцев, интеллигенции (врачей, учителей) был популярен лозунг «народу мнение -царю власть». В то же время становилось все более очевидным, что сохранение монархии без реформы системы управления, при которой царский двор фактически заменял правительство, был и законодательной, и исполнительной властью, невозможно. Поэтому все время возникал вопрос о каких-то хотя бы законосовещательных органах.

 

30. Учреждение Государственной Думы. Манифест 17 октября 1905 года

 

Ответ: манифест 17 октября 1905 года существенно обновил жизнь огромной империи. Было преобразовано правительство и создан Совет министров под председательством С. Ю. Витте, вводились гражданские права, объявлена частичная амнистия политическим заключенным, одна за другой создавались политические партии, также был утвержден новый избирательный закон. Одной из главных российских политических партий, вплоть до 1917 года, стал «Союз 17 октября». Уже через четыре месяца после знаменитого октябрьского манифеста стало возможным проведение первых всероссийских выборов в первую Государственную Думу.

 

31.Многопартийная система в Российской империи.

Ответ: Первые российские политические партии России (РСДРП, ПСР) действовали нелегально, изолированно от общества, но это приводило к созданию сильных параллельных структур за рубежом. К тому же они не выступали передающим звеном между правящими и управляемыми, не занимались рекрутированием правящей элиты, поскольку даже зачатков демократических институтов управления в России не существовало. Основные функции первых российских партий не только до 1905 года, но и до 1917 года сводились, во-первых, к аккумуляции социальных интересов, требований, положений; во-вторых, к постановке коллективных целей для определенных классов, социальных групп, а также для всего общества; в-третьих, к формированию групп своих сторонников, прежде всего актива.

Главной особенностью процесса становления многопартийной системы в России и соответственно ее правовой базы был «зеркальный» характер этого процесса по отношению к странам Западной Европы.

32.Деятельность Государственной Думы I-II созывов в начале ХХ века.

Ответ:

Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда в стране все еще были накалены общественные страсти, когда ежедневно из различных мест империи поступали сообщения о погромах, поджогах, насилиях и убийствах на политической почве. Но ситуация уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы. Некоторые левые и правые группы призывали к бойкоту избирательной кампании, и здесь самой влиятельной была большевистская партия, все еще не потерявшая надежду на возможность массового народного восстания. Помимо большевиков выборы бойкотировали эсеры и правые партии.

 

Второй проект внесла фракция трудовиков. Он носил еще более радикальный характер и предусматривал отчуждение помещичьей земли, превышающей " трудовую норму", создание " народного земельного фонда" и введение уравнительного землепользования. Обсуждение этих предложений вылилось в громкое обличение общественного строя. Поднимавшиеся на трибуну ораторы негодовали и произносили эмоциональные монологи о том, что " простой труженик" почти лишен " средств пропитания", в то время как правительство защищает и охраняет интересы и привилегии помещиков.

 

33. Деятельность Государственной Думы III-IV созывов в начале ХХ века. «Третьиюньская монархия».

Ответ:

Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 – октябристы и близкие им группы, 108 – кадеты и сочувствующие, 13 – трудовики и 20 – социал-демократы. Думским центром оказалась партия " Союз 17 октября", а председателем был избран октябрист Н. А. Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А. И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М. В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912–1917). [Аранович А. С. История Государственной Думы России в историографии. 1906–1917 гг. – М., 2001, стр. 47.]

Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

 

34. Управление национальными окраинами Российской империи в начале ХХ века.

 

Ответ: Отличительная особенность нашего государства — его многонациональность. Расширяя границы на запад, юг и восток, оно включало в свой состав различные территории и народы. Процесс " собирания земель" носил мирные и военные формы, происходил в виде прямого присоединения или протектората, но результатом всегда было включение их в общую систему российской государственности. В ходе административного обустройства новых земель правительство и российские власти на местах стремились сохранить исторически сложившиеся управленческие структуры, что позволяло менее болезненно адаптировать очередных подданных к новым условиям жизни в пределах империи. Таким образом, полиэтническая держава складывалась постепенно, с сохранением в отдельных ее частях своего устройства, статуса и модели отношений с Центром. Управление Кавказом, например, отличалось от сибирских административных установлении, а устройство прибалтийских территорий не походило на внутреннюю организацию Казахстана и т. д. При всех этих контрастах Российская держава была весьма прочной и устойчивой, что объяснялось, кроме использования традиционных национальных институтов, рядом причин: монолитностью чиновничьего сословия и дворянства, общепризнанным главенством правящей династии, широким расселением и цементирующим воздействием русского народа.

 

35. «Двоевластие» в истории государственного управления в России (февраль – октябрь 1917 года.

Ответ: Двоевла́ стие — сосуществование параллельных систем власти и управления в России после Февральской революции в марте — июле 1917 года:

1. системы, связанной с официальной властью — органами Временного правительства, регионального и городского управления, политическими и сословно-профессиональными организациями образованных и имущих слоёв населения,

2. системы, возникшей на базе Советов, их общегосударственных и региональных объединений и включавшей те политические организации, которые были либо представлены в Советах, либо ориентировались на них[1][2]. В столице двоевластие проявилось в разделе власти между Петросоветом иВременным правительством, на местах — между Советами и комиссарами Временного правительства и комитетами общественных организаций.

36. Становление системы государственного управления в России в октябре 1917 – 1918 годах
Ответ: Формирование новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г. в Петрограде. Было зарегистрировано 649 делегатов (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика и др.). В ходе работы съезда его состав изменился: собрание покинули представители бундовцев, правых эсеров и часть меньшевиков, а большевики получили дополнительно более 80 голосов за счет прибытия опоздавших. В написанном В.И. Лениным обращении «Рабочим, солдатам и крестьянам!» было зафиксировано взятие власти съездом и переход власти к Советам на местах.

Съезд сформировал новые органы власти. Они были определены в следующем виде. Верховным органам власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев, которого 8 ноября сменил Я.М. Свердлов. ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава.

Съезд сформировал правительство — Совет народных комиссаров. Отличительной чертой новой власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Левые эсеры и меньшевики-интернационалисты отказались войти в правительство, стремясь к созданию широкой социалистической правительственной коалиции. Однако блок большевиков с левыми течениями осенью 1917 г. сложился как блок «низов» этих партий, самочинно решающий коренные вопросы революции, хотя «в верхах» партий он еще заключен не был. Большевики продолжали переговоры с левыми эсерами о формировании коалиционного правительства [1], но поскольку последние колебались, то Совнарком был сформирован из одних большевиков при многопартийном ВЦИКе в следующем составе:

37. Первая Советская Конституция 1918 года.

Ответ:

 

Созванный 13 января 1918 г. объединенный III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов одобрил роспуск Учредительного собрания и создал конституционную базу новой власти. Съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа – первый конституционный акт Советской Республики, в соответствии с которым определялась форма государственного строя страны: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Слово «временное» из наименования Советского правительства было исключено. В начале апреля 1918 г. ВЦИК создал конституционную комиссию под председательством Я. М. Свердлова. В нее также вошли Н. И. Бухарин и И. В. Сталин, чей проект и был взят за основу. Проекты левых эсеров и максималистов, в которых делалась попытка рассредоточить власть, развивать местную инициативу, обозначить и защитить конституционные права граждан, были отклонены.

 

38. Образование СССР.

Ответ: Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации.

Причинами образования СССР стали:

· пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);

· исторические традиции;

· участие в совместной защите от внешних врагов.

Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Если вспомнить тезисы большевиков о грядущей мировой революции, то становится очевидно, что подобная форма объединения являлась единственно возможной. Молодая страна была объявлена государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.

Говоря об образовании СССР кратко следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Такова краткая история образования СССР. Конституция страны будет изменена только в 1936 г. К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполитическая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.

39. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 года.

В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции:

1. Комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;

2. Бюджетную комиссию;

3. Комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР;

4. Комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;

5. Комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;

6. Комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

В соответствии с решение I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.

В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б), проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Особое значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.[5]

26-27 июня 1923 г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). Специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.

40. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г

1. Ответ: Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г. Полит-ой основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся, эк-кой основой — социалистическая система хоз-ва и социалистическая собств-сть на орудия и средства производства. Конституция предусматривала 2 формы социалистической собств-ти – гос-ую (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Конституция переименовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, показывая, что за годы советской власти народ стал единым целым. Конст. провозгласила, что в СССР победили социалистические общ-ные отношения и создались такие основы социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собств-ти, наличие дружественных классов рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др. Конституция закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав. По своему содержанию Конст.я СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конст. СССР 1924 г. В ней появились новые гл.: об общ-ном устройстве, о местных органах госу-ной вл., о судей прокуратуре, об осн-х правах и обяз-тях граждан, об избир-ной системе. Процесс национально-гос-ного строит-ва заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР. Автономные республики Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.), входившие в состав РСФСР, в том же году получил и статус союзных. Присоединение новых республик или частей республик сопровождалось массовыми высылками населения, арестами, расстрелами. Накануне войны такие репрессии затронули проживавшие на тер-рии страны «нерусские» народности, кот-е могли перейти на сторону врага — поляков, финнов, энемцев, латышей, эстонцев, литовцев. 41. Формирование советского аппарата управления и советской номенклатуры в 20-е- 30-е годы XX в.

 

41. Формирование советского аппарата управления и советской номенклатуры в 20-е- 30-е годы XX в.

 

Ответ: Оно началось с лозунга " Вся власть Советам! ", который подразумевал самое широкое участие трудящихся масс в управлении государством, и закончился оформлением тоталитарного режима, когда партия была поставлена в исключительное положение. Партия сливается с государством, государство идеологизируется, экономика - огосударствливается, проводятся массовые репрессии. Все население ставится под контроль государства: и действия людей, и их мысли.

42. Особенности системы государственного управления в период Великой Отечественной войны.

Ответ: Государство, его управление должно было стать сражающимся, овладеть соответствующим арсеналом, сыграть роль воюющего субъекта, “управлять войной”. Оно должно было перестроиться на основе программы, которая предусматривала превращение страны в единый мобилизационный организм (“Все для фронта, все для победы! ”), ведение навязанной Гитлером войны, имевшей для СССР освободительный, отечественный характер, программа отличалась социальным оптимизмом (“Наше дело правое. Враг будет разбит, победа будет за нами! ”) и предусматривала наращивание усилий по решению ближайших, промежуточных и конечных задач.

Трудность заключалась в том, что до сих пор система государственного управления была ориентирована согласно Конституции СССР на мирный созидательный процесс и лишь в предвоенные годы частично трансформировалась применительно к условиям полыхавшей мировой войны. Теперь же пришлось одновременно воевать и перестраиваться форсированно, на ходу, в военной обстановке, в условиях реально угрожавшей армии, государству, общественному устройству катастрофы.

Государственное управление приобрело такие специфические черты, как милитаризм, экстремальность, чрезвычайность, директивность и др. В зависимости от периодов Великой Отечественной войны менялись его основные задачи, направления, организационная структура, средства и формы функционирования, которые подчинены единой цели — разгромить фашизм, освободить страну от оккупантов-агрессоров, отстоять ее свободу и независимость, обеспечить ее послевоенную безопасность. Динамизм, адекватность государственного управления менявшимся условиям, потребностям проявились в его конкретности, четкости, оперативности, мобилизационной действенности, что во многом стало возможно благодаря его советской природе

 

43. Особенности государственного управления в послевоенный период.

Ответ: Функционирование системы государственной власти и управления в послевоенные годы происходило под влиянием двух противоположных тенденций, противоборство между которыми составляло, по мнению современных ученых, основной лейтмотив общественного и государственного развития в этот период новейшей советской истории. С одной стороны, победоносное завершение войны способствовало усилению " демократического импульса", породило надежды в широких слоях населения на возможность демократической альтернативы. С другой стороны, именно после войны советский режим окончательно эволюционирует в режим единоличной власти Сталина, приобретая тоталитарный характер.

44. Попытки реформирования государственного управления в 1950-60-е годы. Свержение Хрущева и коллегиальное руководство.

 

Ответ: Более серьезные изменения произошли в деятельности местных органов советской власти. Так, в 1957 г. ЦК КПСС постановил усилить роль местных советов в хозяйственном строительстве путем активизации работы их постоянных комиссий, особенно в плановой и бюджетно-финансовой сферах. Помимо этого, на местах возникло много общественных организаций, в рамках которых происходил процесс вызревания элементов коммунального самоуправления. Все серии по ГОСТ и ОСТ опоры под трубопроводы.

Значительно более серьезные попытки модернизации структуры госуправления происходили в системе исполнительной власти. Реформа была направлена на децентрализацию управления и передачу части полномочий Центра на республиканский и областной уровни. Так, сначала ряд министерств из союзных был реорганизован в союзно-республиканские, а в 1957 г., с целью полного переструктурирования сплоченного партийно-государственного бюрократического аппарата, начала реализовываться реформа управления промышленностью и строительством, состоящая в переходе от отраслевого принципа управления к территориальному путем ликвидации отраслевых министерств и создания советов народного хозяйства (совнархозов) в каждом экономическом административном районе страны. Всего в СССР было образовано 105 совнархозов.

Параллельно формировалась система отраслевых госкомитетов, призванных координировать единую научно-техническую политику. Однако гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в управлении плановой экономикой достичь так и не удалось, так как главной идеей реформы являлась формальная перестройка аппарата госуправления на принципах административной децентрализации.

45. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 года.

 

Ответ: Актуальнее и значительнее определяется место Конституции СССР 1977 года в истории России. Ее значение в развитии конституционализма велико. Принятие нового основного закона стало точкой отсчета и важнейшим стимулом развития целого этапа конституционного законодательства, о чем свидетельствует анализ источников и литературы государственного права советского периода. Вторая половина 70-х гг. XX века стала временем принятия новой Конституции СССР. Укрепление Советского государства рассматривалось как ключевой вопрос политики партии. Шел процесс пересмотра и обновления законодательства, регулировавшего общественные отношения практически по всем направлениям.

Накопился огромный законодательный материал, который требовал обобщения. Выявилась необходимость в конституционной основе для дальнейшего пересмотра законодательства, проведения его кодификации. Конституция СССР 1977 года с учетом мирового опыта демократического развития создала на первый взгляд неплохую систему демократических институтов власти. Но так представлялось только на первый взгляд. Если проанализировать положения Конституции и практику их применения, то реальная действительность в 70-80 гг. ХХ века оказывается совершенно иной.

46. Советская номенклатура. Партийный аппарат во второй половине ХХ века.

 

Ответ: Высшую ступень в номенклатуре занимала номенклатура ЦК, которая в 1980 году состояла примерно из 22, 5 тыс. работников. Партийную номенклатуру дополняла номенклатура хозяйственная. Подбор номенклатурных кадров производился по личному знакомству, причём основную роль играло то, что это были люди верные тому или иному руководителю. Компетентность кадров при этом не играла определяющей роли. Часто, если тот или иной руководитель не справлялся с занимаемой им должностью, его переводили на другую руководящую работу. Таким образом, оказавшись в номенклатурной касте, человек часто гарантировал себе пожизненное в ней пребывание; однако попасть в эту касту было сложно[1]: Глава 3. Многие исследователи отмечали, что организация номенклатуры поразительно напоминала устройство эксплуататорского класса в политарном (азиатском) государстве[9]

47. Кризис системы управления в 1980-е годы и попытка её укрепления Ю.В. Андроповым.

Ответ: Характерная черта властной элиты на этом этапе истории — ее замкнутость. Она формировалась только номенклатурными кадрами. Обычные способы пополнения элиты и осуществления важнейших демократических процедур - выборов — носили сугубо формальный характер. Фактически назначение по тому же номенклатурному принципу сохранялись и при выборах на должности депутатов Советов. Выборы были безальтернативными — один кандидат на одно место; участие в выборах было обязательным для граждан, т.к. служило проявлением политической лояльности. Поэтому феноменом советской политической системы служили результаты выборов - в них принимало участие 98—99% населения, которые практически единогласно голосовали за единственного кандидата в депутаты. Эта политическая конструкция выборов-назначений, сложившаяся в 30-е гг., становилась в 70-е гг. посмешищем из-за несомненного и очевидного несоответствия демократическим процедурам.

Реальная демократизация отсутствовала и внутри самой КПСС. К началу 1981 г. в ней состояло более 16 700 тыс. членов. Однако положение Устава КПСС, что «член партии имеет право: избирать и быть избранным», было урезано, ибо прямые выборы существовали только на уровне первичной организации. Следующие этапы выборов — в члены районного, областного (краевого), республиканского комитетов КПСС и на съезд КПСС — всегда проходили путем выбора делегатов (фактически предварительно утвержденных в вышестоящих партийных комитетах). Так, от выборов до выборов происходило номенклатурное «просеивание» делегатов. Задачи управления требовали, чтобы в аппарате власти были не только «политические пропагандисты», но и опытные специалисты-хозяйственники, руководители предприятий, органов образования, культуры. Так происходил отбор кандидатов для пополнения номенклатуры.

48. Государственное управление в период «перестройки».

Ответ:

В годы перестройки и экономических реформ 1990-х гг. исторический опыт нэпа был востребован как очевидная альтернатива советской системе хозяйствования. На современном этапе уже нет нужды на исторических примерах доказывать высокую эффективность рыночных способов ведения хозяйства и частной инициативы. Для современной российской власти намного актуальнее исследование эффективных моделей управления, особенно в переломные, послекризисные периоды истории. Нэп, ставший для советской экономики очевидным выходом из кризиса революционной разрухи и гражданской войны, явился результатом сочетания высокоэффективной хозяйственной модели и сильного аппарата государственного управления, основанного на принципах структурной иерархии и партийной дисциплины. Несмотря на то, что данные принципы не могут лежать в основе демократического государства, изучение модели государственного управления в период НЭПа как антикризисной модели является актуальным.

 

49. Политический кризис августа 1991 года и попытка государственного переворота.

Ответ: А́ вгустовский путч — политические события, разворачивавшиеся 18 — 21 августа 1991 года в СССР, получившие официальную оценку со стороны властей СССР (в лице Президента СССР[5], Верховного Совета СССР[6] и Съезда народных депутатов СССР[7]) и РСФСР (в лице Президента РСФСР[8], Совета министров РСФСР[9] и Верховного Совета РСФСР[10]), а также органов власти некоторых союзных республик[11], как заговор, государственный переворот и антиконституционный захват власти (путч). События выразились в создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), состоящего из вице-президента СССР Геннадия Янаева, ряда руководителей ЦК КПСС, правительстваСССР, армии и КГБ СССР и провозгласившего себя органом «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения», решения которого общеобязательны[12], а также выразились в объявлении Янаева и.о. президента СССР «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Михаилом Горбачевым своих обязанностей Президента СССР». Основной целью создания ГКЧП, по словам одного из его ведущих участников — Геннадия Янаева, — было недопущение подписания договора о Союзе Суверенных Государств, который, по мнению участников ГКЧП, упразднял Союз ССР[13][14]. Другой ведущий участник комитета, председатель КГБ СССР Владимир Крючков на

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Звіт про рух грошових коштів (за непрямим методом) за 20__ р. | А ведь можно расставаться по-человечески




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.