Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов






Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома выгорания.

Фармацевтические работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от клиента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит выгорание. Сюда же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом.

При этом несущий бремя «груза общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, – мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен и ёмко описан словами классика: «Ещё один сгорел на работе».

Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер синдрома выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.

Изучение синдрома выгорания в профессиональной деятельности фармацевтических работников, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Первостольники обеспечивают результативность производственной деятельности аптечного учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.

Несмотря на то, что такие вопросы, как стресс, стрессовые ситуации, методы повышение стрессоустойчивости, проблема выгорания уже давно изучались психологами, в данной работе будет рассмотрен стресс на примере группы работы первостольников аптеки, которая имеет свою специфику работы, сложности и несет огромную ответственность за те действия, функции, которые выполняет.

Проблема выгорания, стресса и стрессовых состояний до конца остаются непознанными, хотя психологическая наука дает ответ на ряд кардинальных вопросов (о сущности стресса, причинах и формах проявления). Поэтому актуальным является исследование способов повышения стрессоустойчивости первостольников с целью профилактики у них психосоматических расстройств.

Подверженность сотрудника и, тем более, всего коллектива синдрому выгорания снижает эффективность работы всего учреждения. В первую очередь профилактикой и коррекцией должен озаботиться руководитель аптечного учреждения. Руководителю следует учитывать, что важную роль в недопущении возникновения признаков синдрома выгорания играет такое понятие, как «обратная связь между подчиненными и руководителями». Наиболее широкими возможностями оказания влияния на состояние работы по профилактике развития синдрома выгорания обладает руководитель аптечного учреждения, статус которого обязывает соответствовать образу человека, занимающего руководящую должность, отвечать социальным ожиданиям работников, проявлять заботу о них, быть авторитетным, умеющим применять различные методы управления.

Объект исследования: 11 первостольников аптеки ООО «Лавр» в возрасте 22-54 лет, у которых в связи со спецификой работы, большой ответственностью и высокими нагрузками отмечается высокий уровень стресса.

Цель исследования: исследование уровня выгорания работников первого стола с целью профилактики у них психосоматических расстройств на основе полученных данных о стрессе, подбора и апробирования методик по выявлению уровня выгорания и его коррекции.

Гипотеза исследования: в настоящее время все чаще случаются конфликты на работе между сотрудниками, работниками и посетителями, начальством и исполнительными отделами. Уже практически не осталось предприятий, на которых работники бы не испытывали трудности в общении, эмоциональной напряженности. Наше исследование строится на предположении о том, что у первостольников аптеки отмечается высокий уровень стресса, выгорания, который при своевременном выявлении этого состояния руководителем и верном подборе и проведении методик по повышению стрессоустойчивости будет снижаться, нивелироваться.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ научной медико-психологической литературы, посвященной проблемам выгорания, состояния стресса, стрессоустойчивости и влияния этих состояний на эффективность деятельности.

2.Рассмотреть различные точки зрения на изучаемый вопрос.

3.Подобрать и апробировать методики по оценке уровня выгорания и его проявления у первостольников, провести дополнительные исследования по выявлению эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов отношений в коллективе, определению типов поведения сотрудников в конфликтных ситуациях, разработке мотивационного профиля персонала.

4.Выбрать и апробировать методы понижения уровня выгорания, повышения стрессоустойчивости у выбранной категории людей.

В исследовании применялись следующие группы методов:

1) теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

2) эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);

3) статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.

Методы сбора и обработки информации исследования:

1) методика диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой);

2) тест К. Томаса;

3) экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто;

4) психогеометрический тест Деллингер;

5) мотивационный тест В.И. Герчикова.

Практическая значимость: определены задачи, апробированы практические рекомендации по профилактике синдрома выгорания первостольников.

 

 

Заключение

Изучение синдрома выгорания в профессиональной деятельности первостольников важно в современной жизни, особенно актуальна данная проблема в сфере фармации. С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были подобраны методики по выявлению уровня выгорания, стресса, конфликтности и тревожности у сотрудников аптечного учреждения.

Проведенное исследование позволило выявить повышенный уровень выгорания, конфликтности, стресса и тревожности у обследуемой группы. На основе полученных результатов была подобрана постдиагностическая программа коррекции синдрома выгорания в коллективе, раскрывающая основные пути предупреждения стрессового состояния, методы понижения уровня стресса. Было сделано предположение, что после проведения подобранных методик будет наблюдаться заметное снижение уровня выгорания у испытуемых, повысится уровень стрессоустойчивости, что будет способствовать улучшению эмоционального состояния сотрудников, взаимоотношению в коллективе и в целом положительно скажется на работе первостольников. После проведения контрольного исследования было выяснено, что показатели немного выше, чем при первичном исследовании, что указывает на то, что проведенная профилактическая работа по снятию напряжения и стресса эффективна и применима для экспериментальной группы сотрудников аптечного учреждения, а так же может быть более широко использована в практике.

Таким образом, были выполнены поставленные в работе задачи и достигнута первоначальная цель исследования. В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у первостольников аптеки отмечается высокий уровень стресса, синдрома выгорания, который при своевременном выявлении этого состояния руководителем и верном подборе и проведении методик по повышению стрессоустойчивости будет снижаться, нивелироваться.

 

Список используемой литературы

1. Бездольный А.В. Луковников Н.Н.О социально-психологическом климате в коллективе//Деньги и кредит.-1994.-№7

2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб, 2005.

3. Бойко В.В., Ковалев А. Т., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб, 2005.

5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000.

6. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организаций. — М.: ГАУ, 1997.

7. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2003.

8. Котов А.В. Мотивационно-эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта// Психологический журнал. 1999. Т.20. №6.

9. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., Речь, 2001.

10. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. — Режим доступа: https://www.edinorog.boom.ru/psimaster/BornoutMaslach.htm

11. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.Инфра-М, 1996.

12. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.

13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.

14. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

 

 

План

1. Введение

2. Глава 1. Теоретическое исследование синдрома выгорания работников первого стола и его влияние на их профессиональную деятельность

1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме синдрома выгорания. Традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы

1.2 Формирование синдрома выгорания

1.3 Синдром выгорания как следствие напряженной профессиональной деятельности первостольника. Роль руководителя аптечного учреждения в профилактике и коррекции синдрома выгорания

2. Глава 2. Эмпирическое исследование синдрома выгорания в среде

первостольников

2.1 Планирование и выбор метода исследования. Характеристика контингента испытуемых. Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2 Апробация элементов программы по профилактике и коррекции синдрома выгорания. Посткоррекционная диагностика уровня синдрома выгорания у первостольников

4. Заключение

5. Список используемой литературы

6. Приложение

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.