Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. 1. Чтобы воодушевить пастыря – Тимофея к ревностному исполнению пастырского служения, Св






1. Чтобы воодушевить пастыря – Тимофея к ревностному исполнению пастырского служения, Св. Павел поставляет пастыря пред лицом Бога в момент страшного суда, когда он должен будет дать отчет о своем служении. – Он как бы так говорит: Бог Отец и Господь Иисус Христос будут судить тебя на страшном суде, куда собраны будут все – живые и дожившие до этого суда, и умершие – воскрешенные; если ты не исполнишь того, что я заповедую тебе. Именно:

2. Вот в чем главное дело пастыря, которое, если исполнено будет, оправдает его, а если не будет исполнено, осудит его на страшном суде. И ни какие другие добродетели уже не спасут его, если он окажется не исправным в этом отношении. «Проповедуй, говорит, слово – не скрывай сущего в тебе дара, но учи ревностно других слову Божию. Настой – всегда на том, чтобы проповедовать не в определенное только время, но благовременно и безвременно. Не назначай определенного времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только во время мира, спокойствия, или пребывания в Церкви, хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы готовился идти на смерть, и в это время обличай и не переставай вразумлять. Тогда и благовременно делать обличение, когда оно может иметь успех, или, когда представится удобный случай» (Св. Злат.). Св. Павел указывает пастырю как бы три формы проповеди: обличи, запрети, умоли. Когда, говорит, найдешь кого грешащим, или намеревающимся согрешить, то не попускай случая – обличи его. Обличение имеет целью раскрыть неправомыслие или неправость в поведении и довести до сознания вины и возбудить раскаяние и желание исправления. Оно требует крепкого сердца, - много мужества, чтобы не стыдиться лица обличаемого. После обличения и доведения согрешающего до сознания, своею пастырскою властью запрета, - понудь его исправиться, - употреби понудительные наказания Церковные. Но одними суровыми мерами не всегда можно достигнуть успеха. Нередко они еще более ожесточают обличаемого и запрещаемого. Поэтому Св. Павел предлагает третью форму проповеди – умоли: упроси, уговори, утешь, это для того, чтобы согрешивший охотно и с удовольствием вел дело самоисправления. Все эти формы так необходимы, что «если что-нибудь из этого будет опущено, то прочее бывает бесполезно. Если ты, говорит Св. Злат., будешь запрещать без обличения, то покажешься дерзким, и никто не станет слушать; если же наперед обличишь, тогда слушатель примет запрещение, а без того он останется бесстыдным. С другой стороны, если станешь обличать и запрещать, хотя и с силою, но не подложишь утешения, то опять испортишь все дело. Ибо обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением» (Св. Злат.). Так как здесь дело идет об исправлении немощей, а они не вдруг поддаются истреблению, то пастырю больше всего нужно терпение или долготерпение. Так как исправление душевных немощей состоит в свободном изменении мысли, чувств и расположений – и изменения убеждений согрешающего, то на это преимущественно пастырь и должен направить свои учения и с долготерпением соединить учение, - с любовью преподавать здравое учение, не досадуя на неуспех, но долготерпеливо ожидая успеха. Только тогда он и будет.

Чтобы пастырь не подпал искушению отлагать дела проповеди на завтра. Св. Павел прибавляет побуждение: поспеши, скоро настанет время, когда многие не станут уже слушать слова истины.

3-4. Если, говорит, пастыри не будут исполнять моей заповеди – настойчиво учить пасомых – вовремя и не вовремя обличать, запрещать и умолять заблудших и мерами долготерпеливой любви и учения укреплять их в истине, то выйдет то, что пасомые совсем отвыкнут от здравого учения. Оставаясь в неведении истины, они будут набираться пустомыслия, а чрез это станут тупы к восприятию истины. Если своевременно не вразумить грешащих, то они закоснеют в порочности и сделаются неспособными принимать вразумления и обличения. Поэтому и нужно спешить и здравым учением их просветить, и приучить к добродетелям, прежде, чем они отупеют для принятия здравого учения и ожесточатся против обличений. Когда же дойдет до этого, тогда они и слушать не будут здравого учения, а вместо своего законного пастыря сами – самовольно наберут целую кучу учителей по своим похотям, которые предоставят им жить так, как им это нравится, и будут их учить тому только, что им нравится, - что будет льстить их слух. Под влиянием такой своевольной жизни и таких льстивых учителей люди естественно совсем отвергнутся от истины – не по заблуждению и неведению, а сознательно, и вместо истины обратятся к басням – к учениям мечтательным, которые, занимая воображения привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее и не тревожа требованием исправления в воззрениях и жизни. Поэтому пастырю не надо своей леностью и нерадением доводить дело до такого печального состояния.

2) Трезвенно и мудро веди дело благовестника (IV, 5-8).

5. Ты же, говорит, зорко – трезвенно смотри за всем, «трудись, предупреждай, приводи вверенных тебе овец в безопасное состояние, прежде нежели наступила (упомянутая выше) зараза» (Св. Злат.); переноси скорби – не желай и не щади себя, коль скоро этого требует дело благоустроения паствы и благо пасомых. Соверши дело благовестника – доведи до конца возложенное на тебя дело благовестника спасения: не дай погаснуть ревности, но более и более возгревай ее для служения пастырского. Исполни служение твое – удовлетворительно исполни дело служения, чтобы и совесть и все видящие твое служение сказали, что ты сделал все, что ты мог сделать в твоем положении, где требовалось тебе быть, ты был, говорить ли следовало, ты не молчал, действовать, ты не устранялся от дела; одним словом, как я был для всех все, чтобы спасти хотя некоторых, так будь и ты, - будь моим заместителем, ибо близится конец моих жизни и деятельности.

6. Св. Павел говорит, как бы так: усердно веди дело благовестника; ибо мне уже приспел конец – меня уже приносят в жертву, как жертвенное животное приводят к алтарю для заклания, так и меня готовят на заклание; время моего отшествия: - разрешения от этой земной жизни наступило. Некому после меня бодрствовать над этим делом кроме тебя, любимейшего моего ученика. Оставляю тебя наместником моим по делу Божию. – Трудись и на труд воодушевляй себя примером моих трудов.

7-8. «Св. Павел, зная, что ему настоит уже страдальческая смерть, желает оставить Тимофею пример благочестивой жизни и здравого учения, чтобы чрез такое преемство никогда не прекращались в Церкви настоящие учители. Он напоминает, что строго соблюдал все, что было для него обязательно и душеспасительно для других, что не словом только, но самыми делами подавал пример слушающим; что и пред Творцом своим явился верным распорядителем и приставником, немолчно проповедав всюду истину, и против начал и властей мира, со всею ревностью и мудростью борясь, оставил пример, как их следует побеждать, чтобы и в учениках своих возбудить ревность, как ненарушимо блюсти учение, так и подвигом добрым подвизаться, чтобы чрез то и им сделаться достойными венцов от Бога» (Амвросий). Весь труд свой неутомимый – Апостольский, в котором он просветил светом истины Азию и Европу, - все тяготы, лишения, скорби и радости духовные, пережитые им при этом добром – ведущем к добру, подвиге, теперь он прошел до конца, сохранив в целости, не смотря на множество и внутренних и внешних искушений, усвоенную им от Христа Господа веру и, какою принял от Него, такою и передал другим. Поприще мое, говорит, на земле я прошел до конца безукоризненно. Теперь жду за свои подвиги и труды венцы правды – уготованного праведным и даруемого по праведному приговору праведного судии (Феод.). Он уже соблюдается мне – уже готов, но еще не получен мною, хотя нет сомнения, что получится, потому что совесть моя свидетельствует мне, что я все сделал, что мне следовало сделать, а Судия, Который будет раздавать их, в день суда, как праведный – справедливый, не лишит меня заслуженной награды. Не дерзко ли это? – Ни сколько. Верующий, вошедший верою в область Божию и во всем пребывающий верным вере и порядкам Божиим, не может иначе говорить и чувствовать. Но такая уверенность есть плод трудов целой жизни, что и выражает Апостол в следующих словах: не только же мне, но и всем возлюбившим явление Его. Явление Господа здесь есть второе Его пришествие на суд. Кому можно возлюбить это явление без соблюдения веры и исполнения заповедей Господа? Он ведь затем и придет, чтобы испытать, как кто исполнил волю Его, и исполнивших, как следует, наградить, а не исполнивших наказать. Всем сказанным Св. Павел как бы так говорит Тимофею: следуй во всем моему примеру, воодушевляйся им в своем служении пастырском, и тебе Господь в день суда воздаст венец правды (Св. Злат.).

Послесловие (IV, 9-22).

9-12. Предчувствуя приближение своей мученической кончины, Св. Павел, как любвеобильный духовный отец, сильно желает еще раз повидаться с своим возлюбленным сыном, Тимофеем, и передать ему устно свои дополнительные наставления: постарайся, говорит, придти ко мне скоро, - прежде наступления зимы (ст. 21). И тем более это нужно было ему, что бывшие при нем или сами оставили его, убоясь гонений и скорбей, как Димас, споспешник его (Филм. 23), возлюбивши нынешний век, - покой, безопасность, ушел в Солунь, а других он сам разослал с своими Апостольскими поручениями: Крискента – в Галатию. Тита – в Далматию. Один только Лука остался с ним. Св. Павел и в узах не переставал заботиться о благосостоянии Церквей, а между тем послать в ту или другую Церковь с поручениями было уже некого; поэтому он наказывает Тимофею взять с собою Марка и привести его в Рим; ибо он нужен мне, говорит, для служения, не ему лично, но для Евангелия. А как же Церковь Ефесская останется без руководителя? Апостол говорит, что он в замену Тимофея на некоторое время посылает туда Тихика, с которым, вероятно, посылает и это послание к Тимофею. – Потом дает Тимофею личные для себя распоряжения.

13. Св. Павел, отправляясь из Ефеса в Македонию и Ахаию (1 Тим. 1, 3) в летнее жаркое время и имея намерение скоро опять возвратиться в Ефес (1 Тим. 3, 14), оставил в Троаде у Карпа лишнюю тяжесть – фелонь – накидку или плащ, может сотканную им же самим из овечьей шерсти и защищавшую его от дождей и холода, и книги, написанные на папирусе и коже. Теперь, в виду приближения зимы, чтобы согреться в сырой и холодной тюрьме и коротать время томительного одиночества, он наказывает Тимофею, который должен был прийти к нему до наступления зимы, захватить его фелонь и книги, особенно более дорогие по содержанию, и потому написанные на коже, может быть, Св. писания, и принести к нему. – Потом делает ему предостережение.

14-15. В последнее пребывание Св. Павла в Ефесе какой-то, неизвестный нам, медник Александр много зла сделал Апостолу и делу его проповеди. Апостол предает его на суд Божий и как бы высказывает желание, чтобы Господь Своим праведным судом отстранил его от причинения зла делу Евангельскому. От этого лютого противника Евангелия Св. Павел велит Тимофею удаляться, может быть, - не вступать с ним в разговоры. – Наконец, извещает Тимофея о своих судных делах.

16-18. Суд преступников у Римлян был публичный – гласный. Обвиняемый мог иметь защитника, мог вызывать свидетелей в свою пользу. У Св. Павла на первом суде над ним не было ни защитника, ни свидетелей в его пользу: все, говорит, меня оставили одного из боязни, чтобы и самим не подвергнуться суду и осуждению за принадлежность к христианству. Да не поставит, говорит, этого Господь в вину им: не по злому намерению они это сделали, а по слабости веры своей. Но не оставил его Господь Иисус Христос. Он и всегда был руководителем и утешителем Св. Павла. И теперь к оставленному всеми Он предстал – явился и укрепил его, - вдохнул мужество – «не допустил пасть духом» (Св. Злат.) пред лицом смерти и воодушевил его на защиту своего служения и Св. Евангелия, им проповедуемого. Так как у него не было защитников, то он, вероятно, сам произнес на суде защитительную речь о высоте и чистоте своей Апостольской деятельности и веры Христовой, им проповедуемой. И речь его была такая убедительная и сильная, что и у присутствующей на суде публики, и у самих судей осталось убеждение, что истина на стороне Евангелия, или как он говорит, утвердилось благовестие, и весть об этом разнеслась повсюду между язычниками – услышали все язычники. С другой стороны, его вдохновенная речь произвела впечатление и на самых судей. До речи Апостола они готовы были присудить его к смерти – он был уже как бы в зубах льва, готовившегося пожрать его. Но после речи судьи не осмелились приговорить его к смерти, а оставили его дело до вторичного рассмотрения и исследования. Таким образом, говорит, Господь избавил меня из львиных челюстей – от смерти на этот раз. Это явная помощь Господа укрепляет Св. Павла в надежде, что Господь не оставит его и далее, в его удрученном состоянии пред наступлением мученической кончины. И избавит, говорит, меня Господь от всякого дела лукавого – от великого греха – т.е. не допустит мне расслабнуть перед смертью и впасть в какое-либо мысленное искушение, и спасет – сохранит для царства Своего небесного чистым от всякого греха (Св. Злат.). Ему, Господу Иисусу, слава во веки веков. Аминь, заканчивает Св. Павел свою надежду на Господа. – Наконец, заканчивает послание приветствиями и благожеланием.

19-21. Акила и Прискилла – это те лица, у которых он жил в Коринфе, и в Ефесе, и в Риме, теперь же вероятно, поселились навсегда в Ефесе. Приветствие Апостольское было для них не малым утешением, служило доказательством почтения и любви его к ним и доставляло им великую благодать (Св. Злат.). Приветствием дома (семьи) Онисифора Св. Павел выражает свою благодарность за подвиг главы дома (1, 16). Извещает Тимофея, что сопутствующие ему – Ераст остался в Коринфе, а Трофим заболел дорогой и потому оставлен у братии в Милите. Приглашая ранее к себе Тимофея в Рим, Св. Павел дополняет это приглашение – постарайся прийти до зимы, чтобы где-нибудь не задержаться в дороге. После этого шлет приветствие Тимофею от Римских братий: от Еввула, Пуда, по преданию сенатора Римского и его супруги Клавдии. В доме их была Церковь христианская, называемая Пастырской; Лина – первого епископа после Апостолов, и всех других братьев – христиан Римских.

22. «Нет ничего лучше того благожелания. Не скорби, говорит, что я нахожусь далеко от тебя и томлюсь в узах; Господь с тобою – со духом твоим – т.е. с благодатию Св. Духа, обитающей в нем. Иначе Бог и не может быть с нами, если нет в нас благодати духовной» (Св. Злат.). Этой духовной благодати Св. Павел желает и просит у Бога и для всех верующих в Господа Иисуса – благодать с нами (а не с вами) так читают эти слова Св. Златоуст, Феодорит и другие восточные толковники.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.