Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. 1. В 1-м послании своем к Тимофею Св






1. В 1-м послании своем к Тимофею Св. Павел, по внушению Св. Духа, предсказывал ему об отступлении от веры многих, под влиянием духов злобы (1 Тим. 4. 1), здесь же предсказывает о развращении нравственности, как следствии первого. Такое тяжелое время или тяжелое состояние настанет для Христиан, говорит, в последнее время – в последующее за смертью Апостола время. Он указывает далее и причину этого лютого времени.

2-5. Лютое, говорит настанет время для Христианской жизни, потому что настанет крайнее растление нравов, которое вырастет из корня общего для всех страстей, - самолюбия. Оно подавит братолюбие и Боголюбие и в жизни водворит такие порядки, от которых никому не будет покоя, даже и самому себялюбцу. Самолюбец блюдет только свое благо. Но так как без других ему одному нельзя жить счастливо, то самолюбец потому самому, что не заботится о других, вредит себе, или злоумышляет против себя же. Из самолюбия исходят все страсти. Главнейшие из них: гордость, корыстолюбие и сластолюбие. Св. Павел в настоящем месте указывает преимущественно порождения гордости, из других же двух – только самих родоначальниц – сребролюбие и сластолюбие, заключая показанием отношения к Богу жизни, устрояемой по их влечениям и по влечениям страстей вообще. – Люди, говорит, будут сребролюбивы. – Иметь – это житейская потребность. Чтобы она не одолела человека и не сделала из него скряги, Бог вложил в сердце его сострадание к нуждающимся, которое побуждает его помогать другим. Но когда самолюбие овладеет человеком, тогда сострадание к другим гаснет в его сердце: все себе нужно, до других нет дела. Вот и скряга. – Будут величавы, горды. Из самолюбия развиваются – величавость – возвышение над другими, гордость – при самовозношении пренебрежение, помыкание другими. Из гордости происходит хуление: - «неправые к Богу чувства, восстание против Бога» (Св. Злат.). «Надмевающийся над людьми, легко будет надмеваться и пред Богом: кто презирает подобных себе рабов, тот постепенно дойдет и до презрения самого Владыки-Бога» (Св. Злат.). Будут родителям непокорны, ибо кто Бога хулит, как станет почитать родителей? Будут неблагодарны. Неблагодарность – дочь гордости, полагающей, что делаемое для нее, так и должно быть. С другой стороны, она есть плод и сребролюбия. «Сребролюбец считает всех своими врагами, желая у всех отнять все. Хотя бы ты отдал ему все свое имущество, он не изъявит к тебе никакой благодарности, но будет досадовать, что ты не имел большего богатства и не сделал его обладателем большего. Хотя бы сделал его владыкою вселенной, он не изъявит тебе благодарности, но будет думать, что он ничего не получил. Нет человека столь неблагодарного, как сребролюбец, и столь бесчувственного, как корыстолюбец» (Св. Злат.). Будут неправедны – неподобающи, - не таковы, какими следует им быть по званию, состоянию, положению, месту. Нелюбовны – чужды даже и родственной любви к своим. Не примирительны – никаких сделок не принимают к прекращению разлада, - расходятся однажды навсегда и избегают всякого примирения. Клеветники – не справедливо думающие и говорящие о других худо. Это такие, которые, не видя в себе ничего доброго, находят себе утешение в злословии других, чтобы подорвать доброе мнение о них. Невоздержники «и в языке, и в чреве, и во всем другом» (Св. Злат.). Не кротки – «резки и буйны во взоре, слове, движениях». Отсюда – зверство, свирепство, когда бывает кто сребролюбив, неблагодарен и невоздержан» (Св. Злат.). Неблаголюбцы – враги всякого добра, или всякого доброго и желательного человека. Предатели – дружбы, или сотоварищества, не в видах общего блага, а в видах своих личных интересов, на зло другим. Наглы – «не имеющие в себе ничего основательного» (Св. Злат.): мечутся туда и сюда, или ломят как медведи – самонадеянно быстры и решительны в делах. Напыщенны – полны спеси, надменны, - надуты, думая о себе много, хотя ничего хорошего не имеют в себе. Сластолюбцы более – нежели Боголюбцы – живущие в свое собственное удовольствие; в чем кто любит находить удовольствие, тот то и делает. Сластолюбец уже ничего другого не ценит – ни закона, ни правды, ни страха Божия, и за сласть готов все продать. Даже в храме Божием, куда иногда ходит – не Бога ищет и любит, но сласть, какую дают или обещают церковные порядки и законы. Имеющие образ благочестия, силы же его отрекшиеся. Но не смотря на такое расположение и чувства своего сердца, они, живя между Христианами, наружно держатся всех порядков их жизни, но в своем кругу они, обычно, не только лицемерят, но открыто хулят все Божественное и кощунствуют над всем. «Их образ благочестия есть только наружный, вид без силы. Как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек, содержит правую веру; что в этом пользы, если он не отличается ничем, приличным Христианству, если он не делает ничего, свойственного благочестию, но превосходит язычников своим нечестием, служит заразою для близких к нему и поводом к хуле на Бога, - если он позорит учение своими делами?» (Св. Злат.). «Св. Павел чрез Тимофея увещевает всех Христиан удаляться от таких людей» (Св. Златоуст),

Узнать таких людей нетрудно, они не только сами живут дурно, но и других стараются совратить, особенно женщин и чрез женщин.

6-7. Желая предостеречь Тимофея от имеющих быть развратителей, Св. Павел указывает их способы развращения других, которые в зачатках существовали и тогда, - именно, - они развращают целые семейства чрез подходящих женщин, падких на новшества, но не твердых в истине и нравственной жизни. Наметив таких, они, как воры, хитростью или обманом вкрадываются в их дома и всевают в умы легкомысленных женщин свое ложное учение, обольщают, увлекают их в свою сторону, забирая их как бы в плен. Не все, конечно, женщины поддаются таким обольщениям, но только такие, которые обременены грехами и водимы различными похотями или пожеланиями, например, славолюбием, тщеславием, честолюбием, под влиянием которых они всегда учатся, - многое хотят знать, но, говорит Св. Павел, они никогда не могут дойти до познания истины. «От чего это так, что всегда учатся, а познать истины не могут? От того, что отупел их разум, а это от того, что они погрязли в похотях и грехах» (Св. Злат.).

Другой признак развратителей тот, что они упорно будут противиться истине.

8. Бог определил вывести народ Еврейский из Египта и послал Моисея с Аароном к Фараону сказать ему, именем Бога, чтобы он отпустил Еврейский народ. В доказательство того, что они посланы Богом Евреев? Они сотворили ряд чудес пред очами фараона: превратили жезл в змия, воду в кровь, извели из воды жаб, которые наполнили всю землю египетскую. Фараон призвал своих волхвов, которые тоже сделали чарами своими, и Фараон не поверил посланникам Божиим и не отпустил народ Еврейский (Исх. 6-8 гл.). Как, говорит Св. Павел, волхвы противились Моисею, посланнику Божию, так и Ефесские лжеучители противятся посланникам Господа Иисуса Христа – Апостолам и их истинному учению о Спасителе и спасении. Почему же они восстают на истину? Потому, что ум их развращен или извращен усвоенною ложью, принятой за истину. Она же всюду и примешивается у них в суждениях об истине и не дает познать ее. С другой стороны, ум извращают страсти, которые отвлекают его от истины (Пс. 52, 2). Для принятия же истинной веры нужен ум, не тронутый страстями. Поэтому-то таковые невежды и в вере. Но успех их будет только призрачный.

9. Они, говорит, не будут иметь успеха в обольщении Христиан более тех Египетских волхвов. Как те сначала чарами своими имели некоторый успех в глазах Фараона и народа, а потом следующим за жабами чудесам уже не могли подражать Моисею и Аарону, и все увидели немощность их пред посланниками Божиими, так и лжеучители будут иметь незначительный успех вначале, а потом все увидят их глупость – безумие и оставят их. Так развеется навеянный ими туман и исчезнут призраки.

IV. Св. Павел воодушевляет Тимофея к должному пастырскому служению (III, 10-IV, 8).

Во 1-х, воодушевляет его к мужеству (III, 10-13), во 2-х, к неусыпной ревности (III, 14-IV, 4), в 3-х, к трезвенности (IV, 5-8).

1) Мужайся (III, 10-13)!

10-11. Нам с тобой, как бы так говорит Св. Павел Тимофею, уже не в первый раз выступать в труды и терпеть. С самого начала доселе ты проявил столько постоянства, мужества, терпения: ты последовал принятому от меня учению – о вере во Христа и жизни по вере, жизни – тому, как я действовал в разных обстоятельствах, привету – моей ревности и усердию, с какими я совершал свое служение, вере – моей уверенности в Боге, что Он никогда не оставит работающих во славу Его; долготерпению, - при встрече препятствий на пути моей деятельности, любви – сердоболию, с каким и всегда расположен ко всем (2 Кор. 11, 29; Гал. 4, 19), терпению в гонениях, как я мужественно переношу их. Все это ты видел во мне и проявил в себе на самом деле, - вместе со мной терпел гонения и страдания – от побоев и ран, полученных нами от гонителей наших, что, например, случилось со мною в Антиохии, Иконии, Листрах (вероятно во время четвертого его путешествия чрез Крит и Фригию, как думает Св. Злат.). Тебе нечего перечислять эти гонения и страдания, - сам это знаешь. Но в чем же воодушевление для Тимофея? Не в страданиях же самих по себе, а в том, что говорит ему Св. Павел, что во всех этих страданиях Бог оказал ему самую живую помощь: от всех избавил меня Господь. Отсюда само собой следует: мужайся! Избавит и тебя Господь. Веди, как и я вел дело благовестника, - не обращая внимания на неприятности, и нисколько не смущаясь ими. – Гонения и страдания – общий удел здесь на земле всех благочестно живущих.

12-13. Не одни только мы с тобою, говорит, подвергаемся гонениям и страданиям, но и все благочестиво живущие. Ибо «настоящее время есть время борьбы со злом, сражения с виновником зла – дьяволом, время скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после; а теперь время усилий и трудов» (Св. Злат.). Начала, какими руководятся последователи Христовы, совсем другие, чем те, которые заправляют живущими на земле и жаждущими здесь найти свой рай. Два эти класса людей не уживаются вместе: причем земные, как хозяева, теснят ищущих неба, как странников и пришельцев на земле. Хозяева земли руководятся не добрыми началами, и сами они, злые и обманщики, по-видимому, благоденствуют. Но успех их и благоденствие призрачные, потому что в основе их лежит не истина, а ложь, которая все больше и больше погружает их во зло. Причиной же их благоденствия служит то, что находятся люди, поддающиеся их обольщениям. Так и ты, говорит, не жди лучшего здесь на земле. То для нас благо, что эти гонения и скорби благость Божия обращает в вечное нам благо, так что мы можем с уверенностью и благодушием взывать: Слава Богу!

2). Будь ревностным (III, 14-IV, 4).

А) Сам пребывай в принятом тобою спасительном учении (III, 14-17).

14-15. «Два побуждения Св. Павел представляет Тимофею к тому, чтобы он пребыл тверд в принятом учении и ревновал о нем: первое то, что ты, говорит, не от кой-кого научился, а от него – Павла, а это тоже, что и – от Христа; второе – то, что ты, говорит, не вчера и позавчера научился, а с детства, и имеешь глубоко вкорененным в себе Божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо не разумного» (Феоф.). Научен был вере и жизни по вере Тимофей Св. Павлом, а чрез него самим Христом Господом, научившим самого Св. Павла. Это учение, еже вверена суть тебе, Тимофей принял не одною памятью, но сердечным убеждением, в чем убедился и удостоверился до осязательности знамениями и чудесами Апостола. Все это припоминает Св. Павел Тимофею и заповедует ему: ты пребывай в том, - будь непоколебим и тверд, и заботься о хранении вверенного тебе, ибо получил его от Христа Господа. Кроме того, «ты, говорит, с раннего возраста изучил Св. Писание, на нем ты воспитан, и потому вера твоя должна быть твердою и ничто не должно вредить ей: корень ее лежит глубоко и укрепился в течение долгого времени; потому ничто не может исторгнуть его» (Св. Злат.). В словах Апостола слышится «прощальная речь» (Св. Злат.); он как бы так говорит Тимофею: доселе я тебя учил; но скоро меня не будет; тогда тебе нужно будет искать вразумления в Писании. – Руководимый светлою верою в Господа (без веры Писание темно) ты можешь найти в нем все нужное для тебя ко спасению: писание всесторонне может умудрить тебя во спасение. Ибо «в Писаниях излагается, что должно делать и чего не должно. Кто знает Писания, как должно, тот не соблазняется ничем случающимся с ним, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому домостроительству Божию, а для иного видит основания и находит примеры в писаниях» (Св. Злат.). – Св. Писание и есть и должно быть, прибавляет Св. Павел, руководством на пути спасения не одних пастырей, но и всех, хотящих спастись.

16-17. Все священное Писание – вся Библия – Богодухновенно, «потому что в нем чрез Пророков и Апостолов изрекала истину Божию сама Божия благодать, или Святой Дух» (Феод. 2. Петр. 1, 20-21). Оно всякому полезно: - для научения – оно просвещает ум сообщением ему ведения всякой истины, потребной в нашем положении. Научив истине, писание ведет и к обличению: обличает же как ложь, так и неисправную жизнь. Обличив располагает и руководит к исправлению как ложных воззрений, так и недобрых навыков жизни. Кто исправил пути свои, тому нужно знать, как идти правым путем, не совращаясь, а все более и более совершенствуясь, и утверждаясь в правде. И этому обучает его писание, полезное для наставления в праведности, - «оно обучает нас всяким видам добродетели» (Феод.). «Все это ведет к совершенству, и делает нас своими Богу» (Феод.). Почему Св. Павел прибавляет: да совершен будет Божий человек, - да соделает человека Божиим, - Богу посвятившим и совершенным – пригодным, приготовленным ко всякому доброму делу, - таким, который и знает, и умеет делать всякое добро, и делает наилучшим образом. Вот каким делает писание человека, который руководится им, - тщательно изучая его. Тем более необходимо учение Св. Писания пастырю для руководства в его пастырском служении.

Указавши Тимофею побуждения и руководство к его ревностному пастырскому служению, Св. Павел далее указывает и цель такой пастырской деятельности – спасения душ пасомых, и средство – убеждение проповедью истинного слова. А для воодушевления указывает на грозный суд Божий и на умножение беззаконий.

1) Сл.: «величавы». 2) Сл.: «хульницы». 3) Сл.: «неправедны». 4) Сл.: «нелюбовни». 5) Сл.: «не благолюбцы».

6) Слав.: «привету».

7) – «долготерпению».

8) Слав.: еже вверена тебе; в греч.: в чем ты удостоверился.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.