Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю.






14-15. Напоминай, говорит, почаще своей пастве о том, что прежде сказано, что обетование славы может и не исполниться не по неверности Божией, а по слабости и оплошности верующих. Одна из таких оплошностей и указывается здесь, - именно пагубная страсть к словопрениям. – «Душа человеческая всегда склонна к состязанию и словопрению. Почему, дабы этого не было, Св. Павел не просто запрещает это, но именем Божиим – заклинает пред Господом – обязует исполнять это» (Св. Златоуст). Почему же? Потому, что споры не приводят ни к чему полезному, что нужно для нашего спасения и спасения ближних. Споры в существе дела – есть игра словами, которая, однако, может вредить, - вести к расстройству слушающих: спор может порождать сомнения в не совсем еще утвержденных, которые не умеют еще видеть под красивыми фразами скрывающейся лжи. Что же в таком случае делать пастырю? Мало запретить участвовать, или только слушать споры, необходимо утвердить веру верующих, чтобы иначе учащие в этой их вере встретили отпор своим помышлениям. Это и заповедует Апостол. Ты, как пастырь, постарайся, говорит Тимофею, представить себя искусным – мастером своего дела не по видимости, а на самом деле, - пред очами Божиими, яви себя мудрым исполнителем воли Божией; так веди свое дело, чтобы тебе за него не было повода стыдиться ни пред Богом, ни пред людьми, ни пред своею совестью. «Нисколько не стыдись делать все, что относится к благовестию, хотя бы тебе за это надлежало подвергнуться не только пристыжению, но и потерпеть что-либо» (Св. Златоуст). Лжеучители прикрывали свою ложь красивыми фразами, а ты, говорит, право правь – говори – режь – одну голую правду о истине, а всякие искажения и примеси к ней отрезай и отсекай с великою силою» (Св. Злат.). Вот как истинный пастырь должен действовать словом истины! А излишнего пустословия избегать, как вредного.

16-18. Все, не согласное с истинной верой, Богом Самим засвидетельствованной, Св. Павел называет нечистым и все оскверняющим тщеславием – пустозвонством. Всего такого, наказывает он Тимофею, устраняйся, но не оставляй его без внимания, а огради его словом истины, пресеки ему дальнейший ход и распространение между Христианами, иначе оно еще более будет преуспевать в нечестии. Их лжеучения, подобно болезни – гангрене (рак): зародится в организме и быстро станет распространяться в нем и, разъедая орган за органом, пока не разрушит всего организма; так же и лжеучения, постепенно заражая членов общества Христианского, грозят заразить все тело Церкви. И опасно это тем особенно, что зараза идет не со вне, а изнутри, - из самого же общества Христианского, что Св. Павел подтверждает примером двух лжеучителей из Христиан – Именея, которого он лично, бывши в Ефесе, предал сатане, чтобы он научился не хулить (1Тим. 1, 20), и Филита, о котором больше нигде ничего не говорится, и указывает главный пункт их лжеучения: они, вопреки истине, учат, что воскресения мертвых, ожидаемого христианами в будущей жизни, с открытием Царства Славы и жизни вечной, не будет, потому что оно уже было или есть в настоящей жизни. В чем же оно состоит? В том, что дух человека, под влиянием учения Христианского и благодати Св. Духа, возрождается к новой, святой жизни. Это, будто, и есть воскресение, которое обещано Господом. А телесного воскресения не будет, ибо тело есть произведение злого начала. Но Христос и Апостолы, говоря о воскресении духовном, говорят и о телесном воскресении? Которое будет во второе пришествие Господа Христа на землю, когда вполне откроется Его славное царство, в котором будут блаженствовать праведные, не терпя более скорбей этой земной жизни, а все грешники изгнаны будут из него в царство тьмы. Таким ложным учением о духовном воскресении здесь на земле лжеучители в некоторых простейших и слабейших возмущают – совершенно уничтожают веру, которая зиждется на уповании жизни вечной.

В Виду подобных лжеучений, рождающихся в самой Церкви Христовой и заражающих хотя только некоторых, могла естественно явиться мысль у верных: так может расстроиться и вся Церковь Христова; и зачем Господь допускает и терпит в своей Церкви погрешающих в истине и увлекающих в свою погрешность и других? Эти недоумения Св. Павел решает далее – в ст. 19. 22: первое в 19 ст., второе – в ст. 20-21.

19. Пусть, говорит, в самом обществе Христиан возникает лжеучение и увлекает некоторых, но знайте, что Богом основанное твердо стоит. Что это? – Вера, водруженная Богом в сердце искренне верующего, и на вере основанная Св. Церковь. Называются Христианами и такие, которые живут не по вере, а по своей воле; принимают св. веру и такие, которые как бы только частью живут по вере, а частью по своей воле. И те, и другие подвержены колебанию со стороны разных лжеучений – и своих и чужих, потому что в них нет твердого Божьего основания. Но есть и такие – истинные Христиане, которые всецело предались вере и Богу; в таких Бог созидает твердую веру и строй жизни по вере. Такая вера их твердо стоит, как Богом основанная, и никогда не падает. На таких Господь как бы налагает Свою печать, как на принадлежащих Ему вполне, как на Своих. Такой, запечатленный Богом, как Ему принадлежащий, и носящий Его имя, все усилия употребит на то, чтобы отступить от всякой неправды, в чем бы она ни заключалась, - в мыслях ли то, или в делах. – Из таких-то верующих и состоит истинная, непоколебимая Церковь Божия. – Зачем же в Церкви есть слабые в вере и жизни по вере?

20-21. Как в большом доме бывают вещи золотые и серебряные, бывают и деревянные, и глиняные, и одни из них обращаются на почетное употребление, а другие – на непочетное: так и в Церкви – в великом и славном доме Божием, есть лица, блистающие добродетелями подобно золоту и серебру, и есть лица, отвечающие дереву и глине; первые – достойны почтения, а последние – не имеют никакой чести. Апостол не говорит – кто первые, и кто последние, но указывает причину, почему Бог благоволит терпеть в своей Церкви вместе с добрыми – истинными Христианами и худых, только, по названию Христиан. В доме хозяин терпит и худые сосуды до тех пор, пока они гожи на что-нибудь, хотя бы и низкое, конечно не ожидая, что они когда-нибудь понадобятся для почетного употребления. Господь же в Церкви Своей терпит худых Христиан может быть и потому, что они на что-нибудь и теперь пригодны, а главное потому, что свободная тварь, не верующая и худо живущая, может прийти в себя, опомниться и измениться, к лучшему. Это и разумеет Апостол, говоря: кто будет чист от сего – от того, что делает его похожим на сосуд не в чести, - от страстей и грехов, тот будет сосудом почетным, освященным благодатью Св. Духа в таинствах и будет нужен Владыке Господу и годен на всякое доброе дело. Поэтому-то Господь и терпит в своей Церкви и грешников, ожидая исправления их.

В заключение этого отдела о пастырском благоразумии Св. Павел коротко указывает, - чего должно избегать и чего держаться благоразумному пастырю.

22. Чтобы быть сосудом удобным Владыке Господу в Церкви Его и других приводить к тому же, Св. Павел указывает Тимофею – чего он должен избегать и к чему стремиться. Избегать он должен – юношеских похотей. «Юношеские похоти суть не только блудные, но и всякий неуместный порыв обличает юность. На словах ли кто резок, или в делах обнаруживает настойчивость и властительство, или другое что подобное себе позволяет, - все это суть юношеские неразумные стремления. Всему этому свойственно, когда сердце еще не умерено и не установлено, и когда помыслы ума не углублены, а легко парят по верхам. Посему, дабы никто не увлекался сим, что внушает Апостол? Фантазий юношеских избегай» (Св. Злат.), которые мешают пастырю быть благоразумным. Но Св. Павел, кроме этого, указывает Тимофею, чего он должен ревностно держаться в своем служении, как твердой опоры пастырского благоразумия. Держись же, всячески старайся проявить, говорить, правду, - во всем и со всеми справедливость, веру – глубокую и искреннюю, любовь, умножая чрез нее всякое благо, и мир особенно с теми, которые призывают Господа – т.е. христианами не по имени только, а искренно верующими, - от чистого сердца. – «Доверяй, говорит, не всем, призывающим Господа, но только таким, которые призывают Его не притворно, не лицемерно, не лукавят; с такими сообщайся, с другими же не следует быть кротким, но только соблюдать мир сколько возможно» (Св. Злат.).

Б) Как пастырь должен вразумлять противных истине? (ст. 23-26).

Св. Павел дает наставление пастырю Тимофею, как ему обращаться благоразумно с лжеучителями, если необходимость заставить вести речь с ними (ст. 23-36). Прежде всего, избегать споров.

23. «Св. Павел знал, что совершенно бесполезно вступать в такие состязания, какие тогда бывали, и что они оканчиваются не иным чем, как ссорою, враждой, оскорблением» (Св. Злат.). Почему? Потому что эти состязания детски глупы, невежественны – и по предметам, и по способу ведения их. От таких, говорит, сварливых состязаний уклоняйся, и вот почему.

24-26. «При состязаниях, если они даже и необходимы будут по обстоятельствам, рабу Божию должно быть далеким от ссор. Если Бог есть Бог мира, то раб Бога мира: как может ссориться» (Св. Злат.). Что же? Пастырю следует молчать, или уступать противнику? Нет. Св. Павел в послании Титу пастырю пишет: обличай со всякою властью (Тит. 2, 15), обличай их нещадно (1, 13). И здесь Св. Павел заповедует делать то же, но прибавляет: быть приветливым ко всем, - не шумливым или крикливым и задорливым, но кротким: «Сильное обличение, когда оно делается с кротостью, особенно может трогать. Сильное слово без кротости может разве только пристыдить, а будучи соединено с кротостью, оно возьмет за сердце и победит» (Св. Злат.). Для тех, кто ищет вразумления и наставления, пастырь должен быть учителен – учителем добрым и кротким, при этом не сердиться и не раздражаться, если его учение не приносит тотчас видимой пользы, - но вразумляет слушателей. Слово вразумления на некоторые души действует медленно и только при многократном повторении вразумляет ее: таким образом, может случиться, что человек, уже готовый убедиться в истине, потеряет все от нашего нетерпения (Св. Злат.).

Особенно же при вразумлении необходима кротость. «Душа, имеющая нужду в наставлении, не может принять что-либо полезное, когда оно преподается сурово и с бранью, - и, хотя готова служить, но, будучи приведена в недоумение, не усвоит ничего. Кто хочет научиться чему-либо полезному, тот, прежде всего, должен быть расположен к учителю. Если же это предварительно не устроено, то не может произойти ничего полезного. Но никто не может быть расположен к человеку, который сердится – бранится. И не нужно оставлять собеседования с ними прежде их убеждения» (Св. Злат.), особенно в виду того, что цель такого убеждения есть спасение души. Может быть, путем кроткого и терпеливого вразумления можно будет довести душу, заблудившуюся до раскаяния, и тогда Бог доведет покаяние ее до конца – до решения бросить заблуждения и покорно принять истину, как она есть, без всяких сомнений и колебаний. Только тогда они в состоянии будут освободиться от козней дьявола, который оплел ум их ложью – призраком истины, как-бы какою сетью, так что они, творя волю его, воображают, что живут и действуют по своей воле.

1) Слав.: «искусна», 2) Слав.: «правоправяща», греч.: «право режуща и отсекающа». 3) Слав.: «тщегласия».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.