Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в товарной структуре мировой торговли и их причины.






1. До 2-й Мировой войны на минеральное сырье и топливо приходилась примерно ¼ мирового товарооборота, в 1980-1990-е гг. – около 13%, в 2013 г. 21, 8%.

Причины сокращения:

1) применение ресурсосберегающих технологий снизило относительные потребности в топливе и минеральном сырье,

2) все страны стремятся вывозить на мировой рынок не сырье, а готовую продукцию: экспорт сырья – это экспорт рабочих мест,

3) в результате энергетического кризиса 1973 г. нефть и минеральное сырье резко подорожали, добыча угля в развитых странах снова стала рентабельной,

4) прирост запасов в развитых странах в результате геологоразведочных работ,

5) перенос ТНК ресурсоемких и грязных производств из развитых стран на периферию мирового хозяйства,

6) колебания цен.

2. Доля аграрного сырья и продовольствия д о Второй мировой войны – около ¼ мирового экспорта. В 1980-1990-е гг. снизилась в два раза (до 12%), в 2013 г. – 9, 5%.

Причины:

1) выросла эффективность сельского хозяйства в развитых странах, повысилась самообеспеченность развитых стран продовольствием,

2) с ростом доходов населения снизились относительные затраты на продовольствие в структуре его расходов,

3) во многих развивающихся странах растет население, а сельское хозяйство остается отсталым, сокращаются экспортные возможности развивающихся стран.

3.Существенно выросла доля готовой продукции и полуфабрикатов (в 2013 г. -64, 7% мирового экспорта), особенно технически сложной продукции машиностроения (32, 4% мирового экспорта в 2013 г.).

Причины:

1) НТР,

2) рост доходов населения,

3) углубление МРТ и появление новых форм специализации,

4) деятельность ТНК

4. К 1970-м гг. ХХ в. сформировался новый динамичный сектор мирового рынка – рынок услуг. В 2013 г. экспорт услуг составил 4645 млрд.долл.

В 2013 г. доля услуг в совокупной мировой торговле составила 25, 4%. Ожидается, что к сер. ХХI в. будет 50%.

В экспорте услуг 1-е место занимает международный туризм (в 2013 г. – 1, 087 млрд. чел.), 2-е –транспортные услуги, но более половины приходится на «другие коммерческие услуги», куда входят информационные, телекоммуникационные, страховые, финансовые и прочие современные виды услуг).

Причины:

1) рост мировой товарной торговли вызвал рост торговли сопутствующими услугами,

2) НТР привела к появлению множества новых видов услуг и сделала возможной модернизацию традиционных,

3) переход на постиндустриальную стадию развития, рост доходов населения

5. К 70-м гг. ХХ в. сложился мировой рынок технологий.

Технология обращается на мировом рынке в 3-х формах:

1) в овеществленном виде (машины, оборудование, потребительские товары),

2) в виде формализованной информации (документация, патенты, лицензии),

3) в виде знаний, навыков, производственного, технологического, управленческого опыта специалистов

Мировой рынок технологий правомерно отождествлять с рынком лицензий.

В 2013 г. его объем составил 310 млрд.долл. (+6% по сравнению с 2012 г.).

Ведущая роль в экспорте – у США (43, 1% в 2012 г.) и ЕС (34, 3%)

27. Особенности международной торговли услугами.

Услуги-важнейший сектор национальной экономики:

§ Более 600 видов различных услуг

§ В развитых странах в сфере услуг производится более 2/3 ВВП, занято более ¾ ЭАН, осуществляется около 2/3 всех инвестиций, включая иностранные.

§ В СССР в третичном секторе было занято не более 1/3 работников, в России в нем занято около 60% ЭАН, производится около 55% ВВП.

Даже в самых слаборазвитых странах на долю услуг приходится не менее 30% ВВП.

Услуги-это тоже товар, но товар особого рода. Отличия от обычных товаров:

§ невидимость, неосязаемость большинства услуг,

§ невозможность хранения и транспортировки,

§ неотделимость от источника,

§ непостоянство качества.

Международная торговля услугами в 2013г.

§ В торговле услугами наблюдается высокая динамика: За 2012 г. торговля услугами выросла на 11% и достигла 4, 0 трлн. долл., в 2013 г. – 4, 6 трлн.

§ Ее доля в совокупном мировом экспорте товаров и услуг снизилась в 2011 г. до 18, 6% (самый низкий показатель с 1990 г.), а затем стала расти и достигла 25, 4% в 2013 г.

Основными экспортерами услуг выступают развитые страны(2013): США(14, 3%-доля в экспорте), Великобритания и Германия(по 6, 3%), а Россия занимает 21 место(1, 4%).

Они же являются и основными импортерами: США(9, 8%), Китай(7, 5%), Германия(7, 2%), а Россия занимает 10 место(2, 8%).

Субъектами экспорта и импорта выступают преимущественно транснациональные корпорации, часть из них-это компании, которые заняты именно в сфере услуг(основное направление их деятельности), другая часть-это компании, занятые в промышленности, которые диверсифицируют свою деятельность и также торгуют услугами.

Услуги как товар особого рода поставляются на внешний рынок четырьмя способами, при этом в основном учитываются трансграничные поставки, в то время, как бо'льшая часть услуг поставляется тремя другими способами.

Способы поставки услуг за границу в соответствии с ГАТС:

§ Трансграничная поставка

§ Потребление за рубежом

§ Коммерческое присутствие

§ Присутствие физических лиц-поставщиков услуг

В сфере торговли услугами гораздо больше проявляет себя протекционизм, т.к это очень чувствительная сфера с разных точек зрения для любой страны. Например, целые отрасли услуг недоступны для иностранных поставщиков и иностранных граждан (внутренние авиаперевозки, сфера рекламы, некоторые профессиональные услуги, как юридические).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.