Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. 1-2. Старчество у всех народов пользуется почетом и уважением






1-2. Старчество у всех народов пользуется почетом и уважением. В виду этого Св. Павел заповедует Тимофею, в случае погрешностей старца (устаревшего летами) (Св. Злат.) не укорять – не кричать на него, не срамить его, особенно при других, но «относиться к нему, в этом случае как к родному отцу согрешившему, с почтительною тихостью» (Св. Злат.), - утешать его – упрашивать, умолять, уговаривать. «Ибо можно обличать без жестокости, если кто захочет этому учиться; только для этого требуется большое благоразумие, однако это возможно» (Св. Злат.). Юношей заповедует склонять к добру, как братьев своих. «Зачем и здесь заповедует кроткий образ речи? Затем, чтобы не раздражать свойственные сему возрасту продерзости; почему и в этом случае обличение должно смягчаться духом кротости и любви братской» (Св. Злат.). Стариц заповедует учить, увещевать, склонять на добро, как матерей с сыновнею кротостью и любовью; молодых девиц или жен – учить, исправлять, так же с кротостью и братской любовью, как своих сестер. Но давая наставления юному Тимофею так относиться к девицам и молодым женам, Св. Павел как бы предостерегает его от возможных не совсем чистых при этом сердечных движений, прибавляя со всякою чистотою, - т.е.: заметишь в себе сочувствие или влечение к ним, тотчас же пресекай его, очищай от него свое сердце.

б) Как устроить вдовицу (V, 3-16).

Вдовы с самого начала устроения Церкви, состояли на попечении Христианских обществ. Для устроения их в первой Иерусалимской Церкви были избраны особые лица (Деян. Гл. 6). По этому образцу и все другие Христианские общины почитали своим долгом обеспечивать вдов и сирот. Св. Павел и говорит об этом здесь: сначала вообще об устроении вдовиц (ст. 3-8), потом частнее о вдовицах престарелых (ст. 9-10) и молодых (11-15), и в конце опять повторяет сказанное о вдовицах вообще (ст. 16).

аб) пристрастии и обеспечении вдовиц вообще (V, 3-8).

3. О вдовицах, говорит, позаботься, имей о них попечение (чти), доставляй им, что нужно для жизни. Но не о всех вдовицах заповедует Св. Павел заботиться так, а только об истинных – т. е. таких, которые хорошо – нравственно живут (ст. 5-7), но которым при этом нечем жить (ст. 16). «Верующие жертвовали в церковь, кто что мог; а настоятели церквей – пастыри раздавали потом собранное бедным вдовам и сиротам» (Св. Iуст. Фил.). Те вдовицы, которые сами могли содержаться, или которых могла содержать их собственная семья, не должны были тяготить собою церкви (ст. 16). И относительно их вот что заповедует Св. Павел.

4. Вдова, говорит, у которой есть дети, или внучата, пусть в своей семье и содержится детьми или внуками, чтобы, таким образом, они обучились или приобрели навык к благочестному образу жизни прежде у себя в доме, оказывая усердное попечение о матери или бабке. Чтить и успокаивать мать или бабку есть дело благочестия. Это Тимофей и должен внушать детям и внукам, чтобы они, заботясь о матери или бабке в доме, приучились, приобретали навык в благочестных делах. Ибо забота о матери и бабке дело угодное перед Богом и потому, что чрез это исполняется справедливое требование совести, и потому, что в лице родителей дети воздают честь самому Богу, заповедавшему почитать родителей. Вдова же совершенно бездетная и не имеющая чем содержаться, и есть истинная вдовица, имеющая нужду в заботе о ней Церкви.

5. Истинная – настоящая вдовица – одинокая, у которой нет ни детей, ни внучат, которые бы позаботились об ней. Что ей остается делать? Возложить всю надежду на Бога и ждать, что Он благоволит устроить. Которая так делает, та и есть истинная вдовица. Вот такую вдовицу должно чтить, заботится о ней и на нее расходовать церковные средства. Но бывают вдовицы сластолюбивые, о тех Св. Павел заповедует.

6-7. Вдова же пристрастная к житейским удовольствиям и преданная им, хотя на вид и кажется живой, а в существе дела она мертва – именно духом. Жив духом только тот, кто, отрешившись от всего чувственного, живет в общении с Богом, оживотворяющим его. А живущий чувственностью, живет вдали от Бога, дух его заморен – без общения с Богом. Такова и вдова, преданная чувственности. Св. Павел внушает Тимофею: И сие внушай им – со всею строгостью запрещай им так жить, потому что это – явный грех, но они, как христианки, должны быть беспорочны. Св. Павел снова обращается к детям престарелых вдовиц – матерей их и указывает побуждение заботиться о них.

8. Под своими и домашними разумеются родственники вообще, а из них домашние т.е. которые живут в одном доме, а свои – все другие родные, живущие особо. Апостол требует, чтобы родные заботились взаимно друг о друге и помогали нуждающимся из своих. Кто же не исполняет этого, тот, говорит, самым этим действием отрекся от веры. Вера христианская требует быть милостивым не к своим только кровным, но и ко всем нуждающимся. «Каким же образом может быть милостив к посторонним тот, кто презирает людей одного с собою рода, свойственников своих?» (Св. Злат.). Так не милостивый к своим, очевидно, не имеет верующего сердца и есть тоже, что невер. Но Апостол далее говорит, что такой хуже невера. Неверный, если бы так поступил, нарушил бы только естественный закон, а этот, поступая так, и естественный и писанный закон нарушает (Св. Злат.).

бб) Как, частнее, поступать со вдовами престарелыми (ст. 9-10) и юными (ст. 11-16).

9-10. Как можно думать, в Апостольской Церкви были два разряда вдовиц, которым помогала Церковь: могущая себя содержать, хотя и не вполне, своими трудами. Таким церковь давала некоторое пособие, как дополнение к их собственным трудам; и вдовицы почти бессильные (60 и более лет). Таких церковь вполне содержала. Об этих последних и говорит здесь Св. Павел. В список вдовиц, находящихся на полном попечении церкви, да вносится (причитается), говорит, такая вдовица, которой не меньше 60 лет, бывшая за одним мужем, - следовательно степенная и целомудренная (Феод.), о которой все свидетельствуют только одно хорошее о ее добрых делах. Каких? Что она воспитала детей своих в вере и любви (1 Тим. 2, 15), что она заботливо относилась к странникам – святым – христианам, обмывая их усталые ноги; что она скорбным в нуждах их помогала и тем утешала их; что она была ревностна ко всякому доброму делу вообще. Вот такой (совершенной по своей праведной жизни, одинокой и обессиленной годами), следует церкви оказывать полное вспомоществование. Что касается вдовиц молодых, то таким Св. Павел советует вступать во второй брак.

вб) авб) 11-13. Что касается до молодых вдовиц, то их, говорит, не вноси в вдовий список, чтобы содержать их за счет Церковный. Почему? Как видно, молодые вдовицы – некоторые давали обет остаться в своем вдовстве, что и заявляли настоятельно Церкви, прося пособия, а потом изменяли своему обету – подпадали неудержимым (свирепым) стремлениям плотской жизни – отвращали очи свои от Христа, Которому посвятили себя по обету, обманули Его, отвергли Его, и тем впали в грех и нарушили свой обет – отвергли прежнюю веру (Св. Злат.) тем, что опять хотят вступить в брак. Притом же молодая вдовица живет не в уединении, - ей это скучно, а ищет развлечений, - ходит по домам знакомых и здесь предается болтливости, любопытству и всяким праздным речам.

бвб) Не все, конечно, молодые вдовы бывали неблагонадежны. Не мало бывает между ними таких, которые чувствуют в себе сильное расположение сохранить в чистоте вдовство. Поэтому Св. Павел дает относительно молодых вдовиц не закон, а такой совет.

14-15. Так как некоторые молодые вдовицы, давши обет вдовства, своим неодобрительным поведением нарушали его и тем впадали в грех, то Св. Павел дает им не закон, а свой совет – не давать такого обета, а вступать во второй брак, чтобы рождать и воспитывать детей и управлять своим домом, честно вести свои житейские дела, чтобы противник – дьявол не нашел никакого повода посмеяться над ними, если они, став невестами Христовыми, потом впадут в нечистые дела. Ибо некоторые из вдов, давши обет вдовства, развратились – сбились с прямого пути, который указал им обет вдовства, и пошли в след сатаны, т.е. к недоброму поведению, указанному выше. – В заключение своего учения о вдовах Св. Павел снова повторяет сказанное им в начале о содержании вдов.

гб) 16. Берите, говорит, вы, родные, своих родных вдовиц на свое содержание. Ибо если бросите, церковь должна будет взять их на свое попечение, и тогда ей тяжело будет содержать вдовиц, истинных т. е. таких, у которых никого нет родных.

1) Слав.: «чти».

2) Слав.: «да причитается».

3) Слав.: «егда бо рассвирепеют».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.