Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь психологии и социальной работы.






Современная психология, какнаука о внутреннем мире человека, исследует все его многообразие, среди которого принято различать динамичные и довольно устойчивые психические явления. Первые образуют группу психических процессов (ощущение, восприятие, представление, намять, мышление, речь, воображение), вторые - составляют психические свойства личности - ее направленность, потребностно-мотивационную сферу, индивидные и индивидуальные качества (темперамент, характер, способности и др.). Особую категорию психики составляют психические состояния, обеспечивающие необходимый для деятельности уровень активации. Это довольно широкий спектр психических явлений: ожидания, внимание, готовность, эмоциональность (стрессы, аффекты, фрустрации, беспокойство-тревога и др.).

Психология XX столетия заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества. Согласно современным представлениям, любое психическое явление происходит на разных уровнях мозговой организации: бессознательном (неосознаваемом), подсознательном (частично осознаваемом) и сознательном (полностью осознаваемом). Поэтому не каждый человек может полностью и всегда дать отчет о своей деятельности, ее мотивах [9, 20, 36]. А это имеет принципиально важное значение для социальной работы.

Психология помогает человеку сделать жизнь осмысленной, значимой, реализовать индивидуальную субъектность, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы, оказывать помощь нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно, инициативно. В этой связи показательно, что среди различных теоретических школ, существующих в современной психологии, все больше начинают преобладать гуманистические тенденции, в основе которых заложена вера в человека как высшее создание на Земле, в его возможности саморазвития, самосовершенствования [36]. Характерно и то, что формирующиеся парадигмы теории и практики социальной работы, как оказалось, тесно связаны с психологическими парадигмами. Поэтому овладение основными категориями социальной работы предполагает значительную психологическую компетентность обучающихся1.

Многие подходы к социальной работе и ее альтернативные теории, оформляясь и определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Так, психоанализ явился основой диагностической теории социальной работы. Диагностическая теория в свою очередь стала предвестником возникновения индивидуальной психосоциальной работы.

Развитие психологической теории, а также теории социальной работы сделало очевидными многие недостатки традиционного директивного подхода в психологии и диагностической роли социальной работы. Это касается, в частности, однозначности толкования основных положений с позиций определенных теоретических конструкций, довольно " жесткой" их интерпретации и идентификации, игнорирования социальных, культурных особенностей клиентов, их чувств, переживаний, отношений, интересов, потребностей и других личностных особенностей.

В психологии это привело к возникновению совершенно иного подхода к работе с людьми, получившего название недирективного, т.е. внутреннего проникновения в психический мир человека, создания условий для его самосовершенствования [25]. Соответствующая тенденция намечена и в теории социальной работы.

Социальные работники, основывающие свою профессиональную деятельность на методах недирективной психологии, помогают споим клиентам в позитивных изменениях личности. При этом большой акцент придается социальным, культурным, региональным факторам. Таким образом, социальная работа в современном психологическом понимании представляет собой неразрывную связь с психологией и широкое использование психологических процедур.

Психологическая компетентность - комплексное понятие, которое включает осведомленность об основных факторах, законах внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции, лежащих в основе психического здоровья.социальной работе, в формировании теоретических основ последней первое место занимают теории, основанные на психоаналитическом подходе: различного рода психодинамические теории и концепции. Вслед за ними наибольшей популярностью пользуются теории, основанные на идеях бихевиоризма и когнитивной психологии. Гуманистическое направление является " третьей силой" среди множества разнообразных подходов " психологического происхождения" [2|.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.