Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История градостроительства Древнего мира.






Учебно-методический комплекс по дисциплине

Инженерно-экономические основы градостроительства

ЛекциОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Специальность: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» Специализация «Организация городского хозяйства»

 

 

Самара 2012 г.

 

Содержание

 

I. История зарождения и развития городов…….. ….……….……………….…… 3

1. История градостроительства Древнего мира……………………………………. 3

2. История градостроительства античности………………………………………. 16

3. История градостроительства европейского и восточного средневековья…….. 34

4. История европейского градостроительства XIV – начала ХХ веков………. 42

5. История российского градостроительства………………………................... 49

6. Основные современные градостроительные принципы, системы расселения,

типология городов, функциональное зонирование города и оптимальное

расположение функциональных зон....………………………………………………… 74

7. Этапы, основные документы и чертежи градостроительного проектирования.. 81

8. Типология жилых, общественных и промышленных зданий …………..……..… 85

9. Общие требования к территории города.……………………………….……. 89

10. Селитебная зона города …………………………………………………….... 92

11. Промышленная и коммунально-складская зоны города….……….………. 95

12. Планировка общегородского центра и система обслуживания города ………… 99

13. Улично-дорожная сеть города и зона внешнего транспорта ……………… 104

14. Зеленые насаждения, зоны отдыха и курортные зоны города ………………… 108

15. Современные проблемы реконструкции и охрана исторической застройки

в городах ………………………………………………………………………….. 113

16. Инженерные сети и санитарная очистка города…………………………………. 117

 

 

ИСТОРИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ДРЕВНЕГО МИРА.

Догородские формы расселения. Предшествовавшей городам формой расселения были укрепленные поселения родовых общин. Несмотря на большое разнообразие этих поселений, в их социальной и архитектурно — планировочной организации наблюдалось много общего. Прежде всего, строителям древних поселений было свойственно стремление к максимальному использованию природных данных местности в целях охоты, рыболовства, земледелия, а также для защиты от нападения извне. Городища сооружались на возвышенностях, у слияния рек, на островах. Они укреплялись валами, рвами и стенами, иногда располагавшимися в два или три ряда. Стены складывались из грубо отесанного камня, дерева или из сырцового кирпича. Размеры поселений были невелики и соответствовали размерам родовой общины. Обыкновенно жители строили один хорошо укрепленный вход. Так же как укрепления, жилая застройка поселений возводилась из местного строительного материала. Иногда жилой дом вмещал большую часть родовой общины (Катал Хайюк в Южной Анатолии). Часто жилые дома, предназначенные для отдельных семей, блокировались (Бискупинское поселение). В период разложения родового строя появились поселения крупных размеров и первые города, т. е. поселения, для которых свойственны были черты как родового строя, так и классового общества.

Укрепленных поселений синташтинской культуры на сегодняшний день найдено около 20. Наиболее хорошо исследованы из них три: Аркаим, Синташта и Устье. По свидетельству Г.Б. Здановича их диаметр колебался от 140 до 180 м., поселения опоясывались рвами с наклонными стенками. На дне рвов через определенное расстояние выкапывались колодцы для выведения дождевой воды в грунт. Входы были расположены по сторонам света. Первоначально Аркаим, как и Синташта, состоял, вероятно, только из внутренней линии стен. Имелось разделение на функциональные зоны: ритуальную, жилую и производственную. На территории Аркаима располагались печи для выплавки бронзы. Город был центром металлургического производства, которое в то время имело и сакрально-ритуальный смысл. Поэтому можно сказать, что это был своего рода город-храм.

Центральная площадь прямоугольной формы, вероятно, носила культовый характер, т.к. там обнаружено несколько зольников от погребальных костров. В других поселениях встречались площади округлой формы. В центре было расположено два продолговатых понижения, соприкасающихся между собой и окруженных невысоким барьером. Возможно это остатки сооружений. В поселениях Куйсак в Кизильском районе Челябинской области и Сарым-Скалы на площадях были найдены остатки трех построек, но назначение их не установлено.

Аркаим и другие синташтинские поселения по праву вызывают в настоящее время большой интерес как уникальные объекты мирового значения. Композиция Аркаима подчинялась определенным правилам, имевшим, по всей вероятности, религиозно-обрядовую основу. Например, если провести оси зданий города и продолжить направление радиальных улиц, все они сойдутся в одной точке в центре площади.

Другое укрепленное поселение синташтинской культуры расположено на левом берегу реки Синташта – притоке Тобола. В древности поселок находился от воды на некотором расстоянии и имел замкнутую систему обороны. Уже после прекращения жизни в поселении река проложила русло через центральную часть памятника. Сохранившийся участок представляет собой фрагмент круговой площадки, ограниченной с востока полукольцом рва и стены, в которой исследованы остатки жилых и хозяйственных сооружений. В поселении существовало внешнее фортификационное кольцо, к которому примыкали дома. Третья линия обороны сохранилась в виде неглубокого, местами смытого рекой рва, имеющего в плане прямоугольную форму. В качестве строительного материала использовались грунт, дерево и глиняные блоки. Главная круглая оборонительная стена и ров опоясывали жилую площадку диаметром 136-140 метров. Центральная часть поселения, также, была окружена глинобитной стеной и неглубокой канавкой с ее внешней стороны. Внутренняя стена была, вероятно, овальной формы в плане. Южные ворота поселения наиболее хорошо сохранились. Они обращены к реке. Ширина входа составляла около 5 метров. Строительство поселения осуществлялось по продуманному плану. Под оборонительной стеной почва уплотнялась. Основным строительным элементом стены, как и в Аркаиме, были, вероятно, бревенчатые клети, которые ставились вплотную друг к другу или на расстоянии. Клети заполнялись глиной. Внутри оборонительных стен параллельно рвам и торцам жилищ находились длинные помещения – коридоры. Северные ворота были обращены к кургану-святилищу. В настоящее время эта территория сильно разрушена, но планировка Синташты подчинялась принципам, исследованным на примере Аркаима. Поселение было центричным, как и в Аркаиме длинные стороны домов были направлены к центру круга.

 

Города Древнего Египта. Данные современных археологических раскопок говорят о том, что заселение Египта началось еще в эпоху палеолита, т. е. в X — VI тысячелетиях до н. э. Постепенно, по мере развития оседлого земледелия, в низовье и дельте Нила появились территориальные общины. Жители древнейших земледельческих поселений в V — IV тысячелетии до н. э. уже строили каналы и плотины для орошения своих полей. История Древнего Египта условно делится на следующие периоды: период Раннего царства (3000— 2800 гг. до н. э); период Древнего царства (2800 — 2250 гг. до н. э.), окончившийся первым распадом Египта (2250 — 2050 гг. до н. э.); период Среднего царства (2050 — 1700 гг. до н. э.), закончившийся вторым распадом Египта (1700 — 1580 гг. до н. э.); период Нового царства (1580 — 1070 гг. до н. э.); поздний период (XI — IV вв. до н. э.) и греко — римский период (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.) Города раннединастического периода были небольшими и хорошо укрепленными. Возможно, что первоначально строились города — крепости округлой формы. Древний город Нехеб (современный Эль — Каб), был расположен на правом берегу Нила, напротив древней столицы Южного Египта Нехена (Иераконполя). Этот крупный политический и религиозный центр Южного царства был назван в честь богини Нехебт, которую египтяне считали покровительницей царской власти. Раскопи показали, что Нехеб первоначально имел округлый план диаметром около 400 м, ограниченный крепостными стенами, построенными из кирпича — сырца. В дальнейшем часть городской территории оказалась в зоне затопления, и город переместился к северо — востоку от нильского берега. При этом он получил укрепления уже не кругообразные, а квадратные в плане. Археологи обнаружили также крепостные каменные ворота.

Начало Древнего царства связывают с восшествием на престол первого фараона III династии Джосера, известного своей строительной деятельностью, и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа.

В этот период главным столичным городом был Мемфис. Основанный на левом берегу Нила первоначально как крепость, Мемфис постепенно превратился в крупный религиозный, политический и культурный центр Древнего Египта, где большого расцвета достигли строительное искусство и ремесло. Город многократно разрушался, однако некоторые сведения о нем дошли до нас благодаря археологическим раскопкам, планомерно проводившимся начиная с XIX в. И продолжающимся до настоящего времени. Мемфис протянулся вдоль Нила на 14 км, а в поперечнике равнялся 7 км. Известно также, что в городе было несколько храмов — дворцовых комплексов, из которых главный занимал большую территорию и располагался параллельно реке. От него две улицы вели к Нилу. С севера на юг весь город пронизывала многокилометровая улица. Мемфис, в отличие от других египетских городов, стал городом, в котором помимо египетского населения проживали иноземцы: финикийцы, иудеи, выходцы из Эгейских городов и Двуречья. Они селились в специально отведенных кварталах, где находились их святилища и храмы.

Если планировка и застройка Мемфиса изучена еще недостаточно, то его некрополи, расположенные на плато Ливийской пустыни, известны значительно лучше. Это поминальные храмы, пирамиды и мастаба в Саккаре, Абусире, Дашуре и Гизе. Некрополи занимали огромные территории, на которых царили определенный порядок и строгая система координат, соответствовавшая странам света. Именно в этот период поминальные сооружения стали строиться в виде крупных объемно — пространственных ансамблей, хорошо обозревавшихся с далеких точек, Древнейшим ансамблем такого рода был поминальный комплекс в Саккара, в котором главенствовала 60 — метровая ступенчатая пирамида фараона Джосера, построенная из мелких каменных блоков белого известняка. Пирамида Джосера находилась в центре огромного поминального комплекса. Пирамиды в Гизе были построены в первой половине III тысячелетия до н.э. фараонами IV династии — Хеопсом (Хуфу), Хефреном (Хафра) и Микерином (Менкаура). Пирамиды возводились не одним поколением строителей и представляли собой результат огромного человеческого труда. Только на одно строительство дороги для перевозки каменных блоков к пирамиде Хеопса ушло около десяти лет, Согласно подсчетам, на строительство этой пирамиды пошло 2500 тыс. каменных блоков весом до 2, 5 тонн каждый и при ее возведении использовался труд 100 тыс. рабочих. По другим источникам, в строительстве пирамид принимало участие несколько поколений всего населения дельты Нила. Пирамида Хеопса достигала высоты 146, 6 м при стороне основания 233 м, пирамида Хефрена — 143, 5 м при основании 215, 3 м, а пирамида Микерена соответственно — 62 м при основании 108, 4 м.

Кахун (древнеегипетский — Хетеп — Сенусерт) был построен фараоном XII династии Сенусертом II около 2000 г. до н. э. в связи со строительством здесь пирамиды и системы каналов. Это был сравнительно небольшой город, прямоугольный в плане с размером сторон 360 и 280 м. Город имел ориентацию по странам света. Западная его часть, расположенная несколько ниже по рельефу, была отделена невысокой внутригородской стеной. Здесь располагались жилые дома для строителей и рабов. Единственная улица пересекала этот однообразный район с севера на юг. Восточную часть города занимали жилые дома привилегированных жителей. Вдоль северной городской стены расположились дома фараона и его приближенных. Улица западно — восточного направления объединяла эти жилища. В восточной части располагались рынок и авки купцов. Кахун имел идеально правильную планировку улиц, что оказалось возможным благодаря тому, что он создавался по единому плану.

Совершенно иную картину можно было наблюдать в планировке и застройке крупных, постепенно складывавшихся городов. Аналогично Мемфису развивалась и новая столица эпохи Среднего царства — Фивы. Город Фивы (древнеегипетский — Уасет) возник около середины III тысячелетия до н. э. Особого расцвета Фивы достигли в эпоху Среднего и Нового царства, когда и были построены все храмовые и мемориальные постройки. Фивы исследовались учеными многих стран, составившими многочисленные описания археологических находок, найденных на территории этого знаменитого города. Однако вплоть до настоящего времени остается не ясным, каковы были границы и конфигурация городского плана. Неизвестно также начертание улиц, местоположение главных жилых кварталов. Многими исследователями оспаривалось также размещение жилых районов города относительно реки. По мнению одних ученых, основная часть Фив располагалась на острове, омывавшемся каналом с запада и руслом Нила с востока (Э. Эгли), по мнению других — на правом берегу реки. Причиной этих споров являлось отсутствие материальных остатков жилых домов, что в свою очередь объяснялось недолговечностью материалов, из которых они были построены. В период Нового царства в Фивах были построены главные храмовые комплексы правобережья, расположенные в современных арабских поселениях Карнака и Луксора. Из них наиболее древними являются храмы Карнака (древнеегипетское — Ипет — Сут). Рассматривая в целом архитектурно — планировочную композицию правобережных храмов в Фивах, необходимо отметить ее динамический характер, которому соответствовало чередование метрических протяженных аллей сфинксов с нараставшим в сторону святилища ритмом пилонов — преград.

Фивы долгое время оставались главным городом Древнего Египта, однако был кратковременный период, когда резиденция египетских фараонов была перенесена в другой, специально построенный для этой цели город Ахетатон (современная Тель — эль — Амарна). Это произошло при фараоне Аменхотепе IV (1419 — 1400 гг. до н.э.), который порвал отношения с фиванским жречеством, заменил общегосударственный культ бога Амона на культ бога Атона и переименовал себя из Аменхотепа в Эхнатона (т. е. «Угодного Атону»).

Место для строительства города Ахетатона (т. е. «Горизонта Атона») было выбрано на половине пути между древней столицей Мемфисом и Фивами, на правом берегу Нила. Так же, как и эти столицы, Ахетатон располагался вдоль реки и имел большую протяженность. Основные дворцовые и храмовые комплексы связывала главная дорога, проходившая параллельно реке и почти на всем своем протяжении засаженная пальмовыми деревьями. Смена прямолинейной аллеи, окаймленной ритмическими рядами сфинксов, озелененной дорогой уже сама по себе представляла большое новшество. Помимо этой дороги, которая получила название Царской или улицы Великого жреца, в центральной части Ахетатона имелись и другие улицы, часть из которых повторяла направление главной, а другие пересекали город и направлялись к реке.

В новой столице было построено три дворца: северный, центральный и южный. Северный дворец фараона носил характер загородной усадьбы. Все помещения этого дворца группировались вокруг внутреннего двора и водного бассейна. Многочисленные залы свидетельствовали о том, что этот дворец был предназначен для царских пиров и развлечений. По мнению некоторых археологов, он принадлежал царице Нефертити. Центральный дворец располагался рядом с главным святилищем Атона. Этот дворец занимал территорию расположенную вдоль реки, которую пересекала главная дорога города. В приречной части дворца располагались приемные залы, в восточной — жилые покои царя. Обе части дворца соединялись мостом, проходившим над главной улицей. Археологи обнаружили остатки росписи, которой были покрыты стены, полы и потолки некоторых дворцовых помещений. Эти росписи в основном изображали растительный и животный мир Египта и отличались высоким художественным мастерством. Южный дворец в Ахетатоне представлял собой два обнесенных стеной участка, в центре которых располагались водоемы. Назначение этих водоемов пока неизвестно, хотя расположенные рядом храмовые здания заставляют предположить, что они имели культовое значение.

Главный храм Ахетатона находился в центре города. Он располагался перпендикулярно реке и занимал обширную прямоугольную территорию. Как и все египетские храмы, храм Атона представлял собою чередование пилонов, открытых дворов и колонных зальных пространств. В отличие от фиванских храмов храм в Ахетатоне был построен из кирпича с каменной облицовкой, что и послужило причиной его плохой сохранности.

Большой интерес представляла жилая застройка новой столицы. Насколько позволяют судить археологические находки, жилые кварталы составляли дома различных слоев населения. Наиболее зажиточные жители Ахетатона занимали обширные участки, на которых располагались службы, конюшни, помещения для рабов и слуг, склады зерна и продовольствия. Кроме того, как правило, имелись сад и небольшое святилище. Дом располагался в центре участка, и его помещения группировались вокруг главной парадной комнаты.

Особое место в жилой архитектуре Ахетатона занимал так называемый Восточный квартал рабов. Это был окруженный стеной, квадратный в плане поселок, в котором размещались дома строительных рабочих, возводивших новую столицу. Учитывая короткие сроки ее строительства, можно предположить, что таких поселков на периферии города должно было быть несколько, но дошли до нас следы только одного из них. Размеры Восточного квартала рабов были небольшими и равнялись по площади участку жилого дома зажиточного египтянина. По своей планировке Восточный квартал рабов напоминал аналогичный квартал в Кахуне.

Города Месопотамии и древнего Ирана. Двуречье, или Междуречье (греческая Месопотамия), т. е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древнейших очагов человеческой культуры. Этот географический район имел естественные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе. История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляет собой пеструю картину смены народов и государств. Первый этап развития Двуречья протекал между 3200-1800 гг. до н. э. Древнейшим государством было государство Шумер, которое вскоре после своего создания слилось с государством Аккад в единое целое. Дальнейшее развитие Двуречья связано с историей двух крупных государственных образовании-Вавилонии и Ассирии.

Из древнейших шумерских городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и др. Подлинного расцвета некоторые шумерские города достигли в период III династии, т. е. после объединения шумеров с семитским народом-аккадцами в единое Шумеро-Аккадское государство. Первоначально это объединение носило завоевательный характер со стороны аккадских царей, подчинивших себе не только города Шумера, но и другие государства Двуречья.

В этот период (XXIV-XXII вв. до н. э.) главным городом был Аккад, расположенный в Междуречье севернее Вавилона. В XXII в. до н. э. государство Аккад подверглось нашествию диких горных племен кутиев, что привело к его распаду и новому возвышению шумерских городов, на этот раз под главенством Ура и его царей III династии (2112-2015 гг. до н. э.). Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат. Зиккурат Ура представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2, 5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором. В плане зиккурат представлял собой прямоугольник размером 46 х 60 м. Он был трехъярусным. Нижний сохранившийся ярус имел высоту 15м. На верхней площадке располагалось святилище бога Наннара. Парадная лестница была расположена с северо-восточной стороны. Жилые дома Ура, согласно шумерской традиции, имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора иногда находился колодец. Здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в полном смысле этого слова была лишь одна. Она предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города.

Округлая форма очертания планов городов была очень стойкой в Двуречье и не только в нижнем течении Евфрата. Об этом свидетельствуют изображения круглых ассирийских крепостей на многочисленных барельефах, а также круглые иероглифические знаки, означавшие город. К сожалению, круглых поселений на территории Среднего Двуречья не сохранилось. О них можно судить по сиро-хеттскому городу Самаль (современный Зенджирли), который был построен в традициях Двуречья. Дальнейшее развитие градостроительства Двуречья связано было с разработкой прямоугольной схемы городского плана. Наиболее совершенным в этом отношении был план города Борсиппы, расположенного южнее Вавилона.

Ориентация городов Двуречья углами по странам света долгое время представляла собой загадку. По мнению Унгера, такая ориентация объяснялась направлением преобладающих ветров и была вызвана защитой от них. По мнению других ученых, такая ориентация была связана с религиозными представлениями народов Двуречья. Так или иначе, но археологические раскопки дают возможность проследить развитие нескольких городов с подобной планировкой. Она была свойственна не только для Вавилонского царства, но и для Ассирии. Наиболее ярким примером может служить город Дур-Шаррукин. Дур-Шаррукин был построен ассирийским царем Саргоном II (722-705 гг. до н. э.) за короткий срок с 711 по 707 г. до н. э. Известно, что главная улица города подходила к воротам дворца, монументально оформленным в виде арки, по бокам которой располагались крылатые быки и изображения героев Гильгамеша и Энкиду.

Вавилон («врата бога») впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. в связи с правлением Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н. э.). До этого на левом берегу Евфрата, по-видимому, было небольшое поселение, не имевшее особого политического значения. Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг, до н. э.) Вавилон стал крупным городом. Особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и обнесенную внешними крепостными стенами протяженностью 18 км. Внутри этой территории располагался собственно город, занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь укрепленный крепостными стенами. Территория внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность крепостных стен 8360 м. Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен, построенных из сырцового и обожженного кирпича толщиной около 30 м. Через каждые 20 м находились крепостные башни. В город вело восемь ворот. Все ворота назывались именами различных богов. Главными были северо-западные - ворота богини Иштар. Кроме этих ворот, существовали еще ворота бога луны Сина, ворота главного вавилонского божества Мардука, ворота бога земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш. Все эти ворота соединялись между собою улицами, разрезавшими город почти на равные части.

В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки. Главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания небес и земли». Вавилонский зиккурат представлял собою монументальное сооружение высотой около 90 м, на вершине которого располагалось покрытое голубой глазурью святилище Мардука, Семь ярусов вело к этому святилищу, Нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18м был черного цвета. Верхние ярусы чередовались по цвету-красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров. Вавилонский зиккурат считался одним из семи чудес света и доминировал над городом и окружающей местностью, формируя силуэт древнейшего города.

Религиозные представления были очень сильны у древних вавилонян, что видно из названий ворот и главных улиц города, предназначенных для религиозных процессий, и из наличия большого числа храмов, посвященных различным богам вавилонского пантеона. Ворота богини Иштар представляли собою прекрасное произведение вавилонского искусства. Они олицетворяли собою представление вавилонян о силе и могуществе города и государства. Город делился на две части. Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной, тянувшейся вдоль Евфрата, Правобережная часть более позднего происхождения занимала несколько меньшую территорию и, очевидно, имела второстепенное значение. Обе части Вавилона были соединены мостом длиной 123 м. Главные улицы города делили его на отдельные районы, в которых группировались жилые дома и храмы.

Персеполь -персидский город эпохи Ахеменидов был основан Дарием I Великим (правил в 522–486 до н.э.), куда он перенес столицу Ахеменидов из Пасаргад, столицы Кира Великого, основателя Персидского государства. Персеполь располагался примерно в 80 км к юго-западу от Пасаргад, недалеко от места впадения небольшой речушки Пулвар в р.Кур. Персеполь расположен на отрогах Кухе-Рахмат (горы Милосердия), возвышающейся над равниной Мерв-Дешт. Город был защищен тройной системой укреплений, в том числе линией стен и башен, проходивших по гребню горы. Основные строения располагались на большой, имеющей почти прямоугольную форму платформе, которая была сооружена Дарием Великим между 520 и 515 до н.э. Здания, развалины которых сохранились до наших дней, возведены Дарием и его преемниками: Ксерксом (правившим в 486–465 до н.э.) и Артаксерксом I (правившим в 465–424 до н.э.).

У северной оконечности западной стороны платформы находилась большая лестница, которая вела на равнину. Над лестницей возвышались Ворота Ксеркса, портал которых охраняли гигантские быки из камня – деталь, характерная для большинства дворцов Ассирии. Надпись на воротах гласит: «Так сказал Ксеркс царь: Милостью Агурамазды я построил эти ворота, названные Всемирными». С правой стороны от дворца сохранились развалины огромного парадного зала, ападана, строительство которого было начато Дарием I, а закончено Ксерксом. Само здание располагалось на приподнятой платформе, к которой вели две монументальные лестницы – одна с северной стороны, а другая с восточной. Лестницы были украшены искусными рельефными изображениями, особенно хорошо сохранившимися на восточной лестнице. На последней изображена та же самая процессия, что и на северной лестнице, но с противоположной стороны. Основные фигуры представляют посланцев 23 народов, которые сделали персидскому царю подношения по случаю Нового года. Сама ападана представляла собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, 13 из которых сохранились.

Справа от ападаны находился дворец Дария I, известный как Тахара. Дворец был украшен рельефными изображениями. Во дворце имеется надпись их создателя: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец».

Приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагался стоколонный зал, начатый Ксерксом и завершенный Артаксерксом I. В центральной части этого сооружения находился зал, крыша опиралась на 100 колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Среди зданий, построенных в южной части платформы, были дворец Ксеркса, его гарем и царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса, такими же, как и на Трипилоне.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.