Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Правила в руководство Тимофею, при исполнении возложенного на него Архипастырского дела.






В основу своих правил Св. Павел кладет мысль о том: 1) чему учит всех вообще христиан; и на этом основывает правила: 2) какие порядки следует заводить и содержать среди пасомых (II-III, 13) и 3) как на них действовать и руководить (III, 14-VI, 19).

1) Чему надо учить всех?

А) О вере в Господа Иисуса, пришедшего в мир грешников спасти (1, 8-20).

Св. Павел выясняет здесь, что, а) время закона уже прошло (ст. 8-10), б) настало время Евангелия, которое ему вверено (ст. 11-14), почему в) хотящий спастись должен веровать в Господа (ст. 15-17), г) об этом и завещает Тимофею учить (ст. 18-20).

а) Время закона уже прошло (1, 8-10).

8. Мы, христиане, знаем, что закон Моисеев добр, но не безусловно, а под таким только условием, если пользуются им законно – в духе самого закона. А по духу своему закон есть пестун во Христа, он – тень, тело же Христос: следуй ему, - и дойдешь до Христа, обетованного Избавителя. Вот как законно пользоваться законом. А утверждать, что закон сам по себе имеет спасительную силу, - значит не понимать закона, пользоваться им незаконно. Итак, закон законно пользующихся им приводит ко Христу под иго благодати, а незаконно пользующихся им – к осуждению.

9-10. Кого закон приводит ко Христу, тот, получает оправдание – праведность чрез веру, в благодати Св. Духа, данной ему при крещении, находит руководственное начало для своей жизни и становится свободным от ига закона. А кто думает найти оправдание в самом законе, тот подлежит его осуждению за разные свои грехи, которые Апостол далее и перечисляет, начиная с общих и кончая частными. Таковы: беззаконники – нарушающие бесстрашно нравственный закон, непокорные – неподчиняющиеся заведенным порядкам гражданским и общежитейским, живущие по своей воле – по самозаконию; нечестивые – нарушители заповедей по отношению к Богу, не имеющие страха Божия и не чтущие ничего священного, грешники – нарушители заповедей к себе и ближним. Эти последние в отношении к другим нарушают всякую правду, чтобы удовлетворить своим похотям и чрез это оскверняют себя. Апостол и называет их поэтому – неправедными и скверными. По этим двум видам распределяются и следующие перечисления беззаконников. К неправедным относятся – отца и матери досадители – сильно бьющие своих родителей; разбойники – насильники, клеветники, лжецы, клятвопреступники. К осквернителям отнесены разного рода блудники. На таких (указанных выше), и, вообще, на всех тех лежит иго закона, которые в каком бы то ни было отношении живут противно здравому учению, или здравым правилам святой и праведной жизни. Закон затем и лежит на них, чтобы обличая, грозя и сокрушая, привести их в сознание своей болезни и опасности от нее и чрез то побудить обратиться к единому Врачу – Христу и Его врачевству.

б) настало время евангелия (1, 11-14).

11. Теперь настало время Евангелия – благовестия, которое возвещает новый путь спасения – верою и благодатью чрез веру, не только оправдывающей верующего, но и облекающей его духовною славой, а в будущем веке обещающей облечь его еще и видимою дивною славою. Такой славный путь ко спасению даровал блаженный Бог – всеблаженный в Себе, благоволивший создать разумные твари для участия в этом блаженстве и уклонившихся возвратить к этому проповедью славного Евангелия. Поэтому естественно, что праведнику закон уже не нужен – не лежит. Этот же дивный способ спасения и вверено возвестить Св. Павлу, как Апостолу, по призванию Божию.

12. Что Евангельский путь спасения от Бога, Св. Павел доказывает самим собою: он был строгим ревнителем закона; но Иисус Христос не оставил его на этом пути, а призвал к вере, дал благодатные силы – уверовать в Него, как в Господа Нашего, и нашел его верным – достойным вверить ему служение Апостольское. Это он глубоко чувствует и благодарит Бога. А кто он был, когда ревновал по закону?

13-14. Я, говорит, строгий ревнитель закона, был на самом деле хулителем Господа Иисуса – Богохульником. И не в себе только укрывал это зло, но еще преследовал тех, которые хотели жить благочестиво; бранил и поносил всячески и веру, и верующих. «За это я достоин был всякого наказания, но не наказан, потому что помилован». (Св. Злат.). А помилован потому, что делал это по неведению: я не ведал, что, преследуя Христиан, я восставал против Бога и разорял дело Его, ибо не веровал, что Иисус Христос есть Бог и евангельское домостроительство, заменившее закон, есть дело Божие. Я не только помилован, но и получил еще благодать от Господа Иисуса Христа и в призвании к христианству, и в прощении грехов, и, особенно, в призвании к Апостольству. Здесь Св. Павел указывает как бы путь роста благодати – сначала – призвание к вере, потом по вере любовь и, наконец, вера и любовь создают из его сердца как бы пространнейший сосуд для вмещения высших даров Духа. И виновником всего этого был Иисус Христос, а не закон (Св. Злат.).

в) Почему, если хочешь спастись, веруй в Господа Иисуса (ст. 15-17).

Иисус Христос затем и пришел, чтобы грешников спасти, и иного пути к спасению нет (ст. 15). Образцом такого помилования служит сам Св. Павел (ст. 16-17).

15. Верно, истинно и всякого принятия достойно – без малейшей тени сомнения и колебания, слово о том, что Христос Иисус пришел в мир от Отца (Иоан. 16, 28), чтобы призвать не праведников, а грешников к спасительному покаянию (Мф. 9, 13), как сказал Господь Спаситель. И, действительно, все покаявшиеся и уверовавшие во Христа, вследствие проповеди Апостольской об этом, спасались. И сам Св. Павел, хулитель, гонитель Иисуса Христа – богохульник злой, - первый из грешников, достойный жестокого осуждения, покаялся, уверовал в Господа Христа и был помилован и спасен Им. И это для того, чтобы быть ему образцом помилования для всех грешников.

16. Я, говорит, столько грешен, что Господь, долго терпя меня мне, истощил на мне все Свое долготерпение. И это Он сделал не потому, чтобы нашел что-либо достойное во мне, но потому, что никто больше меня не давал возможным представить в себе больший образец помилования, дабы всякий грешник, смотря на помилование меня, не колебался, что и он будет помилован, и смело приступал веровать в Господа, в несомненной надежде, что и он получит жизнь вечную. Ибо надежда жизни вечной есть неотъемлемая принадлежность веры в Господа Спасителя. Вера в Него есть таинственный путь к восстановлению падшего, которое тотчас и начинается в нем вместе с рождением веры. Но зреет оно в нем большею частью тайно, дабы во всей красе явиться в будущей жизни. За такой способ спасения людей Св. Павел и славословит Господа.

17. Созерцая премудрость и благость Божии в том, что, по отменении закона, Он открыл свободный путь к спасению в Господе Иисусе для всех желающих веровать в Него и спастись, Св. Павел славословит Бога: честь и слава Богу, благоволившему спасать грешников! При этом он называет Бога царем веков, нетленным, невидимым, дабы все знали, что Он, как нетленный – имеющий в Себе Самом жизнь не прекращающуюся и не истощающуюся, даст такую же и верующим; как Царь веков – даст вечную жизнь, а как невидимый – такую, подобия которой не найдем ни в чем видимом. Он называет Бога премудрым, ибо сам созерцает величайшую премудрость в устроенном им дивно-премудром домостроительстве спасения. Честь и слава – Божеское поклонение и славословие да воздастся за все это Триединому Богу!

г) Вот о чем учит завещаю тебе (1, 18-20).

18-19. Вот это завещание – уклоняться от всяких суесловий и учить, что спасение только в Господе Иисусе, для чего Он и в мир пришел, Св. Павел и передает духовному сыну своему Тимофею, чтобы он строго хранил его и руководился им, как епископ церкви Ефесской, избранный и поставленный согласно бывшим о нем пророчествам, известным и Св. Павлу и Тимофею. Поэтому он и должен управлять Церковью согласно с этими пророчествами: воинствовать согласно с ними, как добрый воин. Управление Церковью, охранение верных с руководством их в деле спасения Апостол сравнивает с ведением войны или завоеванием. Ибо здесь непрерывная борьба с неверием, суеверием, неприязнью, война и с людьми, и с темною силою, восстающую против истины чрез людей. Кто должным образом ведет борьбу с ними, ради спасения людей, тот добрый воин, для чего он должен иметь веру и добрую совесть, - веру в Бога Творца, Промыслителя и Спасителя, добрую совесть, обнаруживающуюся в хорошей жизни, - в любви, целомудрии и правде. Без доброй совести и сама вера колеблется и погасает. «Когда жизнь становится достойной осуждения, тогда возникает такое же учение для оправдания порочной жизни. И можно видеть многих, которые ниспали в бездну грехов, совратились в язычество. Для того, чтобы не терзаться страхом будущего суда, они стараются убедить себя в душе, что угрозы те ложны. Такие умствования производят кораблекрушение в душе, а вера есть некотором смысле надежный корабль, и уклоняющиеся от него неизбежно терпят кораблекрушение, чему Апостол указывает и пример» (Св. Злат.).

20. Так, от не доброй совести и жизни потеряли веру в Ефесе некоторые христиане, из них особенно двое – Именей и Александр дошли даже до богохульства. – Св. Павел лично предал их во власть сатаны, отлучив от Церкви, хранимой благодатью Св. Духа, но не для того, чтобы они окончательно погибли, а, чтобы, среди мучений (напр. болезней) познали свои заблуждения и научились не богохульствовать, как было с Коринфским кровосмесником, тоже преданным сатане Св. Павлом и потом раскаявшимся, и снова принятым в Церковь (1 Кор. 5, 4; 2 Кор. 2, 6. 8).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.