Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






творческому использованию предметов.






 

 

Диагностика одарённости детей

Одним из главных направлений, как приоритетного национального проекта, так и национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», является создание системы поиска и поддержки одарённых детей.

 

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и педагогов, и это не случайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены поддержки необходимой для развития их талантов. В результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.

 

Поэтому важно начинать выявление одарённости детей уже в дошкольном возрасте. Но для этого необходимо выработать эффективные подходы к её диагностике.

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одарённость – это синдром типичных психофизиологических и социально – психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. Одарённость развивается на основе врождённых задатков - анатомо-физиологических особенностей нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей, т.е. индивидуально - психологических особенностей, отличающих одного человека от другого. Развитие одарённости происходит только в условиях деятельности и тесно связано с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

Основные психологические структурные компоненты одарённости – это доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем), возможность достижения оригинальных нестандартных решений, прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

 

При этом, чем более выражена одарённость, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает. Одарённым детям присущи особые поведенческие модели, погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, эгоцентризм, в связи с чем возникают конфликты с социальным микроокружением. Изучая причины уязвимости одарённых детей, учёные приводят следующие факторы: стремление к совершенству, ощущение неудовлетворённости, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость.

Поскольку возможна лишь одарённость к какой- либо деятельности, выделяют два вида одарённости:

-специальную, создающую возможность успеха в определённой деятельности; -общую, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

 

Дети значительно различаются по уровню одарённости. Особая, исключительная одарённость - это одарённость, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Это одарённость, что называется, видна невооружённым глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьёзные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма.

 

Гораздо меньше проблем с одарёнными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одарённые дети, но их одарённость носит более нормальный, обычный характер. Этим детям повезло с самого начала, хорошая семья, много внимания и любви родителей. Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одарёнными и обычными детьми нет, а одарённость может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

 

Указанные выше группы одарённых детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одарённые дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы» здоровее и выше своих сверстников.

По деятельности, в которой проявляется одарённость различают несколько её видов: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная.

Детей с интеллектуальной одарённостью называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одарённости: проявляются общие умственные способности или же незаурядные способности в какой – либо одной области знаний. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Дети с академической одарённостью, прежде всего, блестяще учатся. Академическая одарённость также как и интеллектуальная имеет два подвида.

Художественная одарённость проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: музыке, танце, живописи, сценической деятельности, скульптуре. Дети с этим видом одарённости не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению, и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.

Организаторская или лидерская одарённость характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Известны разные варианты лидерской одарённости: эмоциональные лидеры (своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят); лидеры действия(умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой).К сожалению незаурядные лидерские возможности детей с выраженными способностями реализуются в деятельности, не связанной с групповыми занятиями. Некоторые из них не имеют достаточной учебной мотивации и откровенно ничего не делают в детском саду. Такие дети часто рассматриваются педагогами только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Это ещё больше усугубляет проблемы и самих детей и педагогов.

Психомоторную, или спортивную, одарённость иногда связывают с пониженными умственными способностями. На самом деле это не соответствует действительности. Дети со спортивной одарённостью не всегда хорошо учатся, но это связано с недостатком времени и желания.

 

Существует ещё особая категория одарённых детей, выявление и развитие способностей которых сопряжены с дополнительными трудностями. Это дети с исключительно высоким умственным развитием, но с низкой успеваемостью, физическими недостатками (слепота и т.д.), с поведенческими трудностями (повышенная агрессивность и т.д.), с трудностями в обучении (например с дислексией, т. е. затруднениями в овладении чтением) детей из семей с низким социально-экономическим уровнем, из другой культурной среды.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную проблему. До сих пор в педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одарённость. Сторонники одной из них считают, что одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представляет собой весьма редкое качество, поэтому выявление одарённого ребёнка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Однако представители различных направлений сходятся во мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понятия «одарённость», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одарённости и о высокой ответственности педагогов и психологов за свой прогноз.

 

В последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одарённости. Вместе с тем нередко упускается из виду, что в интерпретации результатов тестирования достаточно существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к его некорректной интерпретации. Именно поэтому помимо тестов опытные психологи стараются использовать и другие методы: экспертное оценивание детей педагогами, воспитателями, родителями; оценку конкретных продуктов деятельности ребёнка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.

В нашей стране длительное время тесты были почти полностью под запретом, что негативно сказалось на разработке отечественных вариантов тестов, на проверке и качестве адаптации западных тестов, а также на обучении квалифицированных специалистов-диагностов.

Вместе с тем многие исследователи отмечают, что некомпетентное применение тестов (в первую очередь зарубежных) приводит к грубейшим ошибкам при выявлении одарённости. В связи с этим указывается на необходимость дальнейшего совершенствования диагностических процедур, более глубокого теоретического обоснования методов оценки способностей, установления зависимости результатов тестирования от социально-культурных факторов, деятельности испытуемых, специфики тех практических задач, для решения которых используются диагностические процедуры.

Известны основные требования к построению и проверке методик:

1. Стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки результатов;

2. Надёжность – устойчивость результатов при повторении опыта на одних и тех же испытуемых;

3. Валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика.

Однако даже при квалифицированном использовании лучшие тесты не гарантируют от совершения ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одарённости. Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо чётко представлять себе, что именно он измеряет, стоит ли под одарённостью понимать некий единый феномен, который можно измерить целиком, или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур. Наравне с тестами необходимо использовать и другие методы: наблюдение, беседу, анализ продуктивной деятельности и т.д. Чтобы увидеть подлинные творческие способности (креативность) детей, им нужно предлагать особую деятельность, предполагающую активное проявление их самобытности, необычного видения мира. Это могут быть нестандартные темы занятий, особые творческие задания, исследовательские проекты.

Выявление одарённых детей не должно стать самоцелью. Необходимо создать как специальную систему их поддержки, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.