Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.






Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа и т.д.).

Высокий «+», средний «±», низкий «-».

Методика «Классификация по заданному принципу»

Цель: определение уровня развития операции классификации

Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям (" Посуда", " Мебель", " Игрушки", и т.д.).

Проведение:

Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в 5 групп по разной тематике.

Пр.: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы».

Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол.

Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом».

Обработка:

Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.

Группы разложены без ошибок: «+»

Правильно разложены 3 группы: «±»

Ошибки более, чем в 3 группах «-»

 

 

Методика «Разрезные картинки».

Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления, выявление особенности развития операции сравнения.

Оборудование: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под различным углом.

Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки. Изображение не комментируется.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее».

Обработка: В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.

Обе картинки собраны правильно «+»

Только одна сложена верно «±»

Обе картинки собраны неправильно «-»

Методика «Назови одним словом»

Цель: определение уровня развития операции обобщения

Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.

1. Троллейбус, автобус, трамвай -

2. Шкаф, тумбочка, кровать -

3. Волк, медведь, заяц -

4. Синий, красный, зелёный -

5. Каша, хлеб, конфеты -

6. Роза, гвоздика, ландыш –

7. Дуб, береза, липа –

8. Сыроежка, мухомор, подберезовик –

9. Сом, карась, окунь –

10. Капуста, картошка, лук –

11. Ручка, карандаш, фломастер –

12. Рука, нога, голова -

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:

Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 12. Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:

I уровень – 13 баллов –высокий

II уровень – 11-13 - средний

III уровень – 7-11 - низкий

IV уровень – менее 7 – очень низкий

Методика «Анализ образца»

Цель: выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.

Оборудование: спички, образец человечка, сложенного из спичек.

Проведение: На столе перед ребенком выкладывается фигура человека, сделанная из спичек. Внимание ребенка на особенности образца не обращается. После выполнения задания экспериментатор открывает образец и предлагает ребенку сравнить его с тем, что получилось. В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки. При неполном исправлении ошибок, проверяющий может задавать ему наводящие вопросы.

Обработка: Оценивается правильность сложенной фигурки, учитываю то, в какую сторону повернуты головки спичек.

Образец воспроизведен точно или ребенок самостоятельно нашел ошибки и исправил их - высокий уровень «+».

Образец воспроизведен с ошибками, ребенок исправил ошибки с помощью взрослого, который фиксирует внимание на особенностях образца – средний уровень «±»

Образец воспроизведен с ошибками, ребенок не может исправить свои ошибки при активной помощи взрослого – низкий уровень «-».

 

Вывод:

Я провела диагностику на определение одарённости детей в подготовительной группе. Одарённых детей я не выявила. Дети с высоким уровнем развития.

 

 

Заключение.

На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков

распознания одаренности своих воспитанников, создание для них

оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками. А при

необходимости - указание путей обращения в школьные заведения,

работающие с одаренными детьми.

Следует помнить, что как бы не был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно

учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит

давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.

У такого ребенка трудно воспитать терпение, усидчивость и ненавязчивость.

Необходима огромная загрузка ребёнка, в дошкольном возрасте его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.

Одарённость по – прежнему остаётся загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одарённых детях – это забота развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются

программы помощи им в реализации своих способностей.

 

М, Б,

В работе были приведены ряд исследований. В целом получились не плохие результаты. Исследования показали, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети – это дети описанные в ученой литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

 

зАКЛЮЧЕНИЕ

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.
Одаренные дети обладают отличной памятью.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай.
И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

 

Литература.

1. Рабочая концепция одаренности.//Психологическая школа. [Электронный ресурс]: https://dob.1september.ru/articlef.php? ID=200501015

2. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.45-51.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский – СПб: Союз, 1997год.

 

 

Заключение

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми может вестись в 3 направлениях: развития интеллектуальных способностей ребенка, формирования адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми: методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.

Януш Корчак создал образовательную среду, ориентированную на самостоятельность и развитие инициативы каждого ребенка. Он считал, что естественная активность ребенка является важнейшим фактором его личностного развития [12, с.61]..

Развитию интеллектуальной сферы школьника (эмпирического и теоретического мышления) посвящены работы В.В. Давыдова по развивающему обучению.

Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение ребенка к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии [3, с.37]. Говоря о способностях и их развитии, следует помнить, что именно они выступают проявлениями личности. Если ребенок свободен в самореализации, в творчестве, то мы видим раскрытие способностей. При этом одаренность может органично вписаться в школьный коллектив, определяя его образ жизни, стиль поведения и взаимодействия с внешним миром. Но встречается одаренность как проблема, являющая сложные социально-психологические и внутриличностные противоречия и комплексы. На помощь в этом случае могут и должны прийти школьный психолог, знания и опыт педагога, труды отечественных и зарубежных ученых по работе с одаренными детьми.

И тогда одаренный ребенок, зная о своих способностях, уникальных качествах, данных ему природой, проявляет самоуважение, живет в ладу с внешним миром, не создает своей «гениальностью» проблем в семье, приспосабливается к образовательному и информационному пространству, извлекая для себя максимум пользы, и активно развивается, прибегая к саморазвитию, консультациям и помощи учителя.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.