Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Негативное отношение к проблеме категорий.






Этот подход возник со второй половины XIX века на таких неклассических путях философствования, как философия жизни, позитивизм, феноменология, экзистенциализм, современная аналитическая философия. Интерес к проблематике категорий здесь заметно угас. Даже возникло отрицательное отношение к ней. Это отчетливо видно, например, в высказывании Б.Рассела: " Я лично не верю, что термин " категория" может в какой-либо мере быть полезным в философии". Он считает этот термин " неясной идеей". Подобное отношение к проблематике категорий естественно в рамках того общего отрицательного отношения к классической философии, которое сложилось в эту эпоху. Так, согласно точке зрения Г. Райла, высказанной им по поводу систем категорий вообще: " есть предположение, которое вместе с Аристотелем и Кантом некритично разделяют многие философы....Предполагается, что существует конечный перечень категорий или типов, например, ровно десять /или восемь/ типов терминов или ровно двенадцать форм суждения... Это чистой воды миф" (Г.Райл. Категории. // Райл. Проблемы сознания, с.332)

Более объективна оценка идеи и проблематики категорий дается со стороны известного в философии XX века Мартина Хайдеггера: " категории суть основные слова метафизики и поэтому − имена для основополагающих философских понятий" [Хайдеггер М. Время и бытие. − М., 1993. – С. 85]. Категории в привычной мысли в большинстве " высказываются молча", " не ощущаются, не узнаются" из чего не следует, " что категории суть нечто безразличное, выдуманное...философией": " Категории суть обнаруживающие называния сущего в аспекте того, чем сущее как таковое по своему устройству является. Как такие называния, категории, собственно, опознаются при осмыслении того, что молчаливо сказывается и называется при обычном назывании и обсуждении сущего" (там же).

Как видим, Хайдеггер утверждает объективное значение категорий как выявляющих структуру мысли, самого разума и сущего как такового, которое являет в категориях " свой склад". С ознательное пользование категориями означает опору на разум и принадлежность к метафизической традиции. К разуму категории находятся в " некоем исключительном и определяющем отношении" (там же, с.86). Категории " говорят" наиболее всеобщее", что может быть сказано о сущем, " метафизика мыслит о сущем в категориях" (там же).

Хайдеггер высоко оценивает значение категорий и их исследования для прошлого. Ведь категории − это тема метафизики, но метафизика свое " отработала". Проблема новой философии − не сущее, а бытие, категории же имеют значимость именно в сфере сущего, а не в сфере истины бытия, которое осмысляется Хайдеггером в понятиях, называемых им экзистенциалами.

Разумеется, отрицательное отношение к проблематике категорий не было всеобщим. Так, у представителя философии первой половины ХХ века Э. Гуссерля мы находим достаточно отчетливую, и в общем положительную, позицию по вопросу о природе категорий. В ней можно выделить два аспекта.

Первый: категории понимаются как обозначение наивысших сущностей. Гуссерль полагает, что все случайно-индивидуальное обладает сущностью, " а тем самым − подлежащим чистому познанию эйдосом" [Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию. − М., 1999.− С.27]. Но эйдос " обретается среди сущностных истин различных ступеней всеобщности " (там же). Индивидуальный предмет обладает собственной сущностью и сущностью более высокого порядка. Например, конкретный звучащий сейчас звук имеет свою сущность и сущность звука " вообще", которая есть " момент, выглядывающий изнутри индивидуального звука" (там же). Из этого делается шаг к идее категорий, определяющей их как высшие сущности: " Всем относящимся к сущности такого-то индивида мог бы обладать и другой индивид, а высшие сущностные всеобщности...задают границы " регионов" или " категорий" индивидов" (там же, с.27-28).

Второй аспект гуссерлевского понимания категорий связан с признанием им двух пониманий бытия. Одно понимание − " традиционное", в котором бытие понимается как некое трансцендентное начало. Но благодаря феноменологической редукции " всё царство трансцендентального сознания выявилось для нас как царство бытия в определенном смысле " абсолютного" " (там же, с.158). Такое различение бытия Гуссерль называет " наирадикальнейшим из всех бытийных различений − бытие как сознание и бытие как бытие " изъявляющее" себя в сознании, бытие " трансцендентное" " /там же/. Гуссерль считает, что " учение о категориях обязано безусловно исходить из такого различения" /там же/. Поскольку, по Гуссерлю, трансцендентное и трансцендентальное бытие " сущностно сопряжены" /там же /, а категории суть высшие сущности, сущностная сопряженность двух понятий бытия должна быть понята как категориальная сопряженность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.