Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гегелевская концепция категорий






Взгляды Гегеля составляют следующий значительный, наряду с Аристотелем и Кантом, этап философской рефлексии категорий. Гегель отталкивается от идеи Аристотеля и кантовского списка категорий: " Категория, согласно этимологии этого слова и согласно дефиниции, данной Аристотелем, есть то, что говорится, утверждается о сущем" (Наука логики, с.479-480). Гегель принимает такое понимание. В различных контекстах термин " категория" Гегель заменяет другими терминами − " формы мышления", " определения мышления", " определения бытия" " чистые логические формы", " всеобщие предикаты всего" и др. Поэтому он отнесит к категориям многие понятия, например, бытие, качество, количество, форма, часть и целое, бесконечное и, конечно же, сама структура " Науки логики".

Гегель писал: «формы мышления были высвобождены от той материи, в которую они погружены в самосознательном созерцании, представлении..., эти всеобщности были выделены в нечто самостоятельное и, как мы это видим у Платона, а главным образом у Аристотеля, были сделаны предметом самостоятельного рассмотрения: этим начинается познание их" (Наука логики, с. 8-9), т.е философия. Из общего понимания форм мысли Гегелем видно, что речь у Гегеля идет о том, что благодаря самостоятельному исследованию форм мышления возникла философия, " философское познание" − " потребность заниматься чистыми мыслями". Занятие " чистыми мыслями" есть дело логики и философии. Сейчас, говорит Гегель, " переходят к пользованию категориями, они понижаются в ранге (Наука логики, с.10). Между тем, по Гегелю, остро необходима разработка категорий. Гегель критикует " доморощенное мышление", " необразованный способ рассуждения", когда пользуются категориями, не отдавая себе отчета, что их " нужно подвергнуть критическому рассмотрению, прежде чем пользоваться ими. Это призвана сделать система логики. В этой системе все категории " должны найти свое место" и быть подвергнуты " самостоятельному рассмотрению".

Опытные науки движутся в рамках обычных категорий (" например, категорий части и целого, вещи и ее свойств и т.п."), однако, их собственные успехи " постепенно выдвигают также и более высокие отношения мысли" (Наука логики, с.7-8). Речь идет о новых категориях, которые и должны исследоваться. Это есть дело логики и философии. Это, собственно, есть разработка фундамента всей философии. Именно такую задачу он ставит перед собой в " Науке логики".

Общая старая точка зрения на логику заключалась, по характеристике Гегеля, в понимании логики как изучения мышления в качестве голой формы познания. Другая сторона мышления − содержание − понималось логикой как даваемое, привносимое извне. Мысль, по Гегелю, не есть нечто принадлежащее субъективной сфере индивида, она объективна. " Это объективное мышление и есть содержание чистой науки" (Наука логики, с. 28). Категории – это формы как познающего мышления, так и самого бытия в его сущности. Они суть формы / определения мысли и бытия. Философию Канта (" критическую философию", как он обычно выражается) Гегель критикует за субъективизацию категорий. Эта философия " удалила формы объективного мышления, но оставила их в субъекте", " она не рассмотрела этих форм взятых сами по себе..., а прямо заимствовала их лемматически из субъективной логики" (4, с.24-25).

Собственную задачу Гегель видит в том, чтобы создать систему объективной логики, причем систему не мертвую, а живую, развертывающуюся, − изобразить царство мысли философски, " то есть в его собственной имманентной деятельности, или, что то же самое, в его необходимом развитии" (Наука логики, с. 6). " Формы мысли выявляются и отлагаются, прежде всего, в человеческом языке.... Во все..., что он [человек] делает своим, проник язык, а все то, что человек превращает в язык и выражает в языке, содержит в себе...некоторую категорию; в такой мере свойственно его природе логическое" (Наука логики, с. 6-7). Задача логики в том, чтобы " очистить" их и сделать осознанными. В этой системе логики все категории " должны найти свое место" и быть подвергнуты " самостоятельному рассмотрению". Такая логика " содержит в себе мысль, поскольку последняя есть также и вещь в самой себе, или вещь в самой себе, поскольку последняя есть также и чистая мысль " (Наука логики, с. 27). "...Вещь не может быть для нас ничем иным, как понятием о ней" (Наука логики, с. 11). В силу этого мысль не стоит между нами и вещами, как это получается в критической философии (у Канта). Гегель вполне признает возможность постижения истины. Поэтому в логику вводится содержание, и она становится наукой не о голых формах, а обо " всех вещах" и одновременно о формах (или определениях) мысли. Отсюда и гегелевское определение категорий как универсальных форм мышления и бытия. В этом заключалась идея тождества предмета и мысли.

Вторая важная идея − идея выработки метода – заключалась в том, что «логика принципиально отличается от всех других наук тем, что она не может воспользоваться готовыми формами рефлексии (категориями). Они ведь должны впервые получить свое обоснование в ее рамках» (Наука логики, с.19) и стать ступенями постижения истины.

Основная идея гегелевско логики – в самодвижении, саморазвертывании понятий в последовательности от простейших первых (у Гегеля такими первыми понятиями (=категориями) выступают " чистое бытие" и " чистое ничто") до высших через обнаружение в каждом понятии внутреннего противоречия, и через отрицание данного понятия новым (новой категорией). Новое понятие − более высокое, более богатое, чем предыдущее, так как оно содержит в себе старое понятие, но как снятое, т.е. содержит также и новизну. Логика выведения понятий такова: противоречащее себе понятие не переходит в нуль, а порождает новое понятие в своем самоотрицании. При этом методе " движет себя вперед содержание внутри себя" (Наука логики, с.34). " Диалектическое постижение противоположностей в их единстве", или, иначе говоря, постижение " положительного в отрицательном" (Наука логики, с.36), по Гегелю, есть важнейшая и труднейшая задача мышления на ступени разума в отличие от рассудка.

Полученная таким образом система логики будет содержать другой, нежели аристотелевский или кантовский, список категорий. Гегелевская система включает в себя как " старые" категории, то есть введенные Аристотелем или Кантом (например, качество, свойство, количество, причина, форма, необходимость и многие другие), так и новые (наличное бытие, бытие-для-одного, мера, видимость, основание, абсолютное понятие, суждение, идея, субъективность, объективность, истина и др.).

По мнению Гегеля, практическое значение логической науки заключается в том, что ее изучение – условие культуры мышления, разума, научного метода познания. Природное (естественное) мышление пользуется категориями бессознательно, стихийно, поэтому может запутываться, особенно в противоположностях. Изучение логики, длительное пребывание и работа в этом " царстве теней" " есть абсолютная культура и дисциплинирование сознания" (Наука логики, с.39).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.