Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды юридических фактов






Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий - правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты — изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты — события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются на правомерные (соответствующие предписаниям нормы) и неправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяют правовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий — приговор суда) и юридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают — художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные — на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделять кратковременные (штраф) и длящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяются простые и сложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

Различают фактические составы завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов), простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

 

46. Недействительность сделок с пороками содержания. Под содержанием сделки понимается совокупность условий, на которых она заключена. Применительно к двусторонним сделкам (безусловно, таким же требованиям должно подчиняться и содержание сделки односторонней) п. 1 ст. 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным императивными нормами закона, иных правовых актов, действующих в момент его заключения. Сделки с пороками содержания недействительны вследствие расхождения условий сделки с требованиями закона. К таковым принято относить: 1. Сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Основы правопорядка – принципы права, его основные начала, выражающие его сущность, социальную направленность и определяющие пределы осуществления прав и свобод в обществе. Основы нравственности – господствующие в условиях конкретного общества представления о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом. Такие сделки ничтожны, потому что представляют собой серьезные и опасные нарушения действующего законодательства, посягающие на государственные и общественные интересы. (Например, сделки, нарушающие монопольное право государства на продажу отдельных видов вооружения). 2. Мнимые и притворные сделки Мнимая(фиктивная) сделка ничтожна потому, что она совершается для вида, без намерения создать юридические последствия. Мнимая сделка может быть совершена в противозаконных целях(например, лжедарение) и без таких целей, но в любом случае она ничтожна. Согласно ст. 170 ГК РФ Субъекты, совершающие ее, не желают и не имеют ввиду наступление правовых последствий, порождаемых сделками такого вида. Притворная сделка – совершается с целью прикрыть другую сделку. Притворная сделка так же заключается только для вида, но, в отличие от мнимой, прикрывает другую сделку, которую стороны в действительности хотели заключить. Притворная сделка сама по себе всегда ничтожна, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила. Примером такой сделки может быть сделка дарения доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которая прикрывает куплю-продажу этой доли с целью обхода права преимущественной покупки доли другим участником общества. 3. Сделки, нарушающие требования закона или иного правового акта. В связи с последними изменениями ГК (с 1.09.13) такие сделки по общему правилу считаются оспоримыми, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Источник: https://reftrend.ru/508926.html

Коммерческое представительство 1. Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. 2. Одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. Коммерческий представитель вправе требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними. 3. Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности. Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения. 4. Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются закономи иными правовыми актами.

комм. Гендзехадзе Е.Б.

1. Коммерческий представитель — особый вид представителя. Его отличает ряд признаков, предусмотренных в комментируемой статье.
Коммерческим представителем является лицо постоянно и самостоятельно действующее, т.е. такой представитель не может быть работником представляемой организации. Вместе с тем это лицо может быть как физическим, так и юридическим, причем не ограничена организационно-правовая форма такого юридического лица.
Внутренние отношения между представляемым и представителем в этом виде представительства отличаются тем, что они могут быть построены только на договоре. Этот договор должен быть заключен обязательно в письменной форме. К его существенным условиям закон относит указание о том, что он осуществляется в сфере предпринимательской деятельности; указание наименования предпринимателя или предпринимателей, от имени и в интересах кого будут осуществляться действия; порядок распределения вознаграждения и возмещения издержек, понесенных при исполнении поручения представителем, если их возмещение не должно производиться в равных долях; при согласии сторон в сделке, которую должен заключить представитель, указание о возможности одновременного представительства от имени каждой из сторон будущей сделки.
В законе предусмотрено специальное указание о возможности оформления внешних отношений коммерческого представительства путем оговорки о полномочии в договоре, определяющем внутренние отношения представляемых предпринимателей и коммерческого представителя. Однако закон не лишает права оформить полномочие выдачей доверенности.
В отличие от коммерческого посредника основной функцией коммерческого представителя является заключение договоров в сфере предпринимательской деятельности от имени и в интересах поручивших ему это предпринимателей. Следовательно, он несет ответственность за действительность будущего договора как по содержанию, так и по форме.
2. Юридическое своеобразие коммерческого представителя и его деятельности не исключает распространения на него некоторых общих правил о представительской и предпринимательской деятельности. Коммерческий представитель обязан исполнить данное ему поручение с заботливостью обычного предпринимателя и сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.

2. Исчисление сроков Сроки, определенные периодами (отрезками) времени, исчисляются по установленным законом правилам. В соответствии со ст. 191 ГК они начинают течь на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено их начало. Например, отгрузка товара по договору поставки, заключенному 15 июня, должна быть произведена в течение 10 дней с момента его заключения. Это означает, что срок отгрузки начался с 16 июня, а потому и последним допустимым днем отгрузки следует считать 25 июня. Следовательно, момент (день), которым определено начало срока, не засчитывается в его продолжительность. Очевидно, что данное правило введено для упрощения подсчета времени течения срока (иначе его окончанием в данном случае пришлось бы считать 24 июня). По тем же причинам срок, исчисляемый годами, истекает в последнем году срока в тот же по названию месяц и в тот же по числу день, которыми определено его начало (т.е. трехгодичный срок, течение которого началось 1 июня 2001 г., истек 1 июня 2004 г., а не днем раньше), а срок, исчисляемый месяцами, истечет в последний месяц срока в тот же по числу день (т.е. трехмесячный срок, течение которого началось 30 апреля, истечет 30-го, а не 31 июля) (ст. 192 ГК). То же правило применяется к срокам, определенным в полгода или исчисляемым кварталами года (квартал признается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года, т.е. началом первого квартала считается 1 января, началом второго - 1 апреля и т.д.). В случаях, когда месяц, на который падает окончание срока, не имеет соответствующего числа, срок признается истекшим в последний день этого месяца (абз. 3 п. 3 ст. 192 ГК). Например, месячный срок, начавшийся 31 мая, истечет 30 июня, а начавшийся 31 января истечет 28 или 29 февраля. Срок, исчисляемый неделями, истекает в такой же день последней недели срока (п. 4 ст. 192 ГК). Указанные правила исчисления сроков носят императивный характер. Закон предусматривает исключение на случай, когда окончание срока приходится на нерабочий (выходной) день. В этом случае днем окончания срока в соответствии со ст. 193 ГК считается ближайший рабочий день. Данное правило не распространяется на начало течения срока, а выходные дни не исключаются при подсчете его продолжительности. Особо регламентирован порядок совершения действий в последний день срока (ст. 194 ГК). По общему правилу подлежащее совершению действие может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Это касается физических лиц и юридических лиц с неограниченным по времени режимом работы. Если же исполнение (действие) относится к организации с ограниченным сроком (режимом) работы, то срок считается истекшим в час, когда в данной организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (хотя бы организация и продолжала работу). Например, некоторые банковские операции проводятся банком до 14 часов, хотя банк прекращает работу в 18 часов. В таком случае исполнение, касающееся указанных операций, может осуществляться только до 14 часов, а иное - до 18 часов. Все письменные документы, сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются переданными в установленный срок, даже если они адресованы организации с ограниченным режимом работы.

Источник: https://speed-surf.ru/sudebnye_otvety/265-57-sroki-v-grazhdanskom-prave-ponyatie-vidy-poryadok-ischisleniya.html
© speed-surf.ru

. Общие положения права публичной собственности На основании ст. 214; 215 ГК РФ и ст. 230; 231 ГКПМР публичной собственностью признается государственная и муниципальная собственность. И соответственно, право публичной собственности включает в себя право государственной и право муниципальной собственности. Первым в терминах «публичная собственность» и «право публичной собственности» высказался в своих работах и учебнике по ГП профессор Суханов Е.А.. Однако, в ГК РФ и ГК ПМР прямо термин «право публичной собственности» не используется. Следует иметь в виду, что как, и право частной собственности, право публичной собственности - это обобщенное обозначение различий в правовом режиме объектов права собственности. Причем, если право частной собственности (по мнению Суханова) - это принадлежность материальных благ физическим и юридическим лицом (непубличной формы собственности) представляет собой нормальную ситуацию, то принадлежность благ муниципальным и государственным образованиям является особым случаем, т.к. базируется на своеобразных субъектах имущественных правоотношений, т.е. публично-правовых образованиях. Кроме того, особенностью права публичной собственности является то. что право собственности вообще представляет одинаковые возможности всем субъектам права, вместе с тем ограничения, связанные с особенностями правового режима отдельных объектов наделяют публичные образования особым объемом правомочий. Так некоторые вещи, изъятые из гражданского оборота, могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Здесь существует и обратная связь, т.е. необходимость сохранения таких особенностей за публичными образованиями в свою очередь создает необходимость дифференциации объектов права собственности в зависимости от субъектного состава. Таким образом, правовой режим некоторых вещей может определяться в зависимости от того, в чьей собственности эта вещь находится, т.е. какому публичному образованию она принадлежит. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий, позволяющих им принимать ■ нормативные акты. регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности: б) осуществление права в общих интересах. 2. Понятие права государственной собственности. Объекты и субъекты права государственной собственности На основании ст. 214 ГК РФ и ст. 230 ГК ПМР. государственной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности государству. Правом собственности в этом случае является право владения, пользования и распоряжения государством, в том числе через предприятия и учреждения, этим имуществом. Субъекты права государственной собственности Субъектами права государственной собственности на основании п. 3; 4 ст. 214 ГК РФ и ст. 125 ГК РФ. а также на основании п. 3; 4 ст. 230 и ст. 136 ГК ПМР признаются: а) в РФ субъектами государственной собственности являются: государство в целом, т.е. Федерация и. входящие в её состав республики, края, области и т.д. б) в ПМР субъектом государственной собственности является Приднестровская Молдавская Республика в целом. От имени этих государственно-публичных образований в имущественном обороте выступают: Органы государственной власти, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Юридические лица (на основании ст. 113; 114 ГК РФ и ст. 122 и 123 ГК ПМР - унитарные предприятия), на основании ст. 115 ГК РФ и ст. 124 ГК ПМР - казенное предприятие; на основании ст. 120 и 296 Г К РФ и ст. 130; 316 ГК ПМР - учреждения; на основании ст. 118 ГК РФ и ст. 128 ГК ПМР - фонды; и др. юридические лица, предусмотренные законом. Физические лица в случаях, предусмотренных законом на основании административного акта. Объекты права государственной собственности На основании Гражданского законодательства РФ и ГК ПМР, объекты гражданских прав подразделяются на: свободно находящиеся в гражданском обороте: ограниченные в гражданском обороте; изъятые из г ражданского оборота. В связи с этим, к государственной форме собственности можно отнести все объекты собственности. Что касается субъекта, обладающего правомочиями собственника на все вышеперечисленные объекты, то им могут быть лишь один субъект - это в России сама РФ, а в Приднестровье - само государство ПМР. Что касается объектов, ограниченных в обороте и свободно находящихся в гражданском обороте, то в РФ субъектами права собственности могут быть входящие в состав России, края, области и др. образования. Согласно ст. 5 Конституции ПМР. земля недра, воды, леса, а также иные природные ресурсы являются объектами исключительной собственности государства. Земельные участки могут находится в пожизненном пользовании граждан с правом наследия, при этом их предельные размеры и порядок использования определяется законом. Что касается ст. 230 ГК ПИР. то в целом эта статья соответствует статье Конституции, кроме (на наш взгляд) части второй ст. 5 Конституции, где говорится о пожизненном пользовании. Но не может быть пожизненного пользования без пожизненного владения. В РФ природные ресурсы принадлежат не только федерации в целом, но и к субъектам РФ. 3. Содержание права государственной собственности Содержание права государственной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Право государственной собственности, как право собственности вообще, принадлежит той или иной социальной общности людей или народа в целом. Каждый член общества имеет разные правовые состояния по отношению к этой собственности. Т.е. с одной стороны он находится в состоянии принадлежности к тем или иным социальным общностям, к которым они принадлежат. С другой стороны, каждый член общества выступает в качестве оборонного лица, причем независимо принадлежит эта собственность к этим общностям или нет. Право хозяйственного ведения Право хозяйственного ведения как способ осуществления права государственной собственности. По мере развития рыночных отношений, роль права хозяйственного резко ограничена в связи с переходом целого ряда предприятий в частную собственность. В ПМР этот процесс пока приостановлен. Если раньше право полного хозяйственного ведения предоставляло большие полномочия несобственнику, то право хозяйственного ведения таких правомочий несобственнику не предоставляет, тем самым оставляя большие правомочия собственнику. В настоящее время, право хозяйственного ведения не предоставляет право несобственнику полного распоряжения недвижимостью. Вместе с тем, несобственник полностью отвечает по своим обязательствам. Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных законом. Имущество, не относящееся к недвижимому, может быть использовано предприятием по своему усмотрению, в том числе, и для создания юридического лица, придав ему статус другого унитарного предприятия. В данном случае, материнское предприятие несёт субсидиарную ответственность по обязательствам дочернего, при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана материнским. Право оперативного управления При праве оперативного управления, согласно ГК РФ и ГК ПМР, субъектами права оперативного управления являются казённые предприятия, а также учреждения. Коренное предприятие может быть создано по решению правительства. Казенное предприятие осуществляет оперативное управление имуществом, собственником которого является лишь само государство. Собственнику в этом случае, предоставляется право изъять излишнее неиспользуемое или недостаточно используемое, или использованное не по назначению имущество и распорядится им по своему усмотрению. Казенные предприятия без согласия собственника не в праве распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Производимая коренным предприятием продукция, реализуется этим предприятием самостоятельно. Прибыль от реализованной продукции, выполнения работ и оказания услуг, на основе представленных коренному предприятию правомочий, направляется на выполнение плана заказа, плана развития предприятия, а также на другие производственные цели. Оставшаяся прибыль подлежит перечислению в бюджет. Ответственность казенного предприятия распространяется на обязательства по закрепленному за ним имуществу, но не распространяется на обязательства собственника имущества. Однако, в случае недостачи имущества при выполнении своих обязательств. предприятие несёт ответственность, но уже субсидиарную, совместно с Федерацией (с ПМР). Что касается учреждений, то право оперативного управления здесь уже. чем право оперативного управления казенных предприятий. Они не в праве отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Учреждения отвечает только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если этих средств недостаточно, то субсидиарную ответственность вместе с ним несет собственник. Закон допускает предоставление права учреждению заниматься деятельностью, приносящей доходы. Полученные доходы и приобретенные вещи или иное имущество может подлежать самостоятельному распоряжению по усмотрению учреждения. 4. Понятие права муниципальной собственности. Субъекты н объекты права муниципальной собственности Ст. 215 ГК РФ и ст. 231 ПК ПМР муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Субъекты права муниципальной собственности Субъектами нрава муниципальной собственности являются городское и сельское население и другие муниципальные образования на основании вышеперечисленных статей. На основании п. 2 этих же статей и ст. 125 ГК РФ и ст. 136 ГК ПМР от имени муниципальных образований в гражданском правоотношениях выступают органы местного самоуправления, в рамках их компетенции. Объекты права муниципальной собственности Природные ресурсы могут быть объектами права муниципальной собственности, в рамках правомочий. Если объекты права государственной собственности четко перечислены в законе либо закон указывает на их конкретные признаки и др. черты. То в отношении муниципальной собственности таких жёстких критериев нет. Таким образом, объектами муниципальной собственности являются все объекты публичной собственности, не подпадающие под признаки права государственной собственности. Также как и в перечне объектов права государственной собственности, и в перечне объектов, составляющих право муниципальной собственности, в первую очередь закон называет бюджетные средства. К объектам муниципальной собственности могут относиться объекты, свободно участвующие в гражданском обороте, и объекты, ограниченные в обороте. 5. Содержание права муниципальной собственности Согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ и ч. 3 ст. 231 ГК ПМР, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК. Исходя из общих начал права собственности, муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками гражданских правоотношений. Тем

Источник: https://reftrend.ru/370874.html

Право государственной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление.

 

История государственной собственности: В советское время ее обозначали как «общенародную собственность», «достояние многонационального народа СССР» (Конституций СССР). Это было декларативное, неправовое понятие.

Современное законодательство придает этому явлению правовую определенность: как субъективное право конкретного публичного образования на принадлежащее ему, закрепленное за ним, обособленное имущество. Право это обладает всеми признаками права собственности: оно абсолютное (ему противостоят все прочие субъекты, в том числе и прочие публичные образования, независимо от иерархии); вещным, с абсолютной защитой и набором правомочий.

Но этому проявлению единого по своей природе праву собственности свойственны некоторые особенности. Они предопределены его принадлежностью к праву публичной собственности. Публичный собственник, в отличие от частных, не имеет своего «частного» интереса. Его интерес – общее благо, польза для населения, граждан. Поэтому право публичной собственности характеризуется рядом особенностей: приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения, объектами, которые в соответствии с п.3 ст. 212 ГК РФ устанавливаются законами.


Субъекты права государственной собственности указаны в п. 1 ст. 214 ГК РФ: РФ (субъект права федеральной собственности) и субъекты РФ (субъекты права собственности субъектов РФ).

Объекты права государственной собственности – общее представление о них, точнее об их классификации дает ст. 212-214 ГК РФ:

-по натуральному воплощению законодатель выделяет природные ресурсы (земля и прочие) и другое имущество, в том числе средства соответствующих бюджетов;

-по оборотоспособности специально указаны виды имущества, которые могут находится только в государственной или муниципальной собственности (изъяты из оборота);

-по наличию вещных прав на это имущество у других лиц: закрепленное и незакрепленное за государственными предприятиями и учреждение во владение, пользование и распоряжение. Незакрепленное называется казной.

Само же отнесение государственного имущества к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК), которого нет. Но подзаконные правовые акты дают следующую картину объектов, которые отнесены к федеральной собственности:

1)объекты, составляющие основу национального богатства страны (природные ресурсы);

2)имущество, необходимое для функционирования федеральных органов (органов управления, власти, суда и т.д.);

3)для обеспечения безопасности государства (оборона, государственный резерв и др.);

4)для решения общенациональных задач.

В настоящее время, как отмечает в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 г.) Правительство РФ, необходимо оптимизировать состав этого имущества, избавляясь от того, которое не соответствует целям участия государства в хозяйственных отношениях, его стратегическим задачам (приватизировать, передать в ведение субъектов РФ, муниципальных образований).

Объекты права собственности субъектов РФ: предприятия как имущественные комплексы; социально-культурные комплексы, объекты в сфере здравоохранения, образования; нежилые здания, сооружения; ценные бумаги и иное.

Российская Федерация и ее субъекты, каждый отдельно, организуют специальный учет объектов права собственности (недвижимого и движимого имущества) и ведут их реестр по соответствующим правилам. Его для РФ ведет Министерство имущественных отношений, а для субъекта РФ – уполномоченные тем органы (комитет по управлению имуществом). Этот реестр не заменяет Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, который ведут учреждения юстиции. Это вид специального учета. Значение: п. 3 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г. «Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр». Спор по их поводу возможен и разрешается судом.


 

Основания возникновения права государственной собственности (общегражданские и специальные):

А) В силу закона (преемство в части имущества СССР, природные ресурсы (недра, леса – объявляются государственной собственностью и какого-то иного специального акта не требуется);

Б) Перераспределение государственного имущества между РФ и субъектами РФ в административном порядке на основании постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. (в порядке разграничения): все объекты – отнесены к государственной собственности, часть из них подлежит передаче муниципальным образованиям (по Перечню № 3), часть может быть передача субъектам РФ (по Перечню № 2, а также объекты, не попавшие ни в один из этих перечней). Порядок передачи административный и определен распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. «Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»: представительный орган власти субъекта РФ утверждает перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъекта РФ, и представляет в Мингосимущество РФ для проверки его законности и регистрации. Мингосимущество регистрирует правильно составленный перечень и направляет его Правительству РФ для утверждения. Объекты по перечню считаются переданными в собственность субъекта РФ с момента принятия решения Правительством об утверждении перечня или по истечении 3-х месяцев с момента регистрации Перечня в Мингосимуществе, если решение так и не было принято.

3) Налоги, сборы.

4) Изъятие имущ ество у частных собственников помимо их воли по основаниям, указанным в законе: у лица, которому в силу закона имущество не может принадлежать (ст. 238 – государственная собственность); изъятие земельных участков для государственных нужд (ст. 239); выкуп государством бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240); реквизиция (ст. 242 государственная собственность); конфискация (ст. 243); национализация.

5) Присвоение такого бесхозяйного имущества как клады (ст. 233 – памятники истории и культуры).

6) наследование вымороченного имущества (ст. 1151 ГК РФ – в собственность РФ).

Прекращение права государственной собственности(особенности оснований и последствий):

1) Ограничение применения общегражданских оснований прекращения права собственности (вместо них, как правило, специальные: в порядке приватизации, в порядке передачи религиозным организацим находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, разграничения, в порядке передачи находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры).

2) Запрет отчуждения имущества, изъятого из оборота.

3) Особенности прекращения права собственности в связи с обращением взыскания по обязательствам публичных образований:

- п. 1 ст. 125 ГК – обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускаются в случаях, предусмотренных в законе, т.е. не допускается («иммунитет»);

- п. 1 ст 126 ГК – отвечает всем имуществом, кроме имущества, закрепленного на ПХВ и ПОУ за государственными предприятиями и учреждениями;

- особые правила обращения взыскания на бюджетные средства публичных образований (бюджетное законодательство, пост Правительства РФ от 22.02.2001 г. № 143)

Осуществление права государственной собственности зависит от вида имущества, от того, относится ли оно к закрепленному или незакрепленному. Во всяком случае от имени РФ или субъекта РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях, предусмотренных законами и нормативными актами – органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 1 и 3 ст. 125, п 3 ст. 214 ГК).

Осуществление права федеральной собственности:

- Правительство РФ (ст. 116 Конституции, ФЗ).

- Федеральные органы исполнительной власти (Министерство имущественных отношений – учредитель от имени государства, принимает решение о реорганизации, арендодатель, осуществляет контроль за использованием закрепленного имущества, организует выполнение прогнозного плана приватизации); федеральные органы исполнительной власти по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях (утв. уставы, назначают руководителей, принимают решение о создании и др.); Российский фонд федерального имущества (владеет имуществом до приватизации, продает имущество). Споры между соответствующими органами по вопросам распоряжения объектами федеральной собственности неподведомственны суду, и являются спорами о компетенции, а она определяется положениями об этих органах (п. 5 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г.).

Осуществление права собственности субъектов РФ органы, которые созданы в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ФЗ от 6 октября 1999 г.). В Кемеровской области они определены Уставом (от 9 апреля 1997 г.); Законом «О схеме управления Кемеровской областью» от19 октября 2001 г. и Законом «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области» от 20 июля 1998 г. Органы:

- представительные (Областной Совет нардепов) уст. Порядок управления, принимают решения о передаче имущества Кемеровской области иным публичным образованиям.

- Исполнительные органы Кемеровской области: Администрации Кемеровской области (Губернатор: принимает решения о приобретении и отчуждении имущества в государственную собственность Кемеровской области; принимает решения о создании, реорганизации и прекращении деятельности предприятия, учреждений, организаций государственной собственности Кемеровской области; принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.. Управления Администрации области (департаменты): вносят Губернатору области предложения об учреждении, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций области, вносят Губернатору области предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; вносят на утверждение комитета по управлению государственным имуществом области уставы предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области (исходя из принципа отраслевой принадлежности), если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области: ведет реестр государственной собственности Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственной собственности Кемеровской области, в порядке, установленном действующим законодательством, оформляет предложения о передаче объектов федеральной, муниципальной собственности в государственную собственность Кемеровской области, а также предложения о передаче объектов из государственной собственности Кемеровской области в федеральную, муниципальную собственность, по поручению Губернатора выступает учредителем предприятий, учреждений, организаций, созданных на основе государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; утверждает уставы предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; по поручению Губернатора области назначает на должность и освобождает от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; по поручению Губернатора заключает, изменяет, расторгает контракты с руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Оформляет закрепление имущества области в хозяйственное ведение и оперативное управление, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным предусмотренным законом способом. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к государственной собственности Кемеровской области имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам. В случае нарушения установленных правил владения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством. Выступает арендодателем объектов государственной собственности Кемеровской области, в соответствии с действующим законодательством проводит конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды объектов государственной собственности Кемеровской области.

Фонда имущества Кемеровской области (Кузбассфонд), является уполномоченным органом, осуществляющим заключ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.